Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / "НАВЫКИ XXI ВЕКА" / YOUTH / INNOVATION / INNOVATION SOCIETY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE PERSONALITY / INNOVATION POTENTIAL / SKILLS OF THE FUTURE / SKILLS OF THE 21ST CENTURY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушенков Евгений Евгеньевич

Представлены результаты авторского социологического исследования «Инновационный потенциал молодежи Ивановского региона», проведенного в сентябре-октябре 2018 года. Проводится статистический анализ количественных данных, затрагивающих ценностные ориентации и качества, наиболее присущие современной молодежи. Через изучение качеств инновационной личности современной молодежи делается вывод о степени овладения молодым поколением Ивановской области «навыками XXI века», а также об уровне сформированности у нее инновационного потенциала.Итоги исследования свидетельствуют, что молодежь региона достаточно неравномерно вовлечена в процесс развития инновационного общества. Наибольший интерес к нему проявляют школьники, в то время как представители молодежи более старшего возраста обеспокоены чаще повседневными заботами, для нее характерен средний уровень заинтересованности в инновационной деятельности. Среди качеств инновационной личности, присущих современной молодежи, преобладают качества, отвечающие за информационную обеспеченность личности и характеризующие ее поведение в современном обществе. Полученные результаты показывают, что молодежь Ивановского региона имеет определенный инновационный потенциал: разделяет ценности инновационного общества, обладает качествами инновационной личности и определенными установками на образовательную и профессиональную инновационную деятельность. Все это свидетельствует о том, что ивановская молодежь в целом готова к реализации своего инновационного потенциала, однако чтобы запустить данный процесс, необходимы определенные условия, изучение которых должно быть одной из задач исследований, посвященных данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF YOUNG PEOPLE'S INNOVATION POTENTIAL (BASED ON RESEARCH MATERIALS OF THE IVANOVO REGION)

This article presents the results of the author's social research: «Innovation Potential of Youth in the Ivanovo Region» conducted in September-October 2018. A statistical analysis of the quantitative data concerning the value orientations and qualities most characteristic for modern youth is made. By studying the qualities of the innovative personality of modern young people, a conclusion is drawn on the extent to which the young generation of Ivanovo region has mastered the "skills of the 21st century", as well as on the level of development of their innovation potential.The results of the study show that young people in the region are quite unevenly involved in the development of innovation society. The greatest interest is demonstrated by schoolchildren, while young people of older age are more concerned about their everyday problems and show an average level of interest in innovation activities. The dominant position among the qualities of an innovative person, which are characteristic of modern youth, is occupied by the qualities responsible for the information security of a person and characterizing his or her behaviour in modern society. The results also show that young people in the Ivanovo region have a certain innovative potential: they share the values ofan innovation society, have the qualities of an innovative personality and certain attitudes to educational and professional innovation activities. All this testifies to the fact that the young people of the Ivanovo region in general are ready to realize their innovative potential. However, in order to start this process, certain conditions are required. The study of these conditions should be one of the tasks of further research in this area.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (58), с. 127—133

127

УДК 316.453

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2020 г. Е.Е. Ушенков

Ушенков Евгений Евгеньевич, аспирант кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета ushenkov.evgenijj@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.12.2019 Статья принята к публикации 19.05.2020

Представлены результаты авторского социологического исследования «Инновационный потенциал молодежи Ивановского региона», проведенного в сентябре-октябре 2018 года. Проводится статистический анализ количественных данных, затрагивающих ценностные ориентации и качества, наиболее присущие современной молодежи. Через изучение качеств инновационной личности современной молодежи делается вывод о степени овладения молодым поколением Ивановской области «навыками XXI века», а также об уровне сформированности у нее инновационного потенциала.

Итоги исследования свидетельствуют, что молодежь региона достаточно неравномерно вовлечена в процесс развития инновационного общества. Наибольший интерес к нему проявляют школьники, в то время как представители молодежи более старшего возраста обеспокоены чаще повседневными заботами, для нее характерен средний уровень заинтересованности в инновационной деятельности. Среди качеств инновационной личности, присущих современной молодежи, преобладают качества, отвечающие за информационную обеспеченность личности и характеризующие ее поведение в современном обществе. Полученные результаты показывают, что молодежь Ивановского региона имеет определенный инновационный потенциал: разделяет ценности инновационного общества, обладает качествами инновационной личности и определенными установками на образовательную и профессиональную инновационную деятельность. Все это свидетельствует о том, что ивановская молодежь в целом готова к реализации своего инновационного потенциала, однако чтобы запустить данный процесс, необходимы определенные условия, изучение которых должно быть одной из задач исследований, посвященных данной проблематике.

