УДК 314.74
Е. С. КРАСИНЕЦ,
кандидат экономических наук, заведующий лабораторией миграционных исследований, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, г. Москва,
e-mail: [email protected].
ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЭПИДЕМИИ КОРОНАВИРУСА1
В статье представлен анализ влияния пандемии коронавируса на международную трудовую миграцию в России. На основе использования официальной статистики и социологических исследований показано воздействие эпидемии COVID-19 на процессы привлечения и использования в российской экономике иностранных работников. Особое внимание уделено решению задач в области регулирования трудовой иммиграции в условиях преодоления последствий пандемии коронавируса.
Ключевые слова: международная миграция населения, трудовые мигранты, иностранная рабочая сила, пандемия коронавируса, миграционная политика.
E. S. KRASINETS,
Candidate of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Migration Research, Institute of Social and Economic Studies of the Population, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology RAS, Moscow, e-mail: [email protected].
FOREIGN LABOUR IN RUSSIA IN THE CORONAVIRUS EPIDEMIC CONTEXT
The article presents an analysis of the coronavirus pandemic impact on international labour migration in Russia. Based on using official statistics and sociological research, the COVID-19 epidemic impact on attracting and using foreign workers in the Russian economy processes is shown. Special attention was paid to solving problems of regulating the labour immigration field related to overcoming the coronavirus consequences.
Keywords: international migration, labour migrants, foreign labor, coronavirus pandemic, migration policy.
Российская Федерация является одним из мировых центров международного трудового обмена. Трудовая иммиграция - наиболее массовый, динамичный и значимый с социально-экономической точки зрения миграционный поток в стране. Ежегодно с целью работы в Россию въезжает порядка 5-6 млн человек, из них более 90 % - из стран СНГ.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00008.
Потоки иностранных трудовых мигрантов оказывают заметное воздействие на различные стороны экономического, демографического, социального и политического развития российского общества. В контексте демографических и социально-экономических вызовов трудовая иммиграция является необходимым элементом развития экономики, значимым фактором формирования занятости населения, действенным инструментом функционирования национального рынка труда.
С использованием трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического развития, компенсируется недостаток рабочей силы в отдельных отраслях и на отдельных территориях, обеспечивается стабильное функционирование важнейших секторов национальной экономики [1, с. 111]. Иностранные работники активно привлекаются к реализации крупномасштабных проектов, работают в строительстве, заняты в сфере торговли, услуг, общественного питания, на транспорте, в гостиничном бизнесе, жилищно-коммунальном, сельском и дачном хозяйстве, прокладывают и ремонтируют дороги, убирают улицы, осуществляют уход за детьми, больными и престарелыми на дому. Временные трудовые мигранты позволяют многим российским компаниям, малым и средним предприятиям сохранять конкурентоспособность из-за низкой стоимости иностранной рабочей силы. Благодаря трудящимся-мигрантам повышается доступность товаров и услуг для сравнительно бедной части населения России. Достижение на рынке труда сбалансированности между спросом на рабочую силу и ее предложением с использованием иностранных трудовых мигрантов является одним из важнейших вопросов пространственного развития страны и восстановления ее социально-экономического подъема.
Глобальный экономический кризис и мировая пандемия коронавируса, потянувшие за собой шлейф многообразных социально-экономических последствий, не могли не отразиться на международной трудовой миграции и процессах привлечения и использования иностранных работников в российской экономике. Разразившаяся пандемия СОУГО-19 переломила действовавшие тенденции в сфере трансграничных передвижений. В связи с введением многими странами ограничительных мероприятий по противодействию распространения коронавируса в межгосударственном трудовом обмене произошли серьезные трансформации. Ограничение мобильности и закрытие государственных границ превратились в ключевые проблемы международного трудового обмена [2, с. 8].
Коронавирусная эпидемия ухудшила положение трудовых мигрантов во всех странах мира, и Россия не стала исключением. Вопросы воздействия пандемии на положение трудовых иммигрантов вышли на первый план в повестке дня международной политики. В российском обществе дискуссия в отношении необходимости иностранных мигрантов в условиях значительного роста безработицы своих граждан затмила объективную потребность в привлечении и использовании иностранной рабочей силы для развития экономики.
В новых реалиях кризиса, связанного с распространением пандемии коро-навируса, в тенденциях трудовой миграции и в предложении труда иностранной
рабочей силы происходят существенные перемены, которые требуют не только всестороннего анализа, но и переосмысления проблем, связанных с политикой регулирования потоков трудовых мигрантов. В работе на основе использования статистических данных и проведенных социологических исследований ставятся задачи показать, что сегодня в отечественной экономике происходит с трудовой иммиграцией, проанализировать влияние СОУГО-19 на изменение ее масштабов, занятость оставшихся в России мигрантов, миграционное поведение иностранных работников, а также получить ответы на целый ряд принципиальных вопросов о том, как может и должна меняться в стране государственная миграционная политика в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в период постпандемического восстановления отечественной экономики.
Перемены на рынке труда и в сфере трудовой миграции. Официальная статистика свидетельствует, что в период пандемии коронавируса состояние российского рынка труда ухудшилось, а напряжение в сфере занятости резко возросло. В результате снижения масштабов экономической деятельности и под воздействием карантинных и ограничительных мер рынок труда столкнулся с рядом системных проблем, среди которых на первый план вышли возросшая открытая и скрытая безработица, падение доходов и усиление рисков неопределенности в сфере занятости населения.
По данным статистического учета, в августе 2020 г. численность безработных в стране достигла 4,8 млн человек. Во втором квартале 2020 г. в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года количество безработных, зарегистрированных в службах занятости населения, увеличилось в 2,7 раза [3]. Уровень безработицы возрос, в первую очередь, в таких отраслях, как туризм, гостиничное хозяйство, сфера обслуживания, общественное питание, культура, транспорт. В бедственное положение попали прежде всего лица, занятые в малых и средних предприятиях, а также индивидуальные предприниматели и самозанятые. В августе 2020 г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах службы занятости, на 100 заявленных вакансий составила свыше 230 человек и в сравнении с январем возросла более чем в 4 раза.
Экономический кризис и закрытие границ существенно ограничили в российской экономике возможности привлечения и использования иностранных работников. Из-за введенных ограничений значительно сократилась выдача разрешительных документов для работы трудовых мигрантов. Масштабы привлечения и использования иностранных работников в России резко пошли на убыль.
По данным Главного управления по вопросам миграции МВД, в период начала и распространения пандемии в январе-июне 2020 г. было поставлено на миграционный учет 1,5 млн иностранцев, прибывших в Россию и указавших целью въезда работу, что почти в два раза меньше в сравнении с соответствующим доковидным периодом 2019 г. В январе-августе 2020 г. по сравнению
с аналогичным периодом предыдущего года количество разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства сократилось в России в 2,4 раза. В 2,5 раза уменьшился прием из-за рубежа контингентов квалифицированных специалистов, в 2,2 раза - приток новых иностранных работников, относящихся к числу высококвалифицированных. За этот период число выданных патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства снизилось на 38,3 %. Общее количество оформленных разрешений на работу и патентов для иностранных мигрантов в России оказалось в 1,7 раза ниже в сравнении с соответствующим периодом 2019 г. [4].
Занятость и миграционное поведение иностранных работников. Трудовые мигранты в России, особенно на низкооплачиваемых рабочих местах, оказались в наибольшей степени затронуты распространением СОУГО-19. В условиях пандемии и введения масштабных ограничительных мер, в частности, закрытия границ, ограничения международного авиасообщения, прекращения или сокращения работы многих строительных, торговых, транспортных и других предприятий, иностранным работникам были купированы важнейшие легальные каналы трудоустройства.
На российском рынке труда, в том числе и иностранного, произошло значительное сокращение рабочих мест, особенно в тех отраслях, где были заняты мигранты [5, с. 28]. В отечественной экономике усилились региональные и отраслевые диспропорции между потребностью в рабочей силе и ее предложением. Существенно сузились легальные пути для трудоустройства и занятости иностранной рабочей силы, увеличилась латентная составляющая отечественного рынка труда, возросло включение трудовых мигрантов в теневые схемы найма работников, расширились масштабы их незаконной занятости.
В сфере занятости в целом сформировалась избыточная численность сотен тысяч трудовых мигрантов. Одновременно в ряде регионов из-за отъезда мигрантов на родину и сокращения их возвратной миграции отдельные отрасли, прежде всего строительство, ЖКХ и сельское хозяйство, стали испытывать нарастающую нехватку рабочих кадров. Многие работодатели после преодоления первой волны кризиса пандемии стали увеличивать свою активность в поиске иностранных работников, испытывая немалые трудности в закрытии объявленных вакансий для трудовых мигрантов.
В период пандемии коронавируса иностранные работники оказались одной из наиболее уязвимых социальных групп наличного населения России [6, с. 416]. В большинстве случаев иностранные работники заняты низкоквалифицированным трудом в неформальном секторе экономики с негарантированной зарплатой. Как правило, прибывшие на работу в Россию не имели к началу распространения коронавируса никаких финансовых накоплений, позволяющих пережить кризисный период. Они не могли рассчитывать на меры государственной поддержки для российских граждан. Лишившись дохода в связи с неформальным и неустойчивым характером занятости, подавляющее большинство мигрантов столкнулось с огромными трудностями на пути решения
насущных жизненных вопросов зарабатывания денег для оплаты арендного жилья, приобретения продуктов питания, доступа ко многим социальным услугам, а также пересылки денежных средств из России родным и близким на родину.
Огромное количество иммигрантов проживает скученно в тесных помещениях с плохими санитарно-эпидемиологическими условиями, что делает невозможным соблюдение ими социальных норм и правил гигиены. К тому же они слабо информированы о мерах по предотвращению коронавирусной болезни и располагают ограниченными ресурсами на приобретение необходимых лекарств, средств защиты и профилактики заболевания. Из-за скученности проживания риски заболеть и распространения коронавирусной инфекции у них оказались выше. Как для трудовых мигрантов в целом, так и для иностранных работников с незаконным статусом серьезной проблемой оказалось обращение за медицинской помощью.
В результате финансовых трудностей и резко возросшей стоимости билетов значительно увеличилось число тех, кто оказался не в состоянии вернуться на родину. Из-за закрытия границ и введенных ограничений на южных рубежах России в стихийно созданных лагерях в бедственном положении оказались тысячи выходцев из Центральной Азии. Застрявшие без средств к существованию по дороге на родину трудовые мигранты создали дополнительные угрозы безопасности. Появление в российских регионах довольно многочисленных групп иностранных граждан без средств к существованию увеличило риски роста преступности, активизации экстремистских религиозных и террористических организаций [7, с. 37].
Изучение перемен в миграционном поведении трудовых мигрантов показывает, что в последнее время произошло резкое ухудшение показателей, определяющих базовые характеристики их пребывания и занятости на российской территории. По результатам социологических исследований иностранных мигрантов, проведенных нами в июле-августе 2020 г. в городах и районах Калининградской области ^ = 300) методом глубинных интервью с соблюдением параметров квот выборки по основным видам экономической деятельности (строительство, торговля, ЖКХ, гостиничный и ресторанный бизнесы, транспорт и складское хозяйство, занятость в домашних хозяйствах, в медицинских организациях и в сфере социальных услуг населению), подавляющее большинство присутствующих на региональном рынке труда работали в текущем году (94,6 %), минимальная часть трудовых мигрантов (5,4 %) были пока без работы, однако активно ее искали и готовы были к ней приступить.
