2. Железнова М. Поколение Copy&Past || Рус-
ский NEWSWEEK. 2004. № 3, 21-27 июня. URL: http:||www.axelspringer.ru
3. Симкачева М. Об этике ученого. Плагиат
как профессионально-этическая проблема || Троицкий вариант. URL: http:||trv-science. ru| 2011| 03| 29| ob-etike-uchenogo
4. Соловьев В. Эффект плагиатора || Русский
Журнал. URL: http:||www.russ.ru|pole| Effekt-plagiatora
5. Поколение Google отучают от плагиата.
URL: http:||resheto.ru|speaking|lan|
news1208.php
6. Буторина О. Огласка факта плагиата - это
уже серьезное наказание. URL: http:|| ecsocman.hse.ru| text|35405588.html
7. Цой Л. Плагиат - это проблема препода-
вателей, оторванных от практики. URL: http:|| ecsocman.hse.ru| text| 35111712|
8. Академическая среда вузов (Проект «Эко-
номика университета - 2007»): информационный бюллетень | Я.Я. Козьмина [и др.]. М.: Вершина, 2008. 112 с.
9. Шиняева О.В. Профессиональное самочув-
ствие преподавателей вузов как фактор управления образовательным учреждением. URL: http:||www.ulsu.ru|departments| centres|coach|quastion|2008|shinyaeva.doc
10. Academic Writing Center. URL: http:||
academics.hse.ru| writing_skills
11. Центр повышения квалификации. URL: http:||www.hse.ru|cpk|activities
KRASNOVA T, LUGOVTSOVA A. UNFORTUNATE MISTAKES IN NORMS OF ACADEMIC WRITING IN PUBLICATIONS OF LECTURERS
The authors attempt to attract attention of an educational community to typical problems of lecturers in academic writing, which include: multiplexing the same content in abstract books, plagiarism, and a lack of publications in international journals.
Key words: academic career, academic writing of lecturers, locked out and public educational communities, plagiarism, abstract books.
О.Н. КРУТИКОВА, ассистент Уральский государственный педагогический университет
«Академическое письмо» в условиях «академического капитализма»
Процессы интеграции науки и образования на современном этапе приобретают новые формы, существенно влияющие на академические ценности. Курс “Академическое письмо” в условиях модернизации университетского образования способствует развитию личности студента, а также сохранению академической среды.
Ключевые слова: академическая культура, предпринимательская культура, академическое письмо, академические ценности, интеграция науки и образования.
Одна из проблем современного университета - поиск компромисса между давно сложившимися академическими функциями вуза и активно развивающейся сегодня на его почве предпринимательской деятельностью.
Академическая культура в традициях европейского университетского образования понимается как совокупность норм и ценностей образовательной и научной деятельности университета [1, с. 180]. К ака-
демическим ценностям обычно причисляют критическое мышление, интеллектуальную свободу, преданность интересам подлинного знания, академическую автономию, особый этап научно-педагогических сообществ. Академическая культура, воплощенная в образовательном и научном потенциале университета, включает в себя не только знаниевую компоненту, но и различного рода деятельностные (традиционные, инновационные) подходы к формиро-
44
Высшее образование в России • № 5, 2012
ванию исследовательских компетенций студентов. Важной характеристикой академической среды является ее привлекательность для профессионального сообщества работодателей и потенциальных абитуриентов.
Ценности предпринимательской культуры формируются вокруг идеи превращения интеллекта (знания) в средство получения прибыли. При этом подчеркиваются такие личностные свойства работника, как новаторство, собственная независимость, ориентация на личное мнение, потребность в достижении успеха.
Современный этап модернизации высшего профессионального образования предполагает поддержку новых форм интеграции науки и образования, связанных с активным проникновением в эту сферу предпринимательской культуры, или так называемого «академического капитализма». Результатом интеграции науки и образования является производство нового знания, обладающего востребованными качествами междисциплинарности, презентабельности, спросом в области развивающейся «индустрии знания». Все это существенно влияет на академические ценности:
■ академическая свобода понимается уже не как возможность создания уникальной научной и образовательной среды университета, а как способность академического сообщества находить источники финансирования и его умение работать с ресурсами внешней среды;
■ уровень востребованности университетского образования зависит от степени инновационности образовательных и научных услуг;
■ намечается постепенный переход университетов к узкопрофессиональной прикладной подготовке специалистов, умеющих понимать задачи и исполнять их;
■ изменяется отношение студентов к знанию как фундаментальной ценности; осуществляется переход к парадигме «знание - товар»;
■ развивается феномен «интеллектуального предпринимательства», в котором осуществлен синтез ценностей креативного мышления с исследовательской деятельностью;
■ проявляется тенденция оценки научного знания по принципам фрагментарности, простоты для понимания и применения. Долгосрочный процесс создания научного знания сегодня все менее востребован, поскольку интенсивность современной жизни требует коротких сроков и быстрой сменяемости одного знания на другое;
■ наблюдается потребительское отношение студенческой молодежи к институту высшего образования и, соответственно, к исследовательской деятельности;
■ ощущается несформированность многоуровневой дифференцированной системы обучения студентов исследовательской деятельности в университете;
■ усиливается стремление российских вузов быстро перестроить свою организационную структуру в погоне за конкурентоспособностью, при этом зачастую недооценивается важность содержательных, научно осмысленных действий в отношении культурного и профессионального развития студенческой молодежи.