Ключевые слова: молодежь, инновации, инновационное общество, инновационное развитие, инновационная личность, инновационный потенциал, «навыки XXI века».

Введение

В настоящее время Россия находится на этапе инновационного развития, под которым в данной работе автором будет пониматься изменение всех сфер жизни общества на основе развития научно-технической мысли и ее реализации в современных условиях в различных программах и проектах. Одним из результатов этого будет выступать развитие инновационной культуры общества и рост инновационного потенциала членов социума [1, с. 210]. Переход к инновационному развитию, по словам основателя и президента Всемирного экономического форума (ВЭФ) М.К. Шваба, можно назвать «Четвертой промышленной революцией», характеризующейся сочетанием технологий, которые стирают границы между физической, цифровой и биологической сферами [2].

Вектор инновационного развития России определяет подписанный в мае 2018 г. указ президента страны «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] - цели и за-

дачи, которые необходимо решить для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации (РФ). Реакцией на данный указ стала разработка правительством РФ целого ряда программ, затрагивающих развитие различных сфер жизни российского общества [4].

Одним из ресурсов развития нашей страны в данном направлении, по мнению правительства РФ, может выступать молодежь [5, с. 8].

При изучении инновационного развития общества и участия в нем молодых людей достаточно важное место занимает рассмотрение инновационного потенциала молодежи. Инновационный потенциал можно представить как набор определенных ресурсов, перевод которых в активную стадию использования, при определенном стечении обстоятельств, вызывает поведение и деятельность, которые в качестве своей цели предполагают изменение сложившихся социальных норм, а также правил поведения, установленных в конкретном обществе [6]. Поскольку Россия является самой большой по площади страной и разные регионы находятся

на разном уровне социально-экономического развития, учет регионального аспекта видится автору важным условием изучения инновационного потенциала молодежи.

Рассмотрение определенной группы общества как социального ресурса приводит нас к ресурсному подходу, который в последнее десятилетие приобретает все большую актуальность [7, с. 46-49].

Данный подход позволяет рассматривать социальную группу как ресурс социальных изменений. При этом социальные изменения связываются с изменениями структуры общества. Под такими изменениями зачастую понимается не только взаиморасположение и взаимосвязь социальных статусов, но и характеристики социального взаимодействия и связей, нормативных и идеально-ценностных позиций [8, с. 227]. Ресурсный подход приобретает популярность в настоящее время и в силу его ориентированности на социализацию молодых людей в современных условиях [9].

Результаты исследования

При изучении инновационного потенциала молодежи Ивановского региона автор работы в первую очередь руководствовался принципами и идеями ресурсного подхода, а также частично опирался на модель «3РЕ», разработанную Ю.Р. Вишневским [10, 7].

С этой целью в сентябре-октябре 2018 г. было проведено социологическое исследование, объектом выступили старшеклассники, студенты и представители работающей молодежи Ивановского региона. Общий объем выборочной совокупности составил 1516 человек, пропорционально распределенных по муниципальным образованиям Ивановской области согласно весу того или иного муниципального образования в общей численности населения региона. Основные квотируемые признаки - район проживания, пол и возраст опрашиваемых. Вид деятельности выступал в качестве дополнительного квотного признака. Ошибка выборки не превысила 5% при заданном уровне значимости в 95%.

По итогам обработки результатов исследования можно сказать, что для подавляющего большинства представителей молодежи (71%) первостепенную важность имеют семья и ее благополучие. Вторым по важности для молодых людей является здоровье (64%). Третье место заняло материальное благополучие - его отметили чуть более 1/2 опрошенных. Данные ценности имеют первостепенную значимость для всех социально-демографических групп респондентов, приняв-

ших участие в исследовании. Различия в структуре ценностей по отдельным группам молодых людей начинают проявляться с переходом к менее значимым, по мнению участников исследования, ценностям (табл. 1).

В 1:ор-5 наиболее значимых ценностей также вошли: профессиональное развитие (40%) и самореализация (31%). Исходя из приведенной структуры ценностей, творчество, ответственность, карьера не вошли даже в десятку главных ценностей для современной молодежи, хотя для инновационной личности данные ценности имеют немаловажное значение.

В исследовании также рассматривались инновационные качества, присущие молодым людям. В первую очередь современная молодежь, по мнению участников опроса, в наибольшей степени склонна к риску (54%) и заинтересована в новом (48%) (табл. 2). В 1ор-3 инновационных качеств, присущих молодежи, также вошла информированность (45%). Однако респонденты исследования полагают, что для молодых людей в меньшей степени свойственны следующие важные качества инновационной личности: компетентность, планирование, работоспособность, ответственность, рефлексивность и пр. (данные качества заняли с 10-го по 16-е место в списке).