Как показал опрос, наиболее значимыми проблемами жизнедеятельности для гастарбайтеров в период пандемии стали ухудшение их материального положения, снижение доходов, нехватка средств, чтобы оплачивать жилье и отправлять денежные переводы домой (37,6 % опрошенных), а также плохие условия проживания (18,8 %).
В условиях неустойчивой занятости в отличие от большинства российских граждан трудовые мигранты оказались перед реальными угрозами потерять работу, остаться без жилья и средств к существованию, уйти в теневую сферу занятости. Многие трудящиеся-мигранты стали трудиться неполный рабочий день и с пониженной зарплатой, что привело к частичной потере ими дохода. По данным проведенного исследования, каждый пятый респондент признался, что потерял доход полностью, у 13,4 % заработки сократились более чем наполовину. Среди опрошенных 7,4 % отметили, что после введенных ограничений доход у них уменьшился на величину от 10 % до половины от прежнего уровня.
В период кризиса, связанного с пандемией, наиболее драматичная ситуация сложилась среди незаконных трудовых мигрантов. Под воздействием массовых сокращений, обусловленных закрытием бизнесов, в наибольшей степени пострадали латентные трудовые мигранты, не имеющие никаких действительных документов на пребывание, проживание и/или занятие трудовой деятельностью в России. Как показало исследование, разрешительные документы на занятость отсутствовали у трети трудовых мигрантов. Около 40 % респондентов не имели письменный трудовой договор с работодателем и все детали работы оговаривались устно. Для незаконных мигрантов в случае заражения их коронавирусом из-за риска передачи данных иммиграционным властям существуют серьезные препятствия для доступа к медицинским услугам служб здравоохранения. Не имея права на какую-либо социальную защиту, они вынуждены продолжать работать, рискуя своим здоровьем и здоровьем окружающих [8, с. 128].
Однако, несмотря на резкое ухудшение материального положения, занятость на худших рабочих местах, возросшие риски и угрозы потерять работу и остаться без средств к существованию, большинство находящихся на российской территории мигрантов (как законных, так и незаконных) все еще довольно позитивно оценивают свой выбор в пользу Российской Федерации. Даже в условиях пандемии большинство приезжих не спешит уходить с российского рынка труда. Для значительной части мигрантов улучшение материального положения так или иначе связано с работой на территории России [9, с. 54].
В стратегиях миграционного поведения трудовых мигрантов при выборе направлений «уехать» или «остаться» довольно значительным оказалось число тех, кто не собирается уезжать и не думает покидать страну в ближайшее время. Только 13 % респондентов сообщили, что в период начала пандемии пытались вернуться к себе домой. Большая же часть опрошенных (87 %) в своих ориентациях намерена оставаться и работать в России.
В основе настроений, ориентаций и установок для иностранных работников на дальнейшее пребывание на российской территории более весомыми являются причины, выталкивающие их из стран происхождения, чем факторы и стимулы выезда из Российской Федерации. В связи с большим разрывом в уровне
доходов в России с другими странами СНГ, по мнению И. В. Фадеевой, «потеря дохода и возвращение домой могут означать возвращение к крайней нищете как для работников, так и их семей, поскольку денежные переводы, отправляемые мигрантами, являются жизненно важной экономической цепочкой для миллионов людей, пытающихся свести концы с концами» [10, с. 63].
Очень важно также, что, несмотря на все трудности, многие из числа приезжих и в изменившихся условиях ориентируются на постоянное жительство в России и получение российского гражданства. Отвечая на вопрос о долгосрочных планах на будущее, значительное большинство мигрантов указало на то, что они хотели бы интегрироваться в российское общество и раствориться в нем. Около трети опрошенных заявили, что стремятся и готовы жить в Российской Федерации длительное время. Свыше 37 % респондентов указали на то, что они в своих настроениях ориентированы на то, чтобы стать гражданами России и остаться в ней навсегда. Как следует из данных опроса, большинство гастарбайтеров намерено после отъезда домой опять возвратиться в Россию. Согласно данным опроса, 38,3 % респондентов ответили, что планируют «обязательно» вернуться и еще 37,6 % заявили - «скорее всего да».
