Научная статья на тему 'Инновация на практике'

Инновация на практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / HIGHER SCHOOL / HIGHER MEDICAL SCHOOL / INNOVATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марунич Н. А., Фигурнова Е. В.

Информационное пространство, частью которого являются и результаты научного поиска, постоянно пополняется, что приводит к необходимости наполнять им учебный процесс, заменяя уже устаревшие знания. Именно подобный поисковый процесс является оптимальным в педагогической практике, так как он объединяет интересы обучаемого и педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марунич Н. А., Фигурнова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN PRACTICE

The information space, including the results of scientific research is constantly replenished, that leads to the need to fill up the learning process by replacing already obsolete knowledge. Such search process is optimal in pedagogical practice, since it unites the interests of both the trainee and the teacher

Текст научной работы на тему «Инновация на практике»

2. Сергиев В.П., Лобзин Ю.В., Козлов С.С. Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы) // Руководство для врачей. 2011. С. 7-41.

3. Близнец О.И. Клонорхоз у детей в регионе Верхнего Приамурья // Детские инфекции. 2009. №4. С. 63-64.

4. Фигурнов В.А., Чертов А.Д. Гельминтозы Дальнего Востока (редкие наблюдения) // Методические рекомендации. 2009. С. 4-35.

5. Бритов В.А., Фигурнов В.А. Трихинеллез человека и животных на Дальнем Востоке СССР // Монография. 1984. С. 38.

УДК 613.2

Н.А. Марунич, Е.В. Фигурнова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ИННОВАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ

Резюме Информационное пространство, частью которого являются и результаты научного поиска, постоянно пополняется, что приводит к необходимости наполнять им учебный процесс, заменяя уже устаревшие знания. Именно подобный поисковый процесс является оптимальным в педагогической практике, так как он объединяет интересы обучаемого и педагога.

Ключевые слова: медицинский вуз, инновации в образовательном процессе.

INNOVATION IN PRACTICE

N.A. Marunich, E.V. Figurnova

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The information space, including the results of scientific research is constantly replenished, that leads to the need to fill up the learning process by replacing already obsolete knowledge. Such search process is optimal in pedagogical practice, since it unites the interests of both the trainee and the teacher.

Key words: higher school, higher medical school, innovations in the educational process.

Учебный процесс в вузе определяется обширным комплексом программных и методических разработок и обеспечивается учебниками, монографиями, руководствами, различными информационными материалами, которые регулирУются и оцениваются педагогом. Он не только осуществляет контролирующие функции, но и должен постоянно обновлять этот процесс, оценивать его эффективность.

Информационное пространство, частью которого являются и результаты научного поиска, постоянно пополняется, что приводит к необходимости наполнять им учебный процесс, заменяя уже устаревшие знания. Именно подобный поисковый процесс является оптимальным в педагогической практике, так как он объединяет интересы обучаемого и педагога. В высшей медицинскои школе весь процесс обучения имеет одну весьма отличительную особенность: он включает работу с человеком - либо это больной, либо просто человек, с которым врач (индивидуально либо коллективно) отрабатывает профилактические навыки предупреждения заболевании. И если лечебный процесс основан на искусстве врачевания, то профилактическая работа основана на широком разноплановом знании своей профессии и навыках ораторского искусства, что должно приводить к реализации главной цели - человек должен поверить врачу и следовать его рекомендациям. Именно в этом процессе соединяются обучающие и контролирующие функции педагога, усиленная вниманием слушателей и студентов, получающих навыки соединения объема знании с их пропагандой.

За последние два года на кафедре инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией сложилась традиция ежегодно 1 декабря, в день, посвященный проблеме СПИДа, делать массовый выход в школы, средние учебные заведения, трудовые коллективы для профилактики этой болезни. Это определяется тем, что при данном заболевании отсутствуют эффективные средства лечения и медицинской профилактики и главным является предупреждение заражения человека.

Вирус иммунодефицита человека был открыт в 1983 году, но до сих пор нет ни вакцины, ни сывороток, ни других лечебных и профилактических эффективных препаратов, позволяющих радикально излечить больного или предупредить попадание вируса в организм. Особенностью данного заболевания является и то, что оно имеет длительный инкубационный период и человек, не чувствуя, что он болен, распространяет вирус. Путями передачи вируса от носителя или больного являются: половой (как гомо-, так и гетеросексуальный), через кровь или некоторые другие биологические жидкости человека и передача вируса от матери к новорожденному, причем, переход от стадии ВИЧ-инфицирования к стадии СПИДа с развитием уже симптомов болезни у новорожденных может проходить очень быстро (в течение нескольких месяцев). Поэтому формирование у человека знаний о болезни, характере поведения, отношений в обществе, представлений о моральных и нравственных ценностях являются основными для предупреждения распространения этой болезни.

