ПЕДАГОГИКА
УДК 378.147.34
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ПЕДАГОГИКИ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Н.А. Асташова
В статье рассматривается использование инноваций и интерактивных технологий в преподавании педагогики. Автор предлагает применять на практических занятиях по педагогике обсуждение со студентами вопросов репродуктивного и творческого характера, использовать потенциал портфолио, событийного образования; представить будущим учителям разноуровневую систему заданий для самостоятельной работы. Ключевые слова: инновационный подход, преподавание педагогики, интерактивные технологии, вопросы и задания репродуктивного, проблемного и творческого характера; событийное образование
Преподавание педагогики в процессе подготовки современного учителя рассматривается нами как ключевой процесс, объединяющий учебные дисциплины как гуманитарного, так и негуманитарного профиля, имеющие принципиальное значение для профессионального становления будущего учителя и подчеркивающие специфику его деятельности в сфере «человек-человек».
Научный потенциал педагогики включает как внутренние, так и внешние ресурсы развития личности в образовании и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности. Причем, для развития творческого мышления учителя, конструктивных, организаторских, коммуникативных, дидактических, психомоторных и других способностей педагога, социокультурных и профессиональных компетенций необходимо выстроить процесс преподавания педагогики как инновационный поиск ответов на вопросы о человеке, его взаимодействии с миром и другими людьми, его самоактуализации и самообразовании.
Особую роль в решении проблем педагогики и образования играет процесс формирования у будущего учителя профессиональной культуры и ее ядра - ценностных ориентаций, развитие гуманистической направленности личности педагога, профессиональной этики.
Изучение курса педагогики осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процессу подготовки учителей положениями Закона РФ «Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, профессиональным стандартом «Педагог (воспитатель, учитель)», предусматривающими постоянное совершенствование деятельности преподавателей цикла педагогических дисциплин.
Преподавание педагогики строится на основе осмысления профессиональной деятельности учителя, связи педагогики с практикой обучения и воспитания, реализации принципа историзма, учета новейших достижений педагогической науки, развития отечественной и мировой культуры, творческого использования теории и практики образования, вариативного подхода к решению педагогических проблем, диалектического сочетания традиций и инноваций в педагогике.
Педагогика как учебный предмет решает следующие задачи:
• обеспечить фундаментальность подготовки будущего учителя путем отбора тех знаний, которые являются основой целостной научной картины предстоящей педагогической деятельности;
• поставить в центр рассмотрения педагогических явлений и процессов человека как высшую ценность системы образования;
• создать условия для овладения системой методик развития личности воспитанника на основе реализации идей педагогики сотрудничества;
• предъявить ценностную систему педагогики и механизмы ее освоения;
• показать студентам действие основных факторов формирования личности школьника; развивать у них умения преодолевать конфликты в педагогическом процессе;
• познакомить студентов с опытом учителей-мастеров, его научными основами, стимулировать стремление использовать этот опыт и созидать свой собственный с учетом индивидуальных особенностей;
• развивать у студентов стремление овладеть исследовательскими умениями в процессе изучения педагогических явлений и процессов.
Педагогика, по мнению А.С. Макаренко, наука самая диалектическая и подвижная, самая сложная и разнообразная. В отличие от других наук, педагогика изучает сущность специально организованного процесса взаимодействия педагога и воспитанника, возможности его совершенствования. Глубокое познание этого процесса обеспечивает оптимальную реализацию важнейшей социальной функции - подготовку воспитанников к продуктивной жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях.
Педагогика, как и другие науки, разрабатывает вопросы теоретического и прикладного характера. Будучи наукой фундаментальной, она глубоко изучает закономерности педагогического процесса, его цели и содержание, формы и методы, прогнозирует развитие образовательной системы в соответствии с социально-экономическими условиями на определенном этапе развития общества. Прикладной аспект педагогики также весьма значим, так как разрабатываемые технологии и методики образовательного процесса показывают конкретные пути реализации теории, а передовой опыт является основой для аналитической деятельности теоретиков и важным источником педагогического творчества. Особое значение в приобщении к основам педагогики имеет непрерывная педагогическая практика студентов, курсы по выбору по актуальным проблемам педагогической науки.
Структура курса педагогики отражает логику развития важнейших педагогических явлений, педагогических закономерностей образовательного процесса. Курс педагогики реализуется с учетом современных психолого-педагогических исследований, межпредметных связей, фундаментализации содержания современного образования, гуманизации и техноло-гизации педагогического процесса, ориентации на знания, способы деятельности, систему ценностей, социальные нормы
и другие компоненты культуры. В этой связи следует отметить специальное внимание к процессу формирования профессионально значимых личностных качеств учителя, важных для реализации соответствующих педагогических идей.
В современных условиях педагогика широко использует возможности информационно-коммуникативных технологий (компьютерных программ, Интернета, мультимедийных средств; потенциала смартфонов, планшетов, ноутбуков и т.д.) как для информационного обеспечения, так и для образования познающих сообществ, опирающихся на уникальные ресурсы коммуникации как основы результативного обучения.
Преподавание курса педагогики строится на основе тесной связи теории с практикой. Курс педагогики обеспечивает теоретическую подготовку студентов к педагогической практике и формирует у них первоначальные педагогические умения и навыки.
Лекционный курс педагогики раскрывает основные фундаментальные идеи педагогической науки, закономерности развития личности в условиях специально организованного обучения и воспитания. В лекциях дается анализ наиболее сложных и актуальных проблем педагогической теории и практики. Практические занятия предусматривают реализацию процесса формирования умений применять полученные теоретические знания на практике, развития способности студентов в процессе наблюдения, описания, анализа и обобщения педагогических фактов и явлений пользоваться теорией педагогики [1].
Особое значение в преподавании педагогики имеет модуль «Введение в педагогическую деятельность». В нем относительно полно и систематично рассмотрены различные аспекты педагогической системы. Несмотря на то, что курс имеет пропедевтическое значение, в нем детально представлены проблемы возникновения и развития профессии учителя, функции педагогической деятельности и перспективы ее совершенствования. Достаточно внимания уделяется вопросам формирования основ педагогической культуры, выяснению специфики профессионально-педагогической компетентности, определению путей личностной самореализации работника образования в целом и самообразованию учителя, в частности. Важная роль отводится рассмотрению проблемы личности, факторам развития и формирования личности школьника, диагностике личностного развития, педагогической оценке возрастных возможностей развития личности ученика на основе современных научных данных.
Следует подчеркнуть, что при рассмотрении профессионально- педагогических проблем с самого начала следует выделять приоритет ценности человека в педагогической системе, центральное положение личности учителя и ученика в образовании. В связи с этим важно начать работу с первокурсниками, подчеркнув, что в любые времена, какими бы благоприятными или, наоборот, драматическими для русского народа они ни были, учителю всегда отводилась ответственнейшая роль Просветителя, Проповедника, Наставника. И учитель с благородным спокойствием брал на себя неподъемную для других поприщ ношу - "приводить народ в чувство". В русле сказанного не является исключением и наше время, во многом смутное и жестокое. Но чтобы преодолеть неразбериху в окружающем мире, сделать его человечнее, прежде всего надо наладить гармонию в душе каждого соотечественника. И опять вся надежда возлагается не на политиков и инновационных менеджеров, а на рядового школьного учителя.
Однако для того, чтобы завтрашний учитель состоялся как Гражданин и как Мастер, сегодняшнему студенту педагогического университета надо много и напряженно работать, поскольку, будучи одновременно профессией массовой и уникальной, обыденной и творческой, учительское дело больше, нежели какое-либо другое, требует от посвятившего ей себя человека быть всегда на высоте. Эта высота достигается и за счет накопления общей эрудиции, и путем своего культурного развития, и благодаря формированию компетенций и усвоению тех постулатов и заповедей, которые определяют специфику педагогической деятельности.
Преподавание педагогики в современных условиях представляет собой процесс, сочетающий традиции и инновации, в основе которого лежит цель развития личностных, профессиональных и социокультурных характеристик будущего учителя в контексте реализации компетентностного подхода.
Использование инноваций в преподавании педагогики предполагает решение задач, актуальность которых подчеркивает специфику деятельности современного учителя:
• формирование системы компетенций в области профессионально-педагогической деятельности и личностного саморазвития;
• организация самостоятельной работы студентов и стимулирование профессионального поиска;
• включение студентов в инновационные образовательные проекты;
• формирование умений и навыков эффективного осуществления профессиональной деятельности, межличностного общения.
• определение перспектив совершенствования профессиональной педагогической деятельности и др.
В практическом плане организация деятельности будущих учителей на учебных занятиях по педагогике представляет собой систему заданий разного уровня, которые обеспечивают участие будущих специалистов в активной и интерактивной деятельности, реализацию умений работать, сотрудничать, общаться, быть самостоятельным; формирование качеств креативной личности; обеспечение эмоциональных переживаний, самоактуализации, уверенности в собственных силах и др.
Практические занятия по педагогике включают несколько блоков разных видов деятельности. Как правило, герменевтический подход используется для углубленного поиска в рамках теоретического блока. Студентам предлагается работа с понятийным аппаратом темы, поскольку от понимания сущности педагогических категорий зависит глубина осмысления профессиональной деятельности, осознание ее специфики и ресурсов.
Кроме того, в теоретическом блоке представлены вопросы репродуктивного характера. Мы относим к этой группе вопросов ключевые положения рассматриваемой темы, которые были выделены в лекции, и которые требуют пояснений и детализации в профессиональном отношении.
На наш взгляд, наибольший интерес вызывает у студентов работа с вопросами и заданиями проблемного и творческого характера. Данная категория вопросов предполагает опору на базовые знания и умение взглянуть на предлагаемую ситуацию или моделируемые обстоятельства с учетом современных реалий.
Например, при рассмотрении проблемы образования студентам были предложены следующие вопросы:
1. Раскройте потенциал образования как активного ускорителя культурных (социальных) перемен?
2. Определите основы инновационных процессов в образовании.
3. Раскройте функции развития национальных традиций в образовании.
4. Образование в столице и провинции: общее и специфическое.
Из общего контекста учебного занятия специально выделяется практический блок. Он требует большой работы, поскольку подразумевает поиск ответов на профессиональные вопросы в практике с опорой на ключевые педагогические знания. Студентам предлагается провести исследование на тему..., представить информационный проект; наполнить содержанием опорную схему информационного блока; проанализировать в микрогруппе одну из данных ситуаций и др. Выполнение разноуровневых заданий этого блока стимулирует сотрудничество с образовательными организациями, общение с учителями и обучающимися как субъектами профессиональной системы.
Качественная подготовка будущих учителей, способных сохранить и приумножить достижения в профессиональной сфере, связана с развитием самостоятельности студентов. Для этого в контекст учебных занятий включен блок самостоятельной работы. Этот компонент занятия может быть достаточно простым, а может потребовать от студента включения механизмов творческого поиска, но главное - то, что этот компонент не сиюминутен и, возможно, только часть выполненного задания будет подготовлена к конкретному учебному занятию. Блок самостоятельной работы нацелен на деятельность, в рамках которой постоянно идет приращение новых идей, сбор информационных материалов, поиск профессионально значимых документов. Среди заданий блока самостоятельной работы выделим:
• составление педагогического словаря понятий темы занятия;
• выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий, написание эссе;
• составление кластера, например, «Практическая готовность педагога»;
• подготовка мини-реферата на тему, например, «Как оптимально изучать личностные характеристики учащихся? »
• создание учебных графических материалов (схем, таблиц, диаграмм, а также презентаций);
• подготовка аннотаций на статьи журналов «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников» и др.;
• проведение мини-исследования по прилагаемым (или выбранным самим студентом) методикам;
• написание синквейна и др.
