ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 330.341
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: РЕАЛЬНЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
Д. А. ДВОРКИН
Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск
Ключевые слова: инновационная активность, инновационный потенциал, организации промышленности, инвестиционный климат.
Введение
Инновации играют все более значимую роль как в трансформации и развитии экономических систем, так и в формировании конкурентоспособности субъектов экономики на микроуровне. Они широко используются как компаниями-лидерами мирового рынка, так и компаниями, претендующими на лидерство или фокусирующимися на определенных рыночных нишах для увеличения рыночной доли, выхода на новые целевые сегменты, создания благоприятного имиджа, продления жизненного цикла товаров, диверсификации деятельности, роста прибыли, сокращения издержек производства, повышения качества управления и многих других задач.
Несмотря на то что изучению обозначенной проблематики было посвящено множество научных трудов, в инновационной сфере все еще имеется ряд неясностей и неточностей, в том числе в трактовке сущности происходящих процессов и определении подходов к детерминации понятия «инновационный потенциал».
В экономической литературе понятие «инновационный потенциал» упоминается достаточно давно - с 70-х гг. XX в., когда в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, стимулирующие государственную и предпринимательскую деятельность, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала работников.
При этом его активное распространение началось с 80-х гг. XX в., чему способствовало включение понятия в число терминов экономической науки.
В дальнейшем понятие разрабатывалось и уточнялось в ходе теоретических, методологических и эмпирических исследований ряда ученых. Однако, как показало исследование научной литературы, единого результата достигнуть не удалось, так как в настоящее время отсутствует единое определение данной категории, а имеющиеся трактовки понятия сильно разнятся и затрагивают лишь отдельные его аспекты.
Для получения наиболее полного представления о сущности инновационного потенциала можно объединить представленные в экономической литературе трактовки в рамках нескольких основных подходов, представляющих его как:
- совокупность ресурсов;
- совокупность возможностей;
- способность работников к творчеству;
- способность к усовершенствованию и инновациям;
- готовность и способность создавать и использовать инновации;
- готовность выполнять инновационные цели.
При этом все чаще инновационный потенциал рассматривается исследователями как совокупность некоторых ресурсов предприятия, используемых для решения ка-
ких-либо конкретных задач, или способность и готовность к усовершенствованию и созданию инноваций, что наглядно видно на рис. 1.
Рис. 1. Основные подходы к определению сущности понятия «инновационный потенциал»
Таким образом, исходя из предложенных в отечественной и зарубежной литературе трактовок и авторского подхода к содержанию рассматриваемого понятия, под инновационным потенциалом предлагается понимать совокупность ресурсов и возможностей предприятия, характеризующих его способность и готовность к созданию, распространению и использованию инноваций в процессе достижения поставленных инновационных целей.
Целью данной работы является выявление закономерностей и характеристика особенностей инновационного потенциала промышленного комплекса Республики Беларусь.
Основная часть
Тема инноваций сегодня в практическом управлении и научном мире является объектом пристального внимания по многим причинам. Они имеют, на наш взгляд, веские причины.
Во-первых, инновации рассматриваются как спасительный круг для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности национального производственного сектора и сферы услуг.
Во-вторых, несмотря на столь широкое внимание к теме инноваций со стороны ученых, до сих пор нет однозначного понимания сущности этой категории. Последнее ведет не только к неупорядоченности научного терминологического хозяйства, но к искажениям в проведении учетной политики, содержанию мер регулирующего и стимулирующего действия в реальной экономике.
В-третьих, инновации для любой экономики, их качество и результативность -это имиджевая составляющая национальной экономики или отдельной корпорации. Инновационная экономика - это привлекательно, надежно, перспективно и солидно, что для ее развития в виде инвестиций - драйвер роста.
В-четвертых, инновации - это национальная, экономическая, политическая и военная безопасность. Современные техника и технологии делают ее защищенной, заставляют напрягаться конкурентов, делают их безоружными.
В-пятых, инновации являются не просто драйвером роста, но и мультипликатором экономического, социального и политического развития. Высокотехнологичные инновационные кластеры не только себя воспроизводят, но и мультиплицируют новое качество роста, создают технико-технологические отрывы от ближайших конкурентов.
