Научная статья на тему 'Инновационный подход коррекции в практике нарушения звукопроизношения'

Инновационный подход коррекции в практике нарушения звукопроизношения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
504
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДИАГНОСТИКА / РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИЯ / СИСТЕМА / ПРИЧИНА / СЛЕДСТВИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / SOUND PRONUNCIATION / SPEECH DISORDERS / DIAGNOSIS / DEVELOPMENT / CORRECTION / SYSTEM / CAUSE / EFFECT / COMPLEX IMPACT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Спиридонов Е.А., Гостева Т.А., Маркова В.А.

В статье рассматриваются вопросы диагностики и совершенствования методов коррекции и развития звукопроизношения у людей различных возрастов и нарушений, на основе концепции целостности организма, с использованием инновационных методов коррекции смежных наук. С помощью объединенной коррекции инновационными способами, такими как: кинезиология и система Спиридонова Е.А., и традиционными логопедическими методиками, результат работы проявлялся с различных сторон: звукопроизношение становилось правильным и автоматизированным в самостоятельной речи уже с третьего занятия, органы артикуляции занимали своё правильное положение, ребенок становился более внимательным и сконцентрированным на уроке, сила выдоха увеличилась, тонус мышц пришел в ному (логопат без труда ровно и спокойно сидел за партой). Более того, данный способ коррекции речи не имеет возрастных ограничений: результат достигается одинаково успешно как в детском, так и во взрослом возрасте. Практическая особенность этого способа в том, что специалист воздействует непосредственно на причину нарушения, тем самым искореняя следствие полностью, а значит, логопату ничего не мешает произносить правильно звук как изолированно, так и в самостоятельной речи. А поскольку результат появляется в кратчайшие сроки, это дает возможность не зацикливаться человеку на данном этапе, а быстрее переходить к более важным задачам своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Спиридонов Е.А., Гостева Т.А., Маркова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INNOVATIVE CORRECTIVE WAY IN THE PRACTICE OF THE SOUND REPRODUCTION

The article considers the diagnosis and improvement sounds reproduction methods of correction and development among people of different ages and disorders, based on the concept of the organism integrity, using innovative methods of correction related sciences. With the help of a combined correction by innovative methods, such as kinesiology and the Spiridonov E.A. system, and traditional speech therapy methods, the result of the work was manifested from different sides: the sound production became correct and automated in independent speech from the third lesson, the articulation organs occupied their correct position, the child became more attentive and concentrated in the lesson, the exhalation strength increased, the muscle tone came to noma (logopat sat easily and quietly at the desk). Moreover, this method of speech correction has no age limits: the result is achieved equally successfully in both childhood and adulthood. The practical feature of this method is that the expert directly influences ob the cause of the violation, thereby eradicating the effect completely, which means that the logopat does not interfere with pronouncing the sound correctly both in isolation and in independent speech. And since the result appears in the shortest time, this makes it possible not to get hung up on the person at this stage, but rather to move on to more important tasks of his life.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход коррекции в практике нарушения звукопроизношения»

2017, том 19 [10]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-10-15-20

УДК 37.04

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД КОРРЕКЦИИ В ПРАКТИКЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Спиридонов Е.А., Гостева Т.А., Маркова В.А.

ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы диагностики и совершенствования методов коррекции и развития звукопроизношения у людей различных возрастов и нарушений, на основе концепции целостности организма, с использованием инновационных методов коррекции смежных наук. С помощью объединенной коррекции инновационными способами, такими как: кинезиология и система Спиридонова Е.А., и традиционными логопедическими методиками, результат работы проявлялся с различных сторон: звукопроизношение становилось правильным и автоматизированным в самостоятельной речи уже с третьего занятия, органы артикуляции занимали своё правильное положение, ребенок становился более внимательным и сконцентрированным на уроке, сила выдоха увеличилась, тонус мышц пришел в ному (логопат без труда ровно и спокойно сидел за партой). Более того, данный способ коррекции речи не имеет возрастных ограничений: результат достигается одинаково успешно как в детском, так и во взрослом возрасте. Практическая особенность этого способа в том, что специалист воздействует непосредственно на причину нарушения, тем самым искореняя следствие полностью, а значит, логопату ничего не мешает произносить правильно звук как изолированно, так и в самостоятельной речи. А поскольку результат появляется в кратчайшие сроки, это дает возможность не зацикливаться человеку на данном этапе, а быстрее переходить к более важным задачам своей жизни.

