Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ'

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ НА РЫНКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ / РЫНОК ОБЛИГАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ / ЛИБЕРИЗАЦИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ / СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА СТРАНЫ / ИНВЕСТОРЫ-НЕРЕЗИДЕНТЫ / FOREIGN INVESTORS IN THE GOVERNMENT SECURITIES MARKET / FEDERAL LOAN BOND MARKET / LIBERALIZATION OF THE GOVERNMENT SECURITIES MARKET / STRUCTURE OF THE COUNTRY’S BALANCE OF PAYMENTS / NON-RESIDENT INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Ирина Алексеевна

В статье рассматривается роль иностранных инвесторов на российском рынке государственных ценных бумаг в 1992-2019 годах. Отмечается, что рост инвестиционного спроса этой категории участников рынка отражается на его характеристиках - появляются инструменты нового типа, смещаются акценты при эмиссии различных видов облигаций федеральных займов (ОФЗ), изменяется соотношение различных категорий владельцев. Автор анализирует изменение доли иностранных инвесторов в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации, рассматривает перспективы рынка ОФЗ и ожидаемые тенденции его развития. Приходит к выводу о том, что иностранные владельцы являются наиболее динамичной категорией инвесторов ОФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN INVESTORS IN THE RUSSIAN MARKET OF FEDERAL BONDS

The article examines the role of foreign investors in the Russian government securities market in 1992-2019. It is noted that the growth in investment demand of this category of market participants is reflected in its characteristics - new types of instruments appear, the emphasis is shifted when issuing various types of federal loan bonds, and the ratio of different categories of owners changes. The author analyzes the change in the share of foreign investors in the structure of the state domestic debt of the Russian Federation, examines the prospects for the federal loan bond market and the expected development trends. Concludes that foreign holders are the most dynamic category of federal bond investors.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ»



Иностранные инвесторы на российском рынке облигаций федеральных займов

И.А. Петрова

главный специалист в областном государственном бюджетном учреждении «Ресурсно-методический центр развития физической культуры и спорта Иркутской области» (г. Иркутск)

Ирина Алексеевна Петрова, i.petrova@govirk.ru

Эволюция российского рынка облигаций федеральных займов (далее также - ОФЗ) и государственных краткосрочных бескупонных облигаций (далее - ГКО, государственные облигации) во многом предопределена приоритетами в долговой политике Министерства финансов Российской Федерации и ролью различных категорий инвесторов. По состоянию на начало 2020 года иностранные инвесторы владели 32,20 процента выпущенных ОФЗ, составляющих основной удельный вес в составе внутреннего долга нашей страны (см. табл.).

Изменение доли нерезидентов -держателей ОФЗ в 2011-2019 годах 1

Дата Объем рынка ОФЗ, млрд р. Объем ОФЗ, принадлежащих нерезидентам

млрд р. %

01.01.2012 2 903 107 3,70

01.01.2013 3 297 655 19,90

01.01.2014 3 735 894 23,90

01.01.2015 4 693 877 18,70

01.01.2016 4 991 1 071 21,50

01.01.2017 5 633 1 517 26,90

01.01.2018 6 740 2 230 33,10

01.01.2019 7 325 1 790 24,40

01.01.2020 8 905 2 870 32,20

Проанализировав динамику объема государственного долга по ОФЗ и сравнив ее

с динамикой объема ОФЗ, принадлежащих нерезидентам, был сделан вывод о том, что иностранные инвесторы оказывают влияние на развитие рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации, поскольку динамика объема их вложений схожа с динамикой объема выпущенных ОФЗ.

Так, в течение одного из периодов роста вложений нерезидентов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, который длился с марта 2015 по апрель 2018 года, объем государственного долга по ОФЗ вырос с 4 749 миллиардов рублей до 6 813 миллиардов рублей (в 1,44 раза). За аналогичный период объем вложений нерезидентов увеличился с 851 миллиарда рублей до 2 351 миллиарда рублей (в 2,76 раза). При этом в период снижения доли иностранных инвесторов в ОФЗ, длившийся с ноября 2013 года по февраль 2015 года, объем государственного долга по ОФЗ вырос в 1,32 раза - с 3 571 миллиарда рублей до 4 697 миллиардов рублей, тогда как объем вложений иностранных инвесторов снизился с 933 миллиардов рублей до 891 миллиарда рублей 2. Это показывает, что в периоды роста вложений иностранных инвесторов в государственные ценные бумаги Российской Федерации объем государственного долга по ОФЗ имеет больший темп прироста, чем в периоды сокращений

1 Таблица составлена автором по данным Центрального банка Российской Федерации (см. Номинальный объем облигаций федерального займа, принадлежащих нерезидентам, и доля нерезидентов на рынке. URL: cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/table_ofz.xlsx).

