Научная статья на тему 'Инновационный подход к системе дополнительного профессионального образования'

Инновационный подход к системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к системе дополнительного профессионального образования»

Яковлева И.И. , Шичков А.Н.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Успешная конкуренция на международных рынках, требует постоянного внедрения инноваций.

Опыт социального прогнозирования показал, что в грядущем постиндустриальном обществе теоретические знания превращаются в главный источник технологических нововведений. В результате имеет место переход от производства преимущественно товаров к производству услуг, происходит доминирование профессионального и технологического класса над традиционным пролетариатом. Появление интеллектуальных технологий, дают ключ к рациональному планированию технологического и социального развития.

Речь идёт о движении от массовой фабричной системы «кустарного» производства, в направлении «штучного интеллектуального труда», в основе которого лежат информация и супертехнологии. Конечным продуктом этого движения будут не миллионы стандартизированных законченных изделий, а индивидуализированные товары и услуги. Современные информационные технологии обеспечивают сочетаемость массового производства и учёта запросов отдельных потребителей. Они ослабляют территориальные ограничения для выхода потребителя на отдельных мелких и средних производителей [1].

В этом принципиально новые возможности экономики информационного общества.

Сегодня лейтмотив поиска конкурентных преимуществ растущего разнообразия бизнесов выражают два слова «быть непохожим».

Это означает продуманный выбор ряда видов деятельности, которые обеспечат уникальную природу создаваемой ценности.

Указанные перемены в бизнесе настолько стремительны, что сегодня компаниям нужны не просто образованные люди с фиксированной «суммой знаний», а те из них, которые умеют и готовы учиться, повышать свою квалификацию.

В этой связи современное образование должно не только давать фундаментальные знания, но и формировать у учащихся творческие способности к самостоятельному пополнению знаний [2].

В настоящее время на рынке труда имеет место дисбаланс между спросом и предложением. С одной стороны работодатели испытывают трудности с подбором кадров, но при этом многие, из-за отсутствия должной квалификации не могут найти себе работу. Для решения этой проблемы создана и развивается система дополнительного профессионального образования (ДПО), которая является важным инструментом, направленным на становление цивилизованного рынка труда и может в короткий срок подготовить или переобучить нужного специалиста. В Вологодском государственном техническом университете с 1992 года ведет свою деятельность Межотраслевой региональный центр повышения квалификации (МРЦПК).

Являясь частью системы образования России, дополнительное профессиональное образование обладает рядом специфических особенностей. В России функционирует несколько тысяч учебных заведений, в которых ежегодно проходят профессиональную переподготовку более 100 тысяч человек и более 1,5 млн. человек повышают квалификацию по программам свыше 72 часов. Востребованной является также краткосрочная подготовка, проводимая образовательными подразделениями вузов и внутрифирменное обучение на базе, имеющихся у предприятий учебных центров и корпоративных университетов. Дополнительные профессиональные образовательные программы, рассчитанные на разные сроки обучения (от 40 до более 500 часов), ориентированы на различные категории слушателей с различным исходным уровнем знаний и разного возраста. Такое разнообразие требует инновационного подхода в обеспечении эффективного обучения.

Рассмотрим экономический аспект этой проблемы. Дело в том, что в рыночных условиях деятельность системы ДПО строится на принципах самоокупаемости и проходит в условиях постоянно изменяющихся и возрастающих требований к профессионализму и компетентности специалистов всех уровней.

По данным Федерации независимых профсоюзов, расходы организаций на профессиональное обучение работников в последние годы незначительны и составляют в среднем 0,3 % процента от фонда оплаты труда организации [3]. В российском бюджете на 2005 год на систему ДПО было запланировано всего полтора процента от общих затрат на высшее профессиональное образование. Это очень мало, так как в стране около 6 миллионов безработных, в том числе имеющих высшее профессиональное образование - 10,9 %, среднее профессиональное образование - 20,5 %, начальное профобразование - 18,3 %, среднее (полное) общее - 33,1 %, основное общее - 13,5 %. Многим из них, чтобы занять стабильное рабочее место с достойной оплатой труда, требуется обучение и переподготовка. Однако за счет бюджета ежегодно проходят профессиональное обучение около 6 % незанятых граждан. В результате, средняя продолжительность поиска работы среди городского населения составляет - около 8 месяцев, а сельского - 9,5 месяцев. Затраты отдельных граждан на ДПО незначительны [4]. Данная статистика отражает также и проблему рынка труда Вологодской области.

Чтобы сделать процесс обучения современным и эффективным, большая часть средств платы за обучение расходуется на обновление материально-технической базы, приобретение современной компьютерной техники и технических средств для использования в учебном процессе активных методов обучения, а также дистанционных технологий. Данные инвестиции имеют большое значение и в разработке гибкого современного учебно-методического обеспечения (УМО), свойствами которого являются: соответствие спросу, точная целенаправленность, адекватность целям обучения, модульность,

способность обеспечить гарантированное достижение целей обучения в определенном диапазоне условий,

способность к развитию,

использование современных средств для аккумулирования, хранения и использования.