Регулирование рынка труда иностранных работников. Восстановление экономики и оживление спроса на труд после завершения пандемии повлекут за собой увеличение потребности в иностранной рабочей силе. Преодоление вызовов, связанных с эпидемией коронавируса, потребует практического решения таких проблемных вопросов, как стабилизация трудового рынка, оптимизация потоков трудовой иммиграции, организация занятости иностранной рабочей силы, сокращение масштабов теневого использования мигрантов.
Серьезной задачей является поиск путей совершенствования механизмов, регулирующих рынок труда иностранных работников, что в реальности на практике должно обеспечить приоритетное право на трудоустройство работников из числа граждан Российской Федерации. Важными, имеющими стратегическое значение в регулировании рынка труда, могут стать решения о принятии нормативно-правовых актов, обязывающих всех работодателей до приема на работу трудовых мигрантов из-за рубежа размещать в государственной информационной системе информацию о потребности в иностранной рабочей силе для первоочередного подбора органами служб занятости работников из числа российских граждан. Возобновление в постпандемийный период приема многочисленных контингентов иностранной рабочей силы повысит необходимость проведения дифференцированной политики регулирования мигрантского сектора рынка труда.
Большое значение при этом приобретает активная разработка и внедрение селективных мероприятий, направленных на стимулирование приезда в Россию востребованных категорий мигрантов, компетентных иностранных профессионалов и специалистов, а также предпринимателей, инвесторов и студентов. Должен быть принят комплекс мероприятий по внедрению облегченных и упро-
щенных процедур вхождения на рынок труда квалифицированных и высококвалифицированных работников. Важное значение имеет введение балльной системы оценок отбора трудовых мигрантов для получения ими вида на жительство, позволяющей создавать преференции в привлечении и использовании в национальной экономике иностранных квалифицированных работников и высококвалифицированных специалистов. Одним из актуальных вопросов является снижение стоимости патентов для мигрантов из безвизовых стран, имеющих профессиональное образование и востребованных на российском рынке труда. Потребуется принятие мер, которые не только поощряют въезд нужных для развития экономики трудовых мигрантов, но и ограничивают доступ на рынок труда тех иностранных работников, в которых нет острой необходимости.
В рамках реализации основных направлений миграционной политики следует активизировать работу по формированию и развитию миграционной инфраструктуры трудоустройства иностранных граждан (бирж, рекрутинговых агентств, сети социальных центров поддержки трудящихся стран ЕАЭС и членов их семей и их правовой защиты) для обеспечения информацией трудовых мигрантов о возможностях занятости, поиска работы, организованного перемещения рабочей силы в регионы, испытывающие дефицит работников.
Вместе с тем должны быть приняты меры по наращиванию усилий в области защиты рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, сокращению незаконного трудоустройства и теневой занятости мигрантов. Важное практическое значение в этой связи имеет совершенствование автоматизированной системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также усиление экономической составляющей в борьбе с нарушениями миграционного и трудового законодательства Российской Федерации.
Одной из ключевых задач в формировании рынка труда является развитие образовательной миграции в Россию. Расширение учебной миграции и привлечение иностранных студентов в российские вузы является важной практической задачей на фоне сокращения численности российских студентов под воздействием демографических факторов.
Политика в области учебной миграции должна предусматривать в перспективе устойчивое увеличение контингента обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств - участников СНГ и ЕАЭС, на основе расширения количества студентов и аспирантов в рамках межгосударственных договоров по вопросам учебной миграции как на уровне правительств государств, так и между отдельными регионами и университетами.