В-шестых, инновационные экономические и технологические кластеры, близкие к VI технологическому укладу, являются центрами притяжения для всех инновационных ресурсов - финансовых, технико-технологических, трудовых, информационных, интеллектуальных, логистических, превращаясь таким образом в мощные центростремительные потоки для появления новых инноваций. Это далеко не все видимые причины пристального внимания к теме инноваций.
Что нужно понимать под инновацией!? Единого мнения среди ученых по этому поводу нет. Ряд ученых склонны к мысли, что это, прежде всего, процесс. «Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества» [1].
Примерно то же мнение и у ряда других авторов [2]-[4]. Они пишут, что это продукт, т. е. результат процесса. «Инновация (нововведение) - это созданные и практически использованные (доведенные до потребителя) новые или усовершенствованные виды продукции, технологии или услуг, а также организационные решения административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающие экономический эффект (социальный, экологический или иной эффект); результат инновационной деятельности» [5]. С этим мнением солидарны многие авторы [6]-[9].
Однако такая семантическая разница не так уж безобидна для практического управления, анализа и макроэкономических сравнений. Если инновации - это только процесс, тогда инновационный продукт вторичен. Если инновация продукт, то сам процесс - неважно какого содержания - будет инновационным, или традиционным. И та и другая позиция, на наш взгляд, несостоятельны. Инновация это как процесс, так и продукт. Очевидно, что инновационный продукт вряд ли может быть создан на основе не инновационных технологий. В этом их единство.
В учетной практике национальной статистики под инновацией понимается «новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера» [10, с. 12]. Но степень новизны, ее масштабы при этом не указываются, как не имеющие значения.
В результате инновацией может быть технология, впервые примененная на данном предприятии, но давно известная и применяемая на других предприятиях, в организациях. В итоге «инновационность» необъективно завышается, потому что в отчетности -инновация, реально не являющаяся такой. Даже в локальном масштабе, не говоря о мировых оценках инновационности, а в условиях догоняющей модернизации, инновацией должно считаться используемое нововведение по мировым критериям.
По методологии статистики «инновационно-активная организация - это организация, осуществляющая затраты на технологические инновации» [10, с. 12]. Представляется, что сам по себе факт затрат не является аргументом для отнесения организации к числу инновационно-активных, потому что затраты могут и не привести к реальным инновациям.
Но и при таком подходе за период 2011-2017 гг. количество инновационно-активных организаций в нашей стране уменьшилось на 21,7 %, а их удельный вес в общем количестве организаций промышленности снизился с 22,7 до 21,0 % [11]. Согласно статистическим данным, в 2017 г. лишь 7 из 11976 организаций промышленности осуществляли затраты на приобретение новых и высоких технологий, что составляет всего лишь 1,6 % [11].
Инновации и высокотехнологичные производства невозможны без развития интеллектуального капитала, без инновационного мышления не только менеджмента организаций, но и рядовых работников. На этом фоне доля затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, связанных с технологическими инновациями, в общем объеме затрат на технологические инновации изменилась за 2011-2017 гг. с 0,05 до 0,3 % [11]. Затраты на маркетинговые исследования, связанные с технологическими инновациями, изменились за этот период с 0,3 до 0,2 % [11]. Структура затрат на инновации в промышленности в 2018 г. отражена в табл. 1.
Таблица 1
Структура затрат на инновации организаций промышленности по областям и г. Минску в 2018 г.
