ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ОТДЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
В.В. ПАРАЩЕНКО,
докторант ФПНП и НК Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право Е-mail: victorl [email protected]
Научный консультант: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Гандилов Т.М.
Аннотация. В статье проводится научно-практический анализ состояния отдельных аспектов правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь. На его основании предлагаются конкретные организационно-правовые пути разрешения проблем в осуществлении инвестиций на текущий момент и в перспективе.
Ключевые слова: инвестиционное законодательство, инвестиции, иностранный инвестиционный капитал, инвестор.
FOREIGN INVESTMENT IN THE BELARUSIAN LEGISLATION: STATE, SOME ORGANIZATIONAL AND LEGAL WAYS TO SOLVE PROBLEMS IN THEIR IMPLEMENTATION
V.V. PARASHCHENKO,
doctoral candidate FPNP and NK the Moscow university of the Ministry of internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, docent
Annotation. The article presents the scientific and practical analysis of individual aspects of the legal regulation of foreign investments in the Republic of Belarus. Based on his offer specific organizational and legal ways to solve problems in the implementation of the investment at the moment and in the future.
Keywords: investment legislation, investments, foreign investment capital, investor.
На состояние экономического благосостояния любой страны, ее развитие существенное влияние оказывает проводимая социально-экономическая политика государства, которую оно провозглашает сегодня и планирует на перспективу. В Республике Беларусь на государственном уровне такая политика четко сформулирована и обоснована, в ней определены и представлены перспективные национальные экономические интересы.
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 утверждена «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг.» (далее — Программа) [1], основной целью которой является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
В результате реализации Программы ожидается широкое встраивание в экономику институтов част-
ной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Предполагается, что это позволит стране войти в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса и привлечения зарубежных инвестиций.
Следует отметить, что на выполнение отдельных прогнозных показателей Программы оказывают влияние различные по своей природе обстоятельства. Они могут быть как организационно-управленческого, политического, идеологического, так и правового порядка. Особое место среди них занимает фактор обеспечения необходимыми ресурсами и финансовыми средствами, имеющими как внутреннее (средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства организаций, кредиты банков Республики Беларусь, заемные средства организаций Республики Беларусь), так и внешнее происхождение (кредиты иностранных банков, прямые иностранные инвестиции и др.).
Об этом свидетельствует и опыт экономического развития отдельных государств (США, Китая, Гер-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
мании) — наряду с другими факторами объективного и субъективного характера, на экономическую безопасность государства, благополучие отдельных субъектов хозяйствования (предпринимательства), самое непосредственное влияние оказывает их финансовое обеспечение в различных формах и с использованием различных источников.
Исторически так сложилось, что экономика Белорусской ССР финансировалась в соответствии с планами экономического и социального развития (так называемая «пятилетка») централизованно и в основном за счет внутренних источников — государственного бюджета. Следует отметить, что привлекались и иностранные финансовые источники, но в незначительном объеме. Также немалую роль сыграли и вклады граждан в государственные банковские учреждения.
Такой порядок финансирования советской экономики в целом получил название «капиталовложения», «валовые капиталовложения» и т.д. Вместе с тем, инвестиции как экономическое и правовое явление в тот период были известны мировому экономическому пространству, однако в силу вышеназванных причин они не были распространены на территории бывшего СССР.
В целом инвестиции как экономико-правовой институт прочно вошел в экономический и юридический лексикон, приобрел юридическое и экономическое значение с обретением Республикой Беларусь независимости, началом экономической и обуславливающей ее правовой реформы в стране. Об этом свидетельствуют принятые в те времена специальные нормативные правовые акты в этой сфере: Закон Республики Беларусь от 29 мая 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» [2]; Закон Республики Беларусь от 14 ноября 1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» [3] и др.
В литературе прослеживаются разные подходы к определению сущности инвестиций, в одних случаях под ними понимают непосредственно сам капитал, в других — деятельность по его вложению. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, инвестировать — вложить (вкладывать; капитал) в предприятие, находящееся за пределами страны, за границей [4, с. 318]. В общем плане инвестиции можно трактовать как вложение свободного капитала в отрасли экономики как внутри страны, так и за рубежом с целью получения прибыли или иного положительного результата. А под самим капиталом в целом следует понимать все то (материальное и нематериальное), что помогает приносить доход.
