Научная статья на тему 'Инновационный подход к совершенствованию функций управления государством на основе закона развития'

Инновационный подход к совершенствованию функций управления государством на основе закона развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / МОЩНОСТЬ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арменский А. Е.

В статье рассматривается инновационный подход к совершенствованию функций управления государством на основе закона развития - закона сохранения мощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к совершенствованию функций управления государством на основе закона развития»

Инновационный подход к совершенствованию функций управления государством на основе закона развития

В статье рассматривается инновационный подход к совершенствованию функций управления государством на основе закона развития - закона сохранения мощности.

Ключевые слова: инновации, модернизация, правительство, мощность, закон.

Проектирование и настройка «вектора» развития любой страны может быть осуществлена различными методами и средствами, но наилучший результат получается при выполнении следующих условий:

• определен единственный измеримый показатель, характеризующий развитие страны (вектор развития);

• произведена декомпозиция вектора развития на составляющие (замыкающие) его вектора;

• над составляющими вектор развития векторами произведено дальнейшее разложение на вектора более низкого уровня и т. д.;

• разложение на замыкающие вектора нижнего уровня по отношению к вектору верхнего уровня желательно по возможности производить категориально, то есть с помощью противоположных категорий. Так, например, все предприятия России должны

быть расчленены категорией «общее - частное» на две противоположные части: частные предприятия и государственные предприятия. Любое государство должно четко определить, что на определенный период времени будет находиться в частной собственности, а что в государственной. Со временем, исходя из практики, эта граница может изменяться.

Закон развития живых систем (а любое государство есть живая система) представляется следующим образом (рис. 1).

Возьмем список всех существующих министерств России и посмотрим исходя из «вектора развития», которым является качество жизни1 (измеряется в киловатт-часах), как они в качестве подвекторов должны встраиваться в вектор развития России.

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации.

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

1 Качество жизни = уровень жизни X средняя ожидаемая продолжительность жизни; уровень жизни = среднедушевые экономические возможности.

А. Е. Арменский,

д. т. н., профессор кафедры устойчивого инновационного развития университета «Природы, общества и человека», г. Дубна, зам. начальника отдела инновационной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Минобрнауки России e-mail: [email protected]

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации.

4. Министерство обороны Российской Федерации.

5. Министерство юстиции Российской Федерации.

6. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

7. Министерство культуры Российской Федерации.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации.

9. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

10. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

11. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

12. Министерство регионального развития Российской Федерации.

13. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

14. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

15. Министерство транспорта Российской Федерации.

16. Министерство финансов Российской Федерации.

17. Министерство экономического развития Российской Федерации.

18. Министерство энергетики Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации оказывает влияние (что должно быть оценено количественно) и на уровень ВВП (валовой внутренний продукт) путем предотвращения краж, отмывания денег и т. п. и на среднюю продолжительность жизни (предотвращение убийств, нанесения ущерба жизни человека и т. п.).

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывает влияние (что должно быть также оценено количественно) и на уровень ВВП путем предотвращения поджогов,

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

N (0 — входная мощность; Р (£) — полезная мощность;

С (£) — мощность потерь

Качество с размерностью мощности [Вт] является неизменным в классе открытых (живых) систем

Рис. 1. Закон развития живых систем (сохранения мощности)

стихийных бедствий и т. п. и на среднюю продолжительность жизни (предотвращение гибели людей).

Министерство иностранных дел Российской Федерации влияет на уровень ВВП, путем установления дружеских отношений с зарубежными странами и способствуя развитию торговли.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет защиту и тем самым поддержание текущего уровня ВВП, а за счет продажи вооружений и повышению уровня ВВП.

Министерство юстиции Российской Федерации влияет и на уровень ВВП и на среднюю продолжительность жизни.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации оказывает влияние на среднюю продолжительность жизни и объем ВВП.

И так по всем министерствам. Установление влияния количественных характеристик функций министерств на качество жизни есть серьезнейшая научная задача.

Для того чтобы вектор развития страны не представлялся по «принципу лебедя, рака и щуки», необходимо пересмотреть функции всех российских министерств исходя из их вклада в качество жизни, причем все функции должны иметь количественное значение. Если функция того или иного министерства не влияет на качество жизни ее нужно исключать. Даже беглый взгляд на функции министерств и ведомств говорит об избыточности функций многих министерств и, с другой стороны, отсутствии ряда важнейших функций (показателей).

Кроме того, влияние (количественное) на качество жизни функций многих министерств различно и должно соответствующим образом учитываться. Это конечно не означает, что «функции культуры» будут недофинансироваться. Чем образованнее человек и чем выше производительность труда и больше свободного времени, тем чаще он будет посещать театры, кино, музеи, выставки с тем, чтобы сравнивая результаты в различных интеллектуальных областях генерировать новые идеи и технологии.

В одной статье невозможно рассмотреть влияние количественных функций всех министерств на качество жизни (и чтобы не обижать конкретно взятое министерство), поэтому рассмотрим официально принятые в РФ важнейшие макроэкономические показатели (табл. 1).

Сегодня вряд ли кто-нибудь сможет дать ответ на такой вопрос. Что будет если скажем нечетные

Таблица 1

Важнейшие макроэкономические показатели Обозначение Значение (количество)

Объем ВВП руб. Число

Темп роста ВВП °/ % Число

Объем потребления руб. Число

Масштабы накопления руб. Число

Валовые инвестиции руб. Число

Государственные расходы руб. Число

Государственные доходы руб. Число

Размеры экспорта $ Число

Размеры импорта $ Число

Число занятых (в экономике) чел. Число

Норма безработицы °/ % Число

Индексы цен °/ % Число

Денежная масса руб. Число

Ставка рефинансирования °/ % Число

Курс национальной валюты руб./$ или руб./евро Число

Сальдо платежного баланса $ Число

Размер бюджета страны руб. Число

показатели из табл. 1 возрастут на 20%, а четные снизятся на 20%, то жить будет лучше или хуже (качество жизни повысится или понизится)? Если нет формулы объединяющей все эти показатели, нет и возможности посчитать и дать ответ на заданный вопрос. А в существующей системе макроэкономических показателей такой формулы нет.

Рассмотрим, тем не менее, каждый из 17 показателей (табл. 1) в существующей модели управления и их влияние на качество жизни.

Очевидно, что чем больше ВВП и темп его роста, тем выше будет качество жизни, поэтому эти два показателя необходимо увеличивать.

Объем потребления и масштабы накопления тесно связаны между собой. Здесь без приведения математических выкладок заметим, что потребление и накопления должны быть в пропорции 62:38, т. е. по золотому сечению. Отклонение в любую сторону от этой пропорции приводит к ухудшению качества жизни.

Считается, что привлечение инвестиций в Россию является важнейшей задачей, т. е. чем больше, тем лучше. Инвестируют, когда хотят приумножить капитал, ну и зачем России заниматься приумножением чьего-то капитала. Если уж приумножать капитал, то свой. Необходимо вернуться к практике СССР, иностранные

Рис. 2. Упорядоченная структура рубля

инвестиции практически не привлекались, достаточно было своих активов. Когда свой капитал отсутствует, то конечно следует привлекать зарубежный.

Государственные расходы и доходы также должны планироваться из постулатов, что лечить, учить и защищать — это функции государства плюс еще некоторые функции, которые общество считает целесообразным возложить на государство. Целесообразно иметь эти расходы и доходы в диапазоне 55-65% от валового внутреннего продукта (ВВП). Оставшуюся часть ВВП будет распределять, как теперь говорят, рынок.

Размеры экспорта и импорта целесообразно держать на одном уровне, а их разница должна стремиться к нулю.

Число занятых в экономике и норма безработицы. Норма безработицы при грамотном управлении должна быть нулевой, а все трудоспособное население должно быть обеспечено работой.

Индекс цен — показатель динамики, увеличения или уменьшения цен, характеризующий относительное изменение цен за определенный период. Используется для подсчета, например, объема ВВП на текущий момент времени по сравнению с предыдущим.

Денежная масса — денежная масса в зависимости от развитости страны должна находиться на уровне от 60 до 100% и более от объема ВВП страны.

Ставка рефинансирования — в «разумной» экономике деньги являются вспомогательным элементом для обмена товарами, поэтому сами по себе деньги стоят ровно столько, сколько стоит бумага, краски и работа по их печатанию. Утверждать, что ставка рефинансирования определяет «стоимость» денег не совсем корректно, но в существующей системе этот индикатор работает, правда не всегда, что показывает кризис начала XXI века. Ставка рефинансирования должна быть на уровне операционных расходов банка, то есть 1-5%.

