Вопросы качества образования
В.И. ТАЛАНЦЕВ
Платные образовательные услуги: права и обязанности потребителей и исполнителей
Рассматриваются актуальные вопросы защиты прав потребителей при оказании платных образовательных услуг в рыночных условиях. Приводятся примеры наиболее часто встречающихся случаев нарушений потребительского законодательства в этой сфере предпринимательской деятельности.
В условиях развития рыночных отношений в экономике все большее значение приобретает удовлетворение потребностей граждан не столько в товарах, сколько в разнообразных платных услугах. Развитие рынка услуг связано с удовлетворением постоянно растущих запросов населения. При этом сложилась устойчивая тенденция как роста объема спроса на услуги, так и увеличения их предложения со стороны все возрастающего числа исполнителей. На этом сегменте рынка реально действует основной рыночный закон - закон спроса и предложения. Такая рыночная ситуация характерна, прежде всего, для следующих видов платных услуг: туризма, в том числе международного, зрелищных, медицинских, ремонтных, бытовых, транспортных, информационных, образовательных и др.
Особое место среди платных услуг занимают образовательные в силу своей специфики. К их особенностям относятся:
• нематериальный характер;
• удовлетворение индивидуальных запросов потребителей;
• наличие вариантов бесплатного и платного образования;
• получение по итогам оказания услуги определенного объема знаний;
• выдача по окончании обучения специального документа;
• отсутствие в ряде случаев индивидуальных контактов между исполнителем услуг и их потребителем;
• наличие стандартов образования;
• продолжительность по времени процесса оказания услуги; и др.
В настоящее время в Российской Федерации сложилось два вида
образовательной деятельности: финансируемая за счет средств бюджета
(федерального, регионального, местного) - бесплатные образовательные услуги; платная образовательная деятельность.
Если первый вид деятельности является традиционным и не связан с письменными договорными отношениями между учебным заведением и обучающимся, то платная образовательная деятельность - явление для российской действительности сравнительно новое и неоднозначно понимаемое как образовательными учреждениями, так и гражданами, изъявившими желание получить образование «за деньги». При этом кардинально меняются взаимоотношения между двумя сторонами образовательного процесса.
При платном образовании на рынке действуют два равноправных партнера - учебное заведение, продающее услугу, и гражданин, получающий образование, а фактически - покупающий услугу.
Такие отношения рассматриваются как товарно-денежные, договорные и регламентируются специальным законодательством, в том числе: Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. «Об образовании» (с изменениями от 8 декабря 2003 г.); Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями от 7 июля 2003 г.); Законом Российской Федерации от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей» (с изменениями от 17 декабря 1999 г.); Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изменениями от 1 апреля 2003 г.); и др.
Учебные заведения в России получили законное право оказывать платные образовательные услуги, но с определенными ограничениями.
Так, согласно ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям дополнительные платные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и т.д.), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
При этом существует ограничение: платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Данный закон разрешил образовательным учреждениям любого вида (дошкольным, средним, профессиональным и т.п.) оказывать дополнительные платные услуги, что существенно расширило спектр образовательных услуг, дало возможность заработать дополнительные средства на оплату труда преподавателей, укрепление материальной базы учебного заведения, удовлетворение спроса потребителей на новые услуги.
Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» существенно расширены права и возможности вуза в области платного профессионального образования. Так, согласно ст. 29 указанного закона высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области об-
разования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности. Из этого следует, что платная образовательная деятельность должна быть обязательно предусмотрена уставом высшего учебного заведения.
Государственное или муниципальное высшее учебное заведение вправе осуществлять подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. Такая платная подготовка осуществляется сверх контрольных цифр по бесплатному обучению, установленных для данного вуза его учредителями.
Договорные отношения учебного заведения с обучающимися по оказанию платных образовательных услуг регламентируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На рынке платных образовательных услуг действуют исполнители услуг и их потребители.
Под исполнителем услуг, согласно упомянутым Правилам, понимаются государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Обязательным условием для исполнителя является наличие соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Потребителем образовательных услуг являются организация или гражданин, имеющие намерение заказать либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично.
Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления определяется уставом образовательного учреждения. При этом устав должен быть доступен потребителям услуг.
Потребителям образовательных услуг следует иметь в виду очень важный момент - платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Это означает, что учебное заведение должно четко разделить два направления своей образовательной деятельности: бюджетная, т.е. бесплатная для обучающихся, и платная, осуществляемая на основании возмездных договоров с потребителями. Набор слушателей (студентов) на платное обучение должен производиться сверх контрольных цифр, установленных учредителями учебного заведения и обеспеченных бюджетным финансированием.