Одной из составляющих инновационного потенциала молодежи являются различного рода потребности. В списке потребностей молодых людей региона на первом месте стоят потребности материального характера (62%). Второе место заняли профессиональные потребности (45%), а третье - образовательные (41%). В итоге, молодежи области присущи определенные потребности, связанные с развитием инновационного потенциала. Более того, они находятся практически на первом месте в рейтинге потребностей участников исследования.

Что касается образовательных и профессиональных установок молодежи Ивановского региона, то их отдельное рассмотрение было предусмотрено на этапе разработки инструментария исследования. Анализ результатов показал, что более 80% участников исследования заинтересованы в получении дополнительного образования. Однако лишь 9% молодежи в настоящий момент получают какое-либо образование. Большая часть молодых людей (43%) планируют получить дополнительное образование в будущем. Около 1/3 участников исследования хотели бы сейчас получать дополнительное образование, однако, в силу различных обстоятельств, в настоящий момент не имеют такой возможности.

Таблица 1

Наиболее важные для молодежи ценности (в целом п(1 региону и в различных социально-демографических группах), % _

Ценности Ранг В целом Мужчины Женщины Жители городских округов Жители муниципальных районов 1417 лет 1824 года 2530 лет

Семья 1 71 69 74 71 73 49 69 82

Здоровье 2 64 62 66 63 66 40 58 78

Материальное благополучие 3 53 56 51 53 55 35 52 61

Профессиональное развитие 4 40 43 37 40 39 28 39 45

Самореализация и развитие 5 31 32 31 33 28 37 39 24

Стабильность 6-7 27 31 23 28 26 15 20 37

Общение с друзьями 6-7 26 22 29 26 24 35 26 22

Свобода и независимость 8-9 21 22 21 21 23 31 25 15

Справедливость 8-9 19 18 20 18 22 18 22 18

Любовь и романтика 1012 17 14 20 16 18 17 22 13

Творчество и увлечения 1012 16 17 16 16 16 23 15 15

Ответственность 1012 14 13 16 15 13 15 13 15

Гуманизм 1316 10 10 10 11 9 9 15 7

Милосердие 1316 10 9 10 9 10 12 10 9

Карьера 1316 10 9 10 9 10 18 9 6

Нормы морали 1316 9 10 9 9 9 11 6 11

Индивидуальность 17 7 5 8 7 6 15 11 1

Власть 1819 3 4 2 3 2 6 1 3

Признание и популярность 1819 2 3 2 2 3 7 2 1

При рассмотрении профессиональных установок было выявлено, что более половины респондентов (58%) работают или планируют работать по специальности. При этом абсолютную уверенность в этом выражают чуть больше 1/3 опрошенных.

Отдельно в исследовании изучались установки молодежи Ивановской области на занятие инновационной деятельностью (как образовательной, так и профессиональной). По итогам опроса, около половины опрошенных молодых людей хотели бы принять участие в инновационной деятельности (рис. 1). Не видят себя в ней чуть менее 1/3 молодежи региона.

Отметим, что инновационность по-разному проявляется в разных группах молодежи. Больше всего «инноваторов» среди школьников (56%), в то время как с возрастом желание заниматься инновационной деятельностью снижается, однако все равно находится на достаточно высоком уровне (49% молодежи в возрасте 18-24 года и 48% среди молодых людей старше 25 лет). Отсюда возникает необходимость определения

причин такого снижения, а также возможных способов повышения заинтересованности молодых людей более старшего возраста в инновационной деятельности. Деятельность в инновационной сфере в наибольшей степени привлекательна для мужчин, чем для женщин.

О степени сформированности инновационного потенциала может косвенно свидетельствовать наличие у молодежи «навыков будущего», основными акторами формирования которых выступают образовательные учреждения [11]. К навыкам будущего можно отнести определенные способности личности, которые помогают ей реализовы-вать себя в современных условиях, а также будут способствовать этому в ближайшей перспективе [11]: концентрация и управление вниманием, цифровая грамотность, творчество и креативность, способность к самообразованию [12].

