ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДПРОЦЕССОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Международный институт рынка (Россия, г. Самара)
Аннотация. Научная деятельность является важным фактором развития научно-технического прогресса в стране. Процесс управления научной деятельностью организации включает несколько составных частей - подпроцессов. В работе предложен подход к оценке научного потенциала процесса управления научной деятельностью организация. Рассмотрена его структура и характеристика основных подпроцессов научной деятельности.
Ключевые слова: научная деятельность, инновационный потенциал, подпроцесс, качество, эффективность.
Одним из основных условий эффективности процесса управления научной деятельностью (УНД) является наличие и высокий уровень инновационного потенциала, так как он характеризует меру возможностей научной организации выполнять различные задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей для реализации новых идей и разработок. Поэтому оценка инновационного потенциала - один из важных факторов при осуществлении УНД организации.
Инновационный потенциал - это совокупность человеческих, материально-технических и информационных ресурсов, предназначенных для создания, поддержания и развития различных видов деятельности. Например, организация, не обладающая конструкторскими структурами, не в состоянии изготовить опытный образец или установочную серию даже по закупленной технической документации [1].
Как показано в работе [2], процесс УНД научной организации состоит из нескольких подпроцессов, которые обеспечивают различные стороны деятельности научной организации. Рассмотрим важнейшие подпроцессы научной организации, предварительно разделив их на три группы: направляющие, производительные и результативные.
К направляющим отнесем следующие подпроцессы научной организации: управление потребностью в научных разработках, управление научными идеями, управление научным потенциалом организации.
К производительным следует привлекать подпроцессы научной организации: управление прикладными исследованиями, управление экспериментами, управление внедрением научных разработок.
К результативным отнесем следующие подпроцессы научной организации: управление качеством научной продукции, управление экономикой научных разработок, управление эффективностью научной деятельности.
В данном исследовании для оценки инновационного потенциала подпроцессов УНД организации предлагается определить различные их состояния. Для этого выбирается трехбалльная шкала состояний того или иного подпроцесса: низкое, нормативное (среднее), высокое. Рассмотрим инновационный потенциал основных подпроцессов процесса УНД организаций [3].
От правильного определения потребности в научных разработках во многом зависят обоснованность портфеля заказов организации, эффективность планов (долгосрочных и годовых), возможность обеспечения намечаемых темпов развития научной организации, достижение конечных стратегических целей. Поэтому важно выявить факторы, от которых зависит потребность в научных разработках, принципы ее формирования и составляющие элементы.
Различают потребность производства организации и общественную (рыночную) потребность в научных разработках. Под потребностью в научных разработках понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проект-но-технологических и других работ, необходимых в планируемом периоде для достижения намеченных конечных результатов деятельности научной организации [4, 5].
Потребность производства в научных разработках, в основном, определяется рыночными условиями. Общая потребность в научных
разработках формируется под воздействием рыночных условий, заказов потребителей и практики, продвижение научных заделов. а также других факторов. При этом важна специализация научной организации, которая способна поддерживать длительные кооперативные отношения с партнерами, а также участие в различных проектах и программах министерств, ведомств, АН России и т.д.
Таким образом, подпроцесс управления потребностью в научных разработках определяет уровень возможных заказов, как вне, так и внутри научной организации. Очевидно, что внутри года могут возникнуть изменения, которые производят смену вектора научных, исследовательских, рыночных или производственных приоритетов.
Подпроцесс управление научными идеями часто начинается с того, что заводится специальный электронный адрес, по которому все сотрудники могут присылать любые свои идеи. В научных командах обычно проводится регулярный обзор новых идей и принимается коллективное решение, какие из них нужно попытаться воплотить в жизнь. Некоторые научные организация этим не ограничиваются, а разрабатывают и вводят специальные технологии управления научными идеями. Такие продукты обычно обладают множеством разных возможностей, чтобы поддерживать весь процесс появления научных инновационных предложений.
