Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ КАК СТРЕССОРРАЗВИТИЯ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ'

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ КАК СТРЕССОРРАЗВИТИЯ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МИГРАНТЫ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / КОНКУРЕНТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА / ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / EDUCATIONAL MIGRATION / FOREIGN STUDENTS / MIGRANTS FROM CENTRAL ASIA / COMPETITORS IN THE LABOR MARKET / ETHNO-DEMOGRAPHIC SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Уставщикова С.В.

Образовательная миграция одна из предпочтительных миграций для России. Существуют политические, экономические, демографические причины обучения иностранных студентов в стране. Создана законодательная база для роста числа образовательных мигрантов и перехода их в постоянные жители России. Однако жители, в том числе молодежь городов - образовательных центров рассматривают иностранцев с российскими дипломами как стрессор этнодемографической ситуации в городе. Работодателям и принимающему сообществу ещё предстоит сломать стереотип восприятия мигрантов из Центральной Азии только как низкоквалифицированных рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Уставщикова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN STUDENTS AS A STRESSOR OF THEDEVELOPMENT OF THE ETHNO-DEMOGRAPHIC SITUATION IN LARGE CITIES - EDUCATIONAL CENTERS OF RUSSIA

Educational migration is one of the preferred migrations for Russia. There are political, economic, demographic reasons for teaching foreign students in the country. A legislative framework has been created to increase the number of educational migrants and transfer them to become permanent residents of Russia. However, residents, including the youth, of educational centers consider foreigners with Russian diplomas as a stressor of the ethno-demographic situation in the city. Employers and the host community have yet to break the stereotype of perceiving migrants from Central Asia as low-skilled workers only.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ КАК СТРЕССОРРАЗВИТИЯ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ»

Иностранные студенты как стрессор развития этнодемографической ситуации в крупных городах — образовательных центрах России_

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский университет им. Н. Г. Чернышевского», г. Саратов, Российская Федерация e-mail: sveus1@yandex.ru

Аннотация. Образовательная миграция одна из предпочтительных миграций для России. Существуют политические, экономические, демографические причины обучения иностранных студентов в стране. Создана законодательная база для роста числа образовательных мигрантов и перехода их в постоянные жители России. Однако жители, в том числе молодежь городов — образовательных центров рассматривают иностранцев с российскими дипломами как стрессор этнодемографической ситуации в городе. Работодателям и принимающему сообществу ещё предстоит сломать стереотип восприятия мигрантов из Центральной Азии только как низкоквалифицированных рабочих.

Ключевые слова. Образовательная миграция, иностранные студенты, мигранты из Центральной Азии, конкуренты на рынке труда, этнодемографическая ситуация.

Введение

Этнодемографическая ситуация в регионах страны всегда требует пристального внимания властей, исследователей. После распада СССР этнодемографическая ситуация изменялась в регионах России, исходя из различных процессов. Приток и расселение русскоязычного населения из Новых Независимых Государств (ННГ), миграция внутри страны (с востока и севера на запад и юг). Разные этносы страны по-разному принимали участие в этом процессе и определяли регион вселения. Результаты перемещений были зафиксированы в материалах Всероссийской переписи 2002 года. Затем, к иссякающему потоку возвратной миграции из ННГ, прибавилась трудовая миграция из названных стран, но она уже состояла из представителей коренных этносов. Численность трудовых и нелегальных мигрантов колеблется по годам и регионам. Тем не менее, данная миграция повлияла на этнодемографическую ситуацию в регионах. Эти изменения были отражены в материалах Всероссийской переписи населения 2010 года. Присоединение Республики Крым и последующая миграция в регион также изменила этнический состав населения республики. Перепись 2020 года наверняка показала бы усложнение национального состава многих регионов. В последнее время к трудовой миграции присоединилась образовательная миграция из-за рубежа.

Цель исследования обозначить проблему и дать анализ отношения принимающего сообщества российских регионов к иностранным студентам как потенциальным жителям страны.

УДК 911.3:314 С. В. Уставщикова

Мы сталкиваемся с новой действительностью: изменение этнодемографических характеристик населения крупных городов — образовательных центров. Численность иностранных студентов растет, возникает новая реальность во многих городах. И если для Москвы и Санкт-Петербурга это явление не ново, то для многих областных центров это новая действительность и вызов.