2 Номинальный объем облигаций федерального займа, принадлежащих нерезидентам, и доля нерезидентов на рынке. URL: cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/table_ofz.xlsx

вложений нерезидентов в государственные облигации, что свидетельствует о влиянии инвестиций нерезидентов в облигации федеральных займов на динамику внутреннего государственного долга по ОФЗ.

Исходя из этого участие нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг можно разделить на несколько этапов.

Первый этап приходится на 1993-1998 годы. На протяжении этого периода происходило постоянное совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность на рынке ценных бумаг, в ходе которого складывалась система взаимодействия с нерезидентами на рынке ГКО-ОФЗ. Формально иностранные инвесторы начали проводить операции с государственными облигациями еще с 1993 года, когда нерезиденты получили право приобретать ГКО на сумму до 10 процентов от номинального объема их выпуска, что способствовало расширению рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации. Доля нерезидентов на рынке государственных краткосрочных облигаций не превышала 1 процент (см. [2, с. 99]). В 1996 году доля иностранных владельцев государственных облигаций продолжила расти, что связано с установлением и совершенствованием нормативной правовой базы, определяющей порядок проведения операций иностранных инвесторов с государственными облигациями, в результате чего иностранные инвесторы через счета типа «С» имели право осуществлять срочные и кассовые 3 конверсионные операции с уполномоченным банком по покупке-продаже валюты и ценных бумаг. Это привело к увеличению вложений нерезидентов в ГКО-ОФЗ до 3,4 миллиарда долларов

США, причем 2 миллиарда долларов были заявлены на репатриацию прибыли, также выросла доля участия нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ (см. [2, с. 107]).

В 1997 году Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) принял ряд мер по либеризации рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации для нерезидентов, в частности, смягчались требования к минимальному сроку исполнения срочных сделок по репатриации средств, который впоследствии был отменен. Банк России оставил за собой право регулировать долю участия нерезидентов в общем объеме инвестиций в государственные ценные бумаги и установил планку доходности вложений нерезидентов в размере 12,5 процента, которая впоследствии, в ноябре 1997 года, была снижена до 5 процентов (см. [2, с. 106; 4, с. 128]). Однако на фоне краха азиатского фондового рынка, за которым последовало начало кризисных явлений в США, отраженное, в частности, падением индекса Доу-Джонса, произошел отток спекулятивных иностранных инвесторов с рынка ГКО. К концу 1997 года доля нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг Российской Федерации составляла 27,5 процента, при этом ее рост сопровождался ростом расходов на обслуживание долга (см. [4, с. 130]).

В первой половине 1 998 года отток капитала иностранных инвесторов на более устойчивые финансовые рынки продолжился, что было вызвано как продлившимся азиатским финансовым кризисом 4 и снижением мировых цен на сырьевые ресурсы 5, так и внутренними проблемами - кризисом банковского сектора и валютного рынка, а

Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 Положения о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг, утвержденного приказом Банка России от 26 июля 1996 года

№ 02-262, под срочной конверсионной операцией понимаются сделки по покупке валюты Российской Федерации у нерезидента уполномоченным банком, исполнение которой осуществляется сторонами не ранее второго рабочего дня после ее заключения. При этом к срочным конверсионным сделкам применялись ограничения к сроку от даты заключения до даты исполнения; под кассовыми конверсионными операциями понимались сделки по продаже валюты Российской Федерации нерезиденту уполномоченным банком, исполнение которой осуществляется сторонами не позднее следующего рабочего дня после ее заключения. Корею спасло банкротство. URL: https://www.kommersant.ru/doc/15566

В Нью-Йорке повторился «черный понедельник». URL: https://www.kommersant.ru/doc/186609

3

4

также ухудшением структуры платежного баланса страны 6 (см. [4, с. 129-130]).