На сегодняшний день большинство управленческих решений для управления научными идеями включают следующий набор инструментов: средства для стимуляции появления новых научных идей; средства для сбора идей; методы совместной деятельности творческих коллективов, которые позволяют сотрудникам вместе формулировать новые идеи; средства мотивации; обзорные материалы, чтобы выбрать самые многообещающие; методики ведения отчетности.
Кроме того, большинство решений обладают и иными возможностями поддержки процесса управления идеями, например, автоматические e-mail уведомления, схемы вознаграждений, игровые сценарии для поддержки креативного мышления и т.д. [14].
Для повышения эффективности научной деятельности проводятся кампании по сбору новых идей. Такие кампании - это специально организованные события, которые подталки-
вают сотрудников к рождению новых идей, отвечающих конкретным потребностям деятельности научной организация. Модель для управления идеями, кампании по сбору идей обладают рядом неоспоримых преимуществ, в частности, они сосредоточены на конкретных потребностях бизнеса, т.е. приводят к появлению действительно полезных идей; они подталкивают к креативному мышлению и совместной творческой работе. Оценка новых научных идей становится более своевременной и эффективной: для актуальных проблем создаются множественные решения, так что научной организации будет из чего выбирать; достигается большая прозрачность [6].
Управление научным потенциалом организации представляет собой процесс развития различных подпроцессов научной организации, приведенных в работах [6] например, операционных мощностей, структуры ресурсов, автоматизацию технологических процессов на основе интеллектуального потенциала предприятия. Именно уровень интеллектуального потенциала определяет возможности организации для выработки и продвижения научных идей [9]. Кроме того, одной из слабых мест научных организаций часто является непропорциональное развитие инфраструктуры, что приводит к росту затрат на обслуживание основной деятельности научной организации, а, значит, и росту себестоимости продукции.
Развитие инновационного потенциала научной организации предопределяется внедрением инновационных технологий, а также повышением привлекательности инвестиционных ресурсов. Уровень инновационного потенциала взаимодействует со стратегическими и политическими приоритетами научной организации. Именно развитость инновационного потенциала определяет формирует перспективность нововведений. Кроме того, именно структура инновационного потенциала учитываются при выборе самых коммерчески выгодных научных идей для их проектирования и продвижения [7].
При реализации этого подпроцесса на промышленных предприятиях начали повышенное внимание уделить технологическому трансферу. Развитие этого направления позволит научной организации экономить жизненно важные ресурсы при продвижении новых идей. Компетентность при покупке технологий позволит обеспечить развитие собствен-
ных новаций, что позволит российским научным организациям участвовать в программах импортозамещения.
Таким образом, направляющие подпроцессы УНД ориентируются на создание условий и возможностей успешного выполнения основных видов деятельности научной организации.
Рассмотрим комплекс производственных подпроцессов УНД научной организации и важнейщие аспекты их деятельности.
Прикладное исследование включает постановку задачи, предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач-аналогов, выполнение научных исследований, анализ и обобщение полученных результатов, внедрение полученных результатов [11]. Результаты прикладных исследований непосредственно внедряются в практику, находят воплощение в новых технологических
Фрагмент инновационного потенциала направляющих подпроцессов научной организации представлен в табл. 1.
процессах, конструкциях, материалах, методах организации исследований и т.п. Управление прикладными исследованиями, чаще всего, сводится к продвижению научных проектов к коммерческому результату.
