Научная статья на тему 'Инновационный потенциал развития туристического кластера'

Инновационный потенциал развития туристического кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURISM / CLUSTER APPROACH / TOURIST CLUSTER / INNOVATION / INNOVATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданов Сергей Александрович

Саратовская область по всем параметрам претендует на то, чтобы стать развитым туристическим центром. Удобное географическое расположение, большое количество объектов культурного и исторического наследия, природно-климатические условия свидетельствуют о возможности перспективного развития туризма на территории области. Однако в настоящее время эти возможности реализуются не в достаточной степени. Решением данной проблемы может стать использование кластерного подхода. В статье раскрываются вопросы формирования и преимуществ кластерных образований в сфере туризма. Рассмотрены сущность и содержание туристических кластеров, их состав и условия создания. Особое внимание уделяется необходимости постоянного поддержания высокого уровня конкурентоспособности регионального кластера на основе разработки и использования конкурентных преимуществ, являющихся результатом активной инновационной деятельности. Представлены взгляды экономистов на определение инновационного потенциала, а также многообразие методик его оценки, анализ которых позволяет выделить наиболее существенные факторы, обеспечивающие региональную способность к созданию инноваций в сфере туристической деятельности. Сделаны выводы о необходимости устранения факторов, сдерживающих реализацию инновационного потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saratov region for all parameters intended to be developed as a tourist center. Convenient geographical location, a large number of cultural and historical heritage sites, natural and climatic conditions indicate the possibility of future development of tourism in the region. However, at present these opportunities are not being implemented suffi ciently. The use of the cluster approach can be the way to solve this problem. The article deals with the formation and advantages of cluster formations in the sphere of tourism. The essence and content of tourist clusters, their composition and conditions of creation are considered. Particular attention is paid to the need to constantly maintain a high level of competitiveness of the regional cluster through the development and use of competitive advantages resulting from active innovation. The article presents the views of economists on the defi nition of innovation potential, as well as a variety of methods of its evaluation, the analysis of which allows to identify the most significant factors that ensure the regional ability to create innovations in the fi eld of tourism. The conclusions about the need to eliminate the factors hindering the implementation of the innovative potential of the region.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал развития туристического кластера»

Sergey Aleksandrovich Zhdanov,

Doctor of Economics,

professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.48

Сергей Александрович Жданов,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

S.A.Jdanov@list.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

Саратовская область по всем параметрам претендует на то, чтобы стать развитым туристическим центром. Удобное географическое расположение, большое количество объектов культурного и исторического наследия, природно-климатические условия свидетельствуют о возможности перспективного развития туризма на территории области. Однако в настоящее время эти возможности реализуются не в достаточной степени. Решением данной проблемы может стать использование кластерного подхода. В статье раскрываются вопросы формирования и преимуществ кластерных образований в сфере туризма. Рассмотрены сущность и содержание туристических кластеров, их состав и условия создания. Особое внимание уделяется необходимости постоянного поддержания высокого уровня конкурентоспособности регионального кластера на основе разработки и использования конкурентных преимуществ, являющихся результатом активной инновационной деятельности. Представлены взгляды экономистов на определение инновационного потенциала, а также многообразие методик его оценки, анализ которых позволяет выделить наиболее существенные факторы, обеспечивающие региональную способность к созданию инноваций в сфере туристической деятельности. Сделаны выводы о необходимости устранения факторов, сдерживающих реализацию инновационного потенциала региона.

Ключевые слова: сфера туризма, кластерный подход, туристский кластер, инновации, инновационный потенциал.

INNOVATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT TOURIST CLUSTER

Saratov region for all parameters intended to be developed as a tourist center. Convenient geographical location, a large number of cultural and historical heritage sites, natural and climatic conditions indicate the possibility of future development of tourism in the region. However, at present these opportunities are not being implemented sufficiently. The use of the cluster approach can be the way to solve this problem. The article deals with the formation and advantages of cluster formations in the sphere of tourism. The essence and content of tourist clusters, their composition and conditions of creation are considered. Particular attention is paid to the need to constantly maintain a high level of competitiveness of the regional cluster through the development and use of competitive advantages resulting from active innovation. The article presents the views of economists on the definition of innovation potential, as well as a variety of methods of its evaluation, the analysis of which allows to identify the most significant factors that ensure the regional ability to create innovations in the field of tourism. The conclusions about the need to eliminate the factors hindering the implementation of the innovative potential of the region.

Keywords: tourism, cluster approach, tourist cluster, innovation, innovation potential.

Как свидетельствует мировой опыт, туристическая деятельность дает возможность преодоления неравномерности развития различных территорий региона, позволяет повысить качество инфраструктуры, привлечь инвестиции, увеличить доходы в местный бюджет, поддержать местную промышленность в результате повышения спроса на продукцию местных производителей. Туризм выступает той сферой деятельности и статьей пополнения бюджета, которая при известных первоначальных затратах, способна быстро окупаться и приносить прибыль.

Саратовская область по всем параметрам претендует на то, чтобы стать развитым туристическим центром. Туристический потенциал территории региона, включающий географическое расположение, объекты культурного и исторического наследия, природно-климатические условия, свидетельствует о возможности перспективного развития туристической деятельности на территории области. В границах Саратовской области имеется уникальное многообразие природного комплекса, протекает 358 рек, длина которых превышает 10 километров,

что привлекает рыбаков, туристов, предпочитающих неспешные путешествия на байдарках и специальных открытых лодках по местным рекам, охотников, приверженцев экотуризма. Любители горнолыжного спорта могут посетить базы в Саратове, Вольском и Хвалынском районе. Горнолыжный курорт «Хвалынский» имеет спортивную школу, развитую инфраструктуру, обеспечивает возможность использования лыжных трасс под любой уровень мастерства.

Саратовская область знаменита расположенными на ее территории 124 памятниками природы, сохранившимися 18 старинными усадьбами, здесь есть более 3000 памятников археологии. На территории региона находятся минеральные воды и грязи, действуют профилактории, лечебницы, имеется 23 санаторно-курортных учреждения, более 100 пансионатов, туристических баз, домов отдыха, 194 гостиницы и аналогичные места проживания различного класса. Туристические услуги предоставляют 18 туроператорских и около 148 тур-агентских фирм [1].

54 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

Однако анализ туристического потенциала Саратовской области показывает, что существующие в настоящее время возможности реализуются не в достаточной степени. Пока еще условия для устойчивого развития туристической деятельности не стали в один ряд с другими стратегическими направлениями областной политики.

К основным внешним и внутренним факторам, сдерживающим развитие туризма в Саратовском регионе, следует отнести следующие. Во-первых, это высокая конкуренция со стороны традиционных, исторически считающихся туристическими регионов Москвы, Санкт-Петербурга, маршрутов по городам «Золотого кольца» России. Во-вторых, как это отмечалось в Постановлении Правительства Саратовской области от 24 декабря 2010 г. № 672-П «О долгосрочной областной целевой программе "Развитие туризма в Саратовской области" на 2011-2013 годы», по цене и качеству саратовский турпродукт имеет низкую конкурентоспособность; не развита туристская инфраструктура: существует недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах; имеет место недостаточное количество средств размещения с современным уровнем комфорта; отстает от запросов уровень развития сферы дополнительных услуг (транспортных, услуг гидов-экскурсоводов, гидов-проводников).

Все это говорит о том, что, несмотря на качество и уникальность туристского продукта, наличие интересных туристских объектов, отсутствие или недостаточный уровень развитости транспортной инфраструктуры, бытового обслуживания, телекоммуникационных каналов связи, уровня комфорта и сервиса приводит к сокращению туристического потока, снижению конкурентоспособности территории на рынке туристических услуг. Поэтому требуется разработка новых, особых подходов в организации туристической деятельности в регионе, учитывая, что эта деятельность охватывает различные сектора предпринимательской деятельности и носит в значительной степени ярко выраженный межотраслевой характер. В качестве такого подхода может эффективно использоваться кластерный подход.

В соответствии с определением М. Портера под кластером понимаются расположенные географически близко друг к другу и связанные между собой компании производителей, торговых посредников, поставщиков, обслуживающие и обеспечивающие их деятельность фирмы, образовательные учреждения, органы государственной власти, инфраструктурные компании, функционирующие и в определенной сфере взаимодополняющие друг друга [3]. Являясь классическим, данное определение кластера опирается на территориальную общность участвующих в нем компаний и реализуется в более высокой эффективности использования логистики, квалифицированных кадров, экономии трансакционных издержек, повышении результа-

тивности информационного обмена об инновационных продуктах и их оперативном использовании.

