Научная статья на тему 'Иностранный язык (английский) как составная часть культуры при профессиональной подготовке будущих работников правоохранительных органов'

Иностранный язык (английский) как составная часть культуры при профессиональной подготовке будущих работников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / КУЛЬТУРА / ИНОСТРАННЫЙ / ЯЗЫК / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УМЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / ГУМАНіЗМ / іНОЗЕМНА / МОВА / СПіВПРАЦЯ / ПРАВООХОРОННИЙ / ОСВіТА / РОЗВИТОК / САМОВДОСКОНАЛЕННЯ / ПРОФЕСіОНАЛіЗМ / ВМіННЯ / ПіДГОТОВКА / HUMANISM / CULTURE / FOREIGN / LANGUAGE / COOPERATION / LAW-ENFORCEMENT / EDUCATION / DEVELOPMENT / SELF-PERFECTION / PROFESSIONALISM / PROFICIENCY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гичко Н. О., Цвигун Н. Н.

В статье рассматривается иностранный язык (английский) как компонент общей культуры, а также анализируется необходимость формирования языковой культуры в процессе профессиональной подготовки курсантов для дальнейшей службы в правоохранительных органах. Основной проблемой в языковой подготовке современного работника правоохранительных органов является отсутствие методики формирования языковой культуры. Она должна включать все основные компоненты учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign language (English) as a part of general culture in the process of professional training for future service in law-enforcement bodies

Foreign language (English) is considered as a part of general culture. The necessity of the foreign language culture forming in the process of cadets' professional training for future service in law-enforcement bodies is analyzed in this article. The basic problem in language preparation of the modern worker of law-enforcement agencies is lack of procedure of formation of language crop. It should power up all principal components of teaching and educational process.

Текст научной работы на тему «Иностранный язык (английский) как составная часть культуры при профессиональной подготовке будущих работников правоохранительных органов»

ральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2. собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3. стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики.

С учетом психологических особенностей юношеского возраста будет целесообразно применять в процессе воспитания социальные способы в виде воздействия национальных, интернациональных и религиозных (православных) идеологических взглядов в сочетании с реализацией методов воспитания - формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, организации стимулирования (беседа, диспут, доклад, лекция, упражнение, общественное мнение, воспитательные ситуации, поощрение, соревнование и др.) при аргументированной передаче информации, мобилизации моральных чувств, активности волевых усилий, в результате чего создаются условия для формирования духовной личности студента.

Выводы.

Отличительной особенностью юношеского возраста является наиболее интенсивное интеллектуальное развитие, выраженное в активности мыслительных познавательных механизмов, склонностью к словесно-логическому, самостоятельному и критическому мышлению, применении операций мышления (анализ, синтез, теоретические обобщения, абстрагирование, сравнение, умозаключение), наличие собственного мнения и принятие решения, реализации оперативного вида памяти, научных методов и приемов (индукции, дедукции, рассуждения, стремление к поиску, логические операции) и др.

Особенностью возраста является активность нравственного развития, связанного с повышенным вниманием со стороны юношества к проблемам морально-этического характера, их интересует нравственный выбор с учетом общепринятых норм, критериев и образцов поведения, происходит активный процесс становления мировоззрения (нравственномировоззренческий поиск), формируются представления, убеждения, взгляды, нравственное самосознание индивида и т.д.

В этом возрасте осуществляется интенсивное коммуникабельное развитие, связанное с повышением общительности, снижением остроты межличностных конфликтов, стремлением к обмену информацией, к пониманию, сочувствию, помощи, добрым отношениям, дружескому общению, сдержанности в поведении и др.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Будущие научные изыскания в этой области могут быть направлены на выявление отличительных психологических особенностей разных возрастных групп для эффективного управления, организации учебными и трудовыми коллективами.

Литература

1. Cамыгин П.С Девиантное поведение молодежи / П^^а-мыгин. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 440 с.

2. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

- 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 208 с.

3. Бех І.Д. Виховання особистості: У 2-х кн. Кн.1: Особис-тісно орієнтований підхід: теоретико-практичні засади. -К.: Либідь, 2003. - 280 с.

4. Шмов P.C. Психология. Учеб. для студ. пед. учеб. завед.

- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДО^ 2003. - 608 с.

5. Величко В.^ Развитие духовной личности: Монография.

- Донецк: ДЭГИ, 2006. - 259 с.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Гичко H. О., Цвигун H.H. Кировоградский юридический институт Харьковского национального университета внутренних дел

Аннотация. В статье рассматривается иностранный язык (английский) как компонент общей культуры, а также анализируется необходимость формирования языковой культуры в процессе профессиональной подготовки курсантов для дальнейшей службы в правоохранительных органах. Основной проблемой в языковой подготовке современного работника правоохранительных органов является отсутствие методики формирования языковой культуры. Она должна включать все основные компоненты учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: гуманизм, культура, иностранный, язык, сотрудничество, правоохранительный, образование, развитие, самосовершенствование, профессионализм, умение, подготовка. Анотація. Гічко КО., Цвігун КМ. Іноземна мова (англійська) як компонент загальної культури в процесі професійної підготовки до подальшої служби в правоохоронних органах. В даній статті іноземна (англійська) мова розглядається як ком -понент загальної культури, а також аналізується необхідність формування мовної культури в процесі професійної підготовки курсантів для подальшої служби в правоохоронних органах. Основною проблемою в язиковій підготовці сучасного працівника правоохоронних органів є відсутність методики формування язикової культури. Вона повинна включати всі основні компоненти навчально-виховного процесу.

Ключові слова: гуманізм, культура, іноземна, мова, співпраця, правоохоронний, освіта, розвиток, самовдосконалення, професіоналізм, вміння, підготовка.

Annotation. Gichko N.O., Tsvigun N.N. Foreign language (English) as a part of general culture in the process of professional training for future service in law-enforcement bodies. Foreign language (English) is considered as a part of general culture. The necessity of the foreign language culture forming in the process of cadets’ professional training for future service in law-enforcement bodies is analyzed in this article. The basic problem in language preparation of the modern worker of law-enforcement agencies is lack of procedure of formation of language crop. It should power up all principal components of teaching and educational process.

Key words: humanism, culture, foreign, language, cooperation, law-enforcement, education, development, self-perfection, professionalism, proficiency, training.

Введение.

Вторая половина XX столетия стала временем «триумфального шествия» английского языка в глобальном масштабе. Пожалуй, еще в середине XIX века мало кто мог бы предположить, что этот язык, сложившийся из диалектов, на которых говорили переселившиеся в раннее средневековье в Британию германские племена, станет через несколько десятилетий доминирующим в мировой экономике, науке и технике, дипломатии, носителем культурного влияния, распространяющегося практически на все страны мира. Однако уже в 1898 году Бисмарк на вопрос, что он считает решающим событием современной истории, ответил: «То, что североамериканцы говорят по-английски».

Сегодня английский язык считают родным примерно 400 миллионов человек, живущих в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах. Но гораздо больше людей — более 1 миллиарда, а по некоторым оценкам, 1,5 миллиарда человек — пользуются английским языком в качестве второго или третьего языка в работе и жизни. Здесь следует отметить, что большинство пользующихся английским языком владеет им далеко не «в совершенстве» (при том, что эта часто встречающаяся формулировка вообще условна). Типичными являются скорее ограниченные познания и затруд -ненная, а часто примитивная, речь. Это, однако, никак не влияет на масштаб тенденции глобализации английского языка, которая не показывает никаких признаков исчерпания или даже ослабления. Английский в обязательном порядке используется в управлении воздушным движением, практически безальтернативно — в сфере путешествий и туризма, он доминирует в Интернете, дает подавляющую часть терминологии и сокращений, используемых в банковском бизнесе, в технике, в частности компьютерной, в сфере связи. Несколько сложнее положение в сфере политики и дипломатии. С одной стороны, рабочим языком, на котором ведется внутренняя деятельность практически всех международных организаций (включая такие, как Совет Европы и Европейский союз, в составе которых нет США), является английский. Все труднее представить себе дипломата, не владеющего английским языком. Расширение НАТО и распространение ее программ на десятки стран мира быстро превращают английский в единственный язык международного военного сотрудничества.

Работа выполнена по плану НИР Кировоградского юридического института Харьковского национального университета внутренних дел.

