Для проведения дней профилактики СПИДа (они проводятся в течение декабря) привлекаются студенты 5-го и 6-го курсов, волонтеры. Часть из них уже прошла курс инфекционных болезней (6 курс), другая только проходит (5 курс), но обязательно в осеннем семестре. И в лекционном курсе, и на практических занятиях даются самые последние, новые материалы по ВИЧ-инфекции, демонстрируются презентации, осуществляется обычный оценочный контроль и проводится тестирование. За 2-3 недели до начала проведения этой работы преподаватель объезжает школы, средние специальные учебные заведения, кадетский корпус, трудовые коллективы и знакомит руководство этих организаций с темой и планом выступлений, знакомится с аудиторией и возможностью показа презентаций. Студенты, участвующие в этом мероприятии, обычно размещают постерный материал, стараясь расположить его там, где чаще всего скапливаются учащиеся (классы, буфет, гардероб). Обычно наши предложения и тема разговора встречаются с пониманием и одобрением, готовится большая аудитория, слушателей не принуждают, они собираются добровольно, так как тема предстоящего сообщения понятна каждому. Как правило, читаемые студентами лекции заслушиваются на занятии, оцениваются и поправляются преподавателем. Особое внимание обращается на спокойное доступное для слушателей изложение темы, причем упор делается не на достижения медицины, а на поведение каждого человека, его возможность выполнения профилактических мер для предупреждения заражения. Обязательно с подачи педагога приводятся анонимные примеры случаев заражения, заболевания и исходов болезни. Цитируется художественная литература и оцениваются некоторые телепередачи и кинофильмы, где некоторые персонажи (судьи и секунданты в боксе и боях без правил, врачи, осматривающие пациентов) работают в перчатках для предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией. Учитывая, что аудитория в основном молодежная, обращается внимание на эмоциональное изложение лекции, использование жестов, мимики, показа некоторых поведенческих эпизодов. Аудиторию знакомят с известными личностями, умершими от СПИДа. Обязательно излагаются основные положения Федерального Закона о больных и зараженных ВЙЧ-инфекцией, в процессе самой лекции демонстрируется презентация в виде слайдов, понятных слушателям. В конце выступления студенты раздают слушателям памятки, брошюры, буклеты, демонстрируются фильм и специальные ролики по профилактике заболевания.
Мы стараемся донести до слушателей основную мысль: СПИД легче предупредить, чем затем иметь статус ВИЧ-инфицированного. Жизнь прекрасна и бесценна и не надо отдавать ее на съедение «чуме двадцатого века».
УДК 378 П.К. Солдаткин, А.В. Зотова
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия РОЛЬ НИРС В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Резюме Без творчества и многообразия его форм выпускник не научится работать с дополнительной литературойг заниматься научно-исследовательской работой, не овладеет элементами анализа своей учебно-трудовой деятельности, клиническим мышлением и не достигнет достаточного уровня профессиональной компетентности. НИРС во всех ее проявлениях успешно ликвидирует указанные недостатки и помогает выпускнику более основательно подходить к выбору своей будущей практической деятельности.
Ключевые слова: медицинский вуз, профессиональные компетенции, качество подготовки.
ROLE OF SRSW IN THE MANAGEMENT OF THE QUALITY OF GRADUATE TRAINING
P.K. Soldatkin, A.V. Zotova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Without the creativity and variety of its forms, the graduate will not learn to work with additional literature; to engage in research work; to master elements of analysis of his educational work; clinical thinking and will not reach a sufficient level of professional competence. SRSW in all its manifestations successfully eliminates these shortcomings and helps the graduate more thoroughly to choose his future practical activity.
Key words: higher medical school, professional competences, quality of training.
Формирование гармонично развитой личности при подготовке выпускника медицинского вуза включает большое многообразие познавательно-трудовой Деятельности. Немаловажное значение имеет участие студентов в научно-исследовательской работе (НИРС) начиная с первых курсов. Вовлечение студентов в НИРС отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), является необходимым компонентом формирования у выпускников профессиональной компетентности и является составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.
