JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-163-167 NIION: 2015-0066-5/21-096 MOSURED: 77/27-011-2021-05-295
Эльвира Александровна Мамонтова1, Алексей Михайлович Попов2
1 Тамбовский государственный технический университет», Тамбов, Россия, mamontova-e@rambler.ru
2 Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», Москва, Россия,
pamtambov@yandex.ru
Аннотация. Рассматриваются проблемы внешней трудовой миграции в России и безработицы российских граждан, возникшие в связи с пандемией коронавируса в 2020 году. Анализируется ситуация в «мигрантоем-ких» отраслях российской экономики, причины потери работы трудовыми мигрантами. Подчеркивается, что меры, принятые властями России в условиях пандемии коронавируса, не только упростили жизнь законопослушным трудовым мигрантам, но и способствовали легальному трудоустройству и выходу из теневой занятости части мигрантов, ведущих нелегальную трудовую деятельность. Разработан ряд предложений по принятию дополнительных мер в целях урегулирования правового положения трудовых мигрантов и выведения их из теневой занятости. Анализируется также состояние российского рынка труда, проблемы безработицы российских граждан в условиях пандемии коронавируса. Предложены меры по стимулированию работодателей к модернизации низкоквалифицированных рабочих мест в «мигрантоемких» отраслях российской экономики в целях привлечения российских граждан.
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, трудовые мигранты, правовой статус мигрантов, рынок труда, безработица
Для цитирования: Мамонтова Э. А., Попов А. М. Проблемы внешней трудовой миграции и безработицы граждан России в период пандемии коронавируса // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 163— 167. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-163-167.
Original article
Elvira A. Mamontova1, Alexey M. Popov2
1 Tambov state technical University, Tambov, Russian Federation, mamontova-e@rambler.ru
2 Moscow Academy of the Investigative Committee Russian Federation, Moscow, Russian Federation,
pamtambov@yandex.ru
Abstract. The article deals with the problems of external labor migration in Russia and unemployment of Russian citizens that arose in connection with the coronavirus pandemic in 2020. The article analyzes the situation in the «migrant-intensive» sectors of the Russian economy and the reasons for job loss by migrant workers. It is emphasized that the measures taken by the Russian authorities in the context of the coronavirus pandemic not only simplified the life of law-abiding labor migrants, but also contributed to the legal employment and exit from shadow employment of some migrants who conduct illegal labor. A number of proposals have been developed to take additional measures to regulate the legal status of migrant workers and remove them from shadow employment. The article also analyzes the state of the Russian labor market and the problems of unemployment of Russian citizens in the context of the coronavirus pandemic. Measures are proposed to encourage employers to modernize low-skilled jobs in «migrantintensive» sectors of the Russian economy in order to attract Russian citizens.
Keywords: external labor migration, labor migrants, legal status of migrants, labor market, unemployment
© Мамонтова Э. А., Попов А. М., 2021
Проблемы внешней трудовой миграции и безработицы граждан России в период пандемии коронавируса
Problems of external labor migration and unemployment of Russian citizens during the Coronavirus pandemic
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
For citation: Mamontova E. A., Popov A. M. Problems of external labor migration and unemployment of Russian citizens during the coronavirus pandemic // Bulletin of economic security. 2021;(5):163-7. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2021-5-163-167.
В последние два десятилетия внешняя трудовая миграция стала неотъемлемой частью российской экономики, в ряде критически важных отраслей (строительство, ЖКХ, сфера услуг, сельское хозяйство некоторых регионов) высока доля трудовых мигрантов. В условиях «безвиза» с большинством постсоветских стран и свободного рынка труда в рамках ЕАЭС внешняя трудовая миграция во многом стихийный процесс, на который влияет много факторов - избыток рабочей силы в соседних странах, неблагоприятные демографические процессы и нехватка рабочей силы в России, состояние экономики нашей страны. В годы подъема экономики и роста заработной платы внешняя трудовая миграция возрастает, в периоды кризисных явлений она снижается. В 2020 году стало ясно, что и противоэпидемические ограничения могут оказывать значительное влияние на внешнюю трудовую миграцию.
Проблемы миграционной политики России привлекают внимание многих российских исследователей. Они отмечают, что наличие большого количества дешевой иностранной рабочей силы подпитывает «теневой» сектор экономики России и тормозит модернизацию ряда отраслей, где велико присутствие трудовых мигрантов. Они также отмечают необходимость регулирования процессов внешней трудовой миграции преимущественно экономическими методами, а не попытками всемерного ужесточения миграционного контроля, которые только загоняют мигрантов в теневую занятость.
