Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УНИВЕРСИТЕТ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / НОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохин Алексей Константинович

Академическая культура университетов включает в свою структуру академические взгляды, академический дух, академическую этику и академическую среду. Она характеризуется индивидуальностью, академичностью, открытостью, лидерством, разнообразием и креативностью. Стратегия построения академической культуры заключается в следовании миссии, укреплении культурного доверия и культурного сознания, интегрировании культуры в процесс поддержки талантов, сочетании культурного развития и инноваций. Предмет исследования настоящей статьи - эволюция ценностей академической культуры. Цель статьи - выделить инновационное содержание академических ценностей в современных условиях слияния науки и образования в университетской среде. Используется метод философской рефлексии, необходимый для осмысления и обоснования ценностного потенциала академической культуры. Вывод, вытекающий из настоящего исследования, заключается в необходимости разработки программ популяризации академических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF ACADEMIC CULTURE OF UNIVERSITIES

The academic culture of universities includes academic views, academic spirit, academic ethics and academic environment in its structure. It is characterized by individuality, academicism, openness, leadership, diversity and creativity. The strategy of building academic culture consists in following the mission, strengthening cultural trust and cultural consciousness, integrating culture into the process of supporting talents, combining cultural development and innovation. The subject of this article is the evolution of the values of academic culture. The purpose of the article is to highlight the innovative content of academic values in the modern conditions of the merger of science and education in the university environment. The method of philosophical reflection is used, which is necessary for understanding and substantiating the value potential of academic culture. The conclusion that follows from this study is the need to develop programs to popularize academic values.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТОВ»

Инновационный потенциал академической культуры университетов

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЕРОХИН,

заведующий кафедрой гуманитарных и экономических наук,

кандидат философских наук, доцент Дальневосточный юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации Российская Федерация, 690091, г. Владивосток,

ул. Суханова, д. 8 E-mail: alker@list.ru

Innovative Potential of Academic Culture of Universities

ALEXEY KONSTANTINOVICH EROKHIN,

Head of the Department of Humanities and Economics,

PhD, Associate Professor Far Eastern Law Institute (Branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Russian Federation, 690091, Vladivostok, Sukhanova St., 8 E-mail: alker@list.ru

УДК 37:001.12

Аннотация. Академическая культура университетов включает в свою структуру академические взгляды, академический дух, академическую этику и академическую среду. Она характеризуется индивидуальностью, академичностью, открытостью, лидерством, разнообразием и креативностью. Стратегия построения академической культуры заключается в следовании миссии, укреплении культурного доверия и культурного сознания, интегрировании культуры в процесс поддержки талантов, сочетании культурного развития и инноваций. Предмет исследования настоящей статьи - эволюция ценностей академической культуры. Цель статьи - выделить инновационное содержание академических ценностей в современных условиях слияния науки и образования в университетской среде. Используется метод философской рефлексии, необходимый для осмысления и обоснования ценностного потенциала академической культуры. Вывод, вытекающий из настоящего исследования, заключается в необходимости разработки программ популяризации академических ценностей.

Ключевые слова и словосочетания: академическая культура; университет; культурные ценности; традиции; новации.

Annotation. The academic culture of universities includes academic views, academic spirit, academic ethics and academic environment in its structure. It is characterized by individuality, academicism, openness, leadership, diversity and creativity. The strategy of building academic culture consists in following the mission, strengthening cultural trust and cultural consciousness, integrating culture into the process of supporting talents, combining cultural development and innovation. The subject of this article is the evolution of the values of academic culture. The purpose of the article is to highlight the innovative content of academic values in the modern conditions of the merger of science and education in the university environment. The method of philosophical reflection is used, which is necessary for understanding and substantiating the value potential of academic culture. The conclusion that follows from this study is the need to develop programs to popularize academic values.

Keywords and phrases: academic culture; university; cultural values; traditions; innovations.

Образование и научные исследования — две фундаментальные функции академической деятельности. Академическая деятельность подразумевает виды и способы учебной и научной работы, санкционированные высшим учебным заведением, включая экзамены, домашние и аудиторные задания, научные проекты, конкурсы и т. п.

Исторически важные функции университета включают культурное наследие, практику современной культуры и инновационную культуру. В этом смысле университет является уникальным местом для реализации этих функций.