При оказании платных образовательных услуг каждый участник (исполнитель и потребитель) несет обязанности и имеет права.
Исполнитель обязан:
1. Обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а при наличии свидетельства о государственной аккредитации - в соответствии с государственными образовательными стандартами. При этом требования государственного образовательного стандарта по специальности обязательны для любого выпускника образовательного учреждения, независимо от формы обучения (очная, заочная, вечерняя, дистанционная и др.) и наличия или отсутствия договора на платное образование.
2. До заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация об исполнителе должна содержать сведения о наименовании и месте нахождения (юридическом адресе) учебного заведения, о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего.
При этом следует иметь в виду, что образовательную деятельность могут осуществлять только некоммерческие организации или лица, занимающиеся индивидуальной педагогической деятельностью. Это означает, что различного рода коммерческие организации (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и иные) не вправе заниматься оказанием образовательных услуг. Такая деятельность, в случае ее реализации, является незаконной.
Информация об оказываемых услугах включает:
• уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
• перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
• стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты.
Указанная информация об исполнителе и оказываемых услугах, а также сведения о порядке приема с указанием требований к поступающим и о форме документа, выдаваемого по окончании обучения, доводится до сведения потребителей путем ее размещения в доступном и удобном для обозрения месте (на стендах, планшетах, в специальных папках и т.п.). Такие сведения должны быть доступны для потребителя услуг, в том числе для потенциального потребителя, в течение всего времени работы учебного заведения, а не только в период работы приемной комиссии или в часы работы деканатов, отделов и иных служб исполнителя услуг.
По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить дополнительную информацию:
• устав образовательного учреждения;
• адрес и телефон учредителя образовательного учреждения;
• образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
• основные и дополнительные образовательные программы, стоимость обучения по которым включается в основную плату по договору;
• дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;
• перечень платных образовательных (основных и дополнительных) услуг, предоставляемых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
• другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения (персональный и квалификационный состав преподавателей, учебные планы по специальностям, формы контроля знаний, содержание производственных практик, наличие учебных лабораторий, их оснащенность, наличие общежитий, точек питания и др.).
3. Соблюдать утвержденный им учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. Все предусмотренные учебным планом дисциплины и виды занятий должны быть обязательно включены в расписание занятий и фактически исполнены.
4. Заключать в письменной форме договор на оказание платных образовательных услуг. При этом исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных Правилами приема в образовательные заведения и иными нормативными правовыми актами. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг утверждена Приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 3177, который зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г.
Потребитель обязан:
1. Оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. При этом образовательным учреждением должен быть выдан потребителю документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.
2. В полной мере выполнять требования устава образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, посещать все виды аудиторных занятий (если иное не оговорено в договоре).
Исполнитель вправе:
1. Самостоятельно осуществлять образовательный процесс, выбирать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания в пределах, предусмотренных уставом образовательного учреждения.
2. Не приступать к оказанию образовательной услуги или приостанавливать ее исполнение для конкретного потребителя в случае неоплаты услуги в установленный срок.
Потребитель вправе:
1. Получать полную и достоверную информацию по всем вопросам, касающимся процесса обучения в образовательном учреждении, путем обращения к его работникам.
2. Получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений и навыков, а также критериях этой оценки.
3. Пользоваться имуществом образовательного учреждения, необходимым для осуществления учебного процесса.
4. Пользоваться дополнительными образовательными услугами, не входящими в учебную программу, на основании отдельно заключенного договора.
5. Принимать участие во всех мероприятиях, организуемых образовательным учреждением.
6. Получать по окончании обучения и прохождении всех видов аттестационных испытаний документ об окончании образовательного учреждения согласно заключенному договору.
При этом необходимо иметь в виду, что документ государственного образца с соответствующей государственной символикой имеют право выдавать только образовательные учреждения и организации, прошедшие государственную аккредитацию и имеющие соответствующее свидетельство.
Каждая из сторон несет ответственность за надлежащее выполнение взятых на себя обязательств, которые определены не только заключенным договором, но и действующим законодательством. При этом пункты договора, не соответствующие законодательству, не имеют юридической силы, хотя и согласованы сторонами.
В случае если оказанные образовательные услуги имели недостатки, в том числе были оказаны не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами (в расписание занятий не включены отдельные учебные дисциплины, не проводятся все предусмотренные учебным планом виды аудиторных и внеаудиторных занятий, не предоставляется возможность пройти все виды производственных практик объявленной продолжительностью, занятия проводятся неквалифицированными преподавателями, график учебного процесса не выдерживается и т.п.), потребитель вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и учебными планами, а также в соответствии с заключенным договором;
б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем либо имеют существенный характер.