Вместе с тем, капитал, используемый в процессе производства, подразделяется на виды: «денежный капитал, материализованный в оборудовании, машинах, станках, зданиях, сооружениях и длительное время функционирующий в производственном процессе, принято называть основным капиталом. Денежный капитал, затраченный на сырье, материалы, топливо, энергию, инструменты, которые полностью потребляются в одном производственном цикле, носит название оборотного капитала» [5, с. 31].
Действующая редакция ст. 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (далее — ИК)1 [6] определяет инвестиции как любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» (далее — Закона «Об инвестициях») [8], инвестиции — любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь, предусмотренными способами, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты; права требования, имеющие оценку их стоимости; иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
На сегодняшний день в Республике Беларусь инвестиционная деятельность может осуществляться в следующих формах (ст. 5 ИК): создание юридического
1 В связи со вступлением с 26 января 2014 г. в силу Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О концессиях» [7], Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. утрачивает силу.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
лица; приобретение имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования, других основных средств).
В ст. 4 нового Закона «Об инвестициях» предусмотрены более конкретизированные но уже не формы, а способы осуществления инвестиций: создание коммерческой организации; приобретение, создание, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества, за исключением приобретения или строительства гражданами жилых домов, жилых помещений для их проживания и (или) проживания членов их семей; приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности; приобретение акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения ее уставного фонда; на основе концессий; иными способами, не запрещенными законодательством Республики Беларусь.
По общему правилу размер уставного фонда для коммерческих организаций привязывается к базовой величине, которая определяется в белорусских рублях. В ч. 5 п. 8 Декрета Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» [9] закреплено, что уставной фонд коммерческих организаций с иностранными инвестициями формируется в размере и сроки, определенные ИК Республики Беларусь.
Согласно ст. 77 ИК денежный вклад, денежной инвестиционной единицей для иностранного инвестора является доллар США в эквиваленте. Если вклад вносится в денежной единице Республики Беларусь, то иностранный инвестор должен внести сумму в размере эквивалентном предусмотренному количеству долларов США, в перерасчете к нему. К курсу доллара США привязывается и стоимость неденежных вкладов, вносимых в коммерческие организации иностранными инвесторами.
Следует отметить, что новеллами Закона «Об инвестициях» является, во-первых, гарантия перевода за пределы Республики Беларусь компенсации за национализацию и реквизицию, которая осуществляется по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или иностранной валюте в государство, указанное иностранным инвестором (ч. 6 ст. 11), во-вторых, предоставленное право иностранному инвестору при созда-
нии коммерческой организации, приобретении акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда такой организации, вносить свой вклад в иностранной валюте и (или) белорусских рублях (ч. 3 ст. 15).
Сравнительный анализ названных норм показывает, что в новом Законе «Об инвестициях» закреплен современный подход к определению инвестиций, который детализирует само понятие, а также конкретизирует цель и способы их осуществления.
Особое место в получении финансовых ресурсов для экономики Республики Беларусь занимают кредиты от международных финансовых организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийский банк развития (ЕАБР), Антикризисный Фонд ЕврАзЭС (АКФ) и др.
Иностранные правительства, также выделяют Республике Беларусь инвестиционный капитал под ее государственные, экономические и социальные программы, например, Россия, Китай и др. Оказывают они и финансовую помощь под отдельные, конкретные проекты отраслевого или регионального уровня.
Иностранный инвестиционный капитал может также привлекаться и от частных зарубежных инвесторов.
Такая финансовая помощь может осуществляться как в форме прямых и портфельных инвестиций, а также в форме кредитов и займов.
В ч. 4 п. 50 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 [10] закреплено, что привлечение внешних ресурсов в экономику Республики Беларусь целесообразно осуществлять в виде прямых иностранных инвестиций в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией.