Студенты, преподаватели, ученые, обучающиеся и работающие в аудиториях и научных университетских центрах, составляют академическую среду. Их совместная деятельность создает благодатную почву для выработки общих взглядов на образование и науку, для формирования общей академической ответственности, соблюдения общепринятых академических норм и правил. Все это создает некую особую академическую культуру, воплощенную в правилах и положениях, моделях поведения и материальных средствах. Она фактически является внешним проявлением общих ценностей, настроений, отношений внутри всего университетского сообщества, включенного в обучение и проведение научных исследований. Академическая культура имеет свой специфический предмет, среду и способ создания культуры, а также способ фиксации культурных достижений. Она формирует собственную систему в рамках общей социальной культуры, собственное историческое происхождение и уникальные ценности, передающиеся из поколения в поколении в ходе передачи и наследования университетской культуры.

Интерес к влиянию академической культуры на деятельность университетов достаточно высок. Обращает на себя внимание попытка представить академическую культуру как ком-петентностный подход в обучении [1], как набор оснований «академического капитализма» и маркетинговых инструментов университета, который сам по себе уже не автономное образование, а большая корпорация [12, с. 67]. Привлекательной представляется точка зрения И. Л. Сизовой, отстаивающей идею преемственности и сохранения «чистоты» классических ценностей университетской культуры, несмотря на изменения положения университетов в рыночной системе [13].

Университет по своим целям деятельности достаточно консервативное учебное и научное учреждение. С одной стороны, в выполнении своей миссии он сознательно сопротивляется

непостоянству, когда речь идет о стремлении определенной части субъектов как внутри университета, так и во внешней среде сподвигнуть академическое сообщество к быстрым успехам и мгновенной выгоде. «Консервативность, — замечает В. В. Миронов, — фиксирует важность образования как системообразующего фундамента культуры, его связь с историей данной культуры, что должно определять и конкретные модели развития образования в той или иной стране» [10, с. 42].

С другой стороны, как центр построения передовой культуры и источник создания новой науки и техники, новых социальных идей и практик университет должен влиять на все общество передовыми идеями, утонченной культурой и стремлением к прогрессу.

История университетов насчитывает много веков и сохраняет репутацию места, где взращиваются поколения талантов, наследующих культурные ценности прошлого и культурные инновации настоящего и будущего, тем самым удовлетворяя вечную потребность нации, общества и народа в движении и развитии. Высшее образование — это не только передача знания и информации, но и потенциальное и продолжительное развитие самой внутренней культуры научных исследований и преподавания — то, что называется академической культурой университетского сообщества.

Академическая культура подчеркивает отношение к делу и к амбициозным планам университетского сообщества: миссии, целям научных исследований и образования, а также возможностям их приложения к практическим проблемам [6; 7; 8; 14; 15].

Академические ценности заложены во все нормы и правила, которые должны соблюдаться всеми субъектами в академической среде. Это нормы академических исследований, нормы академической оценки и нормы академической критики.

Направленность академических исследований зависит от двух важнейших факторов: социальных потребностей и потребностей самой академической среды. «Внутри университетов создается особая динамичная многомерная инфраструктура, создающая интеллектуальный капитал, в дальнейшем обмениваемый на капитал экономический. С этих позиций образование является мощным ресурсом развития университетов, приращения его социально-экономического и интеллектуального потенциала» [4, с. 35].

Академическая оценка полученных результатов представляет собой механизм определения значимости получаемого образования

и научных исследований как со стороны академического сообщества, так и со стороны внешней социальной среды. Со стороны академического сообщества академическая культура организует ум «в виде способности сравнительно непринужденно вникать в любую мысль и легко овладевать любой наукой или профессией» [11, с, 17]. С общественной точки зрения образование становится стратегической областью обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности страны.

Один из известнейших исследователей академической университетской культуры Р. Бар-нетт выделял достаточно широкий спектр ценностных основ высшего образования: широту и глобальность целей, безграничность рамок и междисциплинарность научных исследований, критичность мышления академической среды, коллективность самопознания и т. д. [1]. Но все же важнейшая и главная ценность академической культуры — знание, отличающее ее от других субкультур в обществе. Как ранее было замечено нами, само пространство университета организуется вокруг знания. Знание включает широкий спектр идей и навыков, во многом опирающихся на национальные культурные ценности [3]. В процессе передачи знания, преподаватели и представители так называемой вузовской науки отдают свои знания практикам, а значит, участвуют в прямом приложении знаний к реальности. В течение последних двух столетий наука и ее исследовательский императив все более и более способствуют открытию и созданию новых знаний.