Если исполнитель своевременно (в срок, оговоренный договором) не приступил к оказанию образовательных услуг, или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;
б) поручить оказание образовательных услуг третьим лицам за разумную плату и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
В случаях обнаружения (установления) нарушения своих прав, предусмотренных договором или законодательством, потребителю необходимо обратиться с письменной претензией к руководителю образовательного учреждения, в которой изложить со ссылкой на заключенный договор существо недостатков при оказании образовательных услуг и сформулировать свои требования, основанные на действующем законодательстве.
При неудовлетворении этих требований в добровольном порядке потребитель в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» вправе обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов и потребовать возмещения понесенных убытков, компенсации морального вреда, взыскания с ответчика неустойки в размере 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке, расторжения договора, его изменения или совершения иных действий со стороны исполнителя услуг.
Иск может быть подан потребителем в суд как по месту своего жительства, так и по месту нахождения ответчика или по месту совершения нарушения прав потребителя. При этом потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
Наиболее часто встречающимися нарушениями прав потребителей при оказании платных образовательных услуг являются:
• отказ исполнителя предоставить для ознакомления потребителю устав образовательного учреждения и свидетельство о государственной аккредитации. Именно в последнем документе указаны специальности и направления обучения, по которым по окончании обучения выпускникам выдается диплом государственного образца;
• отсутствие в филиалах и представительствах учебного заведения полной и достоверной информации о деятельности учебного заведения, в том числе отсутствие копий устава, лицензий с необходимым приложением, свидетельства о государственной ак-
кредитации и др. Филиалы учебного заведения должны иметь собственную лицензию на право ведения образовательной деятельности, а аккредитацию они проходят в составе учебного заведения - юридического лица;
• отсутствие в филиалах и представительствах надлежащим образом оформленных доверенностей, выданных головным учебным заведением. Именно в доверенности содержится объем прав и полномочий филиала (представительства), в том числе в части права заключать договоры с потребителями на оказание образовательных услуг от имени юридического лица - образовательного учреждения;
• отказ образовательного учреждения выдать потребителю при оформлении договора утвержденный учебный план, учебные программы и другие документы, имеющие непосредственное отношение к исполнению договора на оказание платных образовательных услуг;
• внесение изменений в учебные планы и программы без уведомления об этом потребителя услуг.
Достаточно распространенным нарушением является включение в договор на оказание образовательных услуг условий, ущемляющих права потребителей, в том числе:
• исполнитель оставляет за собой право полного удержания оплаченной за полный или неполный курс обучения суммы при расторжении договора по инициативе потребителя. Это требование является незаконным, поскольку ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя расторгнуть договор на оказание услуг в любое время, уплатив исполнителю часть цены услуги пропорционально части оказанной услуги и возместив исполнителю расходы, произведенные им до момента извещения о расторжении договора;
• оплата потребителем определенных сумм в виде добровольных взносов, пожертвований и т.п. Взносы и пожертвования не являются платой за услугу, не имеют отношения к договору на оказание образовательных услуг и, следовательно, не должны включаться в договор. Уплата таких средств осуществляется юридическими и физическими лицами строго на добровольной основе;
• внесение потребителем сверх платы за обучение единовременных безвозмездных сумм на содержание образовательного учреждения и оплата расходов по мероприятиям, не имеющим отношения к выполнению договора на оказание образовательных услуг;
• установление платы за пересдачу зачетов и экзаменов, контрольных работ, пропуски занятий и др. Такие платежи являются поборами, не основанными на законе;
• ограничения прав потребителей на судебную защиту путем включения в договор условия о том, что все споры решаются только путем переговоров, или ограничивая подачу иска в суд
только по месту нахождения образовательного учреждения. Как уже отмечалось, потребитель в любом случае может обратиться в суд, и он свободен в выборе суда по его местонахождению.
Кроме того, в ряде договоров отсутствует существенная для потребителя информация:
• о месте нахождения (юридическом адресе) образовательного учреждения;
• о наличии лицензии с указанием ее номера, органа, выдавшего лицензию, срока ее действия;
• о прохождении государственной аккредитации с указанием реквизитов соответствующего свидетельства;
• о сроках начала и окончания обучения по соответствующему направлению (специальности);
• о документе, выдаваемом по окончании обучения, и его статусе (государственного или негосударственного образца); и др.
Руководителям и специалистам образовательных учреждений необходимо знать, что согласно п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20, а на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за непредоставление потребителю необходимой и достоверной информации как об исполнителе, так и об образовательной услуге.
Залог полного соблюдения законных прав потребителей образовательных услуг - знание потребителем своих прав и их неукоснительное соблюдение исполнителем образовательных услуг.
© Таланцев В.И., 2004 г.