Важно сделать необходимые шаги по вопросам интеграции иностранных выпускников вузов, желающих оставаться жить и работать в России, облег-
чить им доступ к отечественному рынку труда, виду на жительства и гражданству после завершения учебы. Для удержания востребованной на рынке труда категории мигрантов, которые обладают необходимыми для развития страны квалификационными характеристиками и социальными параметрами, преференциями должны пользоваться также и члены их семей.
В сфере предоставления международных образовательных услуг следует развивать потоки учебной миграции из стран с упрощенным режимом приема иностранных студентов, а также усилить масштабную информационную кампанию о возможностях обучения в России и по рекламе российских вузов за рубежом.
К числу насущных проблем совершенствования миграционной политики относится повышение полноты и объективности данных о процессах привлечения и использования иностранных работников. Важнейшими составными элементами этой общей задачи является разработка автоматизированной информационной платформы с базой данных о потоках трудовых мигрантов, включающей параметры их демографических, социально-экономических и профессионально-квалификационных характеристик, а также данные о потребности рынка труда в иностранных работниках и их занятости в экономике. Вместе с тем большое значение имеет совершенствование статистики и расширение круга разрабатываемых показателей в области международной трудовой миграции, введение внятной статистики трудовой миграции и занято -сти иностранных работников, переход в статистической практике от данных административного учета числа выданных разрешений (патентов) на право занятия трудовой деятельностью к развернутой статистике самих трудовых мигрантов, налаживание статистического учета всего массива перемещений и занятости трудовых мигрантов на пространстве Евразийского интеграционного объединения.
Список использованных источников
1. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Минск, 2016. - Режим доступа: https://www.mpt.gov.by/ ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-cifrovoy-ekonomiki-i-informacionnogo-obshchestva. - Дата доступа: 12.05.2018.
2. Красинец, Е. С. Иностранная рабочая сила на российском рынке труда: проблемы и решения / Е. С. Красинец // Народонаселение. - 2020. - Т. 23, № 1. - С. 104-118.
3. Рязанцев, С. В. Положение трудовых мигрантов в регионах мира: вызовы пандемии СОУШ-19 и реакция правительств / С. В. Рязанцев, А. Д. Брагин, Н. С. Рязанцев // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. - 2020. - № 3. - С. 7-21.
4. Социально-экономическое положение России - 2020 г. [Электронный ресурс] / Федеральная служба гос. статистики. - М., 2020. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/ Ь20_01/Мат.Йт. - Дата доступа: 20.10.2020.
5. Статистические сведения по миграционной ситуации [Электронный ресурс]. - М., 2020. -Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracюnnaya/item/21163087/. - Дата доступа: 20.10.2020.
6. Воронина, Н. А. Миграционная политика в новой реальности: выход из пандемии / Н. А. Воронина, В. А. Суворова, В. А. Волох // Власть. - 2020. - Т. 28, № 4. - С. 26-32.
7. Шустов, А. В. Циркулярные миграции между Россией и странами СНГ в условиях кризиса: масштабы и последствия // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. - 2020. -Т. 22, № 3. - С. 415-427.
8. Цапенко, И. П. Межстрановая мобильность населения в период и после эпидемического шока / И. П. Цапенко // Социально-трудовые исследования. - 2020. - № 40(3). - С. 31-43.
9. Наумова, А. А. По разные стороны границ из-за коронавируса: как люди пытаются вернуться к своим семьям и на работу / А. А. Наумова // Тенденции развития науки и образования. -2020. - № 63 (3). - С. 127-130.
10. Денисенко, М. Б. Коронавирус и трудовая миграция / М. Б. Денисенко, В. И. Мукомель // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. - 2020. - № 7. - С. 51-54.
11. Фадеева, И. В. Государственное управление трудовой миграцией в период пандемии / И. В. Фадеева // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2020. - № 2. -С. 61-63.
Поступила 31.10.2020 г.