Научная статья на тему 'Инновационный подход к повышению эффективности использования рабочих мест'

Инновационный подход к повышению эффективности использования рабочих мест Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова А. В., Отставнова Л. А.

Дается анализ состояния и движения основных производственных фондов в целом по экономике и на примере конкретной отрасли – транспорта; рассматриваются типы инноваций и обосновывается необходимость их применения на предприятиях при организации, анализе и реструктуризации. Предлагается внедрение на предприятиях клиринга рабочих мест как инновационного подхода к повышению эффективности их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE WAY TO THE WORKPLACES’ USE EFFICIENCY

This work is the analysis of a condition and movement of the basic production assets as a whole on economy and on an example of concrete branch – transport. The types of innovations are considered and the necessity of their application at the enterprises is proved at organization, analysis and restructuring. The introduction at the enterprises clearing of workplaces as innovative approach to the increase of efficiency of their use is offered here.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к повышению эффективности использования рабочих мест»

\УДК 338.001.76

А.В. Пахомова, Л.А. Отставнова ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Дается анализ состояния и движения основных производственных фондов в целом по экономике и на примере конкретной отрасли - транспорта; рассматриваются типы инноваций и обосновывается необходимость их применения на предприятиях при организации, анализе и реструктуризации. Предлагается внедрение на предприятиях клиринга рабочих мест как инновационного подхода к повышению эффективности их использования.

A.V. Pahomova, L.A. Otstavnova THE INNOVATIVE WAY TO THE WORKPLACES’ USE EFFICIENCY

This work is the analysis of a condition and movement of the basic production assets as a whole on economy and on an example of concrete branch -

transport. The types of innovations are considered and the necessity of their application at the enterprises is proved at organization, analysis and restructuring. The introduction at the enterprises clearing of workplaces as innovative approach to the increase of efficiency of their use is offered here.

Процессы, происходящие в экономике страны с переходом к рынку, влекут за собой большие изменения в характере и механизмах занятости во всех отраслях экономики, в том числе в промышленности, строительстве, на транспорте. Разрушена прежняя, основанная на централизованном планировании, система определения потребности в рабочих местах для предприятий индустриальной сферы, в то время как новые взаимосвязи между спросом и предложением рабочих мест находятся в стадии формирования.

В современной экономической ситуации настоятельной необходимостью становится вывод из хозяйственного оборота устаревшего не только физически, но и морально производственного и технологического оборудования на основе программ санаций, реорганизаций, перепрофилирования устаревших производств. Это требует стимулирования системных инновационных процессов, создания на основе новшеств таких рабочих мест, которые обеспечивают производство конкурентоспособной продукции (услуг).

1. Образование

2. Навыки

3. Способности

4. Характер

Ядро саморазвития

Рис. 1. Ядро саморазвития

Р

Е

З

У

Л

Ь

Т

А

Т

1

П

Р

О

Д

У

К

Т

Ы

Внедрение в экономику предприятия базисных нововведений происходит в так называемом ядре саморазвития производственно-хозяйственной системы, образующегося из вещественной структуры и технологических параметров рабочего места и четырех подсистем: условий труда, экономической, организационной, технической (рис. 1). На ядро саморазвития активно влияