Научная статья на тему 'Региональная образовательная среда для формирования производственного менеджмента'

Региональная образовательная среда для формирования производственного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шичков А.Н.

В статье обосновывается необходимость формирования в Вологодской области в целях непрерывного увеличение валового регионального продукта на основе совершенствования рыночного уклада образовательной среды, обеспечивающей комплексный подход к воспитанию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала межотраслевого производственного и инновационного менеджмента на основе инженерно-технического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная образовательная среда для формирования производственного менеджмента»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 33824:630228

региональная образовательная среда для формирования производственного менеджмента

а. н. ШИЧКОВ, доктор технических наук, доктор экономических наук,

профессор, заведующий кафедрой управления инновациями и организации производства

E-mail:shichkov@vologda. ш Вологодский государственный технический университет

В статье обосновывается необходимость формирования в Вологодской области в целях непрерывного увеличение валового регионального продукта на основе совершенствования рыночного уклада образовательной среды, обеспечивающей комплексный подход к воспитанию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала межотраслевого производственного и инновационного менеджмента на основе инженерно-технического образования.

Ключевые слова: производственный менеджмент, образование, образовательная среда, регион.

Основным показателем развития инновационной рыночной экономики является непрерывное увеличение валового внутреннего и валового регионального продукта. Причем это увеличение должно быть реализовано путем производства и реализации инновационной продукции и услуг, имеющих конкурентные преимущества на внешнем рынке.

Для реализации этой задачи результаты производственной деятельности предприятий и организаций должны оцениваться не объемом производства в натуральных показателях, а объемом реализации продукции или услуг в денежном эквиваленте.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вместе с тем ситуация на сегод-

няшний день такова, что, например, США реализуют на внешнем рынке более 40 % инновационной, имеющей конкурентные преимущества продукции, а Российская Федерация - не более 1 %.

Чтобы реализовать рост валового внутреннего и валового регионального продукта за счет производства и реализации инновационной продукции на внешнем рынке, производственные предприятия Российской Федерации переходят от инструментов системы государственного управления к инструментам производственного и инновационного менеджмента. Предприятия формируют менеджмент по дивизионной системе, а именно: инженерно-технологический дивизион, дивизион управленческого учета, дивизион природопользования, дивизион инновационного развития и другие дивизионы, формирующие производственный и инновационный менеджмент. Менеджмент и менеджер стали ключевыми понятиями региональной рыночной инновационной экономики.

Менеджмент - это философия, образ мышления и образ жизни инженера, ученого, врача, педагога, государственного и муниципального служащего, т. е. всех граждан страны и населения каждого муниципального образования, которые производят путем коммерциализации интеллекта и потребляют продукцию и услуги, необходимые для обеспечения жизнедеятельности всех и каждого.

Субъекты инфраструктуры регионального рынка образовательных услуг и рынка инновационных знаний должны на всех уровнях образовательного процесса формировать у слушателей (учащихся) компетенции профессиональных менеджеров. этими компетенциями должны обладать бакалавры и магистры в области инженерного менеджмента, менеджмента в строительстве и архитектуре, менеджмента в малом бизнесе, менеджмента в природопользовании, менеджмента в педагогической деятельности, менеджмента в государственной и муниципальной службе и других сферах деятельности государственного и муниципального хозяйства. однако это очень длительный процесс.

Темпы перехода стран с развитым рыночным укладом от индустриальной экономики к инновационной приведены в таблице.

из приведенных данных видно, что для реализации задачи перехода от индустриальной экономики к инновационной необходимо не менее 20 лет. Сингапуру удалось решить эту проблему за 10 лет. одним из факторов, обеспечивших ускорение, явилось преобразование системы образования. они сформировали ее по принципу трансферта знаний путем комплектования творческих коллективов, включающих студентов младших и старших курсов вузов. В результате студенты получали практические навыки работы в творческих коллективах с разным уровнем компетенций. Таким образом, появилась мотивация взаимного дополнения.

основным препятствием для перехода от управления к производственному менеджменту в нашем регионе является тот факт, что система основного, начального и дополнительного профессионального образования не адаптирована к производственному менеджменту. Производственная система переходит к менеджменту, а образовательная система продолжает строить развитой социализм.

Правительство Российской Федерации приступило к демонтажу созданной в 1930-е гг. госу-

дарственной системы высшего профессионального образования, ориентированной на адресную отраслевую подготовку специалистов и управленцев для государственных предприятий.

Руководство Вологодской области рекомендует минобрнауки России присоединить Вологодский государственный педагогический университет в качестве структурного подразделения к Вологодскому государственному техническому университету. из этого решения последует необходимость сформировать научно-образовательный комплекс, обеспечивающий подготовку учителей школ в образовательной среде в области производственного менеджмента.