Анализ работы МРЦПК показал, что эффективность системы дополнительного образования в рамках конкретного подразделения зависит также и от ряда квалификации сотрудников и их стремления к осуществлению образовательных проектов. Наиболее предпочтительным для развития системы ДПО является активное участие штатных преподавателей, имеющих научные степени, опыт и знания производственных проблем. Об этом свидетельствует положительный опыт системы ДПО в Европе, США и Канаде, где она наиболее востребована для целей бизнес-образования.

Слушатели системы ДПО должны получить необходимые знания в области менеджмента, маркетинга, психологии, коммуникативных навыков и рекламы. Им должны быть предложены образовательные программы, позволяющие обеспечить рынок разнообразием конкурентоспособных и соответствующих спросу знаний [5]. Индивидуальный подход к каждому потребителю образовательных услуг - это один из основных принципов действующих в этой системе сегодня.

В Вологодской области спрос на повышение квалификации в лицензионных отраслях деятельности остаётся стабильно высоким - это строительная отрасль, отрасли медицинская, фармацевтическая, энергетическая, оценочная, промышленная безопасность и охрана труда.

Обучение по долгосрочным программам в системе ДПО проводится преимущественно по вечерней форме или выбирается такой график обучения, который устраивает, как большинство слушателей, так и руководителей предприятий. В 2 0 07 году можно прогнозировать увеличение доли в повышении квалификации руководящих работников, в связи с введением сертификации предприятий.

На рис.1 и 2 приведены статистические данные подготовки специалистов строительной отрасли в системе ДПО.

Повышение квалификации по всем видам работ строительного комплекса

Рис. 1. Динамика изменения спроса на повышение квалификации. Направления повышения квалификации

Инженерные сети; 13%

Рис. 2. Доля видов работ строительного комплекса в структуре обучения.

Из анализа приведенных данных видно, что имеет место рост слушателей системы ДПО, причём наиболее востребована строительная отрасль экономики региона.

Следует также отметить, что большинство потенциальных слушателей системы ДПО проживающих в небольших городах, поселках и сельской местности не могут в полной мере воспользоваться предоставляемыми образовательными услугами, что связано с высокой стоимостью обучения. Для данной категории слушателей перспективным является внедрение системы дистанционного обучения (СДО). Обучение с использованием дистанционных методик актуально и для людей с высокой занятостью на предприятии, женщин, имеющих детей до трех лет, людей с ограниченными возможностями. Знания, полученные посредством СДО, могут дать шанс данным категориям найти лучшую работу, организовать свое дело, и тем самым улучшить свое материальное благополучие и моральное удовлетворение. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной и информационной среды (2001-2005 годы)» и областная целевая программа «Развитие системы образования Вологодской области на 2004-2006 годы» лишь частично справились со своими задачами, и сегодня состояние информатизации региона не дает возможности каждому желающему воспользоваться системой дистанционного обучения [6-7].

Наиболее популярными направлениями переподготовки с использованием СДО являются следующие:

экономист по международной системе финансовой отчетности;

экономист производственно-хозяйственной организации;

оценка стоимости предприятия;

менеджмент организации;

дизайн (все направления).

Происходит возрастание спроса на краткосрочное обучение по отраслевым программам с применением информационных технологий в таких сферах деятельности как: строительство и архитектура;

компьютерная графика и дизайнерское искусство; экономика и бухгалтерский учет; бизнес-планирование.

Следует отметить, что в законодательной базе отсутствует система стимулов для работодателей, в том числе для представителей крупного бизнеса, побуждающих их инвестировать средства в дополнительное образование, создавать фонды развития ДПО. Отсутствует федеральный закон "О дополнительном образовании". Эти обстоятельства негативно сказываются и на взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными органами управления, в разделении полномочий и ответственности при реализации политики в области переподготовки и повышения квалификации кадров. Не предусматриваются также соответствующие ресурсы на переподготовку и повышение квалификации в бюджетах всех уровней.

Процедура лицензирования, аттестации и государственной аккредитации учреждений ДПО не учитывает специфику повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе краткосрочность обучения, контингент обучаемых, методику обучения, частую сменяемость образовательных программ, деятельность образовательных учреждений ДПО в условиях самофинансирования. Медленно осуществляется работа по аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений ДПО.

Остается не решенным вопрос о статусе государственных дипломов системы ДПО и отсутствие у работодателей информации о видах документов, выдаваемых после окончания дополнительного обучения.

Ключевую роль в обеспечении требуемого качества образования в системе ДПО должны играть профессиональное сообщество и объединения работодателей, как наиболее заинтересованные стороны. Одним из наиболее эффективных средств контроля качества обучения может стать система общественно-

профессиональной аттестации и аккредитации программ и учебных заведений ДПО. Значительный опыт работы таких институтов имеется во многих развитых странах мира.