Ограниченность различного рода ресурсов при проведении социологического исследования не позволила в полной мере охватить все «навыки будущего», поэтому назовем только некоторые из них:

Таблица 2

Качества инновационной личности, в наибольшей степени присущие __современной молодежи (и = 1516), %____

Качества инновационной Ранг В целом Мужчины Женщины 14-17 18-24 25-30

личности лет года лет

Склонность к риску 1 54 48 61 45 51 60

Проявление интереса к новому 2 48 48 49 43 51 49

Информированность 3-5 45 44 45 37 40 51

Адаптируемость 3-5 44 44 44 38 43 47

Креативность 3-5 43 38 49 40 40 47

Коммуникативность 6-7 38 34 43 43 43 33

Способность к самореализации 6-7 37 34 41 29 45 35

Мотивированность 8 24 26 23 24 26 23

Толерантность 9 18 19 16 23 22 12

Самообразованность 10-11 15 15 15 20 18 11

Образованность 10-11 13 11 16 20 16 9

Рефлексивность 12 11 10 13 12 11 12

Ответственность 13-14 8 9 8 16 11 4

Работоспособность 13-14 8 7 9 13 13 3

Склонность к планированию 15 4 4 5 8 6 2

Компетентность 16 1 1 1 2 2 0

В целом по региону ^Ш 50 ■ зо

Мужчины

Женщины ■ 34

14-17 лет

18-24 года ■ 32

25-30 лет 48

■ В целом да ■ В целом нет ■ Затруднились ответить

Рис. 1. Желание современной молодежи заниматься инновационной деятельностью (и=1516), %

- креативное мышление в 43% случаев присуще молодежи;

- коммуникабельность - в 38% случаев;

- способность к самообразованию характерна для 15% молодых людей;

- способность к саморефлексии присуща 11.4% молодежи (табл. 2).

Как видим, молодежь Ивановской области в наибольшей степени обладает таким «навыком будущего», как креативное мышление. При этом ряд наиболее важных навыков (саморефлексия, самообразование) не являются характерными для молодых людей.

Выводы

Проанализированные итоги исследования инновационного потенциала молодежи позволяют сделать следующие выводы.

1. Молодежь региона неравномерно вовлечена в процесс развития инновационного общества. Можно сказать, что заинтересованность

молодых людей в инновационной деятельности по-разному проявляется у различных групп молодежи. Наибольший интерес к нему проявляют школьники, в то время как представители молодежи более старшего возраста чаще обеспокоены повседневными заботами, однако интерес к инновационной деятельности они также проявляют достаточно высокий.

Такие результаты свидетельствуют о необходимости достаточно гибкой молодежной региональной политики в области инновационного развития, которая будет согласована на всех уровнях и в которую будут вовлечены представители широких кругов молодежи, образовательные учреждения, институты гражданского общества и представители бизнеса. Также они указывают на необходимость выяснения причин более низкой, по сравнению со школьниками, заинтересованности работающей молодежи в инновационных проектах и условий для ее привлечения к их реализации, а также в целом повышения информированности всех групп молодежи о подобных проектах.

Рис. 2. Двухуровневая модель изучения формирования инновационного потенциала молодежи

2. Молодежь региона обладает инновацион- ходимость более детального рассмотрения не-

ным качествами, при этом определяющие качества инновационной личности, среди которых можно отметить компетентность, ответственность, рефлексивность и образованность, по мнению опрашиваемых, современной молодежи присущи в наименьшей степени. Об этом также свидетельствует невысокая доля опрашиваемых, полагающих, что современной молодежи присущи те или иные «навыки XXI века» (при учете косвенности сделанных выводов). В итоге, данные результаты позволяют утверждать, что рано говорить о сформированной иннова-ционности ивановской молодежи. Они также указывают на ряд проблем, решение которых требует совместного усилия всех агентов-участников.

3. Полученные результаты показывают, что молодежь Ивановского региона имеет определенный инновационный потенциал, который заключается в разделении ею ценностей инновационного общества, а также обладании рядом качеств инновационной личности (ресурсный уровень). На уровне резерва у молодых людей имеются установки на образовательную и профессиональную деятельность, в том числе установки на инновационную деятельность. Прослеживание данных уровней у молодежи свидетельствует о том, что ивановская молодежь в целом готова к реализации своего инновационного потенциала, однако чтобы запустить данный процесс, необходимы определенные условия, изучение которых должно быть одной из задач исследований, посвященных данной проблематике.

Кроме этого, поскольку в процессе анализа результатов исследования была выявлена необ-

которых аспектов инновационного потенциала молодых людей, а именно рассмотрения роли государства и гражданского общества в процессе его развития, автором работы предлагается рассматривать инновационный потенциал личности на двух уровнях (рис. 2).