Наименование региона Технологические Организационные, % Маркетинговые, %
Всего, % из них затраты на инновации, %
продуктовые процессные
Республика Беларусь 99,6 74,6 25,4 0,2 0,2
Брестская область 98,5 90,6 9,4 0,6 0,9
Витебская область 99,3 13,7 86,3 0,5 0,2
Гомельская область 99,9 98,9 1,1 0,1 -
Гродненская область 99,9 88,8 11,2 - 0,1
г. Минск, область 99,5 78,6 21,4 0,3 0,2
Минская область 99,7 75,8 24,2 0,2 0,1
Могилевская область 99,0 22,3 77,7 0,5 0,5
Очень важным показателем инновационной деятельности и критерием уровня инновационного потенциала организаций промышленности, отражаемым в национальной статистике, является объем отгруженной инновационной продукции. Он значительно дифференцирован по регионам Республики Беларусь, что очевидно из данных табл. 2 за 2018 г. Так, в 2018 г. 37,8 % общего объема отгруженной инновационной продукции обеспечила Гомельская область, Витебская - 28,6 %. Это существенно больше, чем в других регионах, в том числе и в Минском.
Таблица 2
Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) и оказанных услуг инновационного характера организаций промышленности, информационных технологий и деятельности в области телекоммуникаций и информационного обслуживания, по областям и г. Минску в 2018 г.
Наименование региона Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) и оказанных услуг инновационного характера, тыс. р. Удельный вес в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) и оказанных услуг, %
Республика Беларусь 16219325 17,3
Брестская область 366350 4,0
Витебская область 3803471 28,6
Гомельская область 7524903 37,8
Окончание табл. 2
Наименование региона Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) и оказанных услуг инновационного характера, тыс. р. Удельный вес в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) и оказанных услуг, %
Гродненская область 307851 3,2
г. Минск, область 1969995 10,1
Минская область 1802307 11,9
Могилевская область 444448 6,1
Источник: [12, с. 43].
В международной практике имеется широко известный показатель наукоемкости валового внутреннего продукта, отражающего относительный уровень расходов на науку во вновь созданном национальном продукте. За критический уровень такого показателя принят 1 %. В течение периода 2011-2017 гг. этот показатель в экономике нашей страны снизился с 0,68 до 0,59 % [12]. Приходится говорить о низкой мотивация труда ученых-исследователей, особенно в реальном производстве. Снижается их имидж, а следовательно, и результативность труда.
Таблица 3
Показатели наукоемкости валового регионального продукта в Республике Беларусь
Наименование региона Количество исследователей, человек Затраты на научные исследования в 2018 г. Нау-коем-кость ВРП, %
2011 г. 2017 г. Темп роста, % Всего, млн р. в том числе собственные средства, млн р. удельный вес собственных средств в затратах, %
Республика Беларусь 19668 17089 86,9 739,3 217,5 29,4 0,70
Брестская область 421 484 115,0 11,1 9,1 82,0 0,12
Витебская область 707 428 60,5 19,1 2,3 12,0 0,23
Гомельская область 1439 1236 85,9 39,6 19,2 48,5 0,35
Гродненская область 310 223 71,9 6,9 1,9 27,5 0,08
г. Минск, область 14880 12322 82,8 520,3 106,0 20,4 1,84
Минская область 1608 1879 116,9 125,1 67,0 53,6 0,80
Могилевская область 303 517 170,6 17,4 11,8 67,8 0,23
Источник: [12, с. 20, 28, 49].
Заключение
В этой связи считаем актуальными следующие выводы и предложения: 1. Актуальна для своего решения проблема формирования, развития и наращивания инновационного потенциала в широком понимании содержания этой категории. Нужно создавать социальную и экономическую основу для реальных инноваций. Инновационный потенциал как реальные и возможные инновационные ресурсы является такой основой. Нужен анализ проблемы в региональном срезе, по крупным и средним городам, где сосредоточены основные производственные мощности промышленности. Проблема заключена, прежде всего, в человеческом факторе. Это мотивация труда, это системы подготовки специалистов, их переподготовки и повышения квалификации в перманентном режиме. Актуально реформирование системы профессионально-
технического и высшего образования. Инновационный потенциал состоит в формировании новой системы трудовых мотивов, культуры труда и новом качестве трудовой жизни. Развитие инновационного потенциала означает смену обывательской парадигмы «как платят, так и работаю» на «как работаю, так и платят».