В качестве инновационного инструмента в преподавании педагогики нами используется потенциал тематического портфолио. Примерные темы рубрик портфолио, предлагаемые студентам:
«Современный учитель: ценностные доминанты профессиональной деятельности»;
«Педагогические способности современного учителя»
«Стратегия и тактика профессиональной деятельности учителя»
«Творческий учитель в современной школе»
«Педагогическая деятельность как объект системного исследования»
«Особенности реализации педагогической деятельности в современном образовании».
Кроме тематического портфолио у студентов-первокурсников есть возможность реализовать идею выполнения учебно-методического портфолио, которое может состоять из разделов: «Педагогический словарь», «Учись учиться или школа жизненного успеха», «Педагогическая диагностика и самодиагностика», «Методические разработки», «Литературно-художественное творчество: стихи, песни, афоризмы, притчи и др.», «Научно исследовательская работа студента (НИРС): рефераты, рецензии, аннотации, микроисследования» и др.
Особенности изучения педагогики будущими учителями позволили нам апробировать такой вариант организации обучения, как событийное образование, подразумевающее включение в образовательный процесс ситуаций, которые «проживаются», анализируются, осознаются студентами как важные в профессиональном и личном смысле. В контексте событийного образования уместно включение коммуникации, игровой деятельности, импровизации, заочных путешествий, групповой работы, проектов и др. Событийное образование в условиях подготовки будущего учителя продолжается в рамках педагогической олимпиады, которая ежегодно проводится для студентов и предусматривает теоретический и творческий туры.
В процессе преподавания педагогики нами используются различные интерактивные технологии, такие, как технология развития критического мышления, проблемное и эвристическое обучение, «мозговой штурм» и его модификации, проблемно-эмоциональное изложение, сократические диалоги, диалектические диспуты и др.
Названные технологии дают будущему учителю возможность выяснить пути овладения школьниками творческими процедурами. Например, в проблемном обучении обращение к таким компонентам, как выдвижение гипотезы, ситуация выбора, сравнение фактов, новый взгляд на привычное явление и другие позволяет обучающимся войти в проблемную педагогическую лабораторию и одновременно требует от учителя профессионального мастерства и развитых творческих способностей. При подготовке педагога к работе в рамках проблемного обучения в образовательном процессе в вузе требуется филигранная работа с каждым элементом системы, что способствует развитию творческого кругозора будущего педагога и формированию новой педагогической действительности.
Эвристическое обучение, как правило, содержит эвристически направленные вопросы и эвристики-рекомендации, гипотетические варианты стратегий и планов решения учебных проблем, творческих задач, процесс развития решения. Это требует от учителя постоянной готовности как поддерживать динамический процесс поиска, так и осуществлять организацию обучающимися вариативно-вероятностного отбора траектории продолжения решения, что предполагает остановку процесса и анализ оперативных моделей решения. Будущий учитель должен овладеть эвристическими приемами, методами решения творческих задач, эвристической организацией поисковой деятельности в целом.
Велик потенциал диалоговой технологии, поскольку он предполагает особую дидактико-коммуникативную среду, на фоне которой осуществляется субъектно-смысловое общение, рефлексия, самореализация личности. Факторами осуществления диалога являются персонализм (личностная направленность) и цельность (гармония между мыслью, чувством и поступком). Для организации диалога будущий учитель должен уметь уяснить роль, состояние и возможность развития личности в диалоговом общении; предъявить содержание, предполагающее неоднозначность понимания, оценок и подходов; включать в диалог личностный опыт как один из путей субъективирования учебного материала.
При анализе технологии диалектического диспута следует указать на развитие таких умений будущего учителя, как способность ставить вопросы в форме парадоксов, а в ответах фиксировать диалектические противоречия в адекватной им форме диалектико-логических противоречий. Эти структуры включают в себя диалектически связанные формулы «и то и
другое (противоположное) одновременно» и «или - или». В результате удается отразить в мышлении как тождество и взаимопереход противоположностей, так и их относительную самостоятельность и определенность. Такой подход к организации образования - эффективный путь создания ситуаций возникновения инновационного процесса.