Попытки удержать валютный курс рубля в период нарастания кризисных явлений в экономике и задержка в осуществлении радикальных бюджетных реформ привели к сокращению золотовалютных резервов Банка России и невозможности Министерства финансов Российской Федерации реинвестировать государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, в результате чего в августе 1998 года Банком России и Правительством Российской Федерации было принято решение о приостановлении операции на рынке ГКО-ОФЗ по обслуживанию и реструктуризации государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в ценных бумагах, запрещены репатриации средств, полученных в результате операций по продаже ГКО. По состоянию на начало

1998 года объем государственного долга по ГКО и ОФЗ составлял 499,6 миллиарда рублей, к началу 1999 года он вырос до 750,6 миллиарда рублей 7. Согласно условиям реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам владельцам ГКО и ОФЗ со сроком погашения до конца

1999 года (в том числе иностранным инвесторам) были предоставлены ОФЗ с фиксированным купонным доходом в объеме, равном по номиналу 70 процентам от суммы обязательств по государственным облигациям, подвергнутым новации. Оставшийся объем заложенности по ОФЗ и ГКО со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенным в обращение до 17 августа 1998 года был подвергнут новации посредством выпуска ОФЗ с постоянным купонным доходом (далее - ОФЗ-ПД) на 20 процентов от объема задолженности и выплаты денежных средств на 10 процентов

от объема задолженности, 2/3 из которых оформлялись выпуском ГКО 8.

Второй этап (с 1999 по 2008 год) характеризуется переориентацией государства с иностранных инвесторов на национальных, что отражалось как в контролируемом выводе средств нерезидентов с рынка ценных бумаг, так и в составе государственных ценных бумаг, обращавшихся на рынке. С начала 1999 года операции с государственными ценными бумагами Российской Федерации были возобновлены, а в целях возврата доверия иностранных инвесторов в декабре 1999 года Министерством финансов Российской Федерации были размещены предназначенные для нерезидентов три выпуска ГКО совокупной номинальной стоимостью 4,2 миллиарда рублей, по которым нерезиденты могли провести репатриацию средств (см. [4, с. 131; 6, с. 37; 7, с. 48].

В 2000-2001 годах Министерством финансов осуществлялась жесткая политика в части привлечения внутренних заимствований, объем продаж иностранными инвесторами государственных ценных бумаг в этот период значительно превышал объем их приобретения. Понижение активности нерезидентов на рынке государственных облигаций являлось следствием уменьшения их доходности, неблагоприятной ситуации на иностранных фондовых рынках, а также отсутствием доверия к государству как к заемщику у иностранных инвесторов после дефолта 1998 года (см. [8, с. 109-110]).

В 2002-2005 годах тенденции роста доли институциональных локальных инвесторов и сокращения объема вложений нерезидентов в государственные ценные бумаги Российской Федерации продолжились, в результате в 2005 году доля нерезидентов на рынке ОФЗ составляла 0,2 процента 9. Однако в 2007 году доля нерезидентов

Об итогах работы Министерства финансов Российской Федерации в 1998 году. URL: https://www.minfin.ru/ru/

document/?id_4=4985-ob_itogakh_raboty_ministerstva_finansov_rossiiskoi_federatsii_v_1998_godu

Там же.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 года № 1787-р «О новации по государственным бумагам «С» (в редакции от 3 марта 1999 года).

Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2005 году. URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/48172/bsr_2005.pdf

6

7

8

на рынке облигаций федерального займа выросла до 0,8 процента 10. Увеличению спроса со стороны нерезидентов на ОФЗ способствовали изменения валютного законодательства страны, в результате которых был введен режим полной конвертируемости валюты Российской Федерации. В 2008 году доля иностранных держателей ОФЗ уменьшилась до 0,4 процента 11, что связано с неблагоприятными изменениями на мировом финансовом рынке.

Третий этап начался с 2009 года, когда доля иностранных инвесторов стала расти, увеличившись с 1,70 до 26,10 процента по состоянию на ноябрь 2013 года, что было вызвано такими факторами, как:

• эмиссия выпусков ОФЗ-ПД с небольшой прибылью к рынку в размере 0,05-0,1 процента с целью привлечения средств для финансирования дефицита бюджета, которые были приобретены банками с иностранным капиталом (см. [4, с. 133]);

• либерализация доступа нерезидентов на внутренний рынок ОФЗ посредством открытия в российском центральном депозитарии, функции которого стал выполнять Национальный расчетный депозитарий, счетов номинального держателя для иностранных расчетно-клиринговых организаций (в частности Евроклир и Клирстрим), в результате чего нерезиденты получили возможность осуществлять расчеты по операциям с ОФЗ через счета в международных депозитарно-кли-ринговых системах, с которыми были установлены корреспондентские отношения;

• упрощение стандартов раскрытия информации иностранными инвестора-

ми для целей налогообложения (см.