Чтобы обнаружить, сохранить, очистить, передать и применить знание, преподаватели и ученые в ряде случаев манипулируют им. Они ищут определенные способы для увеличения его объема или возможности преподавания. Однако широко или узко мы определяем знание — это, прежде всего, материал, с которым имеет дело преподаватель или ученый. Исследование и обучение — главные технологии его приобретения.

Исходя из этого, на протяжении нескольких столетий мыслители традиционно описывали сущность высшего образования как детальное изучение, запоминание, критический анализ концепций, создаваемых из поколения в поколение, очищение знаний от ложных заблуждений и передачу знаний студентам заранее определенным способом.

Само пребывание в университете, категорично заявляет Ньюмен, делает человека лучше, умнее, прозорливее и, что немаловажно, приобщает его к интеллектуальной традиции самопознания, критического мышления и пра-

вильного понимания вещей [11, с. 21], то есть стремления к истинному знанию.

Этические стандарты, которыми руководствуются ученые разных областей знания, прямо или косвенно формулируют центральную роль стремления к истине в академической работе. Особенно очевидна эта цель среди ученых, погруженных в фундаментальные исследования. Разработка теорий, объясняющих, как устроен мир, является фундаментальной частью этого поиска истины. В других областях (прежде всего в социальных и правовых науках) истина может подвергаться сомнению, но сомнение лишь побуждает к новым поискам достижения истины. Философское осмысление высокой ценности истины точно выражено Г. Гессе в романе «Игра в бисер»: «пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство».

Идеальной академической средой для многих является та, в которой стремление к истине является первой и самой важной обязанностью ученых.

С поиском истины тесно связана еще одна ценность — академическая открытость выражения своих научных мыслей и свободное следование научным идеям. Академическая среда — это пространство мысли, дискуссий, обсуждений новых и старых идей, традиций и инноваций. Академическая свобода, понимаемая как «свободный поиск истины и ее свободное изложение», является важной академической добродетелью. По выражению Я. Кузьминова и М. Юдкевича, «это широта рамок, предполагающая свободу выбора преподавателем направления и содержания своей деятельности, а также мягкость форм контроля. В идеальном случае контроль осуществляется со стороны профессиональной среды и носит неформальный характер» [9, с. 81]. Индивид, включенный в академическую среду в большей степени, чем в других областях знаний и практики, «имеет возможность осуществлять осознанный выбор тематики собственных научных исследований, содержания лекций, распределения времени и усилий между различными компонентами деятельности в университете» [9, с. 82]. Безусловно, такая свобода все же ограничена определенным давлением общества (особенно в сфере гуманитарных научных сообществ), однако это давление носит крайне опосредованный характер.

Как часть социальной культуры академическая культура играет важную роль в создании новой культуры. Посредством различных культурных форм и академической деятельности,

академическая культура постоянно взаимодействует с другими субкультурами, обмениваясь с ними информацией и материалами. Но важно, чтобы каждый университет, ведущий научные исследования и по-настоящему заинтересованный в качестве образования, находил каналы, по которым мог доносить как до общественности, так и до структур, наделенных полномочиями принятия решений, почему так важно поддерживать и поощрять ценность академической свободы.

Мы не можем заранее предсказать, в какой области и что может оказаться важным открытием, но мы должны защищать право ученых и вузовских преподавателей развивать самые невероятные идеи в сфере науки и образования. Они могут показаться фантастическими, но они же могут дать ключ к решению многих фундаментальных, практических и социальных проблем современного общества. И даже если научная мысль заходит в тупик, то это лишь точка, которая проясняет проблему лучше, чем научное бездействие. Очевидно, научный поиск эффективнее, когда представители академического сообщества владеют широким кругом знаний и опытом работы. Они признаются экспертами, а их знания ценятся и уважаются как студентами, так и коллегами по научному и педагогическому цеху.

Нельзя обойти вниманием еще одну ценность академической среды — стремление к творчеству и инновациям. Сегодня ни одно учебное заведение системы высшего образования не может существовать, основываясь только на традиционных методах обучения и проведения научных исследований. Каждый, кто когда-то учился или учится в высших учебных заведениях, вряд ли усомнится в том, что глубокое уважение к знаниям мыслителей прошедших веков лежит в основе академических институтов и должно сохраняться. Но принятие традиционных знаний не подразумевает отказ от новаций в современном университете. Ориентация на перспективные научные исследования и открытия, широкий охват всех возникающих и вновь созданных областей знаний говорит о преемственности.

Инновации окружают человека везде: в быту, в работе, в образовании, в проведении досуга. Надо лишь найти в себе силы и желание творить. Вечная тенденция культуры состоит в том, что она должна обновляться. Когда Г. Гессе заявляет о любви к истине, он имеет в виду возможность ее достижения любым человеком, обладающим широким кругозором и знаниями. Именно поэтому учебные программы высшего образования традиционно сохраняют гумани-

тарные дисциплины, которые освобождают ум от догм и непроверенных мнений, открывают новые грани знаний и возможности их приложения, подвергают сомнению общепринятые доктрины и унаследованные притязания на истину, формируют критическое мышление, позволяющее быть свободным и независимым в вынесении суждений.

Таким образом, студенты и преподаватели должны уважать приобретенные знания и ценить интеллектуальные навыки, которые позволяют бросить вызов существующим убеждениям и развивать действительно новые идеи и понимание.

И наконец, «новой старой» ценностью университетов можно считать лидерство.

Субъект академической культуры является не только творцом и исполнителем социальной культуры, но и уникальным творцом будущих творцов культуры. Академическая культура способна обновляться и добиваться устойчивого развития. Она происходит из социальной культуры, но отличается от других субкультур. Более того, она создает культурную ценность и ведет к прогрессу социальной культуры при столкновении и интеграции с противоположными сторонами других субкультурных систем.

Университет — это символ перехода к разнородной культуре, и это основа создания новой культуры. Как часть академической культуры, студенты могут полностью развить свои способности, воображение и творческий потенциал и сделать академическую культуру живой и подвижной. Студенты обладают острым умом, активным мышлением, энтузиазмом в поисках своего идеала и творческим духом создания идеальной культуры. Стремительное развитие высоких технологий сближает страны и народы, расширяет возможности коммуникации и интеграции различных культур в глобальную деревню, порождает разнообразие академической культуры и обогащает ее носителей. При этом разные культурные ценности и разные формы деятельности, а также разные формы культуры сходятся в университете, и академическая культура университета становится разнообразной.

Как часть социальной культуры академическая культура играет важную роль в распространении знаний и новых идей. Посредством различных культурных форм и академической деятельности академическая культура постоянно воздействует и на общую культуру нации.

Высшим учебным заведениям во всем мире можно гордиться успехами в следовании своим идеалам и ценностям. Университеты и другие организации высшего образования остаются центрами поиска знаний, научной и педагоги-

ческой свободы, уважения как к приобретенному опыту и знаниям, так и к творчеству и способности к инновациям, и созданию нового понимания, новых идей и знаний [5]. Конечно, каждое достижение и каждая ценность университета не остаются неизменными. В целом большинство преподавателей и студентов вос-

принимают университеты как соответствующие этим идеалам. Университет должен в полной мере использовать свое преимущество в обучении и культивировании талантов, способствующих процветанию культуры, служению обществу. Университет становится осевым институтом общества.

Список литературы:

1. Барнетт Р. Осмысление университета // Alma mater. 2008. № 6.

2. Ермилова А. В., Маштакова А. Ю. Академическая культура российского университета // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2016. Вып. 14.

3. Ерохин А. К. Знание как системообразующий фактор высшего образования: философские подходы // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 1 (49).

4. Ерохин А. К. Структурная организация системы высшего образования: монография. Владивосток: ВГУЭС, 2018.

5. Ерохин А. К., Власенко А. А. Дилемма целей высшего образования в философском измерении // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 4.

6. Зайдель Г. Университеты как элемент европейской культуры и зеркало социального развития // Alma mater. 1994. №3.

7. Кларк Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. Москва: Изд-во Школы высшей экономики, 2011.

8. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. Москва: Государственный университет Высшей школы экономики, 2011.

9. Кузьминов Я., Юдкевич М. Академическая свобода и стандарты поведения // Вопросы экономики. 2007. № 6.

10. Миронов В. В. Университетское образование: консерватизм или инновация? // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23. № 4.

11. Ньюмен Дж. Г. Идея университета. Минск: БГУ, 2006.

12. Прохоров А. В. Современный университет: корпоративная и академическая культура // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2010. № 1.

13. Сизова И. Л. Академическая культура современного российского университета // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2.

14. Три миссии университета: образование, наука, общество / В. А. Садовничий и др. Москва: МАКС Пресс, 2019.

15. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы обучения // Alma mater. 1994. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.