В процессе проведения учебных занятий по педагогике следует обратить внимание еще на один эпицентр творчества - педагогическую импровизацию. Импровизация - это экспромт, который не возникает на пустом месте, но который связан с мгновенным решением, неожиданной ассоциацией, предшествующим опытом, долгими исканиями. Наивысшей точкой импровизации является инсайт - озарение, вызывающее чувство радости, облегчение, азарт. Импровизации свойственна сиюминутная публичная деятельность, в результате которой создается новая идея, возникают новые отношения. Использование импровизации на учебных занятиях по педагогике может рассматриваться как предпосылка реализации потенциала профессиональных компетенций будущим учителем.
Использование инноваций в преподавании педагогики в современных условиях - это уникальная возможность придать изучению педагогической науки не только новый смысл, но и включить как внутренние, так и внешние ресурсы развития личности в образовании, обогатить педагогический процесс инструментарием, который поможет будущему специалисту в самореализации и формировании индивидуального стиля деятельности. При этом важно соблюдать простые правила организации учебных занятий:
• позитивное отношение к другим людям и самому себе;
• убедительное изложение аргументов, отстаивание своей точки зрения;
• наличие разнообразных точек зрения;
• осмысление позиций оппонентов;
• выработка решения, достижение консенсуса;
• соблюдение правил участия в диалоге (тактичность, гибкость, эмоциональность, убежденность оппонентов) и др.
Таким образом, в системе подготовки будущего учителя принципиальное значение имеет изучение педагогики, которое
призвано формировать у студентов систему компетенций, профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, развивать умения творчески применять их в практической деятельности, вводить будущего учителя в профессиональную сферу.
The article discusses the use of innovation and interactive technologies in teaching pedagogy. The author proposes to apply in practical sessions on pedagogy discussions with students on issues of reproductive and creative character, to use the potential of the portfolio, event education; to provide future teachers of multi-level system of tasks for independent work.
Keywords: innovative teaching pedagogy, interactive technologies, issues and reproductive tasks, problematic and creative nature; education event
Список литературы
1. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
Об авторе
Асташова Н.А. - заведующая кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 57 : 378
ГУМАНИТАРИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
И.Ю. Азизова
Гуманитаризирующие функции отражают особенности функционирования системы методической подготовки студентов-биологов в выработке образовательной стратегии по отношению к личности будущего учителя как компетентного специалиста, субъекта профессиональной педагогической деятельности и духовной культуры.
Ключевые слова: гуманитаризирующие функции системы методической подготовки студентов биологов; гуманитарно-просветительская, культуротворческая, поддерживающая функции.
Гуманистическая ценностная основа современного образования предполагает упрочение системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств личности, в которых доминирует духовная составляющая.
Данное положение затрагивает профессиональное образование, при этом система общекультурных, профессиональных и личностных ценностей специалиста в совокупности определяется как ориентация на ценности науки (как формы духовной культуры человечества), профессиональная добросовестность и нравственная зрелость.
По мнению академика А.П. Беляевой, в отношении профессиональной подготовки естественное соединение технического знания и гуманитарной ориентации может быть достигнуто нацеливанием процесса образования на обладание фундаментальностью, широтой профессионального мышления, духовной доминантой [2]. Аналогичное суждение высказывает в отношении профессионального образования канадский исследователь Б. Ридингс, который рассматривает глубинную связь воплощенного в университете «культурного принципа» (как поступательного движения объективной науки) с духовным и моральным воспитанием (культивацией) субъекта [11, с. 153].
Современный учитель биологии понимает необходимость пересмотра традиционного взгляда на естественные науки (и в частности на биологию), их роли в духовной культуре человечества, придания личностного смысла биологическому знанию.
Поэтому методическая подготовка студентов-биологов должна рассматриваться как комплекс мероприятий, нацеленных на готовность будущего учителя к культуротворчеству в профессиональной деятельности, что обеспечивает обновление ее системных характеристик, важнейшей из которых являются функции.