Известно, что политика конкуренции за лучших студентов и преподавателей в Европейском союзе базируется на идеологии «превосходства», и здесь решающим фактором является превосходство в обучении исследовательской деятельности [2, с. 617]. Для европейских университетов в качестве технологии исследовательского обучения применяется академическое письмо, позволяющее развивать общекультурные и исследовательские компетенции студенческой молодежи. Прерогатива университета - академический стиль: особая академическая речь, культура письма студентов и преподавателей, научные коммуникации как в среде ученых, так и в среде студенчества и др.
В российских университетах академи-
ческое письмо вводится как специальный курс по научной подготовке студентов. В складывающихся условиях перехода на двухуровневую систему обучения студентов (бакалавриат - магистратура), формирования отдельной группы исследовательских университетов, создания при вузах научно-образовательных центров академическое письмо выступает как некий спасательный круг по сохранению исследовательской компоненты. В стремлении к ускоренной модернизации исследовательская деятельность используется как средство, позволяющее технически реализовать задачи профессиональной подготовки будущих специалистов, что выражается в прямой трансляции ее этапов, методов, техник. В.С. Сенашенко в статье, посвященной теме академического письма, указывает на то, что специализированные курсы выполняют только одну задачу - освоение студентами приемов и инструментов исследовательской работы [3, с. 136].
К сожалению, преподаватели не уделяют должного внимания творческой стороне настоящего исследовательского поиска студентов, поддержке и формированию авторской позиции, не всегда отслеживают личностный и профессиональный рост каждого обучающегося в процессе решения исследовательских задач. Техническая составляющая в освоении исследовательской деятельности «спускается» на уровень школы. При этом формализованный подход к исследовательской работе уже на этапе школьного обучения создает предпосылки «иллюзорного знания». Мы согласны с Т.В. Воронцовой, по мнению которой феномен «иллюзорного знания» - это следствие механического повторения терминов без их подлинного значения [4, с. 118]. Учащиеся школы с трудом владеют культурой речи и культурой письма, не говоря уже о выдержанности жанра. С таким багажом они приходят в университет, полагая, что здесь их «научат». Вот и получается, что академическое письмо, представленное в
университете в таких формах, как статьи, рефераты, курсовые и дипломные проекты, превращается в работу «для галочки », не обладающую интеллектуальной ценностью. Не в каждом университете научноисследовательская деятельность студентов осуществляется по принципу системности, предполагающему создание интегрированной среды учебно-исследовательской деятельности в условиях бакалавриата и магистратуры. Системность научной работы студентов - это и развивающийся исследовательский потенциал учебной деятельности (учебные дисциплины, студенческая практика, написание курсовых и дипломных проектов), и научная работа в студенческих сообществах, участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах НИРС, и публикации статей в сборниках, и участие в грантовых и хоздоговорных исследовательских проектах при кафедрах университета.
Отдельно взятый курс отнюдь не обеспечивает решение современных задач по формированию исследовательских и профессиональных компетенций студентов, подготовке научных кадров для высшей школы.
В 2011 г. в НИУ-ВШЭ состоялся круглый стол «Академическое письмо в современном университете: статус дисциплины и принципы преподавания», на котором обсуждались проблемы академической культуры и исследовательских компетенций студентов. В рамках данного мероприятия было раскрыто значение академического письма. Применительно к личности студента академическое письмо может рассматриваться как средство развития критического, креативного мышления, общегуманитарной подготовки, формирования речевой и читательской культуры, вхождения в академическую среду университета и адаптации к ней, профессионального самоопределения и развития, самообразования и самостоятельной работы. В этом случае ключевой фигурой становится преподава-
46
Высшее образование в России • № 5, 2012
тель. Востребованными становятся новые роли педагога, от которых зависит приобщение студента к культуре академического письма. Преподаватель действует не как транслятор знания, а как партнер по совместному поиску нового знания, модератор, способный воодушевить учащегося на выражение собственных мыслей и позиций, инноватор, стремящийся к креативной деятельности. Ценность академической работы усиливает взаимообусловленное развитие исследовательских компетенций как преподавателя, так и студента.
