Научная статья на тему 'Инспекционная проверка: платные дополнительные образовательные услуги'

Инспекционная проверка: платные дополнительные образовательные услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОКУМЕНТАЦИЯ / ВИДЫ УСЛУГ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ДОСТОВЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / DOCUMENTATION / SERVICES / REGULATION / PAID AND FREE EDUCATIONAL SERVICES / AUTHENTIC RELATIONS / LICENSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровик Владимир Григорьевич

Платные и бесплатные образовательные услуги. Документация. Соответствие договорных отношений законодательству. Лицензирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инспекционная проверка: платные дополнительные образовательные услуги»

ИНСПЕКЦИОННАЯ ПРОВЕРКА: платные дополнительные образовательные услуги

Владимир Григорьевич Боровик,

заместитель начальника отдела Управления надзора и контроля Рособрнадзора

В 2009/10 учебном году платные дополнительные образовательные услуги оказывали 4904 общеобр >азовательных учреждения, а воспользовались этими услугами 793 731 учащихся (в 2008/09 учебном году такие образовательные услуги были оказаны 792 209 учащимся).

Что нужно знать директору школы о проверке оказания платных дополнительных образовательных услуг?

• документация • виды услуг • регламентация • платные и бесплатные образовательные услуги • достоверные отношения • лицензирование

Направления, по которым проводится проверка

Проверка деятельности школы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг проводится по направлениям:

• наличие и виды платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой;

• регламентация этих услуг в уставе школы;

• лицензирование таких услуг, если их реализация сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании или квалификации;

• соответствие договорных отношений и порядка предоставления

платных дополнительных образовательных услуг законодательству; соответствие содержания этих услуг требованиям Закона РФ «Об образовании».

Перечень документов, анализируемых во время проверки:

• устав и локальные акты школы по вопросам оказания платных дополнительных образовательных услуг;

• лицензия на право ведения основной образовательной деятельности;

• лицензия на ведение дополнительной образовательной деятельности, если эта деятельность сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации;

• договора на оказание платных образовательных услуг;

• учебный план школы;

• дополнительные образовательные программы, программы специальных курсов, циклов дисциплин.

Виды платных дополнительных образовательных услуг

Право школы оказывать платные дополнительные образовательные услуги установлено Законом РФ «Об образовании» (статьи 41, 45). Статьёй 45 Закона РФ «Об образовании» определён перечень подобных услуг, к которым относятся обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Правилами оказания платных образовательных услуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505, предусмотрена ещё одна услуга — подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приёму учащихся.

В действительности спектр платных образовательных услуг школ значительно шире и включает как платные образовательные услуги в рамках основных образовательных программ, так и дополнительные платные образовательные услуги. Основные из них: реализация основных образовательных программ в учреждениях профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение за счёт юридических и физических лиц; изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом; репетиторство; курсы по подготовке к школе, к поступлению в учреждения профессионального образования, по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы), повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей; кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, ви-

део-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам; студии занятия живописью, графикой, скульптурой, народными промыслами; секции для занятий волейболом, баскетболом, хоккеем, фигурным катанием, лёгкой атлетикой, теннисом, лыжной подготовкой; организация досуга учащихся (дискотеки, клубы по интересам, лектории, театр, концертная деятельность, организация экскурсий, туристических походов).

К платным образовательным услугам не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных программ, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углублённым изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счёт часов, отведённых в основных общеобразовательных программах.

Регламентация платных дополнительных образовательных услуг в Уставе школы

Законом РФ «Об образовании» (пункт 1 статьи 13) установлено, что в уставе школы должны быть указаны цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ, основные характеристики организации образовательного процесса. К основным характеристикам относятся: наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); порядок регламентации и оформления отношений школы и учащихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).

В соответствии с пунктом 38 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, школа в соответствии со своим уставом может работать по дополнительным образовательным программам и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включённые в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих её статус. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом школы.

Проведённый во время проверок анализ уставов школы показывает, что в них часто отсутствует перечень платных дополнительных образовательных услуг, хотя эти услуги оказываются. Бывает и наоборот: в уставах школы есть перечень платных дополнительных образовательных услуг, но их не оказывают: это значит, что школа не выполняет своих обязательств.

В ряде случаев в уставах школ вместо перечня платных дополнительных образовательных услуг записывается формулировка статьи 45 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги». Эта запись не несёт необходимой информационной нагрузки, поскольку из неё не следует, что обозначенное в уставе право оказывать платные дополнительные образовательные услуги осуществляется в данной школе. В этом случае можно констатировать, что выполнение пункта 2 статьи 16 Закона РФ «Об образовании» об ознакомлении при приёме ребёнка в школу его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом школы, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации школы, основными образовательными программами и другими документами — это в данной школе просто формальность.

Во многих случаях в уставах школ указание о перечне платных дополнительных образовательных услуг тоже превратилось в формальность, простое перечисление услуг, предусмотренных статьёй 45 Закона РФ «Об образовании». При этом в уставах не указаны дополнительные образовательные услуги, которые в действительности оказывает школа.

Встречается в уставах и такая запись: «Образовательное учреждение реализует дополнительные образовательные услуги (в том числе платные)». Подобная запись некорректна, поскольку подпункт 5«ж» пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» предусматривает обозначение именно платных услуг в Уставе, и, следовательно, информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о том, какие услуги могут быть предоставлены на платной основе и какие — на бесплатной. В таком случае о бесплатных дополнительных программах и услугах (статья 14.6 Закона РФ «Об образовании») в уставе должна быть сделана отдельная запись.

В уставах школ часто встречается недостаточно чёткая формулировка: «внеурочная работа с учащимися ведётся с учётом возможностей школы, пожеланий детей и родителей с привлечением учителей школы, руководителей кружков, секций, а также специалистов за дополнительную плату родителей» — эта запись свидетельствует о недифференцированном понимании Закона об образовании, при котором не разграничиваются: платные и бесплатные дополнительные услуги; услуги в процессе внеурочной работы и на уроках.

В нарушение подпункта 5«ж» пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в уставах школ встречаются ссылки на то, что перечень и порядок предоставления платных дополнительных образовательных услуг регламентируются органом управления школы отдель-

ным локальным актом. Такие локальные акты, как правило, не регистрируются в качестве приложения к уставу школы, а это нарушение пункта 3 статьи 13 Закона РФ «Об образовании».

Ещё один недостаток уставов с точки зрения регламентации платных дополнительных образовательных услуг: в уставах не устанавливается запрет на занятия репетиторством с учащимися данной школы. В то же время на практике педагоги занимаются репетиторством с отстающими, что является нарушением пункта 3 статьи 45 Закона РФ «Об образовании», согласно которому платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. В устав необходимо вносить уточняющую запись о праве занятий репетиторством с учащимися другого образовательного учреждения.

В уставах также не оговаривается добровольность и индивидуальный порядок заключения договоров на оказание платных дополнительных образовательных услуг, принцип установления оплаты услуги, порядок этой оплаты. В уставах не всегда устанавливается порядок расходования финансовых средств, полученных школой в результате оказания платных образовательных услуг.

Соответствие договорных отношений законодательству

В соответствии с подпунктом 5«ж» пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» платные дополнительные образовательные услуги должны предоставляться на договорной основе. Договор о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг между школой и законными представителями учащихся либо самими учащимися заключается в соответствии с общими правилами гражданского законодательства. Договор на оказание платных дополнительных образовательных услуг — это договор возмездного оказания услуг, подпадающего под действие главы 39 Гражданского кодекса РФ (статьи 780 — 782), а также Закона РФ «О защите прав потребителей». Требования к по-

рядку заключения договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг регламентированы Правилами оказания платных дополнительных образовательных услуг. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что школа должна оказать платные образовательные услуги в полном объёме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а при наличии свидетельства о государственной аккредитации — и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями.

Перед заключением договора школа обязана предоставить потребителю достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а именно:

• о наименовании и месте нахождения (адресе) исполнителя, о наличии лицензии на право вести образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия,

а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

• об уровне и направленности реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формах

и сроках их освоения;

• о перечне образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечне дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядке их предоставления;

• о стоимости образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимости образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядке их оплаты;

• о порядке приёма поступающих и требованиях к ним;

• о форме документа, который выдаётся по окончании обучения.

По требованию потребителя школа обязана также предоставить для ознакомления: устав, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении; лицензию на ведение образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; адрес и телефон учредителя (учредителей), органа управления образованием; образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг; основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору; дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Договор заключается только в письменной форме и должен содержать: наименование школы и место её нахождения (юридический адрес); фамилию, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; сроки оказания образовательных услуг; уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты; другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг; должность, фамилию, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени школы, его подпись, а также подпись потребителя.

Также необходимо наличие в договоре разделов, посвящённых правам, обязанностям и ответственности сторон.

С сотрудниками, участвующими в процессе предоставления платных услуг, заключаются трудовые соглашения.

Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до окончания исполнения сторонами обязательства.

На оказание услуг, связанных с обеспечением содержания ученика в школе во время оказания дополнительных образовательных услуг (по организации питания, медицинского обслуживания, охраны, доставки ученика в школу и домой транспортом школы и т.д.), составляется отдельный договор. Наименование и количество дополнительных образовательных услуг следует указывать в приложении, которое становится неотъемлемой частью договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг. В приложении при этом указывается наименование учебных дисциплин, формы проведения занятий и количество учебных часов.

Договора не всегда содержат пункты о соблюдении прав потребителей на надлежащую информацию об исполнителях услуг (школах) и образовательных услугах, предоставляемую при заключении договора на оказание платных образовательных услуг, о соблюдении прав потребителей на их полноту, качество и безопасность.

Наиболее распространённые недостатки при оформлении договоров на оказание платных дополнительных образовательных услуг, ущемляющие права потребителей:

• в нарушение пункта 14 Правил оказания платных дополнительных образовательных услуг в договоре не указываются сроки оказания образовательных услуг;

• в договорах отсутствуют регламентация условий и порядка оплаты дополнительных образовательных услуг (в договорах содержится, как правило, лишь упоминание

о том, что родители «с условиями и порядком оплаты ознакомлены»), что даёт школе возможность в одностороннем порядке повышать размер оплаты и устанавливать иные, невыгодные потребителям условия и порядок оплаты;

• не предусматривается порядок оплаты занятий при отсутствии ученика на занятиях, в том числе по уважительным причинам (уменьшение суммы оплаты, зачёт уплаченных сумм в следующем периоде);

• включение в договоры права школы в одностороннем порядке расторгать договор

в случаях, когда ученик не выполняет учебный план либо пропускает занятия или при нарушении заказчиком других несущественных условий договора (статья 310 Гражданского кодекса);

• ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин (статья 782 Гражданского кодекса);

• включение в договор условия о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо об их возврате со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя, а также установление штрафа за такой отказ;

• наличие в договорах условий, ущемляющих права потребителей;

• установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачётов, итоговую аттестацию;

• установление в договорах, помимо платы за обучение, безвозмездных единовременных сумм на содержание школы (противоречит пункту 8 статьи 41 Закона РФ «Об образовании»).

При оформлении договорных отношений следует иметь в виду, что Гражданский ко декс предусматривает разные для заказчика

и исполнителя юридические последствия одностороннего расторжения договора возмездного оказания услуг. Если исполнитель, досрочно расторгший договорные отношения, по закону должен полностью возместить заказчику все понесённые им в результате этого убытки, то на заказчика в случае одностороннего расторжения договора по его инициативе возлагается обязанность возместить исполнителю лишь расходы, понесённые им в связи с исполнением настоящего договора.

Бывает, что в договорах неоправданно сужены обязательства администрации школ, которые ограничиваются лишь обязанностью предоставить помещение для оказания дополнительных образовательных услуг (в определённое время или на определённый срок), а также оплатить труд исполнителей. Вместе с тем, согласно действующему законодательству администрация школы несёт перед заказчиком (учащимися и родителями) ответственность за качество и безопасность образовательных услуг, что вытекает из юридической природы самого договора о возмездном оказании услуг (статья 781 Гражданского кодекса РФ), а также из компетенции школы, регламентированной статьёй 32 Закона РФ «Об образовании». Таким образом, в качестве обязательного условия договора должно быть предусмотрено обязательство администрации школы осуществлять текущий контроль за работой исполнителя. Фиксация этой обязанности в договоре имеет стимулирующее значение для надлежащего исполнения школой договорных обязательств.

Лицензирование платных дополнительных образовательных услуг

В соответствии с законодательством образовательная деятельность подлежит лицензированию. В приложении

(приложениях) к лицензии на право вести образовательную деятельность указываются направления подготовки, специальности, образовательные программы, по которым ведётся платная образовательная деятельность. Если такая деятельность не предполагалась, администрации школы (до начала оказания платных дополнительных образовательных услуг) необходимо внести изменения в приложение к лицензии.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, не подлежат лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки. Однако профессиональная подготовка учащихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг возможна в школах только при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на этот вид деятельности, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями (пункт 8 статьи 19 Закона РФ «Об образовании»).

Таким образом, школа вправе вести без лицензии только образовательную деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров. При этом такое обучение не должно сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Оказание любых иных платных образовательных услуг требует предварительного получения лицензии.

Соответствие содержания и порядка предоставления платных дополнительных образовательных услуг требованиям Закона РФ «Об образовании»

Платные дополнительные образовательные услуги школа должна оказывать только по желанию учащихся. Навязывать такие услуги незаконно и недопустимо. Отказ ученика от предлагаемых платных образовательных услуг не может стать причиной уменьшения объёма предоставляемых ему школой основных образовательных услуг.

Платные дополнительные образовательные услуги должны оказываться за пределами образовательных услуг, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. Разумеется, речь идёт об объёмах услуг, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, а не о перечне изучаемых дисциплин. Подготовка по углублённым, расширенным программам (т.е. в более широком объёме, чем предусмотрено стандартами) может быть платной и по дисциплине, которая бесплатно преподаётся в школе в рамках образовательного стандарта. Школа может оказывать бесплатные услуги в рамках стандарта и задания учредителя и оказывать платные услуги за рамками стандарта (более углублённое, чем предполагается стандартом изучение учебной дисциплины).

Если школа берёт плату за оказание тех услуг, которые финансируются из бюджета и должны быть бесплатными (либо частично платными) для учащихся, это незаконно. Полученные школой от подобной деятельности средства изымаются учредителем в его бюджет. В то же время решение учредителя об изъятии таких средств может быть обжаловано в суде. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.