Для проведения дней профилактики СПИДа (они проводятся в течение декабря) привлекаются студенты 5-го и 6-го курсов, волонтеры. Часть из них уже прошла курс инфекционных болезней (6 курс), другая только проходит (5 курс), но обязательно в осеннем семестре. И в лекционном курсе, и на практических занятиях даются самые последние, новые материалы по ВИЧ-инфекции, демонстрируются презентации, осуществляется обычный оценочный контроль и проводится тестирование. За 2-3 недели до начала проведения этой работы преподаватель объезжает школы, средние специальные учебные заведения, кадетский корпус, трудовые коллективы и знакомит руководство этих организаций с темой и планом выступлений, знакомится с аудиторией и возможностью показа презентаций. Студенты, участвующие в этом мероприятии, обычно размещают постерный материал, стараясь расположить его там, где чаще всего скапливаются учащиеся (классы, буфет, гардероб). Обычно наши предложения и тема разговора встречаются с пониманием и одобрением, готовится большая аудитория, слушателей не принуждают, они собираются добровольно, так как тема предстоящего сообщения понятна каждому. Как правило, читаемые студентами лекции заслушиваются на занятии, оцениваются и поправляются преподавателем. Особое внимание обращается на спокойное доступное для слушателей изложение темы, причем упор делается не на достижения медицины, а на поведение каждого человека, его возможность выполнения профилактических мер для предупреждения заражения. Обязательно с подачи педагога приводятся анонимные примеры случаев заражения, заболевания и исходов болезни. Цитируется художественная литература и оцениваются некоторые телепередачи и кинофильмы, где некоторые персонажи (судьи и секунданты в боксе и боях без правил, врачи, осматривающие пациентов) работают в перчатках для предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией. Учитывая, что аудитория в основном молодежная, обращается внимание на эмоциональное изложение лекции, использование жестов, мимики, показа некоторых поведенческих эпизодов. Аудиторию знакомят с известными личностями, умершими от СПИДа. Обязательно излагаются основные положения Федерального Закона о больных и зараженных ВЙЧ-инфекцией, в процессе самой лекции демонстрируется презентация в виде слайдов, понятных слушателям. В конце выступления студенты раздают слушателям памятки, брошюры, буклеты, демонстрируются фильм и специальные ролики по профилактике заболевания.

Мы стараемся донести до слушателей основную мысль: СПИД легче предупредить, чем затем иметь статус ВИЧ-инфицированного. Жизнь прекрасна и бесценна и не надо отдавать ее на съедение «чуме двадцатого века».

УДК 378 П.К. Солдаткин, А.В. Зотова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия РОЛЬ НИРС В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Резюме Без творчества и многообразия его форм выпускник не научится работать с дополнительной литературойг заниматься научно-исследовательской работой, не овладеет элементами анализа своей учебно-трудовой деятельности, клиническим мышлением и не достигнет достаточного уровня профессиональной компетентности. НИРС во всех ее проявлениях успешно ликвидирует указанные недостатки и помогает выпускнику более основательно подходить к выбору своей будущей практической деятельности.

Ключевые слова: медицинский вуз, профессиональные компетенции, качество подготовки.

ROLE OF SRSW IN THE MANAGEMENT OF THE QUALITY OF GRADUATE TRAINING

P.K. Soldatkin, A.V. Zotova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract Without the creativity and variety of its forms, the graduate will not learn to work with additional literature; to engage in research work; to master elements of analysis of his educational work; clinical thinking and will not reach a sufficient level of professional competence. SRSW in all its manifestations successfully eliminates these shortcomings and helps the graduate more thoroughly to choose his future practical activity.

Key words: higher medical school, professional competences, quality of training.

Формирование гармонично развитой личности при подготовке выпускника медицинского вуза включает большое многообразие познавательно-трудовой Деятельности. Немаловажное значение имеет участие студентов в научно-исследовательской работе (НИРС) начиная с первых курсов. Вовлечение студентов в НИРС отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), является необходимым компонентом формирования у выпускников профессиональной компетентности и является составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление и разнообразные навыки исследовательского умения, без которых трудно как продолжать образование [1], так и совершенствовать его в процессе дальнейшей трудовой деятельности. НИРС позволяет в полной мере реализовать полученные знания, проявить индивидуальность и творческие способности, сформировать готовность к самореализации [2]. Этот вид деятельности, как и многие другие, способствует повышению уровня мотивации в правильности выбора будущей профессии, способствует формированию у студентов более творческого подхода в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.