Научная статья на тему 'Разработка модели процесса управления инновационной деятельностью промышленных предприятий (на примере химической промышленности)'

Разработка модели процесса управления инновационной деятельностью промышленных предприятий (на примере химической промышленности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / CHEMICAL INDUSTRY / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT PROCESS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT EFFICIENCY / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА / PROCESS MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б.Н., Новикова Н.А.

Эффективное осуществление и развитие инновационной деятельности любого предприятия во многом зависит от рациональной организации процесса управления. Именно эффективность процесса управления определяет конкурентоспособность и прибыльность предприятия. Наиболее эффективным методом повышения эффективности процесса управления является моделирование. Разработка модели процесса управления ИД позволяет оценивать и анализировать его на предмет наличия «узких мест» и найти пути его оптимизации. В работе разработана модель процесса управления инновационной деятельностью предприятий химической промышленности. Выделены основные подпроцессы управления ИД и взаимосвязи между ними. Приведено подробное описание каждого подпроцесса с учетом специфики их реализации на предприятиях химической промышленности, а также определен и описан характер взаимосвязей между ними. Обоснована актуальность применения данного метода для повышения эффективности процесса управления инновационной деятельностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODEL OF MANAGEMENT PROCESS OF INNOVATIVE DEYATELNOSTYU OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES (ON THE EXAMPLE OF HIMICHESKOY OF THE INDUSTRY)

Effective implementation and development of innovative activity of any enterprise, in many respects depends on the rational organization of management process. Efficiency of management process defines competitiveness and profitability of the enterprise. The most effective method of increase of efficiency of management process is modeling. Development of model of management process of IDES allows to estimate and analyze it regarding existence of "bottlenecks" and to find ways of its optimization. In work the model of process of management of innovative activity of the enterprises of chemical industry is developed. The main subprocess of management of IDES are allocated and interrelations between them are revealed. The detailed description of each subprocess taking into account specifics of their realization is given in the enterprises of chemical industry, and also nature of interrelations between them is defined and described. Relevance of application of this method for increase of efficiency of process of management of innovative activity of the enterprise is proved.

Текст научной работы на тему «Разработка модели процесса управления инновационной деятельностью промышленных предприятий (на примере химической промышленности)»

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ, ИНВЕСТИЦИЯМИ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

УДК: 331

ББК: 6529

Герасимов Б.Н., Новикова Н.А.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Gerasimov B.N., Novikova N.A

DEVELOPMENT OF MODEL OF MANAGEMENT PROCESS OF INNOVATIVE DEYATELNOSTYU OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES (ON THE EXAMPLE OF HIMICHESKOY OF THE INDUSTRY)

Ключевые слова: промышшленное предприятие, химическая промышленность, процесс управления, инновационная деятельность, моделирование, эффективность управления, модель процесса.

Keywords: industrial enterprise, chemical industry, management process, innovative activity, modeling, management efficiency, process model.

Аннотаиия: эффективное осуществление и развитие инновационной деятельности любого предприятия во многом зависит от рациональной организации процесса управления. Именно эффективность процесса управления определяет конкурентоспособность и прибыльность предприятия.

Наиболее эффективным методом повышения эффективности процесса управления является моделирование. Разработка модели процесса управления ИД позволяет оценивать и анализировать его на предмет наличия «узких мест» и найти пути его оптимизации.

В работе разработана модель процесса управления инновационной деятельностью предприятий химической промышленности. Выделены основные подпроцессы управления ИД и взаимосвязи между ними. Приведено подробное описание каждого подпроцесса с учетом специфики их реализации на предприятиях химической промышленности, а также определен и описан характер взаимосвязей между ними. Обоснована актуальность применения данного метода для повышения эффективности процесса управления инновационной деятельностью предприятия.

Abstract: effective implementation and development of innovative activity of any enterprise, in many respects depends on the rational organization of management process. Efficiency of management process defines competitiveness and profitability of the enterprise.

The most effective method of increase of efficiency of management process is modeling. Development of model of management process of IDES allows to estimate and analyze it regarding existence of "bottlenecks" and to find ways of its optimization.

In work the model ofprocess of management of innovative activity of the enterprises of chemical industry is developed. The main subprocess of management of IDES are allocated and interrelations between them are revealed. The detailed description of each subprocess taking into account specifics of their realization is given in the enterprises of chemical industry, and also nature of interrelations between them is defined and described. Relevance of application of this methodfor increase of efficiency ofprocess of management of innovative activity of the enterprise is proved.