Курс национальной валюты — определяет стоимость национальной валюты в валютах других стран, курс национальной валюты до 1971 г. определялся в золоте, на начало XXI века должен определяться в ваттах, единицах мощности. В настоящее время курс национальной валюты определяют высшие функционеры центрального банка (ЦБ), которые определяют так называемую рыночную стоимость национальной валюты.

Сальдо платежного баланса — оптимально должно быть нулевым, но возможны незначительные отклонения.

Размер бюджета страны зависит от соотношения его доходов и расходов. Размер бюджета должен быть около 60-70% от ВВП.

Из приведенного перечня «важнейших макроэкономических показателей» явствует, что сознание людей пребывает во тьме несовершенных количественных «показателей», которые не показывают реальной картины качества жизни в стране (например, человек никак не представлен).

Переходя в своем исследовании от общего к частному, отмечу, что всякая страна выступает преобразователем света, а потому описывается посредством закона-меры (закона сохранения мощности) с использованием единой учетно-расчетной меры и все ее активы представимы в качестве символических преобразователей мощности. Вполне естественно, что и торговые потоки, и денежно-финансовые потоки представимы в качестве потоков света. Следовательно, ведение торговых взаиморасчетов сводимо к ведению взаимного баланса мощностей.

Выявление причины хронического заболевания денежно-финансовой системы, именуемого инфляцией, позволяет предложить действенный метод ее исцеления. Учитывая то, что болезнь, по словам св. Дионисия Ареопагита, «представляет собой недостаток порядка, но не его полное отсутствие» [1]. Следовательно, исцеление предполагает восстановление порядка и устранение присущей тьме неопределенности посредством света. Поясню сказанное на примере российского рубля (рис. 2).

Как видно, исцеление достигается установлением доли света в обеспечение беспроцентного казначейского билета:

1 Вт = 10 руб. или 100 мВт = 1 руб.

Эта простая мера не только избавит любую страну от инфляции, но и позволит упорядочить ее торговоценовую политику. Но для этого необходимо установление государственного контроля над денежнофинансовой системой и системой ценообразования, а также превращения национальной денежной единицы в единственное законное средство платежа на всей территории страны. Предстоит формирование государственного свода средней стоимости важнейших для жизни людей товаров. Для осознания важности этой работы отмечу, что по энергетическим оценкам реальный уровень средних экспортных цен на важнейшие экспортные товары РФ в 2005 г. не превышал 5% от их реальной средней экспортной стоимости (табл. 2).

Из приведенных данных явствует, что непрерывная война в сознании оборачивается войной на истощение страны-экспортера и безвозмездной помощью (буквально «подлинной мощью») ее «западным партнерам». Кстати, девиз знаменитого «королевского

Таблица 3

Таблица 2

Товары Средняя экспортная стоимость (оценка) Средняя экспортная цена (факт)

Пшеница, Вт/т 410 12

Лес круглый, Вт/м3 550 4,2

Нефть сырая, Вт/т 368,6 24,1

Нефтепродукты, Вт/т 374 24,4

Газ природный, Вт/тыс. м3 328,1 12,8

Торговля Равноправная Неравноправная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год 2000 2005

Совокупные возможности РФ, ГВт ~359,3 ~412

Необходимая денежная масса РФ, ГВт ~222,06 ~254,63

Текущее обеспечение рубля РФ, мВт/руб. ~33,2 ~11,65

Денежная масса РФ (на конец года): - номинальная [4], млрд руб. - реальная, ГВт ~1154,4 ~38,326 61 00 67

Доля денежной массы, % от потребностей РФ ~17,25 ~27,66

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

Таблица 4 Таблица 5

Структура населения Идеальная доля совокупных возможностей страны

Экономически активное население 0,618

Пенсионеры 0,2546

Дети и учащиеся 0,1274

Год 2000 2005

Совокупные возможности РФ, ГВт ~359,3 ~412

Экономические возможности РФ, ГВт ~90 ~111

Упущенные возможности РФ, ГВт ~269,3 ~301

пирата» сэра Уолтера Рэли гласил: «Сколько торговли, столько и войны» [2]. Как видно, британский мастер манипуляций сознанием людей Герберт Уэллс (1866-1946) был прав, утверждая, что можно нанести поражение любой стране даже не посредством прямой конфронтации, а с помощью понимания человеческого сознания.

Что касается величины денежной массы (М2), то она устанавливается соотношением величины совокупных возможностей страны к «золотому числу» Ф = 1,618033989... Такая пропорция сохраняет присущую живой действительности непрерывность и единораздельную цельность описываемых процессов.

Достаточно подробно методика оценки совокупных возможностей и баланса текущих возможностей страны изложена в работе «Управление устойчивым развитием» [3]. Поэтому ограничусь тем, что приведу результаты оценки денежной массы РФ в 2000 и 2005 гг., опирающиеся на упомянутые оценки совокупных возможностей РФ (табл. 3).

Если в конце 2000 г. текущий уровень обеспечения рубля составлял ~33,2 мВт/руб., то к концу 2005 г. он заметно снизился до ~11,65 мВт/руб. Следовательно, говорить о финансовой стабильности в условиях фактически разлагающейся заживо денежно-финансовой системы невозможно. Отчетливо виден и денежный голод, предопределивший нынешнюю агонию РФ. В этой связи не удивителен стремительный рост номинального корпоративного внешнего долга РФ, превысившего к настоящему времени размер номинальных международных резервов РФ. Ясно, что если оставаться во «власти тьмы», то погасить такую задолженность невозможно даже ценой коллапса экономики.

Суть кризиса станет очевидной, если обратиться к уже упомянутой оценке баланса текущих возможностей РФ (табл. 4).

Оценка потоков света вместо привычной оценки номинальных финансовых потоков показывает, что нынешняя «свободная торговля» по «мировым ценам», утверждаемым лондонским Сити, подрывает мощь формально независимых стран и превращает их в про-

Рис. 3. Символическое представление мирового числа-закона

винции бриттоглавой «империи сознания». Ясно, что нанесение ущерба мощи государства создает угрозу его безопасности и независимости.

Приводимые данные баланса возможностей указывают на то, что доля упускаемых возможностей РФ колеблется в диапазоне 0,73-0,75 от величины ее совокупных возможностей. Такова величина показателя внутренней слабости «в пользовании и уклонение от обладания собственными благами», т. е. собственными совокупными возможностями. Приведенный показатель внутренней слабости соответствует уровню продажности должностных лиц РФ, стыдливо именуемой коррупцией.

Перед нами свидетельство краха системы государственного управления России. Смертельная угроза всякой формально независимой стране исходит от состояния умов номинально правящего слоя, пребывающего во «власти тьмы». Ликвидировать смертельную опасность поможет только решительный отказ от смертоносных «идеалов Просвещения» в пользу кардинальной реорганизации системы обучения. Таково непременное условие чуда («русского», «казахского», «немецкого» и т. д.), как воплощения идеального архетипа и совокупных возможностей той или иной страны в реальных исторических условиях. Введения понятия «чуда» вполне закономерно, поскольку миф есть «развернутое магическое (чудодейственное) имя».

Теперь можно в качестве примера указать очертания ясно различимого «русского чуда», связанного с практическим воплощением совокупных возможностей России в текущих исторических условиях. При решении задач восстановления идеальных пропорций символического государственного организма, а также идеального распределения его совокупных возможностей исходить необходимо из идеи сохранения его живого триединства. Методом осмысления единого, а также выражением священного порядка и справедливости служит мировое число-закон:

W = Ф2/2 =1,309, где Ф = 1,618033989.

Таблица 6

Величина 2005 г.

Текущая Идеально- возможная

Доход экономически активного населения, Вт/чел. 99,7 287,5

Государственная пенсия, Вт/чел. 27,5 228,2

Пособие ребенка и стипендия учащегося, Вт/чел. 7 142,8

Соотношение государственной пенсии и среднемесячного дохода экономически активного населения, % 27,6 79,4

Таблица 7

Параметры 2005

Текущие Идеально- возможное

Экономические возможности РФ, ГВт ~111 ~412

Население, млн чел. ~142,8

Уровень жизни, кВт/чел. ~0,78 ~2,89

Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет ~65,3 ~100

Качество жизни, кВт/чел. ~50,9 ~289

Идеальные пропорции символического государственного организма представлены в табл. 5.

Символическая запись мирового числа-закона, хранящего эти идеальные пропорции, представлена на рис. 3.

