Научная статья на тему 'ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ'

ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОНОМИКА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миляева Лариса Вячеславовна

Статья посвящена вопросам иноязычного образования и его роли как эффективного средства формирования успешной языковой личности. Иноязычное образование в данной статье рассматривается как надежная инвестиция в человеческий капитал и необходимый навык для каждого современного специалиста и гражданина. Кроме того, в работе отмечается, что иноязычное образование способствует становлению духовно и культурно развитой личности нового поколения с четкой гражданской позицией. Особое внимание уделяется также знаниям и навыкам цифрового общества, которые формируются под воздействием иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AS A SPECIAL TOOL FOR THE CREATION OF SUCCESSFUL LINGUISTIC PERSONA*

The article is devoted to the issues of foreign language education and its role as an effective means of building successful linguistic persona. Foreign language education in the article is considered as a reliable investment in human capital and a necessary skill for every modern specialist and citizen. The article also pays attention to the fact that foreign language education contributes to spiritually and culturally developed personas of a new generation with clear civic engagement. Special attention is also paid to the knowledge and skills of the digital society, which are formed under the influence of foreign language education.

Текст научной работы на тему «ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ»

оригинальная статья

УДК 378.147.227(045)

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-97-100

Иноязычное образование как особый инструмент формирования успешной языковой личности*

Л. В. Миляева

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/ 0000-0002-7031-4676

аннотация

Статья посвящена вопросам иноязычного образования и его роли как эффективного средства формирования успешной языковой личности. Иноязычное образование в данной статье рассматривается как надежная инвестиция в человеческий капитал и необходимый навык для каждого современного специалиста и гражданина. Кроме того, в работе отмечается, что иноязычное образование способствует становлению духовно и культурно развитой личности нового поколения с четкой гражданской позицией. Особое внимание уделяется также знаниям и навыкам цифрового общества, которые формируются под воздействием иноязычного образования.

Ключевые слова: иноязычное образование; коммуникативная компетенция; образование и экономика; поликультурная личность

Для цитирования: Миляева Л. В. Иноязычное образование как особый инструмент формирования успешной языковой личности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):97-100. DOi: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-97-100

oRiGiNAL paper

Foreign Language Education as a special Tool for the Creation of successful linguistic Persona**

L. V. Milyaeva

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/ 0000-0002-7031-4676

abstract

The article is devoted to the issues of foreign language education and its role as an effective means of building successful linguistic persona. Foreign language education in the article is considered as a reliable investment in human capital and a necessary skill for every modern specialist and citizen. The article also pays attention to the fact that foreign language education contributes to spiritually and culturally developed personas of a new generation with clear civic engagement. Special attention is also paid to the knowledge and skills of the digital society, which are formed under the influence of foreign language education. Keywords: foreign language education; communicative competence; education and economics; multicultural personality

For citation: Milyaeva L. V. foreign language education as a special tool for the creation of successful linguistic persona. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta = Humanities and Social Sciencies. 2022;12(e):97-100. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-0-97-100

введение

Настоящая статья продолжает цикл, посвященный вопросам иноязычного образования и его роли в подготовке новых кадров и успешных языковых личностей. Современная ситуация в мире образования и экономики свидетельствует о том, что хорошие коммуникативные навыки и свободное

владение иностранными языками являются ключевыми факторами успешной карьеры и личностного роста современных специалистов. В целом это неудивительно. Если работник умеет общаться с людьми, то он всегда востребован, с легкостью производит хорошее впечатление и мгновенно строит профессиональные и деловые отношения.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

** The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on a state order of the Financial University.

© Миляева Л. В., 2022

В наше время языком международного делового общения является английский. В современном мире бизнеса, когда речь заходит о карьере и трудоустройстве, владение иностранным языком является бонусом, который дает дополнительное преимущество и обеспечивает востребованность. Ануджи Мишра в своей статье о важности владения иностранным языком в современном мире бизнеса замечает: «Здесь [Индия] знание английского языка является первым требованием к каждому сотруднику, независимо от его профиля работы. Это облегчает общение для всех, поскольку люди приезжают на работу в компании из разных регионов Индии. Однако, когда потребность в общении выходит за рамки национальных границ, именно в это время в игру вступают иностранные языки. Именно здесь кандидаты, свободно владеющие иностранным языком, получают дополнительное преимущество и являются постоянно востребованными» [1].

Знание иностранных языков свидетельствует о наличии у работника такого навыка успешной языковой личности, как построение отношений [2], что очень полезно как для самой организации, так и для личного роста сотрудника.

Следует отметить также тот факт, что освоение иностранного языка и общение с людьми из разных стран способствуют изучению иноязычной культуры и формированию социокультурной иноязычной компетенции. В рамках профессиональной деятельности это способствует умению широко мыслить в рамках каждого аспекта профессиональной жизни. Работники, владеющие иностранными языками, обладают отличными навыками решения проблем и рабочих задач, а также гораздо чаще проявляют творческий подход и демонстрируют владение навыками многозадачности.