Материалы и методы

Материалами для исследования послужили статьи, обзоры, статистические сборники, данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), аналитического центра «Левада-Центр», опрос студентов. Методы исследования: системный, анализа и обобщений.

Образовательной миграцией занимается значительное количество исследователей, проблемное поле которых можно разделить на несколько групп:

• исторический аспект (советский и современный периоды) [Голубев В. К. и др., 1994; Выхованец О. Д.,2009; Арефьев А. Л., 2014; Пацукевич О. В.,2019 и

др];

• политические, экономические, социальные, демографические факторы образовательной миграции в Россию [Яхяев Д.Б. 2016, Габрахманов Н. К.2019; Лучко О. Н., и др.2019, Расторгуев С. В.2019; и др.];

• география поступающих в Российские вузы иностранных студентов [Волох

B. А., Гришаева С. А.,2016, Погодаев Н. П., 2018, Юров О. В., 2018, Уставщикова

C. В., 2020 и др.];

• адаптация иностранных студентов в вузах различных регионов [Ромеро А. Н., 2008, Киящук Т. В., Киящук А. А.,2010, Шибанова Н. А., Крошечкина Е. Е,. 2016; Белозеров В. С.,2017, Ишкинеева Ф. Ф., 2017, и др.]. Большинство исследований основывается на разных методах опроса и интервью иностранных студентов.

Необходимо отметить, что на современном этапе мало исследований, посвященных теме отношения к иностранным студентам принимающего сообщества города. По-видимому, это связано со сложностями социологического обследования горожан. Население крупных городов многонационально. Не экспертам сложно определить: студент россиянин или иностранец (например, студент грузин — гражданин России или Грузии, студент туркмен — гражданин России или Туркменистана). Хорошо определяются только студенты их Африканских стран, Индии, Пакистана.

Результаты и обсуждение

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, тем самым сделала шаг к вступлению в европейскую зону высшего образования. Это поспособствовало повышению привлекательности российского образования. Численность иностранных студентов стала расти. В настоящее время в стране утверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году [1]. 31 октября 2018 г. Президентом РФ был подписан Указ «О Концепции государ-

ственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». Значительное место в ней уделено регулированию образовательной миграции [2].

Далее ставятся цели сглаживания демографической ситуации не просто с помощью миграции, а привлечение в страну высоко квалифицированных специалистов: это молодежь, которая получила высшее образование в России, знает язык, культуру и уже адаптирована и даже интегрирована. Необходимо стимулировать желающих остаться на постоянное место жительства в России (изменение статуса учебного мигранта на «имеющего вид на жительство», допуск на рынок труда после окончания обучения и т.п.). Молодых людей нужно привлекать не упрощенным получением российского гражданства, а упрощенным получением РВП (разрешение временного проживания) и ВНЖ (вида на жительство). С 1 ноября 2019 года упрощается получение ВРП «получившему образование в вузе РФ и являющимся гражданином государства, входившего в состав СССР; потом получить и ВНЖ. Он по новым правилам будет выдаваться бессрочно (ранее выдавался на 5 лет) [3]. 24 апреля 2020 г. Президентом страны был подписан закон, упрощающий процедуру получения российского гражданства для иностранцев [4]. Все эти меры должны и могут привлечь в страну иностранных граждан. Молодые люди, получившие образование в российских вузах, наиболее желанный контингент. Но как относится население различных регионов к данным инициативам.

