Научная статья на тему 'Инновационный путь развития Калужского региона'

Инновационный путь развития Калужского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов В. Н.

В статье говорится о том, что в современных условиях инновации и инвестиции становятся важнейшим средством обеспечения условий реального экономического развития регионов РФ, осуществления положительных структурных изменений в народном хозяйстве, внедрения новейших достижений технического прогресса. В качестве возможной модели автор приводит пример инновационного развития Калужского региона, где достигнута положительная динамика данного процесса и где во многом ориентировались на опыт республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный путь развития Калужского региона»

28 (121)- 2009

Инновации и инвестиции

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОГО РЕГИОНА

В. Н. КРУГЛОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Образовательный консорциум Среднерусский университет (Институт управления, бизнеса и технологий)

В статье говорится о том, что в современных условиях инновации и инвестиции становятся важнейшим средством обеспечения условий реального экономического развития регионов РФ, осуществления положительных структурных изменений в народном хозяйстве, внедрения новейших достижений технического прогресса.

Однако в масштабах страны этот процесс явно нуждается в дополнительном стимулировании и регулировании на основе накопленного опыта как в России, так и за рубежом. Концепция развития предприятия на несколько лет в Российской Федерации сегодня имеется только у 48% субъектов хозяйственной деятельности. В качестве возможной модели автор приводит пример инновационного развития Калужского региона, где достигнута положительная динамика данного процесса и где во многом ориентировались на опыт Республики Беларусь.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационное развитие, индустриальный парк, целевые программы.

В настоящее время важнейшей основой структуризации экономики, обеспечения взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности являются интеграция и модернизация. Причем, особое значение имеет совершенствование государственного регулирования, повышение его эффективности, в том числе применительно к решению проблем инвестиционно-инновационной политики.

Масштабные мероприятия на уровне страны в целом создают благоприятный фон для инноваций, но не обеспечивают конкретики их осуществления на уровне регионов. Поэтому очень важно внедрять систему управления инновациями и инвестициями на уровне каждого региона, учитывающую его специфику, направление и уровень развития рыночных отношений.

Предотвращение «лавинообразного» выбытия фондов, превышающего ввод новых, требует значительного наращивания инновационно-инвестиционной активности как одной из главных предпосылок перехода к устойчивому экономи-ческомуразвитию [1, с. 40].

В современных условиях инновации и инвестиции становятся важнейшим средством обеспечения условий реального экономического развития РФ, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения новейших достижений технического прогресса. Однако большинство российских предприятий в настоящее время не уделяют должного внимания стратегии своего развития, а заняты выживанием. Концепция развития предприятия на несколько лет имеется только у 48 %, при этом управленческий учет налажен только у 43,5 %, 24,3 % предприятий имеют интегрированную информационную систему, 20 % привлекали к анализу эффективности управления сторонние консалтинговые организации, 19,1% внедрили практику образования центров прибыли [2, с. 6].

В плане развития и внедрения инновационных технологий в производство и сектор АПК для Калужского региона в последнее время был особенно интересен опыт Республики Беларусь [3, с. 69]. Ведь во второй половине 1990-хгг. именно эта страна была одной из первых стран на постсоветском пространстве, провозгласивших выбор инновационного пути развития.

Для обеспечения эффективной деятельности в данном направлении здесь принят ряд важных документов. Так, разработана Государственная программа инновационного развития Республики

Беларусь на 2007—2010гг., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг., Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2006— 2025 гг., концепция Национальной инновационной системы и ряд других программных и прогнозных документов.

Основная цель Программы инновационного развития — придание системного характера процессу формирования адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы Беларуси (НИС) — современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний.

Именно в контексте такого подхода и необходимо рассматривать сложившуюся сегодня в Калужском регионе модель инновационного развития.

Исторически сложившаяся специализация экономики Калужской области — промышленное и сельскохозяйственное производство, чья совокупная доля составляет около 40 % ВРП.

В последние годы Калужская область демонстрировала быстрое экономическое развитие и привлекла ряд международных стратегических инвесторов, последовательно наращивала свой производственный и научный потенциал и на этой прочной основе реализовала свои социальные программы.

В регионе создаются современные технологии и экономические формы хозяйствования, происходят процессы диверсификации производства, что выводит хозяйствующие субъекты на новые сферы деятельности, расширение ассортимента товаров и создание многоотраслевых комплексов.