2. В глобальных отношениях для страны актуально тотальное заимствование и адаптация заимствований на обновленную почву - новое развитие, мировоззрение, рыночные смыслы, социально-экономические коммуникации глобального уровня. Нужны развитые национальные коммуникации и соответствующая подготовка бизнеса, государственного аппарата, сферы обслуживания, в первую очередь лингвистическая культура и профессиональные навыки в сфере информационно-компьютерных технологий. Многие международные деловые коммуникации не развиваются по причине простого незнания международных языков общения.
3. Режим «догоняющей модернизации» не является радикальным решением стратегических проблем. Совершенно очевидно, что быть постоянно догоняющими бесперспективно. Это подобно «ямочному» ремонту по весне, которого хватает до наступления зимы. Ни МАЗ, ни МТЗ не станут высокотехнологичными на имеющейся технико-технологической базе и трудовой философии большинства рядовых работников этих гигантов отечественного машиностроения. Связанная с этим большая социальная проблема во многом может быть решена созданием параллельно с этими производствами гибких и мобильных во времени и пространстве малых производств.
4. Сначала нужно высокотехнологичное мышление, потом 5-й или 6-й технологический уклад. Мышление должно опережать на полшага технико-технологическую составляющую, но не настолько, чтобы они существовали асинхронно, сами по себе. В учебных заведениях необходимо совершенствовать образовательные стандарты, формы, технологии и средства обучения. Фактически нужна новая технико-технологическая база в вузах и колледжах, учреждениях профессионального образования.
5. Нужно реально оценивать уровень инноваций, не заниматься самоуспокоением, считая инновацией приобретение легкового автомобиля для руководителя организации. Это касается учетной и аналитической политики, формируемой в соответствующих ведомствах. Такая политика должна быть объективной и служить реальным управленческим инструментом для принятия эффективных решений.
6. Уже сейчас можно говорить о многих точечных сегментах, где национальный интеллект и даже производственный опыт если и не на первых местах в мировых рейтингах, то в первой десятке-двадцатке. А производимые продукты вполне конкурентоспособны на мировых рынках и широко востребованы. Это нано- и биотехнологии, сфера создания информационно-компьютерных продуктов и технологий, экспорт интеллектуального капитала и интеллектуальных услуг, медицина, фармация, создание продуктов военного и гражданского назначения, робототехника, электротранспорт, авиакосмические технологии и продукты.
Литература
1. Завлин, П. Н. Инновационный менеджмент : справ. пособие / под ред. П. Н. Зав-лина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЦИСН, 2001. - 561 с.
2. Базанкова, Д. Н. Экономическая динамика инноваций : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Д. Н. Базанкова ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2013. - 24 с.
3. Булойчик, С. И. Экономические инновации в современной сфере культуры : авто-реф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / С. И. Булойчик ; Белорус. гос. экон. ун-т. -Минск, 2015. - 24 с.
4. Ляшко, О. О. Экономическая оценка и моделирование социальных молодежных инноваций : автореф. дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 / О. О. Ляшко ; Ставро-пол. гос. ун-т. - Ставрополь, 2012. - 23 с.
5. Анищик, В. М. Инновационная деятельность : слов.-справ. / В. М. Анищик, А. В. Русецкий, Н. К. Толочко ; под ред. Н. К. Толочко. - Минск : Издат. центр БГУ, 2006. - 176 с.
6. Николаев, А. В. Формирование механизма оценки и эффективного использования инноваций (на примере компаний нефтегазового комплекса) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. В. Николаев ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2006. - 24 с.
7. Тимченко, А. А. Финансовые инновации коммерческих банков России : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / А. А. Тимченко ; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2014. - 26 с.
8. Бондарь, А. В. анализ инновационного потенциала Республики Беларусь в контексте эффективного использования интеллектуального капитала / А. В. Бондарь, М. А. Протасова // Бухгалт. учет и анализ. - 2015. - № 12. - С. 24-28.
9. Гамидов, Г. С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г. С. Гами-дов, В. Г. Колосов, Н. О. Османов. - СПб. : Политехника, 2000. - 323 с.
10. Промышленность Республики Беларусь, 2018 г. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. -Минск, 2018. - 194 с. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector.
11. Основные показатели деятельности организаций промышленности. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector.
12. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2018. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
Получено 07.08.2019 г.