Международный характер современного образования выражается в росте академической мобильности студентов, в увеличении числа иностранных студентов в российских вузах. Кроме того, численность иностранных студентов — один из важнейших показателей успешности вуза, учитывающийся при формировании рейтинга учебных заведений, как на российском, так и на международном уровне. Каждый вуз стремится привлечь иностранных студентов. В крупных городах страны обычно несколько вузов. Это приводит к тому, что каждый год в Омск, Томск, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Ставрополь, Волгоград, Астрахань, Саратов и другие города приезжает и поступает от 3 до 7 тыс. иностранных студентов. Простое умножение на 4-5 лет дает значительный иностранный контингент в городе, что осложняет этнодемографическую ситуацию. Высшие учебные заведения должны отдавать себе отчет в том, что иностранные студенты это представители различных культур, которые в определенной мере отличаются от представителей жителей страны пребывания. Принимающее общество далеко не всегда относится к мигрантам положительно. Резиденты могут рассматривать мигрантов как конкурентов, а также связывать с прибытием мигрантов ряд социальных, экономических и других проблем, что может привести к печальным последствиям, находящим свое выражение в проявлении ксенофобии, нетерпимости. Особенно сложными межэтнические отношения могут стать в Северо-Кавказском регионе [5; 6].

Социологические исследования, проведенные в различных вузах и городах страны, выявили следующее. Чаще всего изъявляют желание остаться в России студенты из стран СНГ. «Очень многие, хотя далеко не все, связывают с Россией не только собственное будущее, но и будущее своих детей» [7, с. 31]. Студенты из Африки (есть некоторые исключения из стран Северной Африки), Восточной Европы, Индии и Китая после обучения в большинстве желают вернуться домой или продолжить обучение в США, странах Западной Европы.

Страны лидеры по количеству приезжающих учиться — граждане стран Центральной Азии. Первое место у Казахстана (65,6 тыс. студентов), второе — у Туркмении (27,4 тыс.), третье — у Узбекистана (25,7 тыс.) [8]. Выпускнику российского университета в настоящее время на законных основаниях обеспечивается дальнейшее пребывание в России, выход на российский рынок труда и процесс дальнейшей социализации в принимающем обществе. Возможно, вхождение в более высокие социально-профессиональные слои «специалистов с высшим образованием» и возможности последующей карьеры. Диплом российского вуза предполагает знакомство выпускника с условиями региона России, где он учился, с культурой местного населения, с условиями на местном рынке труда, включенность в местную национальную диаспору.

Наиболее популярные направления для получения образования (профессии) иностранными студентами — «получить медицинское образование стремится 17% от числа всех приезжающих, также популярны специальности: технической направленности — 22%; экономика и управление — 16%; гуманитарно-социальные вузовские программы — 12,2%; русский язык — 11,8%» [9].

По данным ВЦИОМ, к присутствию иностранных мигрантов в большинстве сфер россияне относятся скорее негативно. Наиболее критично настроены респонденты к занятости приезжих в органах местной власти и самоуправления (74% против), правоохранительных органах (69%), образовании (58%), общественном транспорте (58%), медицине (51%). Присутствие приезжих в сфере торговли (продовольственные рынки) не одобряют 40% опрошенных. Более лояльны респонденты к тому, чтобы иммигранты были заняты в сфере услуг (64%), коммунальном хозяйстве (62% относятся к этому скорее позитивно), строительстве (49%). За последние пять лет респонденты стали более позитивно относиться к присутствию мигрантов в ряде сфер — в органах местной власти (с 86 до 74%), правоохранительных органах (с 84 до 69%), образовании (с 81 до 58%), медицине (с 76 до 51%), общественном питании (с 70 до 43%), общественном транспорте (с 68 до 58%) [10].

По показателям опроса Левада-Центра, мнение россиян по вопросу «Готов ли видеть выходцев из Средней Азии среди коллег по работе» — не меняются на протяжении последних 10 лет и очень незначительны (табл. 1).

Таблица 1

Насколько близко вы готовы видеть выходцев из Средней Азии _(% от опрошенных)___

2010, VIII 2018 VII 2019 VIII

месяц месяц месяц

Готов видеть их среди членов вашей семьи 1 2 3

Готов видеть их среди ваших близких друзей 1 3 4

Готов видеть их среди соседей 4 6 6

Готов видеть их среди коллег по работе 4 3 4

Готов видеть их среди жителей России 18 19 22

Пускал бы их в Россию только временно 29 30 30

Не пускал бы их в Россию 29 30 29

Затруднились ответить 13 6 4

Составлено по [11].