В 2008 г. социально-экономическое развитие Калужской области характеризуется стабильной динамикой роста по важнейшим показателям: промышленное производство по оценке к уровню 2007 г увеличилось на 35% (ИФО), объем производства продукции сельского хозяйства — наЗ,8 %1.

Рост объемов в строительстве составил 16,6 %, ввода жилья 37,3, оборота розничной торговли 13,1, объема платных услуг населению 9 %.

Номинальные среднедушевые денежные доходы населения области превысили уровень 2007 г. на

1 Здесь и далее — данные из неопубликованного экспресс-анализа аналитической группы Министерства экономического развития Калужской области.

28,6% и составили, по оценке, около 12тыс. руб. Реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 12,3 %.

Начисленная средняя заработная плата работающих увеличилась на 28,2% и оценивается в 14тыс. руб.

В области поддерживается достаточно стабильная структура занятости, наибольшее количество рабочих мест приходится на промышленность (25%), торговлю (15%) и сельское хозяйство (12%).

По уровню официальной безработицы, которая не превышает в последние годы 0,7—0,6 %, область имеет самый лучший показатель по Центральному федеральному округу (ЦФО).

Такая позитивная динамика в значительной мере обусловлена ростом инвестиционных потоков, чему способствует реализация инвестиционной стратегии региона, направленной на работу с инвесторами на новом качественном уровне. Прежде всего, это целенаправленная и системная работа по созданию возможностей для размещения новых производств на территории формируемых индустриальных парков (промышленно-техно-логичных зон), низкие риски инвестирования, предоставление налоговых льготи субсидий, административная поддержка органов государственной власти области.

Рост промышленного производства с начала 2000 гг. в области превышает динамику промышленного производства многих субъектов ЦФО, а в 2008 г. — и всехрегионов России.

В то же время помесячная динамика 4 квартала 2008 г. показывает снижение деловой активности промышленного комплекса с октября, что обусловлено, прежде всего, неплатежами за поставленную продукцию и сокращением заказов (отсутствием сбыта), сокращением объемов кредитов и оборотных средств.

Наибольшее влияние колебаний финансового рынка ощущают на себе организации, работающие в тесной кооперации с предприятиями автомобильной промышленности, металлургии, горнорудной промышленности, строительного комплекса.

Область стремится активно развивать устойчивые и доверительные отношения между бизнесом и властными структурами, облегчающие вхождение нового бизнеса в экономику области.

Это позволило привлечь в регион достаточно крупных иностранных инвесторов, которые размещают свои производства в создаваемых на территории области индустриальных парках.

На территории области реализуется пять проектов развития индустриальных парков — государственные: «Ворсино», «Калуга-ЮГ», «Росва», «Грабцево» и первый частный индустриальный парк финской компании «Лемкон».

Создание индустриальных парков с качественным предложением площадок, оборудованных необходимой инженерной инфраструктурой для размещения новых производств, обеспечивает сбалансированную индустриальную застройку региона, согласованную с развитием транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, с учетом перспектив развития трудовых ресурсов.

Индустриальные парки занимают почти 2,5 тыс. га, предназначенных для промышленной застройки, на сегодня более 1 ООО га уже предоставлены инвесторам. Производства, размещенные в этих парках, создадут около 30 тыс. новых рабочих мест, из которых на 14тыс. уже заключены инвестиционные соглашения.

Основным инвестиционным тематическим проектом индустриальных парков стало создание автокластера — в область пришли 4 крупнейших мировых производителя автомобилей и 2,3 млрд евро инвестиций.

Создается специализированный агропромышленный парк «Детчино», в котором сосредоточивается производство, демонстрация и обучение работе на новейших образцах сельскохозяйственной техники пяти европейских компаний.

Миссия калужских технопарков заключается в создании эффективно действующей системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов от момента зарождения научной идеи до организации серийного выпуска продукции. Они призваны обеспечить не только благоприятные условия для вывода на рынок наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, но и системное развитие инфраструктуры поддержки высокотехнологичного бизнеса.

Создание промышленных зон и технопарков позволяет не только привлекать в область производства, ориентированные на растущие внутренний и внешний рынки, но и создавать задел для будущего развития региона.

Для привлечения внешних инвестиций сформирован и постоянно обновляется банк данных по инвестиционным площадкам и объектам недвижимости, пригодным для размещения производств. Организовано индивидуальное сопровождение инвестиционных проектов, осуществляется мониторинг их реализации, предупреждаются

критические ситуации, связанные с реализацией проектов.

Благодаря приходу крупных инвесторов в область удается частично нивелировать влияние финансового кризиса и сохранять положительную динамику капиталовложений.

В 2008 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается на уровне 46 млрд руб., или 126,4 % к уровню 2007 г. в сопоставимой оценке. Рост обеспечивают главным образом привлеченные источники, которые составляют более 80 % общего объема инвестиций. Весомую часть составляют средства, направляемые на реализацию крупных инвестиционных проектов на территории технологических и индустриальных парков области.

Большое влияние на увеличение объемов инвестиций оказали привлеченные средства иностранных инвесторов.

В экономику области в 2008 г. по предварительной оценке поступило более 1 млрд долл. США иностранных инвестиций, что в 2,8 раза превысило уровень 2007 г. Реализовывались проекты таких всемирно известных компаний, как: «Фольксваген», «Вольво», «Пежо Ситроен», «Нестле», «Самсунг» идр.

Помимо производственной сферы значительные объемы капитальных вложений направлялись на развитие инженерной инфраструктуры и строительство жилья.

В 2008 г. ввод в действие газопроводов составил порядка 281,1 км, строительство которых осуществлялось главным образом за счет бюджетных средств и привлеченных средств ОАО «Газпром».

В рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002—2010гг.)» финансировалось строительство мостового перехода через р. Ока с транспортной развязкой, вторая очередь которого была введена в эксплуатацию в ноябре 2008 г.

В рамках целевой программы «Доступное жилье в Калужской области» определяется стратегия действий органов власти области по созданию благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере.

Объем вводимого жилья за счет всех источников финансирования возрос к предыдущему году в 1,3 раза и составил порядка 600 тыс. м2. В том числе площадь индивидуального жилья, построенного населением за свой счет и с помощью кредитов, составила 290тыс. м2 и возросла на 36,2 %.

Реализация производственных и инфраструктурных проектов способствовала стабильному росту объемов строительных работ, которые увеличились в сопоставимой оценке по сравнению с предыдущим годом на 16,6% и составили около 22 млрд руб.

В Калужской области создан программный механизм по поддержке малого предпринимательства, что дает долгосрочную определенность бизнесу, является стимулом и мотивом для инвестиционных решений. Малое предпринимательство не только устойчиво сохраняет положительные тенденции развития, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в различных секторах экономики области, приобретает все большее социальное значение. Растет количество малых предприятий и число занятых на них, увеличиваются объемы производимой ими продукции, которая занимает треть всей продукции, выпускаемой предприятиями области.

В схемах территориального планирования муниципальных образований области почти 700 га отведено под строительство бизнес-инкубаторов, промышленных зон и технопарков для предпринимателей.

Важнейшим фактором роста современной экономики являются инновации, основу которых составляют высокотехнологичные разработки и наукоемкие производства в области атомной энергетики и энергосберегающих технологий, космической техники, лазерной и оптоволоконной электроники, телемеханических устройств, электронного приборостроения и фармацевтики, сельского хозяйства и других направлений.

В области активно решается задача формирования условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции, прежде всего в рамках использования научного потенциала г. Обнинска как первого наукограда Российской Федерации и реализации областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005—2010гг.».

В структуре экономики области остается значительной доля сельскохозяйственного производства, представленного продукцией земледелия и мясомолочного направления. Основными производителями продукции сельского хозяйства являются хозяйства населения (их доля в общем объеме производства 56,5 %) и сельскохозяйственные предприятия (41,2%).

В области осуществляются меры по государственному регулированию и поддержке развития

агропромышленного производства через субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, через снижение ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, в отношении организаций, инвестирующих сельскохозяйственное производство.

С 2007 г. отмечается положительная динамика сельскохозяйственного производства, преобразуется уклад сельских жителей региона.

Социально-экономическое развитие области сопровождается увеличением спроса на качественные транспортные услуги, поэтому развитию транспортной сети и вопросам совершенствования транспортного комплекса уделяется самое серьезное внимание.

В 2008 г. на проведение мероприятий по приведению автомобильных дорог и улично-дорожной сети в нормативно-эксплуатационное состояние было выделено 228,56 млн руб., в том числе из бюджетов муниципальных образований — 81,6 млн руб.

Продолжает развиваться инженерная инфраструктура и региональная интегрированная система современных сетей связи. В 2008 г. за счет средств областного бюджета газифицировано более 8тыс. квартир и домовладений, уровень газификации сельской местности повысился с 30% на 01.01.2006 г. до 51 % к началу 2009 г. За 2007-2008 гг. природный газ впервые подан в 112 сельских населенных пунктов.

