Научная статья на тему 'Инновационный потенциал промышленной организации как основа стратегии ее развития'

Инновационный потенциал промышленной организации как основа стратегии ее развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Израилова Хадижат Сайд-Хасановна, Хациева Лариса Увайсовна

В статье рассматривается сущность и структура инновационного потенциала, который определяет характер соответствующей деятельности предприятий, дается характеристика его теоретических аспектов, приемов и методов формирования, определяются показатели, оценивающие развитие инновационного потенциала, а также условия повышения эффективности его использования при стратегическом развитии предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал промышленной организации как основа стратегии ее развития»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА

СТРАТЕГИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Израилова Хадижат Сайд-Хасановна

Магистрант

ФГБОУ ВО « Грозненский государственный нефтяной технический университет

имени акад. М.Д. Миллионщикова» Руководитель: Хациева Лариса Увайсовна канд. экон. наук, доцент

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность и структура инновационного потенциала, который определяет характер соответствующей деятельности предприятий, дается характеристика его теоретических аспектов, приемов и методов формирования, определяются показатели, оценивающие развитие инновационного потенциала, а также условия повышения эффективности его использования при стратегическом развитии предприятия.

Ключивые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационный потенциал, оценка инновационного потенциала персонала.

Задача изучения и наращивания инновационного потенциала становится стратегическим приоритетом для современных промышленных организаций, актуальной и значимой для перехода на инновационный путь развития производства. Не секрет, что, внедряя инновации, промышленные организации увеличивают свои доходы, развиваются, ускоряют экономический рост. Инновации позволяют создавать серьезные конкурентные преимущества, потребителей и, что немаловажно, привлекать инвесторов. Инновационному развитию промышленных предприятий способствует и государственная инновационная политика, создавая необходимую нормативную правовую базу [1].

Как и около ста лет назад, так и сейчас инновационный потенциал организации является предметом исследования российских и зарубежных ученых. И. Ансофф, П. Друкер, Дж. Томпсон, С. Уинтер, К. Фримен, П. Хайт, Й. Шумпетер и другие ученые исследовали вопросы формирования инновационного потенциала организаций [2].

Из отечественных авторов проблему накопления и использования инновационного потенциала изучали Д. Андрианов, С.Ю. Глазьев, Г.Я. Гольдштейн, В.Ф. Гринев, Г.И. Жиц, П.Н. Завлин, В.Г. Матвейкин, О.П. Молчанова, А.И. Пригожин, А.А. Трифилова, Р.А. Фатхутдинов, Ю.В. Яковец и др. [3].

Согласно словарям экономических терминов, инновационному потенциалу дан целый ряд определений .

Сам термин «потенциал» в переводе с латинского (р^епйа) означает сила, возможность, имеющаяся, но пока не раскрытая способность, которая раскроется при создании определенных условий. При дословном переводе инновационный потенциал можно интерпретировать как «способность к инновациям».

Применительно к нашему исследованию, рассмотрим несколько определений

инновационного потенциала, раскрывающих многогранность данного понятия.

Так, М.В. Герасимов, Л.С. Минина и др. рассматривают инновационный потенциал как систему, включающую капитал, собственные инновации, заемные инновации и проекты, взаимодействие которых направлен она эффективное развитие техники и технологии производственной системы . Данная группа ученых признает необходимость создания в организациях управленческих структур, развивающих инновационный потенциал организаций (обучение персонала, подбор ресурсов) Все должно быть направлено на создание условий для инновационного развития организации. Основной метод управления - проектный.

Более широкое понятие инновационного потенциала дает Г.И. Жиц. Его подход основан на том, что инновационный потенциал он рассматривает как «количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития». Г.И. Жиц считает, что все экономические ресурсы, необходимые для инновационного развития общества «распределены между тремя основными сегментами макросистемы: научно-техническим,

образовательным и инвестиционным. И в результате формируются научно-технический потенциал, образовательный потенциал и инвестиционный потенциал, которые в совокупности образуют инновационный потенциал макросистемы» .