Нетрудно понять, что соблюдение этих пропорций служит основой для создания безналогового служивого государства, воплощающего принцип общего блага. Такое государство не просто обретет наивысшую жизнеспособность, но и станет образцом в проведении абсолютно необходимых социально-экономических преобразований, ведущих к реальному повышению уровня жизни своих сограждан. Об их необходимости свидетельствуют результаты оценок текущих и идеальных уровней среднемесячных доходов рассматриваемых групп населения РФ (табл. 6).

Понятно, что проведение чудодейственных социально-экономических преобразований приведет к заметному росту уровня и качества жизни сограждан-сослуживцев (табл. 7).

Итак, Россия располагает достаточной мощью для повышения уровня и качества жизни своих сограждан. Эти показатели оказываются вполне сопоставимыми с аналогичными показателями Канады, США и Франции (табл. 8).

Переход от стратегии выживания к стратегии развития потребует качественного изменения в государственной инфраструктурной политике. Ожидаемый естественный рост населения должен быть подкреплен соответствующим жилищным строительством по новым нормативам и показателям обеспеченности жильем (табл. 9).

Как видно, в 2005 г. на нужды теплоснабжения ~104, 1 млн жителей городов РФ было затрачено не менее 426 млн ту. т. (~4,1 ту. т./чел). И это была самая крупная статья затрат в РФ. Проведенная оценка показала, что массовый переход к новой жилищной политике позволит снизить удельные затраты первичных энергоресурсов для нужд теплоснабжения почти вдвое. Для этого целесообразно использовать электроэнергию, вырабатываемую перспективными автономными источниками питания домов-усадеб. При этом станет возможным интенсивное освоение и развитие ранее заброшенных и пустовавших территорий.

Проведенное исследование позволяет предложить примерный перечень важнейших показателей, характеризующих развитие государственного организма:

• Численность населения, чел.

• Число занятых в экономике, чел.

• Число пенсионеров, чел.

• Совокупные возможности, Вт.

• Экономические возможности, Вт.

• Упущенные возможности, Вт.

Таблица 8

Страна Канада (2003) США (2003) Франция (2003) Россия (2005)

Уровень жизни, кВт/чел. 4,19 3,76 2,15 2,89

Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет 80 77,4 79,5 100

Качество жизни, кВт/чел. 335,2 291 170,9 289

Таблица 9

Параметры 2005 г. Перспектив- ные

Обеспеченность жильем в РФ, м2/чел. ~20,9 ~50

Среднегодовой удельный расход первичных энергоресурсов на отопление жилых зданий, кВт-ч/м2 ~418 (норматив РФ) ~135 (Норматив Швеции и Финляндии)

Среднегодовые удельные затраты на отопление жилых зданий, кВт/чел. ~0,997 ~0,77

Продуктивность использования первичных энергоресурсов ~0,26 ~0,4

Среднегодовые удельные затраты первичных энергоресурсов на отопление жилых зданий, ту. т./чел. ~4,1 ~2,1

Тип жилья Квартира в ж/б доме Бревенчатый дом-усадьба

• Уровень жизни, Вт/чел.

• Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет.

• Качество жизни, Вт/чел.

• Текущая рождаемость, чел./1000 жит.

• Текущая смертность, чел./1000 жит.

• Текущий прирост населения, чел./1000 жит.

• Темп роста уровня жизни, Вт/чел.

• Обобщенный коэффициент совершенства технологий.

• Коэффициент качества управления государством.

• Денежная масса, Вт.

• Уровень обеспечения национальной денежной единицы, Вт.

Список использованных источников

1. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С приложением толкований преп. Максима Исповедника. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006.

2. В. Зомбарт. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь/Пер. с нем. М.: Айрис-пресс, 2004.

3. А. Е. Арменский, С. Э. Кочубей. Управление устойчивым развитием//«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14988, 24.12.2008. http://www.trinitas.ru.

4. Россия в цифрах-2007: Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2007.

Innovation approach to modernization government functions on the base of progress law A. A. Armenskiy, Doctor of technique science, PhD, full professor, Ministry of education and science, deputy head, Ministry of education and science of the Russian Federation.

In the article author considers approach to modernization government functions on the base of progress law - power invariant.

Keywords: innovation, modernization, government, intellectual, article, law, power.

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.