Общепризнанно, что наиболее выгодными для получателя капитала являются прямые инвестиции, поскольку они внедряются непосредственно, напрямую в реальное производство (основные фонды, оборотные фонды, обновление, реконструкцию и др.) и в их управлении участвует сам инвестор. Однако не всякое денежное вложение считается прямым. Прямым вложение считается тогда, когда инвестор владеет определенным объемом акций в уставном фонде пред-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
приятия или их контрольным пакетом, размер которого может быть самым различным в зависимости от сферы вложения капитала.
Уже само понятие прямого вложения и его сущность говорят о том, что это наиболее эффективная форма иностранной инвестиционной деятельности в экономике страны. Именно на них акцентирует внимание законодатель (ст. 5 ИК, ст. 4 Закона «Об инвестициях»).
По мнению Г.А. Шмарловской и Е.Н. Петрушке-вич, «положительные эффекты от притока прямых иностранных инвестиций на макроуровне связывают с возрастанием экспорта, непосредственным увеличением объема инвестиций и сбережений в экономике, укреплением национальной валюты и ростом золотовалютных резервов, повышением занятости, притоком новых технологий, ростом производительности труда, расширением географии экономических связей» [11, с. 14].
Капиталовложения в приобретение ценных бумаг принято именовать портфельными инвестициями.
В обоих случаях инвестор руководствуется одним и тем же мотивом — получить прибыль. Однако степень заинтересованности прямого и портфельного инвестора в управлении инвестиционным капиталом существенно отличается. Осуществляя прямые инвестиции, инвестор непосредственно участвует в реализации экономических планов предприятия, повышении конкурентоспособности продукции и услуг, способствует этому. Портфельный же инвестор не участвует в управлении своим капиталом, производством, а ожидает лишь дохода от использования его капитала, при этом его, как правило, не интересует, куда и как направляются и используются внесенные вложения.
По общему правилу, как на прямые, так и на портфельные инвестиции на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц распространяется режим не менее благоприятный, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условий для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь (ст. 79 ИК). Другими словами в данной норме речь идет о национальном режиме.
Вместе с тем инвестиционное законодательство Республики Беларусь не закрепляет понятие правового режима инвестиций, не раскрывает его содержание и сущностные характеристики.
Профессор М.М. Богуславский пишет, «принцип национального режима следует отнести к одному из
основных начал международного частного права. Под национальным режимом понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам» [12, с. 94].
Следует констатировать тот факт, что, действующее инвестиционное законодательство Республики Беларусь сегодня в целом отвечает требованиям мировых стандартов, однако оно не свободно от недостатков. Происходящий в стране процесс реформирования инвестиционного законодательства должен строиться с поправкой на современные тенденции в развитии международных инвестиционных правоотношений.
Учитывая степень вклада в экономику страны, ее развитие, в отличие от портфельных инвестиций, следовало бы, в целях увеличения заинтересованности иностранных вкладчиков в осуществление именно прямых инвестиций предусмотреть в инвестиционном законодательстве особые льготы (преференции) для вкладчиков прямых инвестиций в те сферы, где они допустимы. Разумеется, льготы должны быть предусмотрены и для портфельных инвестиций с учетом их особенностей и сферы вложения.
Вместе с тем, желание извлечь прибыль для инвестора всегда сопровождается риском получить ее в меньшем объеме, либо потерять вообще в силу, например, несовершенства инвестиционного законодательства на территории государства-акцептанта инвестиций, внутренней нестабильности в нем и других обстоятельств. Отсюда первостепенное значение в инвестиционной деятельности приобретает такое понятие как привлекательность и прозрачность инвестиционного пространства.
Инвестиционную привлекательность Республики во многом усилит создание прочной и современной юридической базы в сфере осуществления инвестиций как на международном уровне в рамках интеграционных процессов, так и внутри страны: принятие Законов о государственно-частном партнерстве, о паевых инвестиционных фондах, совершенствование налогового, земельного, таможенного законодательства и др.
Указанная работа должна вестись не путем простого декларирования прав и обязанностей инвесторов и потребителей инвестиций, перечислением льгот, а путем надлежащей конструкции правовых норм, характеризующихся всесторонним и полным охватом инвестиционных правоотношений, четкостью, ясностью и
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
однозначностью в прочтении и толковании, обоснованностью, разумностью и справедливостью юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение взятых на себя сторонами обязательств.