Таким образом, в современную эпоху глобализации владение иностранным языком выступает в качестве инструмента, позволяющего специалистам выделиться среди «разнообразной толпы» (будь то адвокаты, работающие с международными клиентами, или обслуживающий персонал отеля) и обеспечивает более высокий уровень конкурентоспособности.

к вопросу о понятии «иноязычное образование» как движущем

факторе профессионального роста

В одной из статей, посвященных вопросам важности иноязычного образования как инвестиции в человеческий капитал и важной составляющей экономического и профессионального роста, мы

уже рассуждали о разнице в понятиях «иноязычное образование» и «владение иностранным языком» [3]. Отметим сразу, что понятие «иноязычное образование» несколько шире, чем просто изучение языка. При «механическом» изучении языка, то есть запоминании лексических единиц и грамматических конструкций, идет формирование речевой компетенции — закладывается тот фундамент, который впоследствии позволит строить процесс межкультурной коммуникации, но вопрос — насколько она будет успешной — остается открытым. Иноязычное образование подразумевает не просто овладение нормами языка,— это процесс познания и понимания культуры того народа, который говорит на этом языке, а, следовательно, понимание его души (идея восходит еще ко временам языкознания Гумбольдта) [4-6].

Многие исследователи в области языкознания, линвгокультурологии, лингвистики и социологии языка отмечают тот факт, что в языке любого народа реализуются особые национальные коды и вся совокупность знаний нации, владеющей данным языком. Именно поэтому, изучая язык, мы непосредственно и опосредовано получаем знания культурологического характера, формируем социолингвистическую компетенцию и языковую личность.

Иноязычное образование, то есть познание иностранного языка в совокупности с культурой народа, говорящего на нем, дает очень серьезные преимущества, среди которых ведущим является конкурентоспособность на рынке рабочей силы. Те работники, которые получили иноязычное образование (а не просто выучили иностранный язык), более четко понимают, как необходимо выстраивать международные связи и правильно формировать траекторию общения с иностранными бизнес-партнерами. Более того, такие специалисты способны принимать неординарные решения и пользоваться соответствующей риторикой в кризисных ситуациях.

В современном образовательном пространстве социально- гуманитарным дисциплинам отводится важное место. Социальный заказ, который получают современные вузы, заключается в необходимости формирования в процессе обучения специалистов с новым видением, то есть личностей, способных к межкультурному общению, к коммуникативному и деловому сотрудничеству в рамках диалога культур [7,8]. И здесь без иноязычного образования не обойтись.

В процессе иноязычного образования у студентов формируется целостное мировоззрение,

расширяется общая эрудиция, активно работает творческое мышление, и все это приводит к развитию тех качеств и навыков, которые позволяют современным специалистам быть конкурентоспособными на рынке труда. Данный факт очевиден и подкреплен реальными и динамичными изменениями в системе обучения — переходом от зубрежки к осознанному или осмысленному обучению [7]. Осмысленное обучение предполагает, что учащийся выходит за рамки простого заучивания или запоминания к более глубокому и осмысленному пониманию различных фактов, идей или принципов, важных для него и для всего общества в целом. Ученые, которые занимались анализом данной проблемы, провели ряд исследований на тему того, как на самом деле обучаются современные студенты университетов, и это позволило понять различие между глубоким и поверхностным подходами к обучению у студентов [7, 10].

Студенты демонстрируют более глубокий подход к обучению, когда основное внимание уделяется развитию аналитического и критического мышления, умению решать проблемы; когда у учащихся есть возможность обсуждения и выражения собственного мнения, и они могут задействовать различные мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение и т.д. Именно с учетом вышеупомянутых факторов и строится современное иноязычное образование [10,11].

В данном разделе статьи следует также упомянуть такие аспекты современного иноязычного образования, как коммуникативная компетенция и языковая личность. Вся активность при получении иноязычного образования направлена на формирование и развитие вторичной языковой личности. Это естественный процесс при изучении иностранных языков, однако, если мы говорим об изучении языков в рамках деловой среды, то вторичная языковая личность в этом случае проходит свое становление в рамках профессионального общения из-за необходимости обсуждать различные профессиональные темы на иностранном языке с использованием языковых средств делового стиля [7,9]. Благодаря современным учебным технологиям и различным методикам обучения, таким как интерактивная работа с тематическими текстами, решение профессиональных кейсов, использование современных аудио-видео материалов, происходит активное усвоение иностранного языка для профессионального общения.