В настоящее время, развитие инновационной деятельности (ИД) в химической промышленности России приобретает особое значение. Поскольку это позволит повысить качество химической продукции за счет обеспечения высоких потребительских характеристик, решить проблему импортозамещения, а также снизить энергоемкость и повысить экологическую безопасность химического производства. Поэтому поиск наиболее эффективного процесса управления ИД на предприятиях химической

промышленности становится сегодня особенно актуальным.

Эффективность процесса управления ИД во много определяется рациональной его организацией, которая, в свою очередь, зависит от построения четкой структуры и определения взаимосвязей между всеми его элементами. Поэтому одним из методов улучшения качества и эффективности работы предприятий химической промышленности в области ИД является моделирование процессов управления. Исполь-

зование этого метода предполагает выявление и описание логической взаимосвязи всех элементов процесса управления ИД в рамках предприятия, а также может включать внешние по отношению к предприятию процессы и/или системы. В некоторых работах рассматриваются структуры подсистем или процессов управления инновациями [5, 6, 10, 16].

Процесс управления ИД предприятия состоит из нескольких подпроцессов. Подпроцессы управления ИД отражают специфику ее осуществления на предприятиях химической промышленности и направлены на превращение новых идей в коммерческий продукт. Целью реализации этих подпроцессов является инициирование, генерирование и управление инновациями в рамках предприятия.

Модель процесса управления ИД предприятия химической промышленности представлена на рисунке 1. Управление ИД любого предприятия начинается с разработки инновационной стратегии, которая представляет собой систему целей долгосрочного развития предприятия, а также способов их достижения на основе разработки и/или внедрения инноваций. Инновационная стратегия является частью общей стратегии и направлена на использование и развитие инновационного потенциала предприятия. Специфика инновационной стратегии во многом зависит от профиля деятельности предприятия, уровня его потенциала, направления исследовательских работ в подразделениях НИОКР, а также области их применения [1, 8, 11]. По сути, инновационная стратегия представляет собой комплексный план достижения целей реализации ИД предприятия.

Таким образом, реализация подпроцесса управления инновационной стратегией предприятия предполагает прежде всего выбор стратегии, который определяет успех осуществления ИД любого предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: ИД предприятия, направленная на разработку новых продуктов, технологий и услуг; внедрение новых методов управления, производства продукции, проведения маркетинговых исследований и т.д.; разработка и/или внедрение новых организационных структур; использование новых видов ресурсов и/или новых подходов к использованию традиционных ресурсов и др.

Реализация инновационной стратегии осуществляется посредством инновационной политики предприятия. То есть инновационная политика представляет собой деятельность по реализации инновационной стратегии (плана). Таким образом, основной целью инновационной политики промышленного предприятия являет-

ся создание условий для эффективного осуществления ИД. В свою очередь, эффективное осуществление ИД обеспечит предприятию экономический рост и развитие. Подпроцесс управления инновационной политикой состоит из нескольких этапов, при этом, на любом этапе может и должна осуществляться обратная связь с предыдущими этапами, в целях уточнения результатов и внесения необходимых изменений. Необходимо подчеркнуть, что эффективное управление инновационной политикой позволит предприятию обеспечить непрерывность инновационных процессов, эффективное распределение ресурсов, рост конкурентоспособности в долгосрочной перспективе на основе инновационного развития.

На предприятиях химической промышленности при осуществлении ИД прежде всего необходимо определить потребность в инновации и возможности предприятия для ее создания или приобретения. Поэтому управление ИД предприятий химической промышленности начинается с реализации двух подпроцессов:

- управление потребностью в инновациях - это процесс определения необходимости развития предприятия. Это может касаться любой области деятельности предприятия. Чаще всего это новая продукция, новая технология, новое оборудование. Но может быть и освоение нового рынка, использование нового вида рекламы, введение нового метода оценки персонала. Результаты реализации этого подпроцесса являются основой для составления прогнозов и планов развития ИД.

Необходимо отметить, что в химической промышленности в первую очередь необходимо определить потребность в разработке новой или улучшении свойств существующей конечной продукции предприятия (например, минеральные удобрения). Затем определяется потребность в разработке и/или улучшении свойств промежуточных продуктов для конкретного предприятия (например, аммиак, ка-пролактам). Далее определяется потребность в инновационных разработках по улучшению свойств или созданию принципиально новых химических материалов, для производства различных видов продукции. Необходимо подчеркнуть, что это направление ИД на сегодняшний день является наиболее перспективным (22% патентов на изобретения в области улучшения свойств существующих или создания новых химических материалов). Самый высокий уровень инновационных разработок композиционных, полимерных и сверхтвердых материалов.