В настоящее время кластерный подход успешно применяется в качестве средства повышения конкурентоспособности территорий во многих странах мира. Это связано с тем, что начиная с 1980-х гг. зарубежная экономическая наука стала придавать большое значение необходимости тесной связи участия территориальных образований в товарных обменах с кластерной формой организации производства на своих территориях. Реализация кластерных инициатив получила распространение и в Российской Федерации, на федеральном и региональном уровнях. В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. осуществление политики по созданию высокотехнологических кластеров рассматривается как важнейшее условие повышения конкурентоспособного потенциала регионов и, соответственно, позволяет в определенной степени гарантировать увеличение темпов экономического роста. В рамках рассматриваемой проблемы следует также указать на федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на период с 2019 по 2025 г., предусматривающую создание 45 туристических кластеров на всей территории нашей страны.

Опираясь на общее определение кластера, данное М. Портером, можно сформулировать понятие туристического кластера как группы взаимосвязанных и географически близко расположенных по отношению друг к другу компаний, образовательных и научных организаций, предприятий инфраструктуры и поставщиков специализированных услуг, занимающихся созданием, производством, распространением и коммерческим продвижением продукта туристической деятельности, ориентированным на удовлетворение потребностей в туризме и рекреации. При этом в зависимости от туристической специализации могут выделяться следующие виды кластеров: экологические, музейные, курортные, спортивно-оздоровительные, развлекательные и др.

Центральную роль в туристическом кластере, выполняют мощные туроператорские фирмы, обычно экспортирующие свои услуги за пределы региона. Вокруг этого ядра начинают сосредоточиваться различные туристические агентства, фирмы и компании по размещению туристов, организации питания, предоставления сопутствующих услуг, транспортные и другие предприятия, предоставляющие товары и оказывающие услуги туристического спроса. Все эти компании объединяются одной бизнес-идеей, в рамках которой концентрируются необходимые для деятельности туристического кластера материальные, финансовые, научно-технологические, трудовые и другие ресурсы.

Формирование и успешное функционирование туристического кластера в регионе соответствующим образом позиционирует его, создает положительный имидж и таким образом влияет на повышении конкурентоспособности туристического продукта.

Обычно формирование кластеров происходит либо искусственно, по целевому назначению, либо они появляются в результате исторически сложившихся условий человеческой деятельности. Но даже в случае искусственного создания кластера очень важно существование объективных условий, к которым в первую очередь относится наличие в регионе критической массы компаний соответствующего профиля, а также ряда дополнительных условий, к которым, по мнению Н.Н. Пидгурской, относится наличие тесных устойчивых связей между предприятиями и организациями, ориентированными на удовлетворении потребностей в туристических услугах; существование на территории региона достаточно развитой инфраструктуры; обладание уникальными туристическими ресурсами, позволяющими сформировать яркие туристические бренды; наличие институциональной поддержки туристической сферы в регионе; профессиональное умение региональных туристических фирм удовлетворять высокий уровень запросов к составу и качеству туристических услуг [2].

Отсутствие этих условий значительно затрудняет работу по формированию кластера и очень часто приводит к отрицательному результату. Этот вопрос в настоящее время достаточно актуален, поскольку кластеризация, провозглашенная федеральным центром в качестве приоритетного направления стратегического развития, региональными властями рассматривается как обязательное к выполнению решение. Поэтому во многих регионах, имеющих или не имеющих соответствующих условий, стали в значительных количествах создаваться разнообразные кластеры, представляющие искусственные объединения организаций по формальным признаками и на формальных условиях. Подобное, не всегда оправданное объединение не может обеспечить достижение запланированного результата, дискредитирует саму идею кластеризации, а создаваемые искусственные объединения эффективно осуществляют свою деятельность только на бумаге, прекращая существование в относительно короткий период.

Кластерный подход к организации туристической, как и любой другой, предпринимательской деятельности имеет очень большое значение для всех стейкхолдеров. Эффективное функционирование кластеров значительно улучшает экономическое положение региона, поэтому их создание имеет политическое значение для органов региональной власти в связи с выполнением ими своих социальных обязательств. Все участники туристического кластера имеют устойчивую выгоду от кооперационного взаимодействия между собой, в результате установления тесных связей между субъектами туристического бизнеса, общественными и научно-образовательными организациями, органами государственной власти и т.д. По сравнению с организациями, не входящими в кластер, они получают преимущества за счет сокращения транс-акционных издержек. Уменьшаются затраты и в связи с совместным использованием участниками

туристического кластера территорий, на которых находятся туристические аттракторы со сложившейся инфраструктурой. Кластеры создают условия для повышения производительности труда и распространения инноваций.