В Саратове, где сосредоточено большинство областных вузов, ежегодный прием иностранных студентов около 3 тыс. Большинство желающих учиться, студенты из Туркменистана, Казахстана, Ирака, Турции, Нигерии, Индии, Пакистана, Китая. Основная масса студентов живут в общежитиях, которые находятся в центральных районах города. Иностранные студенты хорошо заметны. Они ходят группами, передвигаются городским транспортом, посещают магазины, торговые центры, кинотеатры, мечети. Они лечатся и рожают детей в частных клиниках города. Горожане отличают их от трудовых мигрантов. В своей группе студенты общаются на родном языке, что сразу привлекает внимание. Многие, особенно в первый год проживания, русский знают плохо [12].

Саратовская область имеет серьезные демографические проблемы. Население области многонационально. Регион нуждается в медицинских, педагогических кадрах, работниках сельского хозяйства. Однако, желающие остаться в области иностранные студенты — выпускники вузов не стремятся в сельскую местность. Многие хотят закрепиться в городе, где, даже не работая по специальности, можно найти более высокооплачиваемую работу, чем на родине (по опросу студентов из Туркмении в СГУ). В свою очередь у работодателей всё ещё не сломан стереотип восприятия мигрантов из Центральной Азии только как низкоквалифицированных рабочих. Что касается русскоязычных студентов из Казахстана, то в большинстве своем, после получения образования, они хотели бы остаться в России. В городе российские студенты-выпускники рассматривают иностранцев с высшим образованием как конкурентов на рынке труда. Можно привести обобщенное мнение российских студентов СГУ, полученное в результате опроса на тему: «Рассматриваете ли вы иностранных студентов, получающих высшее образование, как возможных конкурентов на рынке труда?» — «Да. Считаю конкурентом. Мне кажется, важно не откуда приехал человек, не его национальность, а важно насколько хорошим специалистом он является. Человек может быть иностранцем, но хорошо знать русский язык и просто быть более умным, нежели местный житель, с которым он конкурирует».

Выводы

Образовательная миграция одна из предпочтительных миграций для России. Существуют политические, экономические, демографические причины обучения иностранных студентов в стране. Создана законодательная база для роста числа образовательных мигрантов и перехода их в постоянные жители России. Однако жители, в том числе молодежь городов — образовательных центров рассматривают иностранцев с российскими дипломами как стрессор этнодемографической ситуации в городе. Работодателям и принимающему сообществу еще предстоит сломать стереотип восприятия мигрантов из Центральной Азии только как низкоквалифицированных рабочих.

Литература

1. Утверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // government.ru/news/28013/ (дата обращения: 15.03.2020)

2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 20.03.2020)

3. Упрощения с 1 ноября 2019 года. Для РВП и ВНЖ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://migrantlider.ru/stati / articlepost/uproshcheniya-s-1-noyabrya-2019-goda-dlya-rvp-i-vnzh (дата обращения: 17.03.2020).

4. Федеральный закон от 24.04.2020 № 134-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004240038 (дата обращения: 5.05.2020).

5. Белозеров В. С., Щитова Н. А., Чихичин В. В., Соловьев И. А. Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации (на примере Северо-Кавказского федерального университета) / Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 4. С. 79-92.

6. Чибвура Ш., Симанго Б. Проблемы аккультурации иностранных студентов в России (на примере Чеченского государственного университета). / Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 4 (32). С. 254-258.

7. Савченко И. А. Иностранные студенты в России: условия и барьеры интеграции / Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 4 (110). С. 25-31.

8. ФСБ впервые раскрыла данные о приезжающих на учебу в Россию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.rbc.ru / society / 19/08/2019/5d5694d89a79471a151e5e5f26. 11.2019 (дата обращения 3.02.2020)

9. Обучение иностранных студентов в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// visasam.ru/russia/rabotavrf/inostrannye-studenty-v-rossii.html (дата обращения 6.05.2020)

10. ВЦИОМ Москва, 10 февраля 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования мнения россиян по вопросам миграционной политики в отношении жителей стран СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// wciom.ru / index.php? id=236&uid=9487 (дата обращения 6.05.2020).

11. Общественное мнение 2019. М.: Левада-Центр, 2020 188 с.