Формулирование целей работы.

Цель исследований: изучить значение иностранного языка в процессе формирования культуры будущих специалистов правоохранительных органов.

Результаты исследований.

Язык - составная часть культуры и её орудие, это действительность нашего духа, лик культуры; он выражает в обнажённом виде специфические черты национальной ментальности. Язык есть механизм, открывший перед человеком область сознания.

Язык есть одновременно и продукт культуры, и её важная составная часть, и условие существования культуры. Более того, язык - специфический способ существования культуры, фактор формирования культурных кодов [4].

Отношения между языком и культурой могут рассматриваться как отношения части и целого. Язык может быть воспринят как компонент культуры и как орудие культуры (что не одно и то же). Однако язык в то же время автономен по отношению к культуре в целом, и он может рассматриваться как независимая, автономная семиотическая система, т.е. отдельно от культуры, что делается в традиционной лингвистике.

В последнее время в научной литературе все большее внимание уделяется исследованию процессов культурного и духовного развития человека. Современная ситуация в образовании, характеризующаяся как ситуация реформирования и обновления содержания образования, выдвигает требование к выработке нового облика образовательной системы. Система образования в любой стране должна служить реализации важных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа и вуз готовят человека к активной и творческой деятельности в различных сферах социального общежития. При этом школа, выступая в качестве фундаментальной базы, призвана достаточно гибко реагировать на общественный заказ, используя весь имеющийся в арсенале положительный опыт. Высшие учебные заведения и система повышения квалификации и переподготовки, опираясь на школьный фундамент знаний, стоят перед решением таких задач, как развитие творческого и инновационного потенциала обучающихся, формирование научного мировоззрения, подготовка профессионально-грамотных специалистов. Каждая из названных ступеней в образовании предполагает формирование или развитие определенных качеств личности работника правоохранительных органов, в которых современное общество испытывает настоятельную потребность. К ним относятся следующие - толерантность и самостоятельность в приобретении необходимой информации и ее использовании на практике в различных ситуациях для решения разнообразных проблем, самостоятельность в умении видеть реальные проблемы действительности и в поиске рациональных путей их разрешения, способность критически мыслить и грамотно работать с разнообразной по значимости информацией, коммуникабельность и контактность, умение предотвращать конфликт и сглаживать конфликтные ситуации, потребность в нравственном, интеллектуальном и культурном самосовершенствовании.

В сложившихся социально-экономических и культурно-национальных условиях встает вопрос о необходимости пересмотра содержания и направленности вузовского обучения, обновления содержания высшего профессионального образования, что предполагает решение проблемы перехода к иному варианту социокультурного развития, с поиском иной культурной парадигмы. Это позволит реализовать главную

цель образования - сформировать человека Культуры и специалиста в определенной области. В рамках указанной цели необходимо выделить именно развитие творческого потенциала и научного мировоззрения курсанта, что выступает одновременно как следствие влияния культур, как показатель обладания культурой и образованностью, а также способности самому выступать творцом культуры, принимать участие в ее развитии и передаче последующим поколениям. Следовательно, формирование творческой направленности личности курсанта, формирование исследователя становится одним из главных факторов, определяющих результат главной цели высшего образования.

Итак, процесс подготовки специалиста в определенной области сопряжен с процессом дальнейшего формирования человека Культуры. Если исходить из наиболее распространенного и принимаемого нами определения культуры как способности человека придавать смысл своим действиям, опираясь на ценности - совокупность значений и смыслов, используемых конкретным сообществом на определенном этапе развития в каждодневном общении [1], то имеет смысл говорить об усилении дисциплин общекультурного гуманитарного блока. Именно они являются основой дальнейшего формирования культуры индивида, его ценностных ориентации при условии их грамотного включения в процесс образования. Образование же, подразумевающее под собой специфическую форму социализации, «направлено на формирование личности определенного типа, деятельность которой должна быть связана с сохранением социокультурных стандартов и ценностей, характерных для данного сообщества» [3]. Это замечание приобретает особенный смысл в силу того, что современная молодежь в большинстве случаев демонстрирует именно социальную незрелость, незнание многих общекультурных основ, безразличие или пренебрежение к существующим ценностям, что можно в целом определить как общую безграмотность. Перечисленное чаще всею также предполагает неграмотность функциональную или, иначе, невладение речевыми нормами, неумение точно, доступно и логично выразить свои мысли в устной или письменной речи, в текстах разных типов и жанров для реализации определенных целей речевой коммуникации. В силу этого основными целями профессионального вузовского образования становятся не только такие, как:

■ формирование образовательной активности и исследовательских навыков, направленных на решение разного рода профессиональных проблемных ситуаций и задач;

■ воспитание способности к самостоятельному и критическому мышлению;

■ развитие навыков прогностической деятельности и моделирования ситуаций;

■ формирование комбинаторных и эвристических способностей, но и развитие общей культуры курсанта, формирование его социокультурных представлений, и в первую очередь развитие его языковой культуры.

В совокупности, опираясь на личностно-ориентированную стратегию в образовании, достижение перечисленных целей ведет к формированию специалиста, способного решать сложные познавательные задачи и осуществлять оптимально-выверенный подход к оценке проблем и ситуаций, которые предъявляет каждодневная деятельность (бытовая и профессиональная). Однако все это предполагает самодетерминацию личности в обществе, интерес к своей личной позиции, выработку собственного мировоззрения, что невозможно без постижения базовых ценностей культуры и развитой языковой культуры.

Выдвижение на первый план в культурно-ценностном самоопределении курсантов морального самоопределения в процессе вузовского обучения предполагает поиск дидактической оптимальной модели социокультурного образования, предполагающего интеграцию знаний, а также умений и навыков курсантов. Таким образом, речь идет о реализации социокультурного подхода в контексте обучения в вузе.

Для определения путей решения проблемы формирования языковой культуры в процессе подготовки будущих работников правоохранительных органов следует рассмотреть следующие принципы обучения иностранным которые могут использоваться в нашей методике формирования языковой культуры в процессе подготовки будущих юристов

Принцип коммуникативной направленности обучения (В. А. Бухбиндер, Е.М. Розенбаум, В. Л. Скал-кин) [2, 9, 10].

Данный принцип включает в себя целый ряд требований:

■ составление лингвистически оправданного минимума языковых знаний, навыков и умений, соответствующих уровню коммуникативной достаточности;

■ формирование ситуативно-тематического минимума с учетом интересов и будущих потребностей обучаемых;

■ коммуникативность речевых операций при работе над языковым материалом;

■ оценку каждого включаемого в практику речевого произведения с точки зрения реальности его появления в естественных аспектах устного общения;

■ создание определенной системы работы, мотивированной потребностью в речевом общении на изучаемом языке.

Принцип обучению диалогу как речемыслительной деятельности (М.В. Ляховицкий, В. Л. Скал-кин) [6, 10].

Согласно данному принципу, в процессе ведения диалога каждому из его участников необходимо:

■ помнить все предыдущие сообщения;

■ мгновенно оценивать всю сумму полученных сведений;

■ уметь вовремя вставить свое слово (не нарушая при этом принятых норм);

■ уметь слушать собеседника;

■ выдерживать определенный эмоциональный тон;

■ следить за правильностью языковой формы, в которой облекаются мысли;

■ слушать свою речь, чтобы контролировать ее информативность и, если нужно, внести в уже отзвучавшую часть фразы соответствующие изменения, поправки;

■ уметь извлекать информацию из ситуации общения.

Принцип моделирования типичных коммуникативных ситуаций (ТКС) (Е .И. Пассов, Д.И. Изарен-ко) [7, 5].

Данный принцип включает в себя обучение диалогу как речемыслительной деятельности, многоступенчатый подход к обучению диалогу, отработку ситуативно-речевой стереотипии диалогического контакта. Преподаватель должен подобрать соответствующую тематику для диалогического общения, разработать и конкретизировать ее и предложить кур -сантам такие модели реальных ситуаций, которые затрагивали бы их интересы и стимулировали бы их к диалогизированию.

Установлено, что главной причиной несовершенства процесса формирования языковой культуры будущего работника правоохранительных органов является отсутствие методики формирования его языковой культуры со всеми компонентами учебно-воспитательного процесса: цель методики формирования языковой культуры, задачи методики, принципы методики, содержательная часть методики, включающая знания, навыки, умения, а также формы организации учебновоспитательного процесса, технические средства обеспечения учебно-воспитательного процесса, критерии и методы оценки уровня языковой культуры будущего работника правоохранительных органов.