знания и навыки цифрового

общества и их формирование в рамках иноязычного образования

Знания в современном понимании и трактовке включают в себя два тесно взаимосвязанных, но разных компонента: содержание и навыки. Под содержанием следует понимать факты, идеи, принципы, доказательства и описания процессов или процедур. Большинство педагогов, по крайней мере, в университетах, хорошо разбираются в содержании и имеют глубокое понимание предметных областей, в которых они преподают, включая иностранные языки [10]1. Однако развитие навыков — это совсем другое дело. Проблема здесь не столько в том, что преподаватели не помогают студентам развивать навыки — они помогают,— а в том, соответствуют ли эти интеллектуальные навыки потребностям современных работников, и уделяется ли достаточное внимание развитию навыков в рамках учебной программы [7,9].

В современном обществе важную роль играют следующие навыки: умение самостоятельно учиться, способность работать в команде, развитие всех видов мышления, цифровые и коммуникативные компетенции.

Рассмотрим, как эти навыки формируются и развиваются в рамках занятий по изучению иностранного зыка. В ходе реализации иноязычного образования навыки коммуникации или коммуникативная компетенция развиваются посредством дискуссий на иностранном языке, через обсуждение тематических текстов учебных пособий, текстов СМИ, выражение мнения по заданным коммуникативным задачам и в рамках профессионального общения.

Умение самостоятельно учиться — это тот навык, который должен быть развит у каждого современного специалиста. Он формируется в ходе групповой или командной работы на занятиях, а также в ходе самостоятельной работы, работы с Интернетом или посредством чтения тематических статей в СМИ и социальных сетях. Нельзя недооценить значимость кейс-обучения и визуализации информации, которые способствуют быстрому усвоению больших объемов материала, совершенствуют коммуникативную компетенцию.

выводы

Подводя итог всему сказанному, представляется возможным сделать ряд выводов о важности

1 AUCC Trends in Higher Education: Volume 1-Enrolment Ottawa ON: Association of Universities and Colleges of Canada; 2011.

и нужности иноязычного образования для формирования языковой личности и построения карьеры успешного специалиста. Итак, иноязычное образование позволяет студентам достичь хороших результатов в обучении и построить более успешную карьеру, поскольку дает знания

о человеческих культурах, физическом и природном мире.

Иноязычное образование приводит к развитию интеллектуальных и практических навыков, формированию устойчивого понимания личной и социальной ответственности.

список источников / referencies

1. Mishra A. Is Learning Foreign Languages Important for Career Growth? URL: https://www.careerindia.com/tips/ is-learning-foreign-languages-important-for-career-growth-022726.html?story=4

2. Мельничук М. В., Васьбиева Д. Г. Определение взаимосвязи критериев эффективности обучения иностранному языку студентов в вузе и их эмоционального интеллекта. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021;14(8):2633-2641.

Melnichuk M. V., Vasbieva D. G. Determining relationship between efficiency criteria of foreign language training of students at university and their emotional intelligence. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philology. Theory & Practice. 2021;14(8):2633-2641. (In Russ.).

3. Миляева Л. В. Роль иноязычного образования в подготовке и профессиональной деятельности современных управленческих кадров. Самоуправление. 2020;2(118):278-282.

Milyaeva L. V. The role of foreign language education in professional in development and career growth of modern managers. Samoupravlenie = Self-government. 2020;2(118):278-282. (In Russ.).

4. Пассов Е. И. Программа концепция иноязычного образования. Развитие индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение; 2007. 161с.

Passov E. I. Program concept of foreign language education. The development of individuality in the dialogue of cultures. Moscow: Prosveshchenie; 2007. 161s. (In Russ.).

5. Cantoni G. The Role of cultural factors in the maintenance if indigenous languages. Intercultural Communication Studies. 2008;8(1):1-12.

6. Stone R. Learning foreign language for international business. URL: http://www.learnforeignlanguage.us/easy-foreign-language-learning/learning-foreign-langauge-for-international-business.

7. Bates T. Teaching in a digital age guidelines for designing teaching and learning. Vancouver BC: Tony Bates Associated LTD; 2020.

8. Восковская А. С., Карпова Т. А., Мельничук М. В. Педагогические условия формирования коммуникативно-профессиональной компетентности студентов неязыкового вуза в условиях цифрового общества. М.: Кнорус; 2019.

Voskovskaya A. S., Karpova T. A., Melnichuk M. V. Pedagogical conditions for the formation of communicative and professional competence of students at a non-linguistic university in a digital society. Moscow: Knorus; 2019. (In Russ.).

9. Stone R. Learning foreign language for international business. URL: http://www.learnforeignlanguage.us/easy-foreign-language-learning/learning-foreign-language-for-international-business

10. Hulstrand J. Becoming proficient in a foreign language is becoming increasingly important to the global workforce in today's "Flat" world. URL: http://www.theguardian.com/education/2013/dec/10/language-skills-deficit-skills-UK-economy

информация об авторе

Лариса Вячеславовна Миляева — кандидат филологических наук, доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия lvmilyaeva@fa.ru

about the author

Larisa V. Milyaeva — Cand. Sci. of Philology, Associate professor of the Department of English for Professional

Communication, Financial University, Moscow, Russia

lvmilyaeva@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.