[12, с. 11-14]).

Четвертый этап начался с ноября 2013 года, когда доля иностранных инвесторов ОФЗ начала снижаться, причинами этому послужили повышенная волатильность на финансовом рынке и информация о повышении ставки Федеральной резервной системы США, что привело к выходу нерезидентов с финансовых рынков многих развивающихся стран. В 2014 году доля иностранных держателей ОФЗ уменьшилась до 18,7 процента в результате выпуска ОФЗ-ПК в рамках докапитализации банковской системы и снижения номинального объема ОФЗ, принадлежащих нерезидентам (см. [13, с. 15]). Кроме того, в отдельные периоды 2014 года снижение объемов инвестиций нерезидентов в ОФЗ было связано с ослаблением рубля и возникновением санкционных рисков в связи с событиями на Украине.

Однако в марте 2015 года доля иностранных инвесторов начала вновь увеличиваться. Причинами этого стали повышение кредитных рейтингов от ведущих мировых агентств, в частности международного рейтингового агентством Fitch, которое улучшило прогноз по долгосрочным рейтингам России в иностранной и национальной валютах со стабильного до позитивного 12, укрепление курса рубля и восстановление цен на нефть, а также смягчение денежно-кредитной политики Банка России 13, произошедшее из-за стабилизации инфляции и снижения инфляционных ожиданий (см. [16, с. 112-113; 17, с. 94-95; 18, с. 103]). Это привело к снижению цен на ОФЗ и к тому, что доходность по российским государственным ценным бумагам стала выше, чем по ценным бумагам иных развиваю-

10 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году. URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/48172/bsr_2007.pdf

11 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году. URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/48172/bsr_2008.pdf

12 Больше не «мусорный»: что означает повышение рейтинга России от S&P. URL: https://www.rbc.ru/economic s/24/02/2018/5a9083ea9a79470fcaaf8ab8

13 Заявление председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 15 декабря 2017 года. URL: http://www.cbr.ru/press/st/zayavlenie-predsedatelya-15-dekabrya-2017-goda/

щихся государств, за исключением Аргентины, Турции и Бразилии, которые могли предложить более высокий доход, однако эти инвестиции ввиду ряда причин могли быть сопряжены с риском, что в конечном итоге сделало ОФЗ привлекательными для инвесторов-нерезидентов. При этом иностранные инвесторы преимущественно вкладывались в долгосрочные ОФЗ, что объясняет рост предложения этих выпусков на аукционах. Рост доли нерезидентов продолжался включительно по апрель 2018 года, что было связано с повышением в марте 2018 года международным рейтинговым агентством Standard & Poor's суверенного кредитного рейтинга страны до инвестиционного уровня.

Начиная с мая 2018 года доля нерезидентов - владельцев ОФЗ снизилась с 32,5 до 24,4 процента по состоянию на начало января 2019 года. Основной причиной снижения спроса нерезидентов на ОФЗ стало введение санкций США против 15 российских компаний в апреле 2018 года и публикация серии законопроектов о новых санкциях в августе - сентябре 2018 года, в которых предусматривалась возможность ограничить иностранные инвестиции в ОФЗ, что на фоне общего роста рыночной волатильности на развивающихся рынках привело к ухудшению восприятия рисков Российской Федерации иностранными инвесторами и послужило причиной их выхода с рынка ОФЗ (см. [19, с. 248-250]). Другим важным аспектом стало сворачивание иностранными инвесторами стратегии carry trade в связи с ростом процентной ставки по федеральным кредитным средствам Федеральной резервной системы США (далее - базовой ставки ФРС США), которая за 2018 год увеличивалась три раза и находилась на уровне 2,25-2,50 процента 14. На

фоне роста ключевой ставки Банка России в сентябре и декабре 2018 года доходность вложений в ОФЗ для нерезидентов снизилась, что привело к уменьшению спроса на облигации и оттоку спекулятивной части иностранных инвесторов (см. [21, с. 210]).