Рисунок 1 - Модель процесса управления ИД предприятия химической промышленности

Этот подпроцесс взаимосвязан с подпроцессом управления инновационной политикой и, соответственно, подпроцессом управления инновационной стратегией предприятия. Так как именно эти два подпроцесса определяют цель и характер осуществления ИД на предприятии, а также виды инноваций, необход имых для достижения поставленных целей. Например, если целью осуществления ИД является расширение рынка сбыта за счет снижения себестоимости продукции, то реализация рассматриваемого подпроцесса прежде всего должна быть направлена на выявление внутренних потребностей в инновациях. Кроме того, эффективная реализация этого подпроцесса оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие инновационного потенциала;

- управление инновационным потенциалом представляет собой процесс развития операционных мощностей и интеллектуальных возможностей предприятия для успешного генерирования инноваций и их продвижения на рынке. Именно уровень инновационного потенциала определяет возможности предприятия для

создания и/или приобретения инноваций. Как было отмечено, предприятия химической промышленности характеризуются высокой капиталоемкостью, энерго- и водоемкостью, а также материалоемкостью. Кроме того, одной из проблем химических предприятий является недостаточно развитая транспортная инфраструктура, что приводит к росту транспортных расходов, а следовательно, и росту себестоимости продукции. Поэтому при управлении инновационным потенциалом рассматриваемых предприятий особое внимание следует уделить таким вопросам, как развитие транспортной инфраструктуры, разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий, а также повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Подпроцесс управления инновационным потенциалом тесно связан с инновационной стратегией и политикой предприятия. Именно наличие и уровень инновационного потенциала предприятия определяет возможность реализации инновационной стратегии предприятия.

После определения потребностей и возможностей предприятия принимается решение о

создании и/или приобретении инноваций. При принятии решения о приобретении инноваций на стороне осуществляется реализация подпроцесса управления приобретением инноваций, в основе которого лежит совокупность действий по исследованию и приобретению инновационных разработок у других организаций с целью использования в производственном процессе предприятия. Как видно из рисунка 1, этот подпроцесс имеет обратную связь с подпроцессом управления инновационным потенциалом, так как приобретение инноваций способствует росту его уровня и, соответственно, возможностей предприятия для осуществления ИД. Также на эффективность реализации этого подпроцесса оказывает непосредственное влияние правильное определение потребности в инновациях.

При реализации этого подпроцесса на предприятиях химической промышленности особое внимание следует уделить такому направлению, как технологический трансфер. Развитие этого направления позволит предприятию экономить затраты временных и финансовых ресурсов при осуществлении ИД. Кроме того, эффективный и грамотный трансфер технологий позволит обеспечить развитие собственных инноваций, что позволит отечественным предприятиям химической промышленности решить проблему импортозамещения. Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день зависимость химической отрасли от импорта очень высокая, по некоторым товарам достигает 100%.

Процесс создания инноваций в рамках предприятия начинается с реализации подпроцесса управления инновационными идеями, который представляет собой деятельность по генерации и отбору наиболее перспективных идей новшеств с целью дальнейшего рассмотрения возможности их практического применения и/или производства. Для химической промышленности актуальными проблемами являются: высокая материалоемкость (более 70% в себестоимости), энерго- и водоемкость химического производства, ужесточение требований по экологической безопасности; ужесточение конкуренции на внутреннем рынке. Поэтому основной задачей реализации этого подпроцесса является поиск идей инноваций в области ресурсосберегающих технологий, внедрение которых позволит сократить расходы материальных ресурсов на производство продукции, а следовательно, снизить издержки и повысить конкурентоспособность отечественных химических товаров. Кроме того, необходим поиск идей в области инноваций по повышению экологической безопасности химических производств, которые являются источником загрязнения окружающей

среды.

Отобранные идеи должны пройти экспериментальную проверку, которая осуществляется при реализации подпроцесса управления экспериментальными исследованиями, реализация которого направлена на получение новой информации об изучаемом объекте путем формирования информационной модели, характеризующей различные его свойства, а также подтверждение выдвинутых теоретических предположений. При проведении экспериментов и испытаний в химической промышленности, как правило, приходится работать с веществами опасными для жизни и здоровья людей. Поэтому при управлении экспериментами особое внимание следует уделить проблеме безопасности жизнедеятельности персонала.