12. Самонина С. С. Проблемы получения качественного образования студентами из Республики Туркменистан в Саратовском государственном университете В сборнике: Актуальные вопросы и инновационные технологии в развитии географических наук сборник трудов Всероссийской научной конференции. 2020. С. 234-236.

S. V. Ustavshchikova

Foreign students as a stressor of the development of the ethno-demographic situation in large cities — educational centers of Russia_

Saratov State University, Saratov, Saratov, Russian Federation e-mail: sveus1@yandex.ru

Abstract. Educational migration is one of the preferred migrations for Russia. There are political, economic, demographic reasons for teaching foreign students in the country. A legislative framework has been created to increase the number of

educational migrants and transfer them to become permanent residents of Russia. However, residents, including the youth, of educational centers consider foreigners with Russian diplomas as a stressor of the ethno-demographic situation in the city. Employers and the host community have yet to break the stereotype of perceiving migrants from Central Asia as low-skilled workers only.

Keywords. Educational migration, foreign students, migrants from Central Asia, competitors in the labor market, ethno-demographic situation.

References

1. Utverzhdyon pasport prioritetnogo proekta «Razvitie e'ksportnogo potenciala rossijskoj sistemy' obrazovaniya» URL: http:// government.ru/news/28013/(data obrashheniya: 15.03.2020) (in Russian)

2. Koncepciya gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58986 (data obrashheniya: 20.03.2020) (in Russian)

3. Uproshheniya s 1 noyabrya 2019 goda. Dlya RVP i VNZh URL: https://migrantlider.ru/stati /articlepost/uproshcheniya-s-1-noyabrya-2019-goda-dlya-rvp-i-vnzh (data obrashheniya: 17.03.2020) (in Russian)

4. Federal'ny'j zakon ot 24.04.2020 № 134-FZ "O vnesenii izmenenij v Federal'ny'j zakon "O grazhdanstve Rossijskoj Federacii" v chasti uproshheniya procedury' priema v grazhdanstvo Rossijskoj Federacii inostranny'x grazhdan i licz bez grazhdanstva" URL: http://publication. pravo.gov.ru/ Document/ View/0001202004240038(data obrashheniya: 5.05.2020) (in Russian)

5. Belozerov V. S., Shhitova N. A., Chixichin V. V., Solov'ev I. A. Inostranny'e studenty' na Severnom Kavkaze: regional'ny'e razlichiya i problemy' adaptacii (na primere Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta) / Nauka. Innovacii. Texnologii. 2017. № 4. S. 79-92. (in Russian)

6. Chibvura Sh., Simango B. Problemy' akkul'turacii inostranny'x studentov v Rossii (na primere Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta) / Skif. Voprosy' studencheskoj nauki. 2019. № 4 (32). S. 254-258. (in Russian)

7. Savchenko I. A. Inostranny'e studenty' v Rossii: usloviya i bar'ery' integracii / Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 4 (110). S. 25-31

8. FSB vpervy'e raskry'la danny'e o priezzhayushhix na uchebu v Rossiyu URL:https://www.rbc.ru/society/19/08/2019/5d5694d89a79471a151e5e5f 26.11.2019 (data obrashheniya 3.02.2020). (in Russian)

9. 9 Obuchenie inostranny'x studentov v Rossijskoj Federacii. URL: https:// visasam.ru/russia/rabotavrf/inostrannye-studenty-v-rossii.html (data obrashheniya 6.05.2020) (in Russian)

10. VCIOM Moskva, 10 fevralya 2017 g. Vserossijskij centr izucheniya obshhestvennogo mneniya (VCIOM) predstavlyaet danny'e issledovaniya mneniya rossiyan po voprosam migracionnoj politiki v otnoshenii zhitelej stran SNG. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9487 (data obrashheniya 6.05.2020)

11. Obshhestvennoe mnenie. 2019. M.: Levada-Centr, 2020 188 s.

12. Samonina S.\S. Problemy' polucheniya kachestvennogo obrazovaniya studentami iz Respubliki Turkmenistan v Saratovskom gosudarstvennom universitete V sbornike: Aktual'ny'e voprosy' i innovacionny'e texnologii v razvitii geograficheskix nauk sbornik trudov Vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2020. S. 234-236. (in Russian)

Поступила в редакцию 15.06.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.