Однако формирование туристического кластера само по себе еще не означает, что он будет пользоваться успехом и приносить прибыль. Как уже было отмечено, необходимо учитывать острую конкуренцию на рынке туристических услуг, в условиях которой важнейшим фактором выживания и устойчивого развития является наличие конкурентных преимуществ в сфере используемых рекреационных, анимационных, информационных и логистических технологий, технологий в системе управления и обслуживания, содержании объектов и географии туристических направлений. Специфика и особенность туристического продукта состоит в том, что ему нельзя оставаться неизменным, его необходимо постоянно модернизировать. Возрастающие потребности населения, повышение требовательности к качеству предоставляемых туристических услуг обязывают находить новые нестандартные решения, широко использовать современные достижения научно-технического прогресса, внедрять эти новшества в практику деятельности туристических организаций. Усиливающаяся конкуренция также заставляет туристические кластеры находиться в состоянии постоянного поиска новых вариантов конкурентных преимуществ.

В качестве одного из перспективных и широко используемых источников получения конкурентных преимуществ, как известно, выступает инновационная деятельность, содержание которой проявляется в разработке, освоении и коммерческом использовании технических, технологических и организационно-управленческих и других нововведений. Инновационная деятельность в туризме реализуется в виде системных мероприятий, приводящих к созданию нового или совершенствованию существующего туристического продукта и обеспечивающих устойчивое развитие кластера, повышение его конкурентоспособности. Поскольку туристический кластер представляет собой системный комплекс предприятий различного профиля и направлений деятельности, но так или иначе связанных с разработкой и коммерческим предложением туристического продукта, инновации необходимы не только на конечной стадии производства, но и на всех остальных стадиях, от которых зависит окончательная стоимость и качество этого продукта. Инновационная деятельность в туризме пронизывает все процессы, включая исследование рынков сбыта и поиск новых клиентов, транспортировку, организацию размещения и обслуживания туристов, производство товаров и услуг туристического спроса, а также связана с развитием инфраструктурных объектов, находящихся на территории региона. Такой широкий охват процессов, требующих инновационного решения приводит к тому, что выделить отдельно инновационный потенциал туристической сферы из инно-

56 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

вационного потенциала региона не представляется возможным.

Инновационная деятельность в любой сфере общественного производства имеет свои особенности, что характерно и для туристической отрасли. Однако, несмотря на специфику туристической деятельности, ее инновационный потенциал выступает составной частью регионального инновационного потенциала. Чем выше уровень развития инновационного потенциала региона, тем более успешно развертываются инновационные процессы в предоставлении туристических услуг [5]. Таким образом, главным условием повышения конкурентоспособности туристических кластеров становится развитие инновационного потенциала всей территории.

В то же время необходимо отметить, что практическая реализация этой задачи наталкивается на определенные ограничения теоретического характера, связанные с отсутствием четких критериев в определении регионального инновационного потенциала, его состава и механизма функционирования. Поскольку в рождении инноваций принимает участие очень большое количество самых разнообразных факторов, в экономической литературе до сих пор не существует единого мнения и по поводу содержания инновационного потенциала. Так, например, М.В. Сивов, выделяя содержательный аспект приводимых в литературе высказываний, отмечает следующие определения [4]:

- совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

- способность системы к трансформации в новое состояние с целью удовлетворения потребностей (индивида, рынка и т.п.);

- структура, объединяющая три составляющие потенциала: ресурсную, внутреннюю и результативную, которые существуют во взаимодействии, предполагают и обусловливают друг друга;

- возможность создания новшеств, осуществления инноваций, готовность воспринять нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому.

Во всех представленных определениях потенциал, как возможность или способность созданий новаций, рассматривается как определенная совокупность ресурсов, состав и масштабы которых разные авторы понимают по-своему. Особенно это проявляется в использовании различных методик оценки инновационного потенциала различных территориальных образований.

Большое распространение в аналитической деятельности, связанной с оценкой инновационного потенциала, получил метод расчета инновационного индекса, разработанный The Boston Consulting Group, включающий учет двух групп показателей, оценивающих инновационные затраты и инновационную эффективность. При расчете инновационных затрат учитывается финансовая политика, включающая уровень налогообложения, государственное софинансирование и налоговые льготы на

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимая политика в области образования и формирования инновационной инфраструктуры.