Ключевые слова: звукопроизношение, нарушения речи, диагностика, развитие, коррекция, система, причина, следствие, комплексное воздействие.

Введение. Успешность коррекции звукопроизношения в значительной мере зависит от многих факторов: строение артикуляционного аппарата, тонус и иннервация мышц, функциональное состояние, психическое состояние. Проблема коррекции речи обусловливает, прежде всего, необходимость и актуальность проведения комплексных научных исследований на основе современных технических

достижений и инновационных разработок в области логопедии и смежных научных дисциплин, таких как оздоровительная физическая культура и прикладная кинезиология. Исходя из этого, нами поставлены следующие цели и задачи.

Цель исследования. Совершенствование методов коррекции звукопроизношения. Задачи: повышение эффективности коррекции звукопроизношения с

~ 15 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 10

—--—

использованием методов прикладной кинезиологии; укорочение сроков коррекции звукопроизношения с использованием инновационных методов смежных наук.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие лица разной возрастной категории: среднего школьного возраста (11 лет) и взрослый - 25 лет, с различными нарушениями

звукопроизношения (носовой ламбдацизм, межзубный сигматизм свистящих и шипящих). Диагностика и логопедическая коррекция звукопроизношения проводились с использованием методики Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Соболевой А.В. [1,2]. Для коррекции психофизического состояния использовалась система оздоровления Спиридонова Е.А. [3,4], участники проходили тестирование до и после занятий.

Диагностика и коррекция мышечного и связочного аппаратов проводилась с использованием методов прикладной кинезиологии по Дэвиду С. Волтеру [5].

Результаты исследования и обсуждение представлены ниже.

Логопат 1: вначале и в конце занятия было проведено обследование звукопроизношения. Первое обследование показало, что при произношении звуков ([Ш],[С],[С],[Щ]), кончик языка просовывался между зубами, что формировало неправильное

произношение: слышался свистяще-шипящий, а иногда и «хлюпающий» призвук, которого в номе быть не должно. Нарушение наблюдается во всех позициях звука: изолированно, в слогах, словах и тексте. Произношение остальных звуков

соответствовало норме.

Таблица 1.

Комплексные данные участников исследования

Пол Возраст (лет) Нарушение речи Дисфункция (мышечная-суставная) Коррекция

Муж. 11 Межзубный сигматизм свистящих и шипящих Слабость мышц шеного и спинного отдела Мышцы спинного и шейного отдела

Таблица 2.

Обследование звукопроизношения

С С' З З' Ц Ш Ж Ч Щ Л Л' Р Р' J

Изолированно И И И И н И н н н н н н н н

В слогах И И И И н И н н н н н н н н

В словах и фразе И И И И н И н н н н н н н н

В самостоятельной речи И И И И н И н н н н н н н н

Н Н' М М' Т Т' Д Д' К К' Г Г' Х Х'

Изолированно н н н н н н н н н н н н н н

~ 16 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 10

---—

-норма - «Н» / -нарушено (тип нарушения: «О»-отсутствие звука, «И»-искажение, «З»-замена, «С»-смешение)

В слогах н н н н н н н н н н н н н н

В словах и фразе н н н н н н н н н н н н н н

В самостоятельной речи н н н н н н н н н н н н н н

В В Ф Ф' А О У И Э И

Изолированно н н н н н н н н н н

В слогах н н н н н н н н н н

В словах и фразе н н н н н н н н н н

В самостоятельной речи н н н н н н н н н н

На основе анализа научно-методической литературы, можно предположить, что причиной этому послужило нарушение тонуса мышц шейного и спинного отделов. Гипотонус этих зон привел к нарушению работы связочного аппарата, что значительно повлияло на тонус мышц артикуляционного аппарата и, соответственно, произношение отдельных звуков.

Проведя тестирование этих мышц, предположение было подтверждено: мышечные группы спинного и шейного отдела ослаблены. Используя методику коррекции Спиридонова Е.А. [3,4], а также базовые методы прикладной кинезиологии [5], эти нарушения были устранены.