Кризисные явления в экономике России из-за пандемии и закрытие границ в целях нераспространения коронавирусной инфекции резко обострили проблемы в сфере внешней трудовой миграции. В «мигрантоем-ких» отраслях экономики (строительство, оптовая и розничная торговля, гостиничный и ресторанный сервис и другие услуги) сократилось много рабочих мест, сократились зарплаты. Часть потерявших работу трудовых мигрантов нашли другую работу (в основном в курьерской доставке еды и лекарств), остальные перебиваются случайными заработками и рассчитывают на помощь общин. Уехавшие же в страны происхождения несколько сотен тысяч мигрантов ждут нормализации обстановки в России, чтобы снова приехать сюда на заработки. По данным МВД РФ за январь-сентябрь 2020 года, число оформленных разрешений на работу снизилось более чем вдвое в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а число оформленных патентов снизилось в полтора раза1.
1 МВД РФ. Сводка основных показателей по миграционной ситуации в РФ за январь-сентябрь 2020 года. URL: https://xn--
Исследование, проведенное Высшей школой экономики в апреле-мае 2020 года, показало, что в России потеряли работу около трети трудовых мигрантов. Многим из уволенных не хватало денег даже на еду. Тем не менее, лишь каждый десятый безработный мигрант раздумывал, стоит ли временно покинуть Россию, переждать трудности на родине, а потом вернуться. Из трудовых мигрантов, работавших в гостиничном и ресторанном бизнесе, потеряли работу 54,3 %, из работавших помощниками в домашнем хозяйстве - 35,4 %, из работавших в торговле -32,9 %, из работавших на транспорте и в складском хозяйстве - 28,9 %, тогда как из работавших в строительстве - лишь 18,5 %2.
Обычно трудовые мигранты не имеют достаточных запасов денежных средств, позволяющих продержаться в кризисный период, поскольку половину заработка отсылают семьям в страны происхождения. Теперь вследствие безработицы и потери источников дохода им приходится искать любую работу и соглашаться на любые условия работодателей, что приводит к демпингу зарплаты на российском рынке труда.
Власти России в условиях пандемии коронави-руса стараются оперативно решать возникающие у мигрантов из-за противоэпидемических ограничений проблемы трудоустройства и правового статуса, чтобы облегчить положение мигрантов и не допустить роста преступности.
Указами Президента РФ № 274 от 18 апреля 2020 года и № 580 от 23 сентября 2020 года в целях урегулирования правового положения были продлены сроки действия документов иностранных граждан и лиц без гражданства (виза, миграционная карта, удостоверение беженца, разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу, патент), сроки действия которых истекали с 15 марта 2020 года по 15 декабря 2020 года включительно3.
b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/21661064/ (дата обращения: 14.12.2020).
2 Коронавирус и трудовая миграция: Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и мире [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики, № 7, 26.06.2020. URL: https://www.hse.ru/ mirror/pubs/share/375148606.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
3 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): Указ Президента РФ № 274 от 18 апреля 2020 года // СЗ РФ, 20.04.2020, № 16, ст. 2572; О внесении изменений в Указ Президента РФ № 274 от 18 апреля 2020 года «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в связи с угро-
JURISPRUDENCE
Государственной Думой РФ в ускоренном порядке была принята поправка в статью 13.3 федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Из пункта 8 статьи 13.3 было исключено ограничение по числу обращений иностранных работников за продлением патента1. Раньше трудовой мигрант мог продлить патент (срок действия которого не может превышать 12 месяцев) однократно на срок не более 12 месяцев. Таким образом, по прошествии максимум двух лет ему обязательно необходимо было выехать из России и вернуться обратно, чтобы получить право оформить новый патент. Принятая поправка позволяет мигранту, прибывшему в Россию в безвизовом порядке и работающему на основании патента, неограниченное количество раз продлевать имеющийся патент без выезда из страны. В условиях строгих противоэпидемических ограничений такая мера значительно упростила жизнь трудовым мигрантам, иначе им пришлось бы через неофициальных «посредников» оформлять фиктивный выезд и въезд в Россию, затем контактировать с сотрудниками множества профильных государственных структур для оформления нового патента. Теперь законопослушные иностранные работники из безвизовых стран могут пребывать и работать на территории России долгосрочно, что сделает их более привлекательными для работодателей.
Правительство РФ и государственные органы субъектов РФ стараются по мере возможности сохранить занятость для иностранных рабочих в критически важных отраслях экономики, где велика доля иностранной рабочей силы. Например, в сельском хозяйстве некоторых регионов России трудится много сезонных рабочих-мигрантов и на их место региональные властине смогут найти достаточное количество местных жителей. Самая сложная ситуация в строительстве, в котором было занято около двух миллионов иностранных рабочих. Строительство жилых и производственных объектов является очень инерционным процессом, и в случае временной остановки возобновить его будет сложно. Да и сама консервация строящегося объекта потребует немалых затрат. Учитывая, что в строительной отрасли рабочие коллективы в основном мало контактируют с остальным населением, были изысканы способы сохранить объемы строительства, не нарушая при этом противоэпидемических ограничений. Поэтому в строитель-
зои дальнейшего распространения новой коронавируснон инфекции (COVID-19)»: Указ Президента РФ № 580 от 23 сентября 2020 года // СЗ РФ, 28.09.2020, № 39, ст. 6020
1 О внесении изменения в статью 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: Федеральный закон № 135-фз от 24 апреля 2020 года // СЗ РФ, 27.04.2020, № 17, ст. 2713.
ной отрасли большинству мигрантов удалось сохранить трудовую занятость.
Меры, принятые властями России по сохранению занятости для иностранных рабочих и по содействию в урегулировании их правового статуса, не только упростили жизнь законопослушным трудовым мигрантам, но и способствовали легальному трудоустройству и выходу из теневой занятости части мигрантов, ведущих нелегальную трудовую деятельность. Удалось не допустить роста мигрантской преступности, чего опасались многие эксперты в начале 2020 года. По данным МВД РФ за январь-октябрь 2020 года, криминальная активность мигрантов снизилась на 1,8 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года2.
Властям страны стоило бы продолжить принятие мер по урегулированию правового статуса трудовых мигрантов. Дело в том, что многие из них причиной въезда в Россию указывали частные цели, а на работу устраивались нелегально, без должного оформления. Например, из въехавших в Россию за январь-сентябрь 2020 года 7,6 млн иностранцев, указали целью въезда работу только 1,9 млн человек3. Изменить цель въезда они могут только при новом визите в Россию, предварительно выехав из нее, что в условиях противоэпидемических ограничений весьма затруднительно. Желательно разрешить иностранным гражданам менять цель въезда в Россию без выезда из страны. Это способствовало бы существенному сокращению теневой занятости трудовых мигрантов. Кроме того, наличие в стране сотен тысяч трудовых мигрантов, оставшихся без работы и денег, создает для нашего государства опасность серьезного роста преступности.
3 августа 2020 года заместитель председателя Совета Безопасности РФД. Медведев на совещании по вопросам обеспечения правопорядка в период преодоления эпидемии коронавируса предложил рассмотреть идею о том, чтобы предоставлять трудовым мигрантам право на въезд в Россию, только если от их работодателя получено недвусмысленное подтверждение их трудоустройства4. Однако трудовые мигранты очередное ужесточение миграционного контроля будут обходить привычным способом - уходя в теневой сектор, так как многие работодатели охотно нанимают нелегалов. Нужно одновременно ужесточать
2 МФД РФ. Краткая характеристика состояния преступности в РФ за январь-октябрь 2020 года. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ reports/item/21933965/ (дата обращения: 14.12.2020).
3 МФД РФ. Отдельные показатели миграционной ситуации в РФ за январь-сентябрь 2020 года с распределением по странам и регионам. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/ migracionnaya/item/19365840/ (дата обращения: 14.12.2020).
4 Актуальные вопросы обеспечения правопорядка в период преодоления эпидемии коронавируса: Совет Безопасности РФ, совещание от 03.08.2020. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/ allnews/2817/ (дата обращения: 14.12.2020).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
контроль также и за работодателями, чтобы отбить у них желание нанимать нелегальных трудовых мигрантов. Хотя для юридических лиц уже предусмотрены серьезные штрафы (до 800 тысяч рублей за одного нелегального мигранта), практика показывает, что выгода от использования труда нелегалов для работодателей настолько велика, что они готовы рисковать. Необходимы дополнительные меры воздействия на работодателей - запрет на деятельность до одного года и еще более серьезные штрафы за использование труда нелегальных мигрантов. Кроме того, все расходы по депортации мигрантов, чей труд незаконно (вне квоты или без должного оформления) использовали на территории России, можно возложить наработода-телей, которые приняли их на работу.
Если трудовых мигрантов в условиях пандемии работодатели часто увольняли, то российских граждан сокращения персонала коснулись меньше, чаще их переводили на неполный рабочий день или на дистанционную работу с уменьшением зарплаты. И все же на российском рынке труда значительно сократилось число рабочих мест и увеличилась безработица.