Однако уже с февраля 2019 года на фоне сохранения Банком России размера ключевой ставки на уровне 7,75 процента 15 рост доли иностранных инвесторов вновь возобновился. Еще одним аспектом повышения спроса иностранных инвесторов на ОФЗ стал возросший спрос со стороны нерезидентов из Венесуэлы, которые таким образом формировали инвестиционные портфели для сохранения своих сбережений, полученных от продажи золота на фоне дестабилизации экономической и политической ситуации в стране. Другим фактором роста спроса иностранных инвесторов стало увеличение привлекательности ОФЗ в рамках стратегии carry trade из-за высокого уровня процентной маржи, чему способствовали смягчение денежно-кредитной политики Банка России, который в течение 2019 года снизил ключевую ставку с 7,5 до 6,25 процента, а также уменьшение базовой ставки ФРС США до 1,5-1,75 процента 16. Также факторами, сказавшимися на увеличении спроса иностранных инвесторов на ОФЗ, стали укрепление курса рубля, улучшение рейтингов международных рейтинговых агентств и частичные санкции США против государственного долга Российской Федерации, введенные в августе 2019 года и касавшиеся только участия банков США в первичных размещениях облигаций, номинированных не в рублях, в результате чего санкциями было затронуто только приобретение нерезидентами еврооблигаций Российской Федерации.

14 ФРС США снизила ставку второй раз подряд после десятилетней паузы. URL: https://www.rbc.ru/finances/18 /09/2019/5d82379c9a7947ceb9f7185d

15 Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,75% годовых. URL: https://www.cbr.ru/ press/keypr/

16 ФРС США снизила ставку второй раз подряд после десятилетней паузы. URL: https://www.rbc.ru/finances/18 /09/2019/5d82379c9a7947ceb9f7185d

В результате анализа этапов участия иностранных инвесторов на рынке ОФЗ был выявлен ряд факторов, оказывающих влияние на спрос нерезидентов на облигации федеральных займов. Так, одним из определяющих факторов участия иностранных инвесторов на рынке ОФЗ являются мировые тенденции экономики, в том числе меры по смягчению денежно-кредитной политики центральных банков, в результате которых спрос иностранных инвесторов на ОФЗ увеличивается из-за проводимых нерезидентами операций carry trade по причине роста доходности при инвестировании в ОФЗ. При этом определенные риски во-латильности рынка ОФЗ может представлять высокая концентрация в структуре нерезидентов спекулятивных инвесторов. Однако, как показала практика 2018 года, доля инвестиций иностранных спекулятивных инвесторов в ОФЗ не так высока, а продаваемые такими нерезидентами объемы государственных облигаций приобретаются внутренними инвесторами. Также высокий спрос нерезидентов на ОФЗ зависит от динамики курса российского рубля, показателей макроэкономической стабильности Российской Федерации и уже заложенных в купонный доход по государственными облигациям реалистичных ожиданий снижения ключевой ставки. Немаловажными факторами является удобство организационной структуры рынка ОФЗ, к которым относятся защита прав иностранных инвесторов, развитая организационная структура рынка ценных бумаг Российской Федерации, а также благоприятные для иностранных инвесторов изменения налогового и валютного законодательства. Сдерживающими факторами для нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг Российской Федерации остаются реализация санкци-онных рисков и волатильность на финансовых рынках, вызванная снижением цен на

нефтегазовые ресурсы, ослабеванием российской валюты по отношению к иностранным валютам и иными обстоятельствами, что не позволяет эмитенту разместить государственные облигации в запланированном объеме и приводит к снижению спроса нерезидентов или продаже иностранными инвесторами принадлежащих им ОФЗ.

Поскольку нерезиденты являются одним из основных драйверов развития рынка ОФЗ, а также играют роль провайдеров ликвидности на нем, резкое снижение доли нерезидентов может быть небезопасно, поскольку массовый уход этой категории инвесторов может повлечь за собой негативные последствия для самого рынка ОФЗ, а также в виде дополнительной нагрузки на бюджет в связи с удорожанием государственного внутреннего долга по ОФЗ.

Причиной резкого снижения спроса иностранных инвесторов является и повышение процентной ставки по федеральным кредитным средствам Федеральной резервной системы США, рост которой снижает привлекательность ОФЗ для нерезидентов в рамках carry trade. В настоящее время величина базовой ставки ФРС находится на уровне 0,00-0,25 процента (в марте 2020 года произошли два снижения ставки ФРС на 0,5 базисных пункта и 1 базисный пункт соответственно в связи с увеличением рисков для экономики из-за пандемии корона-вируса и обвала на финансовых рынках 17, в сентябре 2020 года ставка ФРС была сохранена 18). При этом стратегия ФРС не предполагает ее дальнейшего снижения в течении ближайших двух лет, что в будущем дало бы возможность для возобновления стратегии carry trade иностранными инвесторами. Однако из-за снижения ключевой ставки Банка России, которое продолжилось в первом полугодии 2020 года (в течении этого периода ключевая ставка Банка России снизилась в пять раз (с 6,25 до 4,25