Японская методика интегральной оценки инновационного потенциала основана на анализе системы показателей, отражающих ресурсные возможности территории и степень их использования. В соответствии с данной методикой оцениваются такие показатели, как число патентов, применяемых в стране независимо от места их регистрации, масштаб экспорта технологий, уровень национальных затрат на научные исследования и разработки, численность занятых в научно-технической сфере и некоторые другие.

Индекс Европейского инновационного табло сформирован из трех блоков, которые обозначаются как возможности, деятельность фирмы и результаты. Блок, представляющий возможности, воспроизводит механизм осуществления инноваций и включает человеческие ресурсы, финансовую поддержку, научно-исследовательскую подсистему. Блок, характеризующий усилия фирмы для осуществления инновационной деятельности, включает показатели инвестиций, интеллектуальных активов, действенность предпринимательских усилий и результативность взаимодействия с другими инновационными фирмами. Блок, отражающий результаты, оценивает результат трансформации усилий фирмы в экономические выгоды, такие как новаторы и экономический эффект.

Методика расчета инновационного потенциала Всемирного банка основывается на расчете индекса экономики знаний (Knowledge Economy Index). В рамках этой методики выделяются четыре важных аспекта, способствующих формированию экономики знаний: социально-экономические, институциональные условия, способствующие созданию мотивации для эффективного применения уже существующих и новых знаний; система подготовки и повышения квалификации; информационная инфраструктура; инновационная система, включающая научно-исследовательские центры, университеты, обеспечивающих ускоренное абсорбирование мировых знаний и превращение их в новые технологии.

В России на протяжении значительного периода также существует целый ряд оценок инновационного потенциала, осуществляемых как международными рейтинговыми агентствами, так и российскими организациями, такими как рейтинговое агентство «Эксперт РА», компания «Альфа-капитал», Институт экономики города. Начиная с 2012 г. в эту работу включился и на регулярной основе публикует рейтинги инновационного развития субъектов РФ Институт статистических исследований и экономики знаний национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», который осуществляет оценку инновационного потенциала региона на основе выделения четырех блоков: научно-технический потенциал; инновационная деятельность; качество инноваци-

онной политики; социально-экономические условия инновационной деятельности.

Выделяемые элементы различных методик оценки инновационного потенциала дают возможность региональным органам власти осуществлять целенаправленную работу по формированию полноценной системы производства инноваций в самых различных сферах, в том числе в сфере туризма.

В заключение хотелось бы отметить, что огромные усилия по созданию инновационного потенциала со стороны органов региональной власти должны сопровождаться формированием заинтересованности в его использовании предпринимательскими структурами, иначе этот потенциал окажется невостребованным. Так, в Советском Союзе при наличии достаточно мощного инновационного потенциала проблемой инновационной системы было очень медленное освоение новаций, отсутствие заинтересованности в создании на их основе новых продуктов и прогрессивных технологий, систем организации и управления.

Подобные опасения высказывали, в частности, участники дискуссии Гайдаровского форума «Россия и мир: новый вектор» [6]. В качестве главных проблем, сдерживающих инновационную активность бизнеса и не позволяющих эффективно использовать существующий инновационный потенциал, названы пассивность отечественного бизнеса, который продолжает надеяться только на государ-

ство и его поддержку, в том числе в части полноценного финансирования научных исследований; отсутствие благоприятной политической, общественной, организационной, финансовой, мотива-ционной атмосферы вокруг интеллектуального труда и процессов технологического обновления экономики.

Все перечисленные проблемы между собой взаимосвязаны и в конечном итоге аккумулируются в необходимости учитывать при формировании инновационного потенциала развития туристического кластера.

1. Мониторинг состояния туристской индустрии Саратовской области - 2018. URL: http://saratov.gov.ru/gov/auth/ komturism/

2. Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2006.

3. ПортерМ.Э. Конкуренция / пер. с англ. М.: ИД «Ви-льямс», 2006.

4. Сивов М.В. Сущность и основные элементы инновационного потенциала региона // Молодой ученый. 2016. № 11. URL: https://moluch.ru/archive/115/30836.

5. Совершенствование инструментария повышения конкурентоспособности отечественных компаний: [кол. моногр.] / [кол. авт.]; под общ. ред. А.В. Гугелева. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018.

6. Татаркин А.И., Новикова К.А. Инновационный потенциал территории в поведенческих оценках населения // Экономика региона. 2015. № 3. С. 279-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.