На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление и разнообразные навыки исследовательского умения, без которых трудно как продолжать образование [1], так и совершенствовать его в процессе дальнейшей трудовой деятельности. НИРС позволяет в полной мере реализовать полученные знания, проявить индивидуальность и творческие способности, сформировать готовность к самореализации [2]. Этот вид деятельности, как и многие другие, способствует повышению уровня мотивации в правильности выбора будущей профессии, способствует формированию у студентов более творческого подхода в
исследовательской деятельности, которая предполагает большое многообразие видов творчества. Таким образом, НИРС является важным компонентом высшего образования [3] и необходимым видом деятельности при формировании более качественной подготовки будущих специалистов. НИРС включает два вида деятельности: учебная (аудиторная), предусмотренная учебным планом, и внеучебная, в большинстве случаев к учебной программе никакого отношения не имеющая [4].
Учебная НИРС предусматривает подготовку рефератов, докладов, обзоров согласно разнообразным вариантам или более узконаправленным вопросам, не выходящим за рамки учебной программы. Студенты проявляют творчество в работе с дополнительной литературой, анализируя изучаемый и полученный материал, расширяя свой кругозор. Выступая с докладами на занятиях, конференциях, студенты формируют навыки оратора в общении с очень «живой» аудиторией, отвечая в том числе на каверзные вопросы одногруппников и однокурсников, концентрируя мыслительную деятельность, вступая в диалог со слушателями.
Внеучебная НИРС это более емкое понятие, как по количеству, так и по качеству. В результате внеучебнои НИРС расширяется поле творческой деятельности - индивидуально или в соавторстве - в окружении единомышленников в студенческом научном обществе (СНО). Работа СНО на каждой кафедре курируется ответственным преподавателем, как правило, с большим опытом работы, в том числе и научно-исследовательского плана. Ежегодно утверждается план работы в выполнении которого участвуют все сотрудники кафедры, курирующие исследовательскую работу кружковцев из своих учебных групп по собственным научно-исследовательским темам. Количество не всегда соответствует качеству. Все зависит от банальной мотивации преподавателя (баллы для рейтинга) и студента (зачет, экзамен). Наверное, в этом случае не совсем уместно говорить о творческом участии обеих сторон в научно-исследовательской деятельности.
Член СНО кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией может надеяться на более удачную сдачу экзамена только при активном участии в заседания СНО, во всех трех конференциях (иностранных языков, итоговая студенческая конференция и конференция «Инициативная молодежь XXI века»). Важным критерием для участия в СНО кафедры является хорошая и отличная учеба. Нередки случаи, когда студенты из других групп выказывают желание участвовать в СНО кафедры.
Особенно хочется отметить совместные заседания с кафедрой биологии, проводимых профессором В.А. Фигурновым и профессором E.H. Гордиенко. В них участвуют «дети» и «взрослые», то есть, старшекурсники и первокурсники, а также будущие студенты - школьники из медицинских классов (руководитель профессор E.H. Гордиенко). Молодежь получает прекрасную возможность в присутствии маститых профессоров утвердиться в правильности выбранного пути.
Стимулом для студентов становятся результаты их исследовательской деятельности: стендовые сообщения, доклады на итоговых конференциях, публикация тезисов в сборниках и журналах, получение сертификатов и дипломов конференций. Участие в студенческом научном движении формирует более развитую личность, мотивируя более осознанный выбор трудовой деятельности после окончания медицинской академии. Большинство бывших участников СНО преподают в медицинской академии, руководят не только кафедрами, самой академией, иные возглавляют другие клиники и институты, работают в серьезных клиниках разных стран.
Несомненно, НИРС оказывает весьма положительное влияние на качество подготовки специалистов и способствует более эффективному управлению качеством этой подготовки.
Литература
1. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе //Теория и практика образования в современном мире. Матер. научн. конф. СПб.: 2012. С. 380-383.
2. Лоханова Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза, как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Личность, семья и общество: вопросы подготовки и психологии: I междунар. науч.- пр. конф. Новосибирск: 2010. №1. Часть II. С. 29-32.
3. Кутумова A.A., Кушнир Т.И. Научно-исследовательская деятельность студентов, как фактор повышения научной подготовки бакалавров профессионального обучения // Педагогические науки. 2014. №11. С. 1803-1807.
4. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь: ТГТУ. 2004. С. 12.
УДК 378
В.В. Гребенюк, Г-Н. Марущенко, О-П. Неведомская
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ» В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ-ВРАЧЕЙ
Резюме В постсоветской России проведены реформы образования в рамках Болонского процесса в своей концептуальной основе направленные на построение системы