К.Б. Лисин первый заместитель директора Института стратегических инноваций (г. Москва) и заместитель министра Министерства

промышленности, науки и технологий В.Н. Фридлянов в своем межгосударственном социально-экономическом исследовании

«Инновационный потенциал как фактор развития» рассматривают инновационный потенциал организации как «совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей, которая способна обеспечить

восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций» .

Под инновационным потенциалом организации мы понимаем - набор характеристик промышленной организации, определяющих её способность к созданию и практическому использованию инноваций .

Профессор, доктор экономических наук Д.И. Кокурин выявил тесную взаимосвязь инновационного потенциала и инновационной деятельности. Он считает, что понятие «инновационный потенциал» стало

«концептуальным отражением феномена инновационной деятельности» [4]. Развивая инновационный потенциал - организация идет по пути развития своей производственной системы.

Важно отметить, что сегодня инновационный потенциал играет важную роль в обеспечении устойчивого функционирования производственных компаний и предприятий.

Инновационный потенциал необходимо изучать и наращивать, т.к. именно он становится основой стратегического развития организации. Для того, чтобы его изучать, необходимо определить внутри организации структурное подразделение, наделить его полномочиями и провести широкомасштабный аудит как внутренних ресурсов, так и внешних угроз, рисков и возможностей для наращивания и последующего использования инновационного потенциала организации.

Анализ ресурсного потенциала и внутренних возможностей организации является одним из ключевых этапов стратегического анализа. Критерии оценки следующие:

1) оценка ресурсов и эффективности предприятия;

2) финансовый анализ деятельности предприятия;

3) сравнительный анализ.

При оценке ресурсов, необходимых для наращивания инновационного потенциала организации, по каждому из видов деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются таким образом:

1) физические ресурсы (не их перечисление, а качественные характеристики);

2) человеческие ресурсы (учитывается квалификация имеющихся кадров, гендерный анализ, карьерные перспективы, наличие кадрового резерва);

3) финансовые ресурсы;

4) нематериальные активы: корпоративная и управленческая культуры, репутация организации в деловом мире, наличие патентов и лицензий.

Методы анализа внешней среды организации. В процессе взаимодействия предприятия с внешней средой нас интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями она могла наращивать свой инновационный потенциал

и обеспечивать устойчивое развитие организации.

Внешняя среда динамична, изменчива и неустойчива. При этом, с одной стороны, при переменах и изменениях перед организацией могут открыться широкие возможности для развития и использования накопленного ранее

инновационного потенциала.

С другой стороны, эти изменения могут стать риском и препятствием для инновационного развития организации.

Поэтому организациям, нацеленным на инновационный путь развития, необходимо мониторить внешние условия и среду.

При анализе внешней среды организации учитываются:

1.Критерии и параметры экономического положения страны и регионов, в которых ведется деятельность организации. Учитываются такие характеристики как: темп инфляции, стабильность валют, экономический потенциал, темп роста производства и уровень его развития, платёжный баланс и др.

2.Важным является анализ проводимой федеральными и региональными властями социально-экономической политики. В частности, необходимо изучать нормативные правовые документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, наличие долгосрочных проектов в сфере государственно-частного партнёрства, тарифное регулирование, налоговую и таможенную политику, ограничения по найму рабочей силы и пр.

3.Важной характеристикой является степень развития потребительского рынка, уровень концентрации производства и конкуренции, уровень доходов населения и др.

4.Технологические факторы: внедрение инноваций в производство, изменение методов продаж и организации сбыта и др.

5.Социальные факторы: уровень развития обществ защиты прав потребителей, степень доверия населения к органам региональной и муниципальной власти, уровень занятости населения и социальной обеспеченности, авторитетность общественности, влияние СМИ.

Для того, чтобы наращивать инновационный потенциал чаще всего внутри организации создаются проектные офисы, аккумулирующие информацию, анализирующие ресурсы, реализующие проекты по наращиванию и использованию инновационного потенциала.