Пандемия коронавируса в России в 2020 году ухудшила социально-экономическое положение страны. По данным Росстата о социально-экономическом положении России за январь-сентябрь 2020 года, ВВП России за первое полугодие снизился на 3,4 % (и продолжает снижаться), реальные денежные доходы населения в январе-сентябре 2020 года снизились по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 3,6 %. Общая численность безработных в сентябре 2020 года составила 4,8 млн человек (141,7 % к уровню сентября 2019 года), что составляет 6,3 % от численности трудоспособного населения. Каждый четвертый из безработных находился в состоянии застойной безработицы (то есть искал работу 12 месяцев и более). Пособие по безработице получали 3,3 млн безработных1. Эти данные наглядно показывают, что кризисные явления в экономике России в связи с пандемией привели к существенному снижению трудовой занятости российских граждан, а, следовательно, и к падению их доходов. Кроме того, строгие противоэпидемические ограничения привели к значительному снижению деловой активности в сфере услуг, вынуждая работодателей отправлять часть сотрудников в длительные неоплачиваемые отпуска. Пришлось приостановить свою деятельность и многим «самозанятым» гражданам. По мнению многих экспертов, численность «скрытой» безработицы россиян сравнима с численностью официальной.
1 Росстат. Социально-экономическое положение России, январь-сентябрь 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/At1uinu9/osn-09-2020.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
Тем не менее, российские граждане не спешат занимать освободившиеся из-за отъезда сотен тысяч мигрантов низкоквалифицированные рабочие места в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, общепите, сельском хозяйстве. Модернизация этих рабочих мест, а значит более высокая оплата труда, могут привлечь российских граждан. Тем не менее, работодатели предпочитают выжидать, надеясь на скорую отмену противоэпидемических ограничений. Но им придется модернизировать производство и повышать зарплаты, иначе придется сворачивать масштабы своей деятельности. В рамках мер по поддержанию экономики России в период пандемии коро-навируса, Правительство РФ могло бы предоставить предпринимателям льготные кредиты на модернизацию низкоквалифицированных рабочих мест, что положительно скажется на сохранении социально приемлемого уровня безработицы россиян.
Кроме того, на российском рынке труда сложился определенный дисбаланс, когда в сельской местности и в малых городах много людей длительное время находятся в состоянии «застойной» безработицы, тогда как в мегаполисах многие рабочие места занимают мигранты. В России надо развивать условия для внутренней трудовой миграции, чтобы российские граждане могли потеснить трудовых мигрантов на рынке труда. Правительству РФ надо разрабатывать программы внутренней трудовой миграции, чтобы можно было предлагать безработным жителям из малых городов и сельской местности сезонную или вахтовую работу в крупных городах России, с предоставлением им мест в общежитиях (многие не в состоянии арендовать жилье), с оказанием помощи в получении востребованных на российском рынке труда навыков и профессий.
Правительству РФ необходимо создавать условия для снижения уровня безработицы в стране, в том числе и за счет повышения выгодности найма российских, а не иностранных работников. Ужесточение контроля, налоговых и социальных требований к работодателям, привлекающим трудовых мигрантов, заставит работодателей официально трудоустраивать работников, что создаст равные конкурентные условия для граждан России и трудовых мигрантов. Это позволит эффективнее решать проблему безработицы российских граждан.
Трудоустройство российских граждан на традиционно «мигрантские» рабочие места даст положительные эффекты для государственного бюджета России (официальное трудоустройство означает уплату налогов в федеральный и местные бюджеты) и для российской экономики в целом (уменьшится «теневой» сектор; уменьшится количество безработных россиян). В то же время надо понимать, что повышение зарплат ожидаемо повлечет за собой и
JURISPRUDENCE
больший приток трудовых мигрантов, что обострит конкуренцию на рынке труда за такие рабочие места между российскими гражданами и мигрантами. Но
такая конкуренция за официальное трудоустройство пойдет только на пользу российскому рынку труда, сделает его более прозрачным.
Информация об авторах
Э. А. Мамонтова - доцент кафедры «Безопасность и правопорядок» Тамбовского государственного технического университета, кандидат исторических наук, доцент;
А. М. Попов - ддоцент кафедры криминалистики Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
E. A. Mamontova - Associate Professor of the Department of «Security and Law and Order» of the Tambov State Technical University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor;
A. M. Popov - Associate Professor of the Department of Criminology of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 06.12.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 06.12.2021; accepted for publication 10.12.2021.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ
и
МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А. С. Прудникова. 535 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебное пособие подготовлено с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению миграции и ее правового регулирования, обеспечивающих положительную динамику развития миграционных процессов. В частности, в нем нашли отражение такие понятия, как «миграция и миграционная система», «международные стандарты в области регулирования миграции населения», «порядок приобретения гражданства», «правовые основы предоставления статуса беженца и временного убежища».
Дается общая характеристика деятельности государственных органов, участвующих в реализации национальной миграционной политики.
Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.
Второе издание