Участие системы дополнительного образования в создании научно-образовательных и производственных комплексов может являться важным фактором формирования инновационной экономики [8]. Создание данных комплексов ускорит объединение образовательного процесса с научно-исследовательской, инновационной и управленческой деятельностью. Реализация образовательных проектов в рамках подобного сотрудничества может поднять на принципиально новый уровень взаимодействие бизнеса и научно-образовательных центров.

В целях содействия развитию системы ДПО в Вологодской области необходимо создание Координационного совета дополнительного профессионального образования. Состав совета должен быть сформирован из руководителей территориальных органов управления экономикой, сельским хозяйством и продовольствием, трудом и занятостью, здравоохранением, культурой, учреждениями ДПО. Координационным советом должны быть разработаны муниципальные программы развития ДПО, осуществляться мониторинг потребности области в образовательных программах дополнительного образования и повышения квалификации, оценка качества образовательных услуг.

i>

Мониторинг

потребности в Областной

дополнительном Координационный

обучении совет ДПО

Объединения раб отодателей

Бюджетные средства для целей ДПО

Фонд

развития

ДПО

О бр азовате ль ные учреждения системы ДПО

Средства

средства товой дея-

граждан тель-

ности

Рис. 3. Блок-схема инновационной системы управления ДПО.

На рис.3 представлена блок-схема инновационной системы управления ДПО на региональном уровне.

Для решения вопроса формирования контингента слушателей очень важен мониторинг потребности области и муниципальных образований в комплексном кадровом обеспечении для решения задач социальноэкономического развития. По результатам мониторинга представители системы ДПО и бизнес-сообщества могут быть привлечены к разработке и реализации целевых программ и пилотных проектов [8]. Положительный опыт пилотного механизма в отдельных сферах в долгосрочной перспективе может быть использован в других секторах для экономического роста Вологодской области.

Реализация целевых программ и пилотных проектов может проводиться за счет средств федеральных, областных бюджетов, фонда развития ДПО, доходов от грантовой деятельности.

Огромные расстояния Вологодской области еще более актуализируют проблему информатизации сферы ДПО. Ключевым в решении этой проблемы является создание единой Информационной Среды, представляющей собой совокупность программно-аппаратных средств, коммуникационных сетей и структур для организационно-методического сопровождения.

Перспективой в области международного сотрудничества в сфере образования взрослых мы считаем проект Nordplus Neighbour («Северные соседи»). Данный проект ставит своей целью развитие долговременного сотрудничества в секторе образования и исследований в целом, включая также и поддержку сотрудничества, государственных и негосударственных образовательных учреждений в странах Северной Европы и сопредельных регионах. Условием учреждения совместной деятельности является содействие развитию образовательных перспектив. Отсутствие единой информационной базы системы ДПО стало одной из причин несвоевременного получения информации по данному проекту и как следствие пропуска срока подачи заявки.

Основные выводы.

Для реализации инновационных процессов в ДПО необходимо:

внедрение дистанционных методов обучения в повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;

включение образовательных учреждений ДПО в международные и общероссийские программы переподготовки специалистов, в исследовательские программы по развитию образования и новых технологий;

развитие системы ДПО в соответствии с задачами социально-экономического развития России, требованиями Болонской декларации и ВТО, планирование финансовых ресурсов в бюджетах всех уровней;

расширение информационного обеспечения системы ДПО, в том числе создание единой телекоммуникационной среды;

совершенствование методологической и психолого-педагогической подготовки преподавателей, налаживание связей региональных, российских и зарубежных учреждений системы ДПО.

интеграция ДПО с реальным сектором экономики, введение в практику международных стандартов качества персонала серии ИСО-9000.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шичков А.Н. Инновационная деятельность - основа эффективности предпринимательства // Инновации. - 1996, №1. - С. 36-38. (0,6 п.л.)

2. Шичков А.Н. Продукция вузов - нематериальные активы основных фондов промышленных предприятий

/ А.Н. Шичков, В.А. Шорин // Инновации. - 2001. - №1-2. - С. 93-94. (0,5 п.л., в том числе автор-

ские 0,25 п.л.)

3. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебное пособие - М.: «Финансы и статистика», 2003.-560 с.

4. Конев И.В. Социологический мониторинг трудового потенциала организации и факторов его эффективного использования. Журнал «Управление персоналом» №12, 2005.-80 с.

5. Коняхин А.В., Борнякова С.Н., Яковлева И.И. Развитие интеллектуальных способностей: Методическое пособие. - Вологда: ВоГТУ, 2005. - 96 с.

6. Яковлева И.И. Информационные технологии в управлении: Учеб.пособие. - Вологда: ВоГТУ, 2006. -76 с.

7. Яковлева И.И. Интернет и сетевые технологии для бизнеса: Учеб.пособие. - Вологда: ВоГТУ,

2006. - 80 с.

8. Анисимов В.М. Сущность механизма формирования и реализации государственной кадровой политики // Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. - М.: РАГС, 2002.- 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.