Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушенков Евгений Евгеньевич

Инновационное развитие и цифровая экономика затрагивают все сферы современного российского общества. Происходящие преобразования требуют наличия определенных ресурсов, в первую очередь, квалифицированных специалистов. Данный процесс затрагивает все профессиональные области. В этих условиях актуализируется потребность общества в том, чтобы юноши и девушки как наиболее мобильная и легко адаптирующаяся группа получили качественное технологическое образование. Исследование, проведенное автором статьи, свидетельствует о том, что вовлеченность девушек в инновационную деятельность значительно ниже, чем у юношей. В полученных данных прослеживается стереотипное разделение на «мужские» и «женские» сферы инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF BOYS AND GIRLS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Innovative development and the digital economy affect all areas of modern Russian society. The ongoing transformation requires the availability of certain resources, particularly qualified specialists. This process also relates to all professional areas. Technology plays a key role in today’s world; it is therefore essential to help girls and boys receive a quality technical education. The study conducted by the author shows that the involvement of girls in innovative activities is much lower compared to boys. The study notes that a stereotypical division into “male” and “female” areas of innovation activity still exists.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 42 —49. Woman in Russian Society. 2022. Special issue. P. 42 —49.

Научная статья УДК 330.16

DOI: 10.21064/WinRS.2022.0.4

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Евгений Евгеньевич Ушенков

Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, ushenkov.evgenijj @gmail.com

Аннотация. Инновационное развитие и цифровая экономика затрагивают все сферы современного российского общества. Происходящие преобразования требуют наличия определенных ресурсов, в первую очередь, квалифицированных специалистов. Данный процесс затрагивает все профессиональные области. В этих условиях актуализируется потребность общества в том, чтобы юноши и девушки как наиболее мобильная и легко адаптирующаяся группа получили качественное технологическое образование. Исследование, проведенное автором статьи, свидетельствует о том, что вовлеченность девушек в инновационную деятельность значительно ниже, чем у юношей. В полученных данных прослеживается стереотипное разделение на «мужские» и «женские» сферы инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал юношей и девушек

Для цитирования: Ушенков Е. Е. Инновационный потенциал юношей и девушек в современном российском обществе // Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 42—49.

© Ушенков Е. Е., 2022

Original article

INNOVATIVE POTENTIAL OF BOYS AND GIRLS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Evgeny E. Ushenkov

Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation, ushenkov.evgenijj@gmail.com

Abstract. Innovative development and the digital economy affect all areas of modern Russian society. The ongoing transformation requires the availability of certain resources, particularly qualified specialists. This process also relates to all professional areas. Technology plays a key role in today's world; it is therefore essential to help girls and boys receive a quality technical education. The study conducted by the author shows that the involvement of girls in innovative activities is much lower compared to boys. The study notes that a stereotypical division into "male" and "female" areas of innovation activity still exists.

Key words: innovations, innovative potential of boys and girls

For citation: Ushenkov, E. E. (2022) Innovatsionnyi potentsial iunoshei i devushek v sovremennom rossiiskom obshchestve [Innovative potential of boys and girls in modern Russian society], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, Spetsial'nyi vypusk, pp. 42—49.

Развитие российского общества на современном этапе характеризуется трансформацией науки и технологий в ключевой фактор развития и обеспечения способности государства эффективно отвечать на большие вызовы. Актуализация данных вызовов приводит к необходимости опережающего развития страны в области научных исследований и технологических разработок. Принимая во внимание данные условия, технологическое, экономическое и социальное развитие Российской Федерации следует рассматривать как инновационное.

В монографии доктора экономических наук А. Н. Данилова инновационное развитие характеризуется как качественные изменения компонентов и структуры социальных отношений и их функций, которые происходят необратимо, закономерно и направленно [Данилов, 1998]. В работах, посвященных изучению инновационного развития, можно встретить подход к его трактовке как к управленческой деятельности. С этой точки зрения оно представляет собой деятельность, направленную на обеспечение непрерывного и интенсивного совершенствования социальной сферы посредством комплекса мероприятий. При этом данные мероприятия реализуются через управленческие решения с целью прямого или косвенного влияния на повышение уровня инновационной активности [Кучко, 2009: 91]. В работе Е. В. Суминой и Т. А. Чалкина инновационное развитие рассматривается как преобразование всех сфер экономики и социальной сферы на основе научно-технических достижений, реализация крупных национальных, региональных, отраслевых и корпоративных инновационных проектов, а также рост инновационного потенциала и инновационной культуры общества [Сумина, Чалкин, 2012].

Таким образом, под инновацией следует понимать результат деятельности человека, которая приводит в движение общество и всесторонне его изменяет. Инновационное развитие, в свою очередь, проявляется посредством повсеместного внедрения и использования инновационных продуктов, которые позволяют достигнуть существенных изменений в жизнедеятельности общества.

На современном этапе развития российского общества направления инновационного развития определяются Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [О национальных целях... , 2018]. В документе поставлены задачи, требующие решения для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, увеличения численности, повышения уровня жизни населения, создания условий для самореализации, раскрытия талантов человека.

В рамках данного Указа Центр стратегических разработок опубликовал «Стратегию развития страны 2018—2024» [Стратегия развития. , 2018], в которой устанавливаются важнейшие приоритеты, позволяющие государству добиться устойчивого экономического роста и качественного повышения уровня жизни населения.

Данные приоритеты затрагивают необходимость технологического развития цифровой экономики и научной сферы, продвижения инновационного и цифрового предпринимательства. Кроме того, поставлена задача по созданию комфортных условий для жизни граждан, что предполагает формирование современной комфортной городской среды, развитие образования, здравоохранения, культуры, а также построение справедливого государства, защищающего интересы своих граждан.

Задачи, поставленные Стратегией, находят отражение в национальных проектах: «Образование», «Наука и университет», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Экология», «Жилье и городская среда», «Культура», «Здравоохранение», «Производительность труда и поддержка занятости», «Демография».

Таким образом, инновационное развитие затрагивает не только технологическую сферу (промышленное производство, транспорт, военно-промышленный комплекс, научные разработки), но и социальную сферу. Реализация проектов и мероприятий в обозначенных направлениях требует формирования технологического поколения, которое сможет использовать новые технологии во всех профессиях.

В настоящее время большое количество специалистов сталкивается с необходимостью освоения новых профессий и навыков, ориентированных на инновации и высокотехнологичное производство. При этом современная система образования не предусматривает в образовательном процессе четкого разделения профессий на «мужские» и «женские». Однако в обществе сохраняются стереотипные представления о женщинах-учителях и мужчинах-инженерах, борьба с которыми является одной из задач на современном этапе развития общества. Преодолеть эти стереотипы необходимо в целях обеспечения мужчинам и женщинам равных возможностей включения в цифровую экономику. По мнению

автора, проблема вовлечения женской части населения в инновационную деятельность и создание условий для их самореализации в данной сфере приобретают особую актуальность.

В настоящее время проблема преодоления цифрового тендерного разрыва активно обсуждается в научной среде [STEM: новые перспективы занятости женщин, 2016; Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018—2030), 2018; Хасбулатова, Смирнова, 2020]. Поскольку молодежь как наиболее мобильная группа населения способна независимо от половой принадлежности получить современное технологическое образование и доступ к новым профессиям, важно определить уровень ее мотивации и барьеры на обозначенном пути. Автор исследует процесс приобретения молодежью инновационных знаний и навыков как совокупность личностных характеристик, выражающихся при определенных условиях в соответствующем поведении личности [Дидковская, Вишневский, 2021].

С целью изучения инновационного потенциала молодежи, а также ориентации молодых людей на инновационную деятельность автором было проведено несколько социологических исследований среди представителей молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории Ивановской области. Общий объем выборочной совокупности составил 2016 человек. Ошибка выборки социологического исследования не превышает 5 % при уровне значимости в 95 %.

Результаты исследования позволили определить уровень инновационного потенциала молодых людей в разрезе возрастных групп, а также степень влияния стереотипов о предназначении полов на формирование инновационного потенциала юношей и девушек.

Информированность юношей и девушек о работе органов государственного управления в области инновационной политики имеет ряд отличий, сохраняющихся во всех возрастных группах респондентов. Так, по личным оценкам, юноши считают себя более информированными в данной области, чем девушки (55,3 %, 47,9 % и 31,2 % среди юношей, против 24,3 %, 28,2 % и 21,2 % среди девушек). При этом с возрастом, вне зависимости от половой принадлежности, увеличивается доля респондентов, считающих себя слабо осведомленными в области инновационной политики (табл. 1).

Таблица 1

Информированность молодежи о деятельности органов государственного управления в области инновационной политики

Юноши Девушки

Варианты ответа 14—17 18—24 25—30 В целом 14—17 18—24 25—30

лет года лет лет года лет

Информированы 7,9 15,6 9,8 8,8 - 9,4 5,3

Скорее информированы 47,4 32,3 21,4 23,8 24,3 18,8 15,9

Скорее не информированы 42,1 27,1 37,5 36,4 37,8 45,9 34,1

Не информированы 2,6 19,8 31,3 27,6 18,9 22,4 43,2

Не интересуются

данным направлением - 5,2 - 3,4 18,9 3,5 1,5

Наибольшее количество молодых людей, желающих заниматься инновационной деятельностью, фиксируется среди юношей в возрасте 14—17 лет (59,3 %). Среди девушек в данной возрастной группе аналогичное желание высказывает 53 % участниц исследования. У студенческой молодежи хотели бы заниматься инновационной деятельностью 51,2 % юношей, 46,4 % девушек. Юноши в возрасте от 25 до 30 лет желали бы принять участие в подобной деятельности в 51,6 % случаев. а девушки в 43,8 % случаев. Следует отметить, что в этом возрасте фиксируется самый низкий уровень заинтересованности девушек в инновационной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Желание молодежи заниматься инновационной деятельностью

Юноши Девушки

Варианты ответа 14—17 18—24 25—30 В целом 14—17 18—24 25—30

лет года лет лет года лет

Да 30,4 12,5 15,0 15,0 23,1 10,8 11,0

Скорее да 28,9 38,8 36,5 34,6 29,9 35,6 32,8

Скорее нет 5,9 21,4 13,0 17,6 14,2 18,0 24,5

Нет 11,1 11,7 13,0 12,9 17,9 13,2 12,4

Затруднились ответить 23,7 15,7 22,4 19,9 14,9 22,4 19,3

В ходе исследования анализировалось не только желание, но и наличие опыта непосредственного участия юношей и девушек в инновационной деятельности. Установлено, что среди девушек всех возрастных групп более половины не участвовали в инновационной деятельности (54,1 %, 50,6 % и 55,3 % соответственно). Среди юношей такой процент выявлен только в возрастной группе 25— 30 лет (51,8 %). Установлено еще одно отличие по половому признаку. Среди юношей больше организаторов инновационной деятельности, чем среди девушек. Так, в возрасте 25—30 лет значительно больше юношей - организаторов (26,8 % против 15,2 % среди девушек), а девушки предпочитают роль исполнителей (21,2 % против 7,1 % юношей).

Формы инновационной деятельности, в которой участвовала молодежь, также имеют отличия. Так, за юношами закрепляются технические и управленческие сферы: создание управленческих, промышленных и компьютерных технологий, за девушками — гуманитарные и социальные направления. Обращает внимание, что девушки практически не имеют навыков в создании новых компьютерных, промышленных технологий. Вместе с тем, некоторые формы инновационной деятельности характерны как для юношей, так и для девушек, это реализация научных проектов, разработка методических рекомендаций, создание образовательных технологий, а также новых товаров и услуг (табл. 3).

Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание утверждать, что участие молодежи в инновационной деятельности носит поло-ролевой характер. Установлено, что девушки меньше заинтересованы в инновационной деятельности, более чем в 50 % случаев девушки всех возрастных групп не принимали участие ни в какой из ее видов. Инновационная деятельность,

также, как и выбор профессии, оказалась подвержена стереотипному разделению на ведущие («мужские») области, связанные с техническими и управленческими специальностями, вспомогательные («женские»), ориентированные на социальные и гуманитарные области.

Таблица 3

Форма инновационной деятельности, в которой участвовала молодежь

Варианты ответа Юноши В целом Девушки

14—17 лет 18—24 года 25—30 лет 14—17 лет 18—24 года 25—30 лет

В реализации научных проектов 29,2 39,3 21,1 32,1 18,8 69,2 8,3

В разработке социальных проектов 54,2 44,6 42,1 52,0 93,8 56,4 50,0

В создании новых управленческих технологий 12,5 5,4 2,6 4,5 0,0 7,7 0,0

В создании новых промышленных технологий 33,3 7,1 5,3 6,8 0,0 0,0 2,1

В создании новых компьютерных технологий 25,0 19,6 0,0 8,6 12,5 0,0 0,0

В разработке методических рекомендаций 12,5 17,9 47,4 27,1 12,5 20,5 39,6

В создании образовательных технологий 16,7 25,0 39,5 32,1 31,3 25,6 47,9

В создании новых видов продукции / услуг 16,7 12,5 39,5 27,1 12,5 17,9 52,1

В маркетинговых инновациях 12,5 5,4 34,2 16,7 6,3 15,4 22,9

Таким образом, поставленная автором в начале статьи проблема подтвердилась результатами социологического исследования. В современных условиях необходимость повышения заинтересованности и увеличения мотивации девушек участвовать в инновационной деятельности является актуальной задачей развития российского общества. Очевидно, что школьное образование недостаточно развивает карьерные устремления девушек в области овладения инновационными технологиями. Крайне редко можно услышать об участии девушек во всероссийских и международных технических конкурсах. Вместе с тем, объявленный государством курс на формирование цифрового общества требует системных мер по устранению гендерных стереотипов из процесса образования и вовлечения девушек в обучение технологическим навыкам. В противном случае женщины, не нашедшие работу в сфере технологических профессий, будут вынуждены трудиться в низших сегментах экономики и социальной сферы.