Основным структурным звеном организация, в котором проводятся научно - исследовательские работы, являются научные лаборатории. Главные специалисты научной организации в промышленной сфере (главный конструктор, главный технолог, главный металлург, главный энергетик, главный метролог) иногда имеют соответствующие лаборатории. Часто лаборатории технологического профиля объединяются в центральную заводскую лабораторию. В лабораториях выполняются практиче-
Таблица 1. Инновационный потенциал направляющих подпроцессов научной организации
(фрагмент)
Наименование подпроцесса Состояние
низкое нормальное высокое
Управление потребностью в научных разработках Ограниченный доступ к информационным ресурсам Недостаток высококвалифицированных специалистов-аналитиков Недостаток современного программного обеспечения. Наличие доступа к информационным базам данных Наличие возможности привлечения квалифицированных специалистов Наличие современного программного обеспечения. Наличие доступа к информационным ресурсам, постоянное обновление базы данных Наличие специалистов аналитиков высокой квалификации Полное обеспечение программными средствами, развитая компьютерная сеть
Управление научными идеями Отсутствие программных решений управления идеями Нерегулярный сбор и обзор идей Недостаток квалифицированных специалистов и экспертов Использование программных решений, включающих набор некоторых функций управления научными идеями Наличие электронного адреса для сбора и регулярный обзор идей Наличие квалифицированных специалистов и экспертов Использование современных программных решений, включающий полный набор функций управления идеями Использование модели сбора научных идей Наличие квалифицированных специалистов и экспертов
Управление научным потенциалом организации Отсутствие подразделения управления научной деятельностью Отсутствие комплексного подхода к управлению научным потенциалом Отсутствие квалифицированных управленцев по науке Наличие подразделения научной деятельности Комплексная система управления научным потенциалом Недостаток квалифицированных управленческих кадров и персонала Наличие подразделения научной деятельности Комплексная система управления научным потенциалом Наличие квалифицированных управленцев по науке
ские разработки, которые проверяются на экспериментальной базе или непосредственно в производственных условиях.
Выполнение работ анного этапа связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь вложенных средств [8].
Внедрение является наиболее сложным этапом научного процесса. Существуют параметры, по которым можно проанализировать сложность внедрения научного проекта: разница между новым и старым; масштабы и взаимосвязанность изменений; необходимость программы целенаправленной деятельности; неопределенность, непредвиденные проблемы и возможности [1]. В рамках внедрения любая научная разработка может подвергнуться некоторым изменениям с целью достижения более высокой эффективности.
В подпроцессе управления внедрением научных разработок, с помощью механизмов контроля, анализа, координации и регулирования, определяется, в какой степени планируемые изменения помогают поправить неудовлетворенное положение вещей, как их воспринимают и как можно улучшить их осуществление.
Среди проблем внедрения научных разработок на отечественных организациях можно выделить несколько наиболее важных.
Ограниченность информации отечественного и зарубежного опыта может быть решена путем активного обмена опытом научной деятельности между субъектами хозяйствования через проведение различных общенациональных и международных выставок, конференций, ярмарок, создание различных научных объединений.
Ограниченность финансовых ресурсов научной организации связана с часто значительной капиталоемкостью внедрения научных разработок. Среди средств решения этой проблемы можно выделить следующие: аккумуляция средств из внешних источников, использование нераспределенной прибыли организации, финансирование научных проектов за счет бюджетных средств, создание и участие организации в инвестиционно-инновационных кластерах.
Рискованность внедрения новых научных разработок предусматривает недополучение ожидаемого результата от их внедрения. Существующие риски снижаются благодаря раз-
работке и внедрению эффективной системы гарантирования и страхования рисков.
Несоответствие кадрового обеспечения, прежде всего, связано с недостаточной квалификацией специалистов и может быть решена путем введения новых образовательных программ для подготовки специалистов по научной деятельности, а также создание комплексных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельного организация.
Решение указанной проблемы поможет также устранить организационные недостатки организация, которые выражаются в необходимости наличия на организации специализированного структурного подразделения, которое бы занималось мониторингом научных процессов за пределами организации, реализо-вывало и контролировало научную деятельность внутри организации.
Субъективное представление о значении научных разработок в предпринимательстве, которое заключается в недоверии к научному продукту, как со стороны организации-производителя, так и со стороны потребителя. Если говорить именно о потребителе, то среди направлений решения данной проблемы можно назвать проведение эффективной маркетинговой кампании по продвижению товара на рынке [10].
Проведение экспериментов в научной организации немыслимо без испытательной лаборатории. Производитель проводит входной контроль качества комплектующих изделий и материалов, а также выходной контроль качества в объеме приемосдаточных и периодических испытаний. Процесс современного производства немыслим без модернизации продукции, а это определяет необходимость проведения типовых испытаний. В процессе серийного производства модернизация продукции проводится изготовителем по следующим причинам: замечания потребителей; рационализация; внедрение ной более эффективной разработки; устранение ошибок; внедрение новых стандартов и т.д.