17 ФРС снизила ставку почти до нуля. Что это значит для инвестора. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5e6f2 c039a79475b2ad519e2

18 ФРС США сохранила нулевую процентную ставку. URL: https://rg.ru/2020/09/16/frs-ssha-sohranila-nulevuiu-procentnuiu-stavku.html

процента 19), и сохранения ключевой ставки на уровне 4,25 процента (Совет директоров Банка России второй раз принял решение сохранить ключевую ставку 20) активность операций спекулятивных иностранных инвесторов в рамках стратегии carry trade в 2020 году сократилась. Но при этом спрос нерезидентов на ОФЗ может сохраниться по причине сравнительно высокой доходности облигаций федерального займа при сравнении их с аналогичными государственными ценными бумагами развивающихся стран. В результате подобная динамика процентных ставок Банка России и ФРС США не сможет оказать стимулирующее воздействие на тех спекулятивных иностранных инвесторов, которые используют стратегию carry trade, и доля нерезидентов - владельцев ОФЗ продолжит сокращаться. Так, доля иностранных владельцев облигаций федеральных займов уменьшилась с 32,2 до 26,8 процента с начала января по начало октября 2020 года 21 в связи с неактивным участием нерезидентов в новых размещениях ОФЗ на первичном рынке облигаций федеральных займов, что было вызвано ослаблением российской валюты, усилением санкционных рисков и снижением привлекательности проведения операций carry trade на фоне снижения ключевой ставки Банка России в первом полугодии 2020 года 22. Кроме того, на спрос иностранных инвесторов на ОФЗ будет существенно влиять риск введения санкций США на внутренний государственный долг Российской

Федерации. Однако при этом в структуре иностранных инвесторов ОФЗ достаточна доля долгосрочных инвесторов-нерезидентов, представленных крупными инвестиционными и пенсионными фондами, которые сохраняют ОФЗ в своих инвестиционных портфелях 23.

Средством замещения снижающегося спроса нерезидентов, помимо увеличения вложений ОФЗ со стороны локальных участников финансового рынка страны, может стать эмиссия ОФЗ, номинированных в юанях. Основными аргументами в пользу выбора национальной валюты Китайской Народной Республики в качестве валюты выпуска облигаций являются высокая емкость внутреннего долгового рынка Китая, внушительный потенциал юаня как новой резервной валюты, а также важность развития двустороннего сотрудничества с этой страной в финансово-экономической сфере. Кроме того, для выпуска ОФЗ в юанях подготовлена вся необходимая техническая и нормативная база 24 (подробнее см. [28, с. 30-31]).

Учитывая, что нерезиденты являются одним из источников реализации программы государственных внутренних заимствований, согласно которой в 2020-2022 годах предполагается увеличение внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, с 11 158,1 до 14 738,1 миллиарда рублей 25, для государства является важным разработать меры по повышению спроса рассматриваемой категории ин-

19 Ключевая ставка Банка России. URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate

20 ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 4,25% годовых. URL: https://rg.ru/2020/10/23/cb-sohranil-kliuchevuiu-stavku-na-urovne-425-godovyh.html

21 Номинальный объем облигаций федерального займа, принадлежащих нерезидентам, и доля нерезидентов на рынке. URL: cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/table_ofz.xlsx

22 Нерезиденты сокращают сроки. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4492393

23 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 годы. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/

24 В соответствии с пунктом 6 Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 года № 65н (в редакции от 28 августа 2017 года), номинальная стоимость ОФЗ с постоянным купонным доходом может быть выражена в валюте государства - участника БРИКС и (или) государства - члена Шанхайской организации сотрудничества.

25 Статья 1 Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

весторов. Так, средством повышения инвестиционной привлекательности может стать изменение порядка налогообложения доходов иностранных инвесторов от приобретения государственных ценных бумаг. В Российской Федерации разница чистых цен и купонный доход и разница накопленного купонного дохода инвестора - юридического лица облагается налогом на прибыль по ставке 20 и 15 процентов соответственно, такими же ставками налога на прибыль с процентного дохода облагаются иностранные инвесторы - юридические лица. У инвестора - физического лица налогообложению подлежит только разница чистых цен, которая облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, купонный доход налогом не облагается. Ставка налогообложения процентного дохода физического лица - нерезидента -30 процентов 26. Поскольку налог, взимаемый с доходов от государственных облигаций, снижает их конечную доходность для иностранных инвесторов и негативно влияет на спрос нерезидентов на ОФЗ, введение налоговой льготы по налогу на прибыль от государственных ценных бумаг при владении ими от трех лет позволит увеличить долю институциональных иностранных инвесторов, которые способны осуществлять долгосрочные вложения ОФЗ, являясь наиболее надежной группой нерезидентов (см. [32, с. 120; 33, с. 154]).