Автор разделяет точку зрения ученых о необходимости комплексного решения этой проблемы: от инвестиций в технологическое образование до вовлечения девушек в высокопродуктивные сектора экономики. Возможными мерами на данном пути могут быть широкое привлечение девушек и женщин к освоению точных наук, овладению техническими и инжиниринговыми специальностями, организация работы специальных фондов по поддержке женщин, осваивающих информационные технологии и занятых в технологических отраслях.

Список источников

Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018-2030): материалы Всерос. конф. c междунар. участием, 20—21 апреля 2018 г., ИвГУ, г. Иваново. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2018. 174 с.

Данилов А. Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. Минск: Хар-вест, 1998. 432 с.

Дидковская Я. В., Вишневский Ю. Р., Лугин Д. А. Инновационный потенциал молодежи: мотивация участия и барьеры реализации молодежных стартапов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnyy-potentsial-molodezhi-motivatsiia-uchastiia-i-bariery-realizatsii-molodezhnyh-startapov (дата обращения: 22.04.2022).

Кучко Е. Е. Социология инновационного развития как специальная социологическая теория // Проблемы управления. 2009. № 4. С. 91.

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/57425 (дата обращения: 22.04.2022).

Стратегия развития страны на 2018—2024. URL: https://strategy.csr.ru/ (дата обращения: 22.04.2022).

Сумина Е. В., Чалкин Т. А. Научно-технологическое развитие территорий как основа инновационной стратегии экономики России // Сибирский журнал науки и технологий. 2012. № 3. С. 210—214.

Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н. Гендерные стереотипы в цифровом обществе: современные тенденции // Народонаселение. 2020. № 2. С. 161—171.

STEM: новые перспективы профессиональной занятости женщин. М., 2016. 128 с.

References

Gendernoe izmerenie tsifrovoi ekonomiki: ot strategii k deistviiu (2018—2030): materialy Vseros. konf. c mezhdunar. uchastiem [Gender dimension of the digital economy: from strategy to action (2018—2030): materials of the All-Russian conference with international participation], 20—21 aprelia 2018 g., IvGU, g. Ivanovo, Ivanovo: Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, 2018, p. 174.

Danilov, A. N. (1998) Perekhodnoe obshchestvo: problemy sistemnoi transformatsii [Transitional Society: Problems of Systemic Transformation], Minsk: Harvest, p. 432.

Didkovskaia, Ia. V., Vishnevsky, Iu. R., Lugin, D. A. (2021) Innovatsionnyi potentsial molodezhi: motivatsiia uchastiia i bar'ery realizatsii molodezhnykh startapov [Innovative potential of youth: motivation for participation and barriers to the implementation of youth startups], Vestnik PNRPU, Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, no. 1, available from https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-molodezhi-motivatsiia-uchastiia-i-bariery-realizatsii-molodezhnyh-startapov (accessed 22.04.2022).

Khasbulatova, O. A., Smirnova, I. N. (2020) Gendernye stereotipy v tsifrovom obshchestve: sovremennye tendentsii [Gender stereotypes in the digital society: current trends], Narodonaselenie, no. 2, pp. 161—171.

Kuchko, E. E. (2009) Sotsiologiia innovatsionnogo razvitiia kak special'naia sotsiolo-gicheskaia teoriia [Sociology of innovative development as a special sociological theory], Problemy upravleniia, no. 4, p. 91.

O natsional'nykh tseliah i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossijskoi Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF [On the national goals and strategic objectives

of the development of the Russian Federation through to 2024: The Decree of the President of the Russian Federation], available from http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57425 (accessed 22.04.2022).

STEM: novye perspektivy professional'noi zaniatosti zhenshchin [STEM: New Prospects for Women's Professional Employment], Moscow, 2016, p. 128.

Strategiia razvitiia strany na 2018—2024 [Country Development Strategy for 2018—2024], available from https://strategy.csr.ru/ (accessed 22.04.2022).

Sumina, E. V., Chalkin, T. A. (2012) Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie territorii kak osnova innovatsionnoi strategii ekonomiki Rossii [Scientific and technological development of territories as a basis for the innovation strategy of the Russian economy], Sibirskii zhurnal nauki i tekhnologii, no. 3, pp. 210—214.

Статья поступила 22.04.2022; одобрена после рецензирования 02.05.2022; принята к публикации 15.05.2022.

The article was submitted 22.04.2022; approved after reviewing 02.05.2022; accepted for publication 15.05.2022.

Информация об авторе /Information about the author

Ушенков Евгений Евгеньевич — аспирант, Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, ushenkov.evgenijj@gmail.com (Postgraduate Student, Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.