Разработчики новых видов продукции не могут обойтись без испытательной лаборатории, так как им необходимо знать параметры ближайших аналогов не только на основе паспортных данных, проверять заявленные техническим заданием параметры макетных об-
разцов вновь разработанного изделия, прово- рудования, в ней должен работать квалифици-
дить приемочные испытания опытных образ- рованный персонал [15].
цов и квалификационные испытания опытной Фрагмент инновационного потенциала про-
партии изделия при постановке его на серий- изводительных подпроцессов научной органи-
ное производство. Лаборатория должна быть зации представлен в табл. 2. оснащена всеми видами испытательного обо-
Таблица 2. Инновационный потенциал производительных подпроцессов научной организации
(фрагмент)
Наименование подпроцесса Состояние
низкое нормальное высокое
Управление прикладными исследованиями Отсутствие научной лаборатории Отсутствие квалифицированных главных специалистов Отсутствие собственных средств и длительная процедура получения кредитных ресурсов для финансирования Наличие хорошо оборудованной научной лаборатории Недостаток квалифицированных главных специалистов Ограниченное количество собственных средств, доступность кредитных ресурсов для финансирования Наличие современной, научной лаборатории Наличие квалифицированных главных специалистов Достаточное количество собственных средств и доступность кредитных ресурсов для финансирования
Управление экспериментами Отсутствие каких-либо лабораторий Отсутствие квалифицированного персонала Использование сторонних экспериментальных баз Наличие хорошо оснащенных лабораторий Недостаток квалифицированного персонала. Использование сторонних специалистов Наличие экспериментальной базы Наличие лабораторий, оснащенной всеми видами оборудования Наличие достаточного количества квалифицированного персонала Наличие и высокий уровень экспериментальной базы
Управление внедрением научных разработок Отсутствие информации отечественного и зарубежного опыта Отсутствие финансовых ресурсов и их источников Отсутствие системы гарантирования и страхования рисков Нет программы по подготовке специалистов Частичная информация отечественного и зарубежного опыта Ограниченность и недостаток финансовых ресурсов Неполная система гарантирования и страхования рисков Наличие комплексной программы по подготовки специалистов Наличие полной информации отечественного и зарубежного опыта Достаточное количество и доступность финансовых ресурсов Наличие эффективной системы гарантирования и страхования рисков Наличие комплексной программы по подготовки специалистов
Таким образом, представленные производительные подпроцессы УНД направлены на выполнение основной исследовательской и операционной деятельности научной организации.
Рассмотрим комплекс результативных подпроцессов УНД научных организаций и основные направления их деятельности.
Управление качеством научной деятельности - это деятельность, направленная на достижение конкурентных преимуществ на рынке новых научных продуктов с помощью различных технических и управленческих инструментов. Цель такого управления - развитие
данного процесса до такого уровня, который удовлетворит установленным требованиям, потребностям и запросам потребителя при минимальных затратах [12].
Управление качеством научной деятельности встраивается в основной (операционный) процесс научной деятельности и направлено на решение конкретных задач и заданий, в соответствии со стандартами, требованиями и четкими технологическими и другими регламентами, выполнение которых прямо или косвенно влияет на уровень качества предоставляемых научных продуктов на рынке. Поддержание качества научной деятельности
предполагает выбор (определение) параметров его оценки, которые характеризуют и определяют ход предоставления научной продукции потребителям. Выполнение качественного операционного процесса научной деятельности в соответствии с технологическим регламентом обеспечивает выпуск качественной научной продукции, Именно это необходимо осуществить для перехода от контроля качества к управлению качеством в рамках УНД.
Для успешной реализации научного процесса необходимо проводить оценку и анализ эффективности ее деятельности. Решение этой задачи осуществляется в рамках подпроцесса управления экономикой научных разработок, при выполнении которого определяются выбранные экономические показатели позволяющий сделать оценку впоследствии результативности осуществления всей научной деятельности организация [13].