При создании структур, отвечающих за наращивание инновационного потенциала организации, важно учитывать ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности:

-интеллектуальные (наличие патентов, изобретений, промышленных образцов, технологической документации);

-материальные (наличие оборудования, необходимого для исследований, материально-технической базы);

-финансовые;

-кадровые (наличие персонала, имеющего специальное образование и опыт проведения инновационных разработок и ОКР; маркетологи, управленцы, риск-менеджеры и др. специалисты);

-инфраструктурные (наличие собственных подразделений НИР и ОКР, отдела маркетинга, отделов и лабораторий контроля качества продукции);

-дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (связи с НИИ и вузами, в том числе зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами и др.).

Таким образом, для промышленного предприятия (организации) инновационный потенциал становится своеобразным критерием способности к инновационной деятельности, к изменениям и внедрению новшеств не только в производство, но и в системы управления организацией.

Если организация стремится накапливать инновационный потенциал, то вероятность перехода от режима функционирования в состояние внедрение новшеств становится реальностью, частью стратегического плана

организации. Предприятие становится на путь инновационного развития.

Литература:

1. Васюхин, О. В. Павлова, Е. А. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия // О.В. Васютин, Е.А. Павлова. -Москва : Академия естествознания, 2015. - 176 с.

2. Волынкина, М. В. Инновационное законодательство России / М.В. Волынкина. -Москва : Аспект-пресс, 2017. - 198 с.

3. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В.С. Бард и др. - Москва : Экзамен, 2016. - 320 с.

4.Кокурин Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. - Москва : Экзамен, 2016. - Москва : 575 с.

5. Лисин, Б. К., Фридлянов, В.Н. Инновационный потенциал как фактор развития // Межгосударственное социально-экономическое исследование. - Режим доступа: http://masters.donntu.org/2004/fem/kladchenko/librar уЛМех5.Ыт (Дата обращения: 16.05.2018).

6. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 512 с.

PROBLEMS AND CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND SMALL ENTERPRISES

Nurtazinova Akbayan Serikovna

Candidate of Economic Sciences, Associate professor of Zhezkazgan University named after OA Baikonurov Akbergenova Akmaral Kaysarovna Senior Lecturer

at Zhezkazgan University named after OA Baikonurov

_ШАFЫН ЖЭНЕ ОРТА КЭСШКЕРЛ1КТЩ ДАМУ МЭСЕЛЕЛЕР! МЕН ЖАFДАЙЫ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.70.548 Н^ртазинови Ацбаян Сержцызы

в.А.Байцоцыров атындагы Жезцазган Университеттщ э.г.к. доцентi Акбергенова Акмарал Кайсаровна

в.А.Байцоцыров атындагы Жезцазган Университеттщ ага оцытушысы

SUMMARY

The article discusses the current state of small and medium-sized businesses, a number of development issues, factors, including state support, and the situation of small and medium-sized businesses in the region.

АНДАТПА

Макалада Ka3ipri тандагы шагын жэне орта кэсшкерлшгщ даму жагдайы, дамудагы бiрнеше мэселелер,факторлар сонымен катар, мемлекет тарапынан колдау жагдайлары жэне аймактагы шагын жэне орта кэсшкерлжгщ жагдайы карастырылган.

Kipicne

Шагын жэне орта бизнестщ непзп максаты-халыкты ж^мыспен камту, онын элеуметпк жагдайын кетеру, енбекке деген белсендшкп арттыру жэне дамыту, тугыну нарыгыньщ ассортимент тауарлар саны мен кызметтерш арттыру болып табылады. Шагын кэсшкерлжтщ дамуын ынталандыру максатымен Казакстан

Респубилкасыныц азаматтарына жайла к¥кьщтьщ жэне экономикалык жагдай тугызу Yшiн бiрнеше зацдылык пен ^йымдастыру-экономикальщ шаралар жасалуда.

Елiмiзде шагын жэне орта бизнесп колдау мен дамытуга Елбасыныц eзi ерекше назар аударып отыр. Б^л мэселе елiмiздiц экономикалык саясатыныц мацызды вдрамдас бeлiгi ретiнде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.