Кроме того, первостепенное значение должно быть придано юридическому механизму, обеспечивающему четкую реализацию взаимных прав и обязанностей, га-рантированности и защищенность прав и законных интересов инвесторов, его правовой гибкости и динамичности в условиях быстро меняющихся экономических, социальных и других ситуаций.
Значительная роль в инвестиционной политике государства должна отводиться формированию инвестиционного мировоззрения граждан. Это относительно новое для Республики Беларусь экономико-правовое и социально-воспринимаемое явление, поэтому для него, как и для другого подобного рода нового объективного состояния присущи разнообразные препятствия как объективного, так и субъективного характера.
Несмотря на прослеживаемую в Республике Беларусь положительную динамику в формировании привлекательности инвестиционного климата, наличие благоприятных факторов политического, социального, географического характера, влияющие на приток иностранного капитала в экономику страны, остаются неразрешенными отдельные проблемы:
♦ недостаточная популяризация текущих и перспективных инвестиционных потребностей государства, региона, отрасли, субъекта хозяйствования, их экономического и социального содержания;
♦ не надлежащий уровень информационного обеспечения прозрачности, стабильности, гарантированно-сти, защищенности и финансово-экономической привлекательности инвестиционного пространства страны;
♦ достаточно сложная правовая процедура создания, функционирования и прекращения бизнеса;
♦ несовершенство правил ведения бухгалтерского учета предпринимательской деятельности;
♦ нечеткость правового режима инвестиций.
Все это, на наш взгляд, создает определенные препятствия для привлечения в страну иностранного инвестиционного капитала. Предлагаются следующие организационно-правовые пути для решения указанных проблем:
1) доступное и системное информационное обеспечение инвестиционной деятельности. Целесообразно учреждение специального бюллетеня «Инвестиционное пространство Республики Беларусь», в котором освеща-
лись бы как инвестиционные интересы страны в целом, так и отдельных субъектов предпринимательства;
2) принятие современных нормативных правовых актов как международного (Модельного закона о конкуренции и Модельного антимонопольного кодекса на территории Единого экономического пространства (ЕЭП), так и национального (Законов о государственно-частном партнерстве, о паевых инвестиционных фондах и др.) уровней, регламентирующих инвестиционную деятельность;
3) внедрение в практику предпринимательской деятельности международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
4) упрощение нормативной правовой базы ведения бизнеса с учетом накопившегося международного опыта
5) разработка концепции правового режима инвестиций.
Литература
1. Указ Президента РБ от 11 апреля 2011 г. № 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг.» // Консультант Плюс. Беларусь—Мн., 2013.
2. Закон РБ от 29 мая 1991 г. № 824-ХП «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» // Консультант Плюс. Беларусь—Мн., 2013.
3. Закон РБ от 14 ноября 1991 г. № 1242-ХП «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Беларусь—Мн., 2013.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова; 24-е изд., испр. М., 2008.
5. Давыденко Л.Н. и др. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. Л.Н. Давыденко. Мн., 2007.
6. Инвестиционный кодекс РБ: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобрен Советом Республики 8 июня 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 ноября 2009 г. // Консультант Плюс. Беларусь—Мн., 2013.
7. Закон РБ от 12 июля 2013г., № 63-З «О концессиях» // Консультант Плюс. Беларусь—Мн., 2013.
8. Закон РБ от 12 июля 2013г. № 53-З «Об инвестициях» // Консультант Плюс. Беларусь—Мн., 2013.
9. Декрет Президента РБ от 16 января 2009 г. № 1 (в ред. от 28 мая 2012 г. № 2) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования». Беларусь— Мн., 2013.
10. Указ Президента РБ от 9 ноября 2010 г. № 575 (в ред. от 30 декабря 20011 г.) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс. Беларусь—Мн., 2013.
11. Шмарловская Г.А., Петрушкевич Е.Н. Инвестиционный климат Республики Беларусь и стратегия привлечения иностранных инвестиций. Мн., 2012.
12. Богуславский, М.М. Международное частное право: учебник; 6-е изд., перераб. и доп. М., 2012.