Выполнение этого подпроцесса обеспечивается сбором, обработкой и анализом данных для определения экономических показателей, как всей научной деятельности, так и отдельных ее подпроцессов. На этом этапе осуществляется выявление препятствий и барьеров осуществления научно-исследовательского процесса или его отдельных частей, предлагаются инновации по их профилактике, изменению и повышению результативности научной деятельности. Выполнение этого подпроцесса предполагает сравнение полученных показателей с существующими нормами, образцами, страндартами.
Важной задачей функционирования деятельности для большинства научных организаций является получение экономических результатов в виде дохода, прибыли и т.д., позволяющей обеспечить экономический рост и развитие научной организации в обозримом будущем. Исследование показателей результативности и качества научных разработок осуществляется при реализации каждой научной идеи, научного проекта и научной программы, выполняемой в рамках деятельности научной организации [16-18]. При отсутствии положительных результатов научные разработки могут быть приостановлены или заморожены на
любом этапе для последующего исследования причин возникновения проблем и принятия решения о судьбе разработок.
Результатом реализации подпроцесса управления эффективностью научной деятельностью является информация, позволяющая принимать обоснованные и эффективные управленческие решения при осуществлении научной деятельности в организации. Необходимо подчеркнуть, что подпроцесс управления эффективностью научной деятельностью взаимосвязан прямо или косвенно связан с подпроцессом управления экономикой научных разработок.
Эффективность научной деятельности измеряется через соотношение объема, качества и количества продукции к затрачиваемым ресурсам, используемым для ее получения. Для достижения высокой эффективности научных разработок необходимо выявить и устранить потери ресурсов, возникающие ежедневно: неэффективное использование рабочего времени, оборудования, складских площадей, транспорта, потери сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, дефекты, брак и др.
Существует множество инструментов повышения уровня управления эффективностью научной деятельности: карты сбалансированных показателей, потенциал организационной структуры, возможности информационных технологий, управления вовлеченностью персонала, оптимальное выстраивание операционного процесса. Однако наличие мотивирующих инструментов дает точечные результаты и улучшает любую процессную деятельность локально.
Разрозненные попытки повысить эффективность научной организации через проведение проектов и программ развития управления отдельными функциональными службами не так результативны, как создание единого интегрированного проекта повышения эффективности научной деятельности.
Фрагмент инновационного потенциала результативных подпроцессов УНД деятельности научных организаций представлен в табл.3.
Таблица 3. Инновационный потенциал результативных подпроцессов научной организации
(фрагмент)
Наименование подпроцесса Состояние
низкое нормальное высокое
Управление качеством научной продукции Закупка некачественного оборудования, ресурсов Устаревшее технологическое оснащение Отсутствие контроля процесса производства научной продукции Равновесное состояние спроса и предложения Параметры научной продукции удовлетворяют потребителей Наличие контроля на всех уровнях производства научной продукции Спрос превышает предложение Параметры научной продукции превышают известные зарубежные образцы Наличие системы управления качеством
Управление экономикой научных разработок Недостаточность средств для получения коммерческого результата Отсутствие экономического обоснования научных предложений и проектов Отсутствие оценки целесообразности реализации научных предложений и проектов Обоснование возможности получения коммерческого результата научной продукции Анализ процесса затрат на разработку и внедрение научных предложений и проектов Тщательное оценки целесообразности реализации научных разработок и проектов Обоснование возможности получения коммерческого результата от идеи до внедрения научной продукции Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла Постоянный контроль затрат на создание научной разработки
Управление эффективностью научной деятельности Недостаток квалифицированных специалистов и консультантов Устаревшее программное обеспечение оценки эффективности научных разработок Нерегулярная оценка риска реализации научных разработок Наличие квалифицированных специалистов и консультантов Наличие современных программных решений проведения оценки экономических результатов научных разработок Регулярная оценка финансовых и экономических рисков Полное обеспечение квалифицированными специалистами Современная комплексная система оценки научных разработок Оценка всех видов риска реализации научных разработок
Таким образом, результативные подпроцессы УНД направлены на оценку (определение) основных экономических, социальных и других показателей основной деятельности научной организации.