Следующим подпроцессом, реализация которого осуществляется как при приобретении, так и при создании инноваций, является подпроцесс управления прикладными исследованиями, в основе которого лежит деятельность по проведению собственных научных исследований, иногда с привлечением сторонних организаций. На этом этапе проверяется возможность технической осуществимости отобранных идей, проводится анализ рынка и возможности предприятия по внедрению и производству нового продукта, а также внедрению новых методов и технологий управления ИД, производства продукции и т.д. Для предприятий химической промышленности прежде всего необходимо провести анализ спроса и предложения на рынке химической продукции, исследовать наличие и доступность сырьевых ресурсов, а также провести анализ транспортной инфраструктуры.

При получении положительных результатов прикладных исследований осуществляется реализация подпроцесса управления опытно- и проектно-конструкторскими работами, который представляет собой деятельность по применению результатов прикладных исследований, включающую инженерные работы, связанные с разработкой инновационных проектов. Необходимо отметить, что для предприятий химической промышленности необходима организация опытного производства и разработка опытно-промышленного регламента. Результатом реализации этого подпроцесса является создание образцов новой продукции, техники, технологий, технологических решений и др., разработка технической документации, а также инновационных проектов, процессов, систем и методов совершенствования управления. Этот этап является завершающим этапом научных исследований, при реализации которого, осуществляется

переход от экспериментов в лабораторных условиях к промышленному производству.

Необходимо отметить, что подпроцессы 4 и 5 (см. рисунок 1) являются общими для всех видов инноваций. При их реализации осуществляется доработка новой продукции, технологии и т.д., а также разрабатываются прогнозы экономического эффекта, которые получит предприятие при производстве и внедрении инноваций. Поэтому реализация этих подпроцессов сопряжена с риском получения отрицательного результата, который необходимо учитывать при управлении ИД.

Если инновационный продукт полностью удовлетворяет заданным требованиям, осуществляется реализация подпроцесса управления внедрением инноваций, который является многоэтапным процессом доведения инновационных разработок до достижения значимого экономического эффекта [2, 7, 12]. Результатом реализации этого подпроцесса для продуктовых инноваций является массовое производство продукции с учетом потребностей рынка. Результатом реализации этого этапа для процессных инноваций является внедрение, то есть применение при производстве продукции, а также в процессах управления хозяйственной деятельностью предприятия. Кроме того, реализация этого этапа предполагает оформление документации на инновационную продукцию, товарный знак или товарную марку - для продуктовых инноваций, для процессных инноваций -оформление лицензий, с возможностью их последующей реализации. При управлении внедрением инноваций на предприятиях химической промышленности первоочередное внимание следует уделить таким вопросам, как качество технологии организации процессов производства и управления, состояние оборудования, уровень опасности технологического процесса, обеспеченность сырьем, возможность своевременного проведения ремонтных работ. Актуальность этих вопросов обусловлена сложностью химического оборудования и замкнутостью технологических процессов в химическом производстве, а также высоким уровнем производственно-технологических рисков химического производства.

Следующей задачей осуществления ИД является доведение новой продукции до конечного потребителя, которая решается в рамках реализации подпроцесса управления распространением инноваций, который является информационным процессом, обеспечивающим вывод и продвижение новых продуктов/услуг на рынке, а также документации на новые продукты (технологии, услуги и др.) на уровне идей,

проектов и т.д. [5, 12, 14]. Реализация этого этапа предполагает организацию и проведение рекламных кампаний, организацию каналов продаж, а также организацию послепродажного обслуживания. Здесь необходимо отметить, что при реализации этого подпроцесса основной задачей является изучение спроса и разработка каналов продаж химической продукции. Как было отмечено выше, химический рынок характеризуется непредсказуемостью относительно спроса и предложения, а также уровня цен. Поэтому для рассматриваемых предприятий очень важно проведение комплексного маркетингового исследования рынков химической продукции, а также разработка каналов продаж. Для проведения таких исследований необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов, а также высокий уровень информационного обеспечения рассматриваемого подпроцесса.

Основной целью реализации ИД для предприятий химической промышленности является получение экономического эффекта в виде прибыли, позволяющей обеспечить экономический рост и развитие предприятия. Поэтому для успешной реализации ИД необходимо проводить оценку и анализ ее эффективности. Решение этой задачи осуществляется в рамках подпроцесса управления экономикой инноваций, при реализации которого производится расчет и анализ экономических показателей, позволяющий оценить эффективность осуществления ИД предприятия. Также реализация этого подпроцесса предполагает сбор и анализ информации, необходимой для расчета показателей эффективности как всей ИД, так и отдельных ее подпроцессов. На этом этапе осуществляется выявление проблем реализации ИД или отдельных подпроцессов, разрабатываются предложения и мероприятия по их устранению и повышению эффективности ИД. Кроме того, реализация этого подпроцесса включает оценку и анализ показателей качества выпускаемой продукции и/или услуг, а также сравнение полученных значений с существующими нормативами. Оценка и анализ таких показателей необходим не только для контроля качества, но и для определения оптимального соотношения цена - качество для выпускаемой продукции (услуг).

Результатом реализации этого подпроцесса является информация, позволяющая принимать обоснованные и эффективные управленческие решения при осуществлении ИД на предприятии химической промышленности. Необходимо подчеркнуть, что подпроцесс управления экономикой инноваций взаимосвязан с каж-

дым подпроцессом управления ИД. Оценка и анализ экономических показателей эффективности и качества инноваций осуществляется при реализации каждого подпроцесса управления ИД. При получении отрицательных результатов такой оценки реализация того или иного вида инновации может быть остановлена на любом этапе осуществления ИД.

Таким образом, моделирование процесса управления является одним из наиболее эффективных инструментов качественной оптимизации и повышения эффективности ИД, который

позволяет дать четкое представление о специфике и характере ее осуществления на конкретном предприятии [3, 9, 13]. Разработка модели позволяет получить наглядное представление о процессе управления ИД и определить изменения, которые необходимы для повышения его эффективности. Кроме того, моделирование позволяет установить четкую взаимосвязь между всеми подпроцессами управления ИД, а также разработать правила их выполнения. Что, в свою очередь, позволит предприятию достичь новых поставленных целей осуществления ИД.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Герасимов, К.Б. Моделирование реформирования системы управления организации: монография. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2014. - 298 с.

2. Герасимов, Б.Н., Чумак, В.Г. Социальные технологии в управлении. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2014. - 396 с.

3. Герасимов, Б.Н. Содержание управленческой деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - №8 (106). - С. 33-37.

4. Герасимов, Б.Н. Проектирование экономических систем: монография. - Самара: Изд. НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. - 383 с. - Серия «Энциклопедия управленческих знаний».

5. Герасимов, Б.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - Самара: МГПУ, 2007. - 298 с.

6. Герасимов, Б.Н., Герасимов, К.Б. Эффективность экономических систем: монография. -Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2013. - 252 с. - Серия «Энциклопедия управленческих знаний».

7. Герасимов, Б.Н. Операционный менеджмент: учеб. пособие. - Самара: СФ МГПУ, 2009. -

368 с.

8. Герасимов, К.Б. Разработка модели развития системы управления процессами организации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - № 31. - С. 105-117.

9. Герасимов, Б.Н., Новикова, Н.А. Оценка эффективности управления развитием инновационной деятельности предприятия // Вестник Самарского гос. экономического ун-та. - 2015. - №6 (128). - С. 72- 76.

10. Герасимов, Б.Н., Новикова, Н.А. Игровое моделирование эффективного управления инновационной деятельностью предприятия // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. - 2015. -№1 (33). - С. 45- 51.

11. Новикова, Н.А. Разработка мероприятий по повышению эффективности процесса управления внедрением инноваций // Вестник Поволжского государственного ун-та сервиса. Серия «Экономика». - 2014. - №5 (37). - С. 124- 132.

12. Новикова, Н.А. Механизм управления развитием инновационной деятельности предприятий химической промышленности // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 13-й международной научно- практической конференции - Самара: СГЭУ, 2014. - С. 163- 167.

13. Новикова, Н.А. Разработка эффективного механизма управления развитием инновационной деятельности предприятий химической промышленности // Вестник Самарского государственного экономического ун-та. - 2014. - №6 (116). - С. 59- 63.

14. Новикова, Н.А. Технология определения инновационного потенциала предприятия // Актуальные проблемы социально- экономического развития: сб. статей XII международной. научно-практической конференции «Татищевские чтения». - Тольятти: ВУиТ, 2015. - Т. 3. - С. 162- 169.

15. Новикова, Н.А. Структура механизма управления развитием инновационной деятельности предприятий химической промышленности // Актуальные тренды регионального и местного развития: сб. ст. II (X) международной научно-практической конференции. - Самара: САГМУ, 2016. -С. 212- 217.

16. Новикова, Н.А. Исследование методов управления в инновационной деятельности предприятия // Методы и технологии управления: сб. ст. III международной научно-практической конференции. - Пенза: ПДЗ, СГАУ, 2015. - С. 152-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.