Особую проблему составляет целостная профес-сиограмма будущего работника правоохранительных органов и главным образом отсутствие базовой составляющей профессиограммы - языковой культуры, что требует решения специфической психолого-педагоги-ческой задачи - разработки и научного обоснования языковой составляющей целостной профессиограммы работника правоохранительных органов.

Выводы.

Таким образом, можно резюмировать, что основной проблемой в языковой подготовке современного работника правоохранительных органов является отсутствие методики формирования языковой культуры, которая включала бы все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель методики, задачи, принципы методики, эталонный пакет знаний, навыков и умений, содержание методики, методы методики (главным образом проблемно-игрового характера, дающие возможность моделировать специальные условия деятельности современного работника правоохранительных органов), формы организации процесса формирования языковой культуры, технические средства обеспечения учебного процесса, а также критерии и методы оценки языковой культуры будущего работника правоохранительных органов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем в языковой подготовке современного работника правоохранительных органов.

Литература

1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания// Вопросы языкознания. - 1995. -№1. - C. 24-27.

2. Бухбиндер В.А., Розанов Е.Д. О целостности и структуре текста // Вопросы языкознания.- 1975.- №6. - C.73-86.

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г Язык и культура. -М.: Русский язык, 1990. - 200с.

4. Жинкин КИ. Язык. Речь. Творчество. - М., 1998. - 212 с.

5. Изаренко Д.И. Обучение диалогической речи. - 2-е изд. -М., 1986. - 320с.

6. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. - М., 1981.-240с.

7. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному общению. - М: Рус. яз., 1989. -224с.

8. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке: Учеб. пособие / И.В Рахманов. - М.: Высш. шк., 1980. - 120 с.

9. Розенбаум Е.М. Основы обучения диалогической речи на языковом факультете педагогических вузов / Е.М. Розенбаум. - М.: Высш. шк., 1975. - 126 с.

10.Галкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи.

- М: Рус. яз., 1981. - 160с.

Поступила в редакцию 01.11.2007г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ІННОВАЦІЙНОЇ ПРОГРАМИ ВИКОРИСТАННЯ АЕРОБНИХ ТЕХНОЛОГІЙ У НАВЧАННІ ШКОЛЯРІВ ЗОШ

Глоба Г.В.

^ов^нсь^й державний педагогічний університет

Анотація. У статті викладена нормативно-модельна система оптимальних фізичних навантажень та оптимальні кількісні й якісні параметри занять у структурі інноваційної системи фізичного виховання учнів загальноосвітніх шкіл з використанням аеробних технологій. Концептуалізовані теоретичні та методичні положення означеної системи.

Ключові слова: степ-аеробіка, фітбол-аеробіка, комбінова-на-аеробіка.

Аннотация. Глоба Г.В. Характеристика инновационной программы использования аэробных технологий в обучении школьников ООШ. В статье изложена нормативно-модельная система физических нагрузок и оптимальные количественные и качественные параметры занятий инновационной системы физического воспитания учеников с использованием аэробных технологий. Концептуализированы теоретические и методические положения данной системы.

Ключевые слова: стэп-аэробика, фитбол-аэробика, комби-нированная-аэробика.

Annotation. Globa G.V. The characteristic of the innovational program of using the aerobic technologies in the education of pupils of comprehansive secondary school. In the article is scientifically proved norative-model system of physical trainings and optimal qualitative and quantitative parametres of the lessons of the innovational system of physical education of pupils with using the aerobic technology. There are represented the theoretical and methodical statements of the system.

Key words: step-aerobic, fitball-aerobic, combine-aerobic.

Вступ.

Аналіз літературних джерел, практика викладання системи фізичного виховання учнів загальноосвітніх шкіл України виявили наявність суттєвого протиріччя між суспільним запитом щодо удосконалення системи фізичного виховання школярів методами сучасних фізкультурно-оздоровчих систем та відсутністю науково-обґрунтованих педагогічних механізмів їх поєднання з уроками фізичного вихован-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.