Методология игрового моделирования операционных и управленческих процессов, рассмотренная в работе [14], является весьма продуктивной для предварительного построения актуального пространства научной деятельности организации, исследования существующих проблем, поиска или разработки их решений, генерации и выращивания научных идей и предложений, подготовки научных работников высшего уровня, принятию управленческих и инновационных решений в условиях дефицита времени
Профессионал научной деятельности должен знать несколько способов решения той или иной
научной задачи. Методы обучения, поддержания и развития специалистов в научной деятельности, а также управленцев научной организации представлены в работе [15].
Комплексная система управления научным потенциалом с позиции всех составляющих позволит адекватно исследовать и оценить фактическое состояние научного потенциала и наметить пути его развития [3].
В процессе оценки инновационного потенциала, необходимо выяснить, достаточна ли его величина для обеспечения эффективного создания и продвижения научных разработок организации. Результаты оценки инновационного потенциала организация являются также важным информационным ресурсом при принятии управленческих решений. Предложенный в работе подход определения инновационного потенциала обеспечивает по-
лезную информацию о характеристиках его ределяет научную активность всех подразде-элементов, повышает обоснованность приня- лений научной организации. Возможность ка-тия управленческих решений в процессе УНД, чественной оценки инновационного потенциа-а также обеспечивает выявление возможно- ла позволяет эффективно управлять его фор-стей для повышения его уровня. мированием, поддержанием и развитием тем
Таким образом, инновационный потенциал самым конкурентоспособности научной орга-научной организации имеет решающее значе- низации в рыночных условиях. ние в процессе УНД организации, а также оп-
Библиографический список
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком. 2010. 280 с.
2. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления научной деятельностью организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. т. 8. №1. С. 229-236.
3. Герасимов К.Б. Развитие процесса управления инновационным потенциалом организации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. №1(25). С. 12-19.
4. Герасимов Б. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 91 -100.
5. Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки. М.: Амфора, 2001. 160 с.
6. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Управление экономическими системами. М.: ИНФРА-М, 2016. 225 с. Научная мысль
7. Герасимов Б.Н. О структуре и функциях управления экономическими системами типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. №4. С. 4-13.
8. Герасимов К.Б. Разработка модели реинжиниринга системы управления производством предприятия // Экономические науки. 2012. №91. С. 109-112.
9. Герасимов К.Б. Разработка универсальной системы управления операциями предприятия // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2011. № 3. С. 125-134.
10. Герасимов Б.Н. Исследование роли и места менеджмента в управленческой деятельности организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. №1 (135). С. 55-60.
11. Герасимов Б.Н. Реинжиниринг процессов организации. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. 256 с.
12. Герасимов Б.Н. О моделировании технологии совершенствования корпоративного управления компанией // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. №2. С. 90-95.
13. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Технологии менеджмента. ч. 2: учеб. пособие. Самара: СГАУ, МИР, 2006. 228 с.
14. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003. № 2(4). С. 68-75.
15. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Профессионализм в управленческой деятельности. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 431 с.
16. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальные технологии в управлении. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2014. 396 с.
17. Герасимов К.Б. Проектирование систем управления процессами организации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 6. №1. С. 46-55.
18. Герасимов К.Б. Инструментарий технологизации системы управления процессами организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. №5 (31). С. 122-130.
INNOVATIVE POTENTIAL OF SUBPROCESSES SCIENTIFIC TO ACTIVITY OF ORGANIZATION
B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor International market institute (Russia, Samara)
Abstract. Scientific activity is an important factor in the development of scientific and technological progress in the country. The process of scientific activity of the organization consists of several parts -sub-processes. In the proposed approach to the assessment of the scientific potential of the process of scientific activity organization. Considered its structure and characterization of the main sub-processes of scientific activity.
Keywords: scientific activities, innovation potential, subprocess, quality, efficiency.