Первый уровень будет соответствовать личностному уровню. Наибольшее внимание будет уделяться изучению аксиологического и праксео-логического аспектов инновационного потенциала. Аксиологический аспект включает в себя изучение ценностей и качеств молодежи, в особенности ценностей и качеств, поощряемых инновационным обществом, а также рассмотрение потребностей молодых людей в реализации инновационных начинаний. Деятельностный аспект предполагает изучение установок на инновационную деятельность (профессиональную, образовательную) и практик, связанных с инновациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором уровне - уровне государства -основное внимание будет уделяться изучению условий жизнедеятельности молодежи - факторам развития инновационного потенциала, инновационному потенциалу региона, деятельности властей в данном направлении, востребованности инноваций, ценности образования на рынке труда, а также факторам, способствующим или препятствующим реализации инновационного потенциала и инновационной деятельности молодых людей. На данном уровне также будет уделено внимание гносеологическому аспекту инновационного потенциала, под которым понимается осознание молодежью реалий и своего места в современном обществе.

Применение данной модели позволит не только установить уровень инновационного

потенциала молодежи региона, ее готовность к инновационному обществу, но также рассмотреть его во взаимосвязи с внешними условиями его развития и реализации. Она позволит установить наличие или отсутствие в регионе условий для развития инновационного потенциала, а также выявить те направления деятельности властей (муниципальных, региональных и федеральных), на которых необходимо сконцентрировать наиболее пристальное внимание при работе с молодежью.

Список литературы

1. Сумина Е.В., Чалкин Т.А. Научно-технологическое развитие территорий как основа инновационной стратегии экономики России // Сибирский журнал науки и технологий. 2012. № 3. С. 210-214.

2. Schwab M.K. The Fourth Industrial Revolution. What It Means and How to Respond // Foreign Affairs. December 12, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.foreignaffairs.com/articles/2015-12-12/ fourth-industrial-revolution (дата обращения: 16.11.2019).

3. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/57425 (дата обращения: 16.11.2019).

4. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal (дата обращения: 16.11.2019).

5. Луков В.А. Инновационный потенциал: можно ли его считать атрибутом молодежи. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: Материалы семинара для молодых ученых / Под ред. В.А. Лукова; Московский гуманитарный университет, Институт фундаментальных и прикладных исследований. М., 2011. С. 7-16.

6. Шарова Е.Н., Цылев В.Р. Традиционность и инновационность в ценностных ориентациях моло-

дежи Мурманской области // Проблемы развития территории. 2014. № 1 (69) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tradit sionnost-i-innovatsionnost-v-tsennostnyh-orientatsiyah-molodyozhi-murmanskoy-oblasti (дата обращения: 16.11.2019).

7. Банникова Л.Н. [и др.] Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: Монография / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского; Министерство образования и науки Российской Федерации, Совет ректоров вузов Свердловской области, Ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов Свердловской области, Уральское отделение Российского общества социологов, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.

8. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.

9. Клочкова Л.И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-12821 (дата обращения: 16.11.2019).

10. Айвазян А.А., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. и др. Гражданская культура молодежи Свердловской области: тенденции, проблемы, перспективы: Монография / Под общ. ред. профессора Ю.Р. Вишневского; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. 244 с.

11. Навыки будущего [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asi.ru/future_skiUs/ (дата обращения: 16.11.2019).

12. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Сма-гин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://futuref.org/futures kills_ru (дата обращения: 16.11.2019).

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF YOUNG PEOPLE'S INNOVATION POTENTIAL (BASED ON RESEARCH MATERIALS OF THE IVANOVO REGION)

E.E. Ushenkov

Ivanovo State University

This article presents the results of the author's social research: «Innovation Potential of Youth in the Ivanovo Region» conducted in September-October 2018. A statistical analysis of the quantitative data concerning the value orientations and qualities most characteristic for modern youth is made. By studying the qualities of the innovative personality of modern young people, a conclusion is drawn on the extent to which the young generation of Ivanovo region has mastered the "skills of the 21st century", as well as on the level of development of their innovation potential.

The results of the study show that young people in the region are quite unevenly involved in the development of innovation society. The greatest interest is demonstrated by schoolchildren, while young people of older age are more concerned about their everyday problems and show an average level of interest in innovation activities. The dominant position among the qualities of an innovative person, which are characteristic of modern youth, is occupied by the qualities responsible for the information security of a person and characterizing his or her behaviour in modern society. The results also show that young people in the Ivanovo region have a certain innovative potential: they share the values of

an innovation society, have the qualities of an innovative personality and certain attitudes to educational and professional innovation activities. All this testifies to the fact that the young people of the Ivanovo region in general are ready to realize their innovative potential. However, in order to start this process, certain conditions are required. The study of these conditions should be one of the tasks of further research in this area.

Keywords: youth, innovation, innovation society, innovative development, innovative personality, innovation potential, skills of the future, skills of the 21st century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.