По уровню цифровизации АТС и уровню телефонной плотности ГСТС на 100 жителей область занимает лидирующее место в ЦФО после Москвы.

Калужская область не замыкается в своих границах, а использует все возможности наладить и улучшить взаимовыгодные отношения с другими регионами страны и зарубежными партнерами. При этом динамика импорта определяется потребностями технологического перевооружения растущей экономики области, а основным источником валютных поступлений продолжает оставаться экспорт электрооборудования, станков, локомотивов и частей к ним, транспортных средств, изделий из черных и цветных металлов, древесины, бумаги, картона.

Рост доходов населения и предлагаемый широкий ассортимент товаров способствует динамичному развитию потребительского рынка.

В то же время в связи с нарастающими кризисными явлениями в сфере финансов, ростом цен на продовольствие, отдельные виды платных услуг и

регулируемых тарифов темпы роста потребительского рынка по оценке 2008 г. будут ниже, чем в предыдущем году, и составят в сфере розничной торговли 113,1%, платных услуг — 109%.

Более высокие, чем в предыдущий период, темпы инфляции вызваны такими факторами, как растущий платежеспособный спрос на товары и услуги, в том числе за счет усиления инфляционных ожиданий; подтягивание внутренних цен к уровню растущих мировых цен на различные виды продовольствия и другие товары. По итогам 2008 г. уровень инфляции в Калужской области достигнет 14,8%.

С целью смягчения ситуации в регионе принимаются меры по поддержке малообеспеченных слоев населения, достигнута договоренность с предприятиями розничной торговли о применении торговой наценки на социально значимые продовольственные товары в размере, не превышающем 10%.

Проводится работа по увеличению в торговой сети доли реализации продовольственных товаров местного производства (хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция).

В целом, социальная ситуация в Калужской области может быть охарактеризована как стабильная. Отмечаются положительные тенденции в социально-культурной сфере региона, среди которых — укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, развитие частных коммерческих и некоммерческих организаций в сфере образования, медицины, культуры, физической культуры и спорта.

В области действуют областные целевые программы, которые охватывают практически все направления повышения качества жизни — от здравоохранения и образования до охраны окружающей среды.

На стыке экономической и социальной сфер находится новая для области отрасль хозяйства — туризм. Природный и культурный потенциал области достаточно велик, поэтому сфера культуры и туризма может стать одной из ведущих отраслей специализации области и внести свой вклад в решение не только социальных, но и экономических задач.

В развитии туризма основные прорывные, инновационные зоны и рекреации связаны со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой, средовой подход может

стать отличительным признаком индустрии туризма и рекреации на территории региона.

Отрабатывается механизм государственно-частного партнерства в формировании инфраструктурных проектов в сфере туризма.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings, учтя сильные и стабильные показатели исполнения бюджета региона, высокий уровень капитальных расходов и консервативное управление бюджетом, присвоило Калужской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ-» (ВВ минус), краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» и национальный долгосрочный рейтинг «А+ (rus)».

Прогноз агентства долгосрочного рейтинга региона «Стабильный» отражает ожидания, что область сможет поддерживать хорошие бюджетные показатели, контролируя операционные расходы бюджета и долговую нагрузку.

Область демонстрирует стабильный рост бюджетных доходов, все больше полагаясь на собственные доходы. Доля финансовой помощи снизилась до 6,4% в 2008 г. против 25 %в 2003 г.

Правительство области осуществляет консервативное управление бюджетом, обеспечивая жесткий контроль над операционными расходами, высокий уровень капитальных расходов и стабильные показатели исполнения бюджета.

Таким образом, благодаря созданному в регионе потенциалу развития на основе внедрения инновационных технологий, экономике области в 2008 г. удалось избежать тяжелых экономических ударов и сохранить положительную динамику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохина Л. Формирование инвестиционной стратегии региона. Теория и практика развития экономики региона. Сб. научных статей по материалам VI межрегиональной научно-практической конференции. Под ред. Сергеева Н. И., АлександроваЕ. Л., РезникН. А. — Калуга: ИД «Эйдос», 2007. 340 с. С. 38-41.

2. Архангельский В. Об условиях экономического развития в 2004—2007 гг. // Экономист. 2004. №10. С. 6.

3. Сорвиров Б. Инвестиционно-инновационная политика в Республике Беларусь: опыт реализации. // Экономика и управление собственностью. 2008. — Октябрь, спецвыпуск. С. 64-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.