The innovative potential of the commercial bank Udartseva A. (Russian Federation) Инновационный потенциал коммерческого банка Ударцева А. Л. (Российская Федерация)
Ударцева Ангелина Леонидовна / Udartseva Angelina - студент, экономический факультет, Институт экономики и управления Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются направления развития банковских инноваций; выявлены основные проблемы замедления их введения на территории Российской Федерации.
Abstract: the article considers the directions of development of banking innovation; the main problems of slowing down their introduction in the territory of the Russian Federation.
Ключевые слова: коммерческий банк, инновация, финансовый продукт, технологический прогресс.
Keywords: commercial Bank, innovation, financial product, technological progress.
В условиях кризисных явлений на финансовых рынках протекает процесс постоянных нововведений в коммерческих банках. Основным стимулом для эффективного развития и роста банковской деятельности выступает высокая конкуренция.
Для банковских инноваций характерна взаимообусловленность, двойственная природа и наличие жизненного цикла. Инновационные технологии в банковской отрасли в значительной степени зависят от научно- технического прогресса в других областях экономики. Журнал «The Banker» ежегодно публикует рейтинг технологических инноваций в банковской сфере. Двойственную природу банковских инноваций можно определить так, что внедрение принципиально новых финансовых продуктов не требует значительных капитальных вложений и не отменяет значительных рисков их реализации и необходимости проведения предварительных глобальных маркетинговых исследований [2].
Прежде чем внедрять технологию необходимо проанализировать зависимость между реальным спросом на новый банковский продукт и потребностью клиентов. Одним из самых ярких примеров может быть индивидуальное обслуживание клиентов (Private banking) или дистанционное банковское обслуживание за пределами расчетно-кассового центра. Удаленное управление банковскими счетами включает в себя 3 компонента: мобильный банкинг (mobile banking, m-banking); интернет банкинг (Internet banking); телебанкинг (telebanking);
Постоянная динамика социальной и экономической среды банковской сферы, смена образа жизни общества влекут за собой эволюцию банковского обслуживания в сторону дистанционной модели.
Осуществляя банковскую политику, кредитная организация должна владеть максимальным количеством информации о клиентской базе, анализируя и используя её для повышения лояльности или продажи новых банковских продуктов, что послужило появлению технологий CRM (Client Relationship Management) [1]. Модель FICO Score ежемесячно помогает принимать около миллиона кредитных решений. Данная система оценки кредитоспособности заемщика возникла в 2008 г. на рынке РФ и основана на статистических методах.
Торговая платформа SaxoTrader относится к ряду революционных инноваций, включающая в себя огромный спектр торговых инструментов и услуг. К числу самых популярных относятся акции, облигации, фьючерсы, Forex, контракты, с широким набором возможностей по автоматическому фиксированию прибыли и управлению
рисками. Отличительной особенностью данной платформы является работа с торговыми счетами более чем в 20 различных валютах. В безбумажном документообороте и обороте наличности предлагается технологическая платформа Wincor Nixdorf для управления жизненным циклом контрактов и других корпоративных документов Contract Lifecycle.
Важным направлением развития инноваций является повышение безопасности деятельности кредитных организаций. С учетом современных мировых тенденций развития IT, например, таких, как SOA или Cloud ^mputing. Все более высокие требования предъявляются к организации централизованных управляемых инфраструктур хранения данных, осуществлению сквозного управления всеми средствами ресурсов хранения и резервного копирования информации, увеличению емкости и производительности систем хранения и принципиально новым методам индексации и поиска.
Беспроводная технология NFC (Near Field Communication) была разработана компаниями Philips и Sony в 2002 г. и, представляет собой комбинацию технологии бесконтактной идентификации и коммуникационных технологий. Данную технологию внедрили для обеспеченности защиты, удобства и надежности передачи данных на короткие расстояния с помощью электронных устройств. В том случае, если мобильный телефон связан с банковской картой с помощью электронного банкинга, то его можно использовать вместо неё, идентифицируя личность владельца и считывая всю необходимую информацию. Главное преимущество данной технологии лежит в способности хранить данные нескольких банковских карт [3].
Говоря о политике проведения научно-технического прогресса в банковском секторе на российском рынке, стоит затронуть особенности законодательной базы страны, которая однозначно находится на шаг позади по сравнению с развитыми странами, при этом ограничивая масштабы и скорость распространение новых финансовых продуктов и услуг. На данный момент приняты законы о секьюритизации, о клиринге, которые позволяют существенно снизить риски инвестиционных и финансовых компаний. Однако, в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса законодательная база склона к повышению капитализации банков и доверия вкладчиков.
Таким образом, подведем итог о том, что для эффективного внедрения инновации необходимо, в первую очередь, провести объективную оценку её качественных и сервисных характеристик, при этом по максимуму учитывая к каждому клиенту индивидуальный подход, качество и скорость обслуживания, а не делать ставку на быстроту получения прибыли. В процессе протекания инновационной политики имеются свои преимущества и недостатки. Преимущество заключаются в том, что совершенно новые финансовые продукты позволяют эффективно развивать инновационные решения в банковском бизнесе, удовлетворяя запросы клиентской базы. Недостатком может служить бесконечный темп информационных разработок IT-компаниями в других отраслях экономики, в случае чего кредитные организации обязаны быстро отреагировать.
Литература
1. Мансуров Г. З. Банковская тайна как разновидность конфиденциальной информации // Наука, техника и образование, 2014. № 2 (2). С. 92-94.
2. Однокоз В. Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование, 2014. № 4 (4). С. 95-96.
3. BANKIR.RU. [Электронный ресурс]. URL: http://bankir.ru/publikacii/s/prognozpogod y-v-banke-2014-yasno-10004441.