С. А. Юшков
ИННОВАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного.
Научный руководитель - кандидат военных наук, профессор В. Ф. Самохин
Рассмотрена инновация как сила стратегического использования инновационного эффекта, заключающегося не в экономической отдаче, а в обратном положительном эффекте: саморазвитии человека и повышении идееспособности общества.
Innovation is considered in the article as a force of strategic use of the innovation effect, which consists not in economic return, but in the inverse positive effect - personal self-development and improved ability of the society to generate ideas.
Современный этап развития общественных отношений все в большей мере свидетельствует о важности ускоренной инновации, без которой уже трудно удерживать лидерство. Статический баланс общества уже не сохранить, а динамический баланс требует безостановочного развития. Пришло время отказаться от слишком узкого понимания инновации как явления. Необходимо увидеть в инновации не автоматизм освоения новых научных знаний промышленностью и перевод затрат на исследования в экономическую прибыль, а силу стратегического использования инновационного эффекта. Это означает необходимость поставить ударение на стратегии развития, а не просто на исследованиях, как таковых. «Исследования жизненно необходимы, если они являются частью стратегии»1.
Такая перестановка ударения в понимании явления инновации означает необходимость пересмотра и переформулирования инновационной политики. Действительно, безостановочное общественно-техническое развитие, систематическое повышение индивидуальной способности увидеть и решить проблему, основанное на всеобщем обучении, научной деятельности массового характера, пожизненном само-
обучении - вот главная черта нашего времени, приобретенная в ходе широкого применения метода стратегически форсированной инновации.
Страны, реализовавшие концепцию системного подхода к проведению инновационной политики, сумели за короткий исторический период времени создать эффективные национальные инновационные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования. Добиться общей наукоемко-сти выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Суть саморазвития человека и общества заключается в повышении этой способности путем форсированной инновации, важнейшим эффектом которой надо, вероятно, все же считать не экономическую отдачу, а обратный положительный эффект инновационного развития: от результата к человеку-творцу, т. е. саморазвитие человека2.
Настоящая инновация - весьма сложное явление, требующее особого подхода, понимания и разносторонних мер. Инновацию нельзя заказать, купить, предугадать. Инновационная деятельность - это искусство стратегии развития, творческая дея-
тельность, сотворение новшества, отрицающая старое. Инновация - не экономическая категория, она в большей мере психологический эффект, инженерное и философское понятие, явление само по себе. Преднамеренное создание технического преимущества является инженерной задачей. Решение такой задачи может быть и делом случая, но, в основном, оно зависит от способностей, образования, мотивации, воли и концентрации человека, а не от показателей богатства. Способность личности превзойти саму себя нужно уметь увидеть, выделить, поддержать путем обучения, поощрения, формирования для этой личности дружелюбной для творчества среды. Творческие порывы личности можно и нужно встретить овацией. Творческие возможности человека нельзя рассматривать чем-то вторичным, дополнительным, побочным фактором основной экономической деятельности, ее остатком. Инновационно активная личность отрицает навык, привычную, хорошо рассчитываемую репродуктивную деятельность, чтобы предложить более продуктивную, более современную технологию. Настоящая, а не мнимая инновация - это процесс часто весьма болезненный как для новатора, так и для общества. По этой причине инновацию на первых порах, как правило, встречают отрицательно. Общественный климат вокруг настоящей инновации, атмосфера, система ценностей, отношение к новатору могут быть как живительными, поощрительными, если их специально создать и поддерживать таковыми, так и безразличными или даже враждебными.
Стратегический подход от повседневной деятельности отличается стремлением и дальновидностью, подчинением сегодняшней цели идеалу саморазвития, подбором оптимальных сценариев и умением переходить от одного сценария саморазвития к следующему в наиболее благоприятный, с точки зрения развития, момент. Такая стратегия предполагает наступление, про-
движение вперед, наращивание своих преимуществ, а не просто выживание. Стратегический подход рассматривает инновацию как метод активного повышения способности человека выделять и решать проблемы, возможность развития проблемно-решающей способности личности, т. е. эволюцию ее интеллекта, характеризуемого в литера -туре как инновационный интеллект3.
Инновационный интеллект личности -это образ мыслей, позволяющий осознать и проанализировать возникшее в культуре противоречие и для его устранения выдвинуть идею и реализующее ее творческое решение, которого не было на предшествующих стадиях развития культуры, после чего с учетом возможных последствий способствовать его социализации в культуре. Человек с развитым инновационным интеллектом находится на такой высоте интеллектуального развития, которая позволяет ему обнаружить в себе первостепенно важную способность саморазвития путем интеллектуального совершенствования и создания технических новшеств. Инновационное общество - это высокоинтеллектуальное общество в глобальных масштабах, это путь тех, которые избрали целью и формой своей деятельности безостановочное интеллектуальное познание, путь тех, смысл жизни которых определяется повышенной интеллектуальной деятельностью, стремлением реализовать свои идеи.
Можно считать, что кристально чистой формой повышенной интеллектуальной деятельности является научная деятельность и, в первую очередь, в сфере фундаментальных исследований. Без преувеличения, познание и фундаментальное познание являются сущностью человеческой деятельности, тем, что делает человека человеком. «Вряд ли есть сегодня смысл придерживаться устаревших трафаретов: не рутинный труд сделал человека человеком, а, в первую очередь, его уникальная способность познавать самого себя и окружающий мир, а также применять силу своего интеллекта
в инновации»2. Нередко возникающий вопрос: во что нам обходится и что мы имеет от такой глубоко интеллектуальной деятельности - это вопрос бухгалтера, кассира, но не далеко смотрящего стратега.
С точки зрения стратегии инновационного развития, инновационным потенциалом надо считать не экономический эффект, а, прежде всего, идееспособность как отдельного человека, так и коллектива в целом.
Стратегия форсированного инновационного развития может достичь уровня промышленного использования в рамках обособленных организаций («парков», «инкубаторов»), так как в них были созданы благоприятные условия для беспрепят-ственного проявления способностей, были предоставлены возможности для вновь приобретенной силы инновационной культуры.
Общая культура человека действует как фактор усреднения и выдающимся дости-
жениям, как правило, не благоприятствует. Современное общество не может адекватно восприниматься и, следовательно, не может быть и управляемо на основе существующих, т. е. вчерашних, общественных ценностей без принятия во внимание идеалов и целеустремленности инновационной стратегии. Развитие общества, в котором принята инновационная стратегия, - это процесс развертывания способностей личности и всего общества. Из этого следует, что ни вероятностный отбор, ни постепенное нагромождение структур от простого к сложному, ни просто степень обеспечения и поддержки существования, ни увеличение власти, как бы привычны эти понятия ни были, не удовлетворяют критериям общественно-технического прогресса и особенно критериям саморазвития.
Наиболее активной формой общественно-технического прогресса как процесса развертывания способностей безусловно является инновация.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Erkki Liikanen. Updating Europe’s Approach to Innovation/Innovation &Technology Transfer Special edition/ The european Commission Innovation Directorate. Luxemburg. April 2003. P.1. [Электронный ресурс], - Режим доступа: http:www cordis.lu/itt-en.
2 Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации, № 2, 2004. С. 5-15.
3Холодкова Л. А. Инновационная культура в системе военного профессионального образования: теория и практика. СПб.: ВАС, 2004. 236 с.