Таким образом, как показал проведенный анализ, иностранные инвесторы являются наиболее активной группой инвесторов, совершающих операции на рынке ОФЗ, и оказывающих влияние на динамику государственного внутреннего долга Российской Федерации. Однако они подвержены влиянию санкционных проектов со стороны США и стран ЕС, поскольку нерезиденты -неустойчивая категория инвесторов. Исходя из этого активность иностранных инвесторов из-за высокой «мобильности» их капиталов сопряжена с определенными ри-

сками для стабильного функционирования рынка ОФЗ и является объектом мониторинга со стороны Министерства финансов Российской Федерации и Банка России. В настоящее время влияние инвесторов-нерезидентов на рынок ОФЗ продолжает оставаться ограниченным, а ключевым для рынка ОФЗ является спрос внутренних инвесторов. В связи с этим полагаю, что перспективы внутреннего рынка государственных ценных бумаг будут зависеть от успеха государства в привлечении на рынок внутренних институциональных инвесторов и средств физических лиц.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Номинальный объем облигаций федерального займа, принадлежащих нерезидентам, и доля нерезидентов на рынке. URL: cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/ table_ofz.xlsx

2. Алексеева И. А. Государственные ценные бумаги Российской Федерации : учебное пособие. Иркутск : Издательство ИГЭА, 1996. 132 с.

3. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 26 июля 1996 года № 02-262. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Вавилов Ю. Я. Государственный долг : учебное пособие для. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Перспектива, 2007. 256 с.

5. О новации по государственным бумагам «С» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 года № 1787-р : в редакции от 3 марта 1999 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Шовиков С. Н, Килячков А. А. Финансовый рынок в конце 1999 - начале 2000 года // Финансы и кредит. 2000. № 2 (62). С. 33-39.

7. Лясников И., Иващенко Н. Особенности регулирования рынка государственных ценных бумаг: проблемы и перспективы его развития // Экономика и социум: современ-

26 См. пункт 25 статьи 217, пункты 1, 3 статьи 224, пункты 2, 3, 4 статьи 284, пункт 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации.

ные модели развития. 2014. № 8-2. С. 4246.

8. Миронов А. В. Современное состояние государственного долга России: этапы развития и структурные особенности // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 3-3. С. 107112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2005 году. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/48172/ bsr_2005.pdf

10. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/48172/ bsr_2007.pdf

11. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/48172/ bsr_2008.pdf

12. Яковлев Я., Демкин А. Рублевые корпоративные облигации: что получат иностранные инвесторы? // Депозитариум. 2014. № 2. С. 9-14.

13. Ермак А. Рублевый облигационный рынок: предварительные итоги // Рынок ценных бумаг. 2015. № 10. С. 11-17.

14. Больше не «мусорный»: что означает повышение рейтинга России от S&P. URL: https://www.rbc.ru/economics/24/02/2018/5a9 083ea9a79470fcaaf8ab8

15. Заявление председателя Центрального банка Российской Федерации Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 15 декабря 2017 года. URL : http://www.cbr.ru/press/st/zayavlenie-predsedatelya-15-dekabrya-2017-goda/

16. Абрамов А. Е. Российский финансовый рынок : факторы развития и барьеры роста : монография. М. : Фонд «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара», 2017. 202 с.

17. Неводова И.Э., Каракчиева А. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Аллея науки. 2017. № 10. С. 93-97.

18. Ануфриенко М. С. Государственные ценные бумаги Российской Федерации // Экономика и управление в XXI веке: тен-

денции развития. 2015. № 20. С. 102-107.

19. Огурцова Е., Комков И. Развитие внутреннего рынка государственного долга России: факторы формирования, перспективы изменения // Известия Саратовского университета. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2019. № 3. С. 246-256.