Анализ показал, что в выпускных квалификационных работах специалистов университета нет целевых и обоснованных инженерно-экономических решений, обеспечивающих увеличение объема реализации продукции и услуг путем организации производства, обеспечивающего увеличение стабильности потребительских свойств выпускаемой продукции. В инженерных квалификационных работах недостаточно инновационных разработок, направленных на совершенствование метрологического обеспечения управленческого учета по технологическим переделам на предприятиях, построенных в 1950-х гг. В технологических системах предприятий отсутствуют информационно-аналитические системы управленческого учета, т. е. системы контроллинга. мало инженерных решений, созданных на основе комплексных законов физики, математики, химии и других фундаментальных дисциплин, с учетом которых инженер-конструктор, технолог должен генерировать инновационные ресурсы для модернизации и реконструкции производственно-технологических систем.

многие студенты инженерных вузов и факультетов считают, что нет необходимости в процессе проектирования, освоения и эксплуатации производственно-технологических систем пользоваться налоговым, земельным, градостроительным, гражданским и другими кодексами РФ. это очень опасная точка зрения молодого специалиста для последующей практической деятельности в условиях рыночной экономики. При отсутствии правовых и стоимостных оценок выпускная квалификационная работа не может отвечать требованиям образовательного стандарта третьего поколения в части содержания организационно-экономических решений. В результате созданные проекты не явля-

Страна Начало осознанных действий правительства Выход на устойчивое развитие Длительность периода разгона

США Начало 1960-х гг 1980-е гг. 25 лет

Тайвань Начало 1970-х гг Конец 1990-х гг. 25 лет

Израиль 1980-е гг Начало 2000-х гг 20 лет

Южная Корея 1980-е гг Начало 2000-х гг 20 лет

Сингапур 1980-е гг Начало 1990-х гг 10 лет

Финляндия 1990-е гг 2000-е гг. 20 лет

ются привлекательными для инвестиций, так как инвесторы без информации о надежности и окупаемости вложенных инвестиций не могут принять обоснованного решения. Оценка параметров менеджмента должна являться исходной для принятия и разработки инженерных решений.

Если инженер-технолог, строитель, архитектор, другие специалисты будут в своей практической деятельности исходить из условия, что здания, сооружения, станки, инструменты, системы автоматики, которые они проектируют, производят или используют в производственной деятельности, являются устройствами для зарабатывания предприятием денег, то в этом случае они могут считать себя менеджерами в своей профессии. У этих специалистов не будет проблем в трудоустройстве.

Для воспитания такого мышления необходимо создать в школах, средних специальных и высших учебных заведениях региона образовательную среду, непрерывно формирующую мышление производственного менеджмента. В этом случае региональная

Основное общее среднее образование

Вологодский государственный технический университет

Институт менеджмента в строительстве и архитектуре. Институт менеджмента природопользования. Институт инженерного менеджмента. Институт мезоэкономики. Педагогический институт. Институт малого бизнеса. Институт контроллинга. Институт инноватики. Институт магистерской подготовки. Институт дополнительного и послевузовского профессионального образования. Машиностроительный техникум. Череповецкий филиал ВоГТУ. Научные учреждения

Органы государственного и муниципального управления, муниципальные предприятия

Графическая интерпретация образовательной среды межотраслевого менеджмента

образовательная система должна развивать прикладной комплексный и непрерывный подход к созданию рыночно ориентированной инфраструктуры обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодых и немолодых людей.

Графическая интерпретация региональной образовательной системы производственного менеджмента представлена на рисунке.

Производственный менеджмент - это деятельность людей, направленная на производство товаров и услуг.

Система должна реализовать функцию инфраструктуры рынка непрерывного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих, обучаемых и обучающих компетенциям межотраслевого производственного менеджмента.

Базовой инфраструктурой является средняя общеобразовательная школа. Выпускники школ в процессе обучения должны быть профессионально ориентированы на будущую созидательную деятельность. Например, в японских средних школах учащиеся за время обучения должны посетить все уголки своей страны. многие выпускники наших вузов не знают ресурсных возможностей для развития бизнеса в Вологодской области.

Преподаватели всех общеобразовательных дисциплин должны быть компетентными специалистами в прикладном плане своих дисциплин. В этой связи подготовка учителей в образовательной среде технического вуза позволит решить эту задачу.

Согласно новому закону об образовании функции организации и финанси-

Производственные,

Начальное

непроизводственные

профессиональное предприятия или

образование организации

г

рования подготовки, переподготовки и повышения квалификации производственного персонала инженерного бизнеса государство передало предприятиям. Логика такой постановки вопроса вполне очевидная. Дело в том, что рыночная инновационная экономика по определению является экономикой разнообразия продукции и услуг, изменяющаяся во времени. Поэтому подготовку, например, рабочих профессий следует осуществлять производственными менеджерами на уровне мастеров и начальников цехов непосредственно в тех условиях, в которых реализуется производственный процесс. Становится актуальным процесс педагогической подготовки производственных менеджеров. В свою очередь рост профессионального мастерства производственного персонала менеджеров должен опережать возможности имеющихся у предприятия технологических систем. В этом случае освоение продуктовых, технологических и аллокационных инноваций, принятых в процессе модернизации производственно-технологических систем, будут обоснованными и окупаемыми.

Совмещение подготовки производственных менеджеров и педагогов позволит создать условия для формирования эффективной региональной производственной системы обучения, подготовки и переподготовки персонала предприятий.

Многие производственные предприятия Вологодской области учредили негосударственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (НОУ ДПО) для реализации начальной профессиональной подготовки рабочих профессий и непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации производственного персонала. Эта образовательная инфраструктура позволит реализовать принцип вхождения и адаптации к производственной деятельности бакалавров и магистров вузов.

На завершающем этапе Вологодскому техническому университету необходимо сформировать образовательную среду, адекватную дивизионному менеджменту предприятий производственной и непроизводственной сфер деятельности.

На смену факультетам, которые были образованы для целевой подготовки специалистов в государственной плановой экономической системе, в реорганизованных учебных заведениях, ориентированных на подготовку бакалавров и магистров, создаются институты. В частности целесообразно для подготовки бакалавров и магистров, ориентированных на менеджмент, организовать:

- институт производственного (инженерного) менеджмента;

- институт менеджмента в архитектуре и строительстве;

- институт менеджмента в природопользовании;

- институт инноватики;

- педагогический институт;

- институт менеджмента в малом бизнесе;

- институт магистерской подготовки;

- институт подготовки аспирантов и докторантов.

Основными инструментами менеджмента являются управленческий учет и бюджетирование, реализуемые на основе информационно-аналитических многопараметровых автоматизированных систем контроллинга.

На этапе преобразований будет формироваться синергетический эффект на основе комплексного научно-педагогического потенциала институтов, который позволит без дополнительных затрат обеспечить расширение компетенций выпускников вуза на инженерном, инженерно-педагогическом и педагогическом рынке труда.

Некоторые примеры возможных дополнительных компетенций.

1. Инженерный бизнес будет дополнен бакалаврами и магистрами техники и технологий, владеющих:

- управленческими инструментами на основе теории и практики социологии. Это сочетание компетенций позволит повысить мотивацию эффективного труда в сфере производства товаров и услуг;

- педагогическим мастерством, обеспечивающим реализацию функции обучения производственного персонала мастерами и руководителями производственных участков, в процессе подготовки и переподготовки на предприятиях;

- управленческими инструментами на основе теории и практики юридических наук, что позволит повысить эффективность производства путем обеспечения правового регламента в организации производства товаров и услуг;

- иностранным языком, обеспечивающим менеджмент крупного и малого бизнеса возможностью эффективного общения с финансовым и производственным менеджментом стран - участниц ВТО.

2. Общеобразовательные школы региона будут комплектоваться педагогами, дополнительно владеющими:

- основами тории и практики производственного менеджмента по отраслям экономики, характерным для данного муниципального образования. Этот факт позволит дополнить дисциплины основного стандарта примерами, обеспечивающими профессиональную ориентацию учащихся школ;

- теорией и практикой организации образовательных процессов в учебных заведениях, имеющих правовой статус автономных некоммерческих учреждений или организаций;

- теорией и практикой инноватики при преподавании физики, математики и химии, что позволит подготовить учащегося средней школы к освоению инновационных производственных процессов на основе высокоэффективных, например, лазерных и плазменных технологий;

- теорией и практикой прикладной экологии и природопользования, что позволит будущим педагогам по географии и истории реализовать прикладную часть образовательного процесса.

3. Органы государственного и муниципального управления будут дополнены бакалаврами и магистрами, владеющими:

- производственно-технологическим (по сферам деятельности) образованием в сочетании с компетенциями в области юридических наук, государственного и муниципального управления, что позволит формировать стратегические планы и нормативные документы, обладающие свойствами управляющих инструментов;

- юридическим образованием в сочетании с компетенциями в области производственного и

инновационного менеджмента, обеспечивающими формирование стратегических планов и нормативных документов, направленных на управление процессами формирования рыночного уклада.

эти и другие комбинации компетенций, знаний и умений будут являться исходными при развитии межрегионального рынка образовательных услуг и рынка инновационных знаний, адаптированных к рыночному укладу.

Регион должен выбрать для себя направление базовой ориентации образования. Стремление создать в каждом регионе не по одному классическому университету - задача весьма затратная. Целесообразно функции подготовки научно-педагогических кадров передать крупным научным центрам, а в регионах решать прикладные образовательные задачи, которые следует поручить инженерным вузам.

Список литературы

1. Шичков А.Н. Организация производства машиностроительного предприятия на основе инновационного менеджмента / Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах: материалы Всероссийской научно-методической конференции. СПб: 2012. С.204-206.

2. Шичков А.Н. Формирование инновационного рыночного уклада в инженерном бизнесе / инновационная модель экономики и государственно-частное партнерство: труды международной научно-практической конференции. СПб: 2012. С. 432-436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.