По отношению к университетскому образованию академическое письмо развивает и поддерживает традиции академической среды университета, является механизмом приобщения талантливой молодежи к науке, наделяет университетскую среду ценностями творческого научного поиска и исследовательской деятельности, является средством поддержки и развития исследовательской функции университета, предупреждает возникновение феномена «иллюзии понимания», когда студенты начинают оперировать терминологией, не понимая ее смысла, способствует развитию новых образовательных технологий.
Вышеназванные значения реализуются в том случае, если академическое письмо не будет рассматриваться как техническое и механическое создание текстов разных жанров. К академическому письму не применим формализм, это средство глубокой интеллектуальной работы. Техническая задача научить писать - отнюдь не главная цель академического письма. Здесь на одной ступени стоят более глубокие и значимые задачи. Настоящие и востребованные знания - те, что добыты самостоятельно, благодаря собственным усилиям и осознанию необходимости этихзнаний. Ценность и уникальность университетского знания состоит в том, что оно выступает как продукт взаимодействия между преподавателями и студентами.
Функциональностьнового знания,про-
изводимого не только преподавателями, но и студентами, определяется степенью «открытости » академической среды. Е.В. Си-вак и М.М. Юдкевич определяют академическую среду как совокупность норм и правил образовательной и научной деятельности, характерных для университетского сообщества, а также как совокупность ресурсных, экспертных и статусных сетей, обусловленных этими нормами. Открытая академическая среда характеризуется высокой маневренностью преподавателей и исследователей, а также студентов, поступающих на программу второго уровня (магистратура, аспирантура). Распространение единых научно-образовательных норм и правил возможно только за счет высокой мобильности агентов, являющихся их носителями [5]. Интеграция науки и образования выражается в следовании принципу «преподавание через исследования». Со времен формирования моделей университета в Европе (XIX век) этот принцип был естественным выражением академической свободы, где интересы преподавателей и студентов определялись исследовательскими направлениями, развитием научных школ, академических сообществ. Академическое письмо в тех условиях не являлось специально организованной практикой. Скорее оно было детерминировано развитой культурой академического чтения и академической работой в целом. Исследовательский потенциал студентов и преподавателей соотносился с творческим поиском, с активным обсуждением научных проблем, с глубокой самостоятельной работой студентов, где освоение разных жанров текста требовало продолжительного времени и интеллектуальных усилий.
Академическое письмо без развитой академической среды теряет свой потенциал. Дух предпринимательства активно проникает в университетскую среду и по-новому влияет на автономию высших учебных заведений. Академическая культура с ценностями исследовательской деятельности,
интеллектуальной свободы и социальной ответственности все в большей степени формируется внешними условиями рынка и постепенно подвергается коммерциализации. В связи с этим творческий поиск в исследовательской деятельности снижается из-за фрагментарности, несистемности, нетребовательности внешней среды.
Дискуссия о научном и образовательном потенциале академического письма -это своеобразный поиск новых форм поддержки и развития исследовательской деятельности университета в современных условиях. Ввиду того, что интеграция науки и образования сегодня выражается в организационном подходе, необходимо содержательное учебно- и научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности студентов с сильной професси-
ональной мотивацией преподавателей высшей школы.
Литература
1. Прохоров А.В. Соотношение корпоратив-
ной и академической культур в современном университете // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 10 (90).
2. Карпов А.О. Общество знаний: слабое зве-
но // Вестник РАН. 2010. Т. 80. № 7.
3. Сенашенко В.С. Некоторые соображения
об «академическом письме» и исследовательских компетенциях // Высшее образование в России. 2011. № 8-9.
4. Воронцова Т.А. Пропедевтика научных
коммуникаций и «презумпция незнания» // Высшее образование в России. 2011. № 8-9.
5. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. «Закрытая » ака-
демическая среда и локальные академические конвенции // Форсайт. 2008. №4 (8).
KRUTIKOVA O. THE ACADEMIC WRITING IN THE CONDITIONS SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION
Processes of integration of science and education at the present stage get the new forms, which change the academic values. The academic writing in the conditions of university education modernization acts as a source of development of the academic environment.
Key words: academic culture, enterprise culture, academic writing, academic values, science and education integration.
e
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
LIBRARY.RU
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ - 2011
(В скобках — без самоцитирования)
Педагогика 0,665 (0,632)
Высшее образование в России 0,528 (0,422)
Вопросы образования 0,521 (0,470)
Alma mater 0,362 (0,332)
Философия образования 0,315 (0,080)
Высшее образование сегодня 0,180 (0,165)
Социология образования 0,194 (0,133)