20. ФРС США снизила ставку второй раз подряд после десятилетней паузы. URL: https://www.rbc.ru/finances/18/09/2019/5d823 79c9a7947ceb9f7185d

21. Шигарова Н. Р. Влияние нерациональных предпочтений инвесторов на размещение внутренних облигационных займов Российской Федерации на внутреннем рынке капитала // Вестник науки. 2018. Т. 1. № 8. С. 208-216.

22. Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,75% годовых. URL: https://www.cbr.ru/press/keypr/

23. ФРС США сохранила нулевую процентную ставку. URL: https://rg.ru/2020/09/16/ frs-ssha-sohranila-nulevuiu-procentnuiu-stav ku.html

24. Ключевая ставка Банка России. URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate

25. ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 4,25% годовых. URL: https:// rg.ru/2020/10/23/cb-sohranil-kliuchevuiu-stav ku-na-urovne-425-godovyh.html

26. Нерезиденты сокращают сроки. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4492393

27. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 годы. URL: https:// www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/pol icy/

28. Андреев В. Облигации в юанях как альтернативный источник заемных ресурсов // Деньги и кредит. 2017. № 5. С. 28-31.

29. Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 года № 65н : в редакции от 28 августа 2017 года. URL: http:// base.garant.ru/12124190/#ixzz6dfbEuIZh

30. О федеральном бюджете на 2020

год и на плановый период 2021 и 2022 годов : Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ. СПС «Консультант Плюс». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

31. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 1 1 7-ФЗ : в редакции от 24 апреля 2020 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

32. Мараренко Г. Методологические проблемы обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. 2019. № 3. С. 115-124.

33. Кадирова Ф., Ягияева С. Основные проблемы российского рынка ценных бумаг и пути их решения // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017. С. 152155.

* * *

инкфм

РЕМОНТ В СЧЕТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ НА «КАРАНТИНЕ»

I. КД ИМ Ж. И М (_)С1 Ь в Департаменте аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость подсчитали: в первой половине мая активность нанимателей в старой Москве снизилась на 72% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. В таких условиях арендодателям выгодно было сохранить квартирующих. Самый популярный способ -уменьшение арендной платы до 20% как по действующим договорам найма, так и для новых жильцов в основном на один-два месяца. В ИНКОМ-Недвижимость сообщают, что 11% наймо-дателей в период самоизоляции готовы были засчитать в качестве оплаты проживания ремонтные работы силами квартирантов.

«При неясных перспективах многие владельцы жилья в столице стараются сохранить квартирующих и готовы снизить арендную плату по действующим договорам найма, новым нанимателям также могут сделать скидку - и в том, и в другом случае это временная мера. В дальнейшем арендодатели планируют вернуться к докризисным ценам», - объясняет заместитель директора Департамента аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость Оксана Полякова.

Некоторые собственники предоставляют жильцам арендные каникулы на условии выполнения ремонта в квартире. Таким образом они рассчитывают возместить потери дохода и сделать жилплощадь более ликвидной. «После окончания самоизоляции вероятен отток арендаторов из Москвы. Чем меньше становится клиентов, тем больше квартир освобождается и пополняет экспозицию - тем выше конкуренция среди арендодателей, - комментирует Оксана Полякова. - Наличие косметического ремонта мало повлияет на ценник, зато может привлечь нанимателей».

Эксперты ИНКОМ-Недвижимость указали на типичные ошибки наймодателей и нанимателей, заключающих подобные соглашения. Это неуказание сроков исполнения ремонта и ответственности сторон, манкирование составлением сметы и подписанием акта сдачи-приемки работ. «Практика показывает, что «в мирное время» две трети разногласий и споров возникали по ценовым вопросам при отсутствии сметы: стороны прописывали в договоре условия проведения отделки силами квартирантов, но не разделяли общую стоимость на оплату фактической работы и материалов. Учитывая этот опыт, наши специалисты исправляют оплошности участников сделок в процессе оформления документов по аренде», - отмечает Оксана Полякова. Она также перечислила условия, обязательные для приложения к договору найма квартиры «под ремонт»:

• оплата проживания (указать размер арендной ставки) должна производиться в счет ремонтных работ согласно смете, которая является частью договора найма;

• договор найма не считается действительным без подписания сметы сторонами сделки;

• по окончании работ стороны подписывают акт об их выполнении и отсутствии претензий;

• стороны должны указать ответственность, которую они понесут в случае досрочного расторжения договора;

• необходимо прописать схему распределения расходов при увеличении стоимости работ или материалов.

Информация предоставлена пресс-центром компании ИНКОМ-Недвижимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.