После того как мышцы шейного и спинного отдела пришли в норму, были отмечены изменения звукопроизношения: призвуки, которые сопровождали речь ранее, отсутствуют, звук произносится четко, что произошло вследствие правильной постановки органов артикуляции: язык стал принимать нужное положение при произнесении звуков. Однако недостатки произношения всё ещё наблюдались: красивая речь и правильное

звукопроизношение не носили постоянный характер.

Следующим этапом было проведение стандартного занятия по коррекции звукопроизношения, с использованием методики Филичевой Т.Б. [1,2], в результате которого правильное произношение звуков приобрело более постоянный характер.

Поскольку работа связочного аппарата тесно связана с функционированием центральной нервной системы, данный результат был проверен на

стрессоустойчивость: логопату было предложено сделать 10 приседаний, а после этого, снова было проведено обследование речи на предмет чистоты и грамотности. Произношение вновь стало носить нечеткий, «смазанный» характер.

Для закрепления стрессоустойчивости была проведена психокоррекция по системе Спиридонова Е.А. [3,4], в ходе которой было стабилизировано эмоциональное и психическое состояние логопата.

Обследование, проведенное по итогам психокоррекции показало, что

звукопроизношение было нормализовано. После, с помощью стандартных логопедических приёмов, оно было

—--—

~ 17 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 10

—--—

закреплено и автоматизировано в слогах, словах, фразе и самостоятельной речи. При повторном обследовании через 3 дня, ухудшения звукопроизношения не было.

Логопат 2: носовой ламбдацизм, причина: перенапряжение корня языка, что приводит к

неправильной работе органов артикуляции и, как следствие, неправильному направлению потока воздуха, в результате чего произношение звука [Л] носит назальный оттенок.

Таблица 3.

Комплексные данные участника исследования

Пол Возраст (лет) Нарушение речи Дисфункция (мышечная \суставная) Коррекция

Муж. 25 Носовой ламбдацизм Слабость мышц спины Таранная кость, стабилизация подъязычной кости

Таблица 4.

Обследование звукопроизношения

С С' З З' Ц Ш Ж Ч Щ Л Л' Р Р' J

Изолированно н н н н н н н н н И н н н н

В слогах н н н н н н н н н И н н н н

В словах и фразе н н н н н н н н н И н н н н

В самостоятельной речи н н н н н н н н н И н н н н

Н Н' М М' Т Т' Д Д' К К' Г Г' Х Х'

Изолированно н н н н н н н н н н н н н н

В слогах н н н н н н н н н н н н н н

В словах и фразе н н н н н н н н н н н н н н

В самостоятельной речи н н н н н н н н н н н н н н

В В' Ф Ф' А О У И Э И

Изолированно н н н н н н н н н н

В слогах н н н н н н н н н н

~ 18 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 10

---—

В словах и фразе н н н н н н н н н н

В самостоятельной речи н н н н н н н н н н

-норма - «Н» / -нарушено (тип нарушения: «О»-отсутствие звука, «И»-искажение, «З»-замена, «С»-смешение)

Анализ специальной научно-методической литературы позволил сделать предположение о неправильной работе, и неправильном положении подъязычной кости, на что, в свою очередь, могут влиять корнеальные изменения, тонус мышц шеи и спины. Тестирование данных мышц выявило дисфункцию мышц спины. Методами системы Спиридонова Е.А. [3,4] и прикладной кинезиологии [5] они были устранены. Звукопроизношение стало намного четче, при произнесении звука, язык стал сразу занимать верхнее положение без труда, логопат правильно употреблял звук как изолированно, так и во фразовой речи. Однако правильное произношение носило характер непостоянности.

Далее была проведена работа по исправлению звукопроизношения с использованием методики Т.Б. Филичевой [4,5], а в итоге проводилось повторное обследование звукопроизношения, в результате которого было отмечено, что произношение звука стало лучше, что проявилось в правильной постановке языка и отсутствии назального оттенка, звук стал чаще произноситься правильно и в разговорной речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку работа связочного аппарата связана с функционированием центральной нервной системы, данный результат был проверен на психоустойчивость и логопату было предложено сделать 10 приседаний. В результате повторного обследования звукопроизношения, звук приобрел незначительный назальный оттенок, однако язык оставался в правильном положении.

Для закрепления психоустойчивости логопата, была проведена психокоррекция по

системе Е.А. Спиридонова [3,4], в ходе которой стабилизировалось эмоциональное и психическое состояние логопата. Обследование, проведенное по итогам психокоррекции показало, что

звукопроизношение было нормализовано и закреплено во всех позициях звука: изолированно, в слогах, словах и во фразе, и собственной речи мышцы артикуляционного аппарата работают в норме.

Занятие длилось 60 минут. При повторном обследовании через 3 дня ухудшений в звукопроизношении найдено не было.

Вывод. Полученные положительные результаты исследования с применением методов коррекции и диагностики смежных научных направлений: кинезиологии и системы Спиридонова Е.А., оказывает положительное влияние на

звукопроизношение, устраняя не только следствия, выраженные в нарушении речи, но и причины нарушения целостной работы организма человека. Зачастую, логопеды работают лишь со следствиями - самими звуками непосредственно, однако, срок до получения результата начинается от месяца и до года-двух лет, а иногда, результата и вовсе не удается получить. Этот совершенно новый подход в логопедии дает возможность сократить сроки до 1-2 занятий, а также корректирует саму причину нарушения, помогая лучше развиваться не только речи, но и всем высшим психическим функциям, и системе опорно-двигательного аппарата в целом, что представляет собой качественно иной уровень развития человека.

—-дъ&ыз-—

~ 19 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 222б-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 10

—--—

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. - Москва: Эксмо, 2017. - 608 с.

[2] Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: В. Секачев, 2016. - 196 с.

[3] Спиридонов Е.А. Система формирования здоровья Спиридонова Е.А. - URL: https://www.spiridonov-system.com/

[4] Спиридонов Е.А., Каверин В.А., Бурнашова Н.Ю. Методические особенности занятий оздоровительной направленности// Сборник статей по результатам Межвуз. науч.- пр. конф.: Иновации и традиции в современном физкультурном образовании, Москва, МПГУ, 2017

[5] Дэвид С. Вальтер Прикладная кинезиология. - 1САК-ША, 2011. - 645 с.

AN INNOVATIVE CORRECTIVE WAY IN THE PRACTICE OF THE SOUND

REPRODUCTION

SOrídonov E.A., Gosteva OA., Markova V.A.

Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation

Annotation. The article considers the diagnosis and improvement sounds reproduction methods of correction and development among people of different ages and disorders, based on the concept of the organism integrity, using innovative methods of correction related sciences. With the help of a combined correction by innovative methods, such as kinesiology and the Spiridonov E.A. system, and traditional speech therapy methods, the result of the work was manifested from different sides: the sound production became correct and automated in independent speech from the third lesson, the articulation organs occupied their correct position , the child became more attentive and concentrated in the lesson, the exhalation strength increased, the muscle tone came to noma (logopat sat easily and quietly at the desk) . Moreover, this method of speech correction has no age limits: the result is achieved equally successfully in both childhood and adulthood. The practical feature of this method is that the expert directly influences ob the cause of the violation, thereby eradicating the effect completely, which means that the logopat does not interfere with pronouncing the sound correctly both in isolation and in independent speech. And since the result appears in the shortest time, this makes it possible not to get hung up on the person at this stage, but rather to move on to more important tasks of his life. Key words: sound pronunciation, speech disorders, diagnosis, development, correction, system, cause, effect, complex impact.

REFERENCES

[1] Filicheva T. B. Speech Therapy. Theory and practice. - Moscow: Eksmo, 2017. - 608 p.

[2] Filicheva T.B., Tumanova T.V., Soboleva A.V. A technique for overcoming speech deficiencies in preschool children. Teaching-methodical manual for students of higher educational institutions, teachers and parents. - Moscow: V. Sekachev, 2016. - 196 p.

[3] Spiridonov E.A. The system of health formation Spiridonova E.A. - URL: https://www.spiridonov-system.com/

[4] Spiridonov E. A., Kaverin V. A., Burnasheva N. Yu. Methodical features of training of health-improving orientation// Collection of articles on the results of Intercollege. scientific.- St. Conf.: Innovations and traditions in contemporary physical education, Moscow, Moscow pedagogical state University, 2017

[5] David C. Walter Applied Kinesiology. - ICAK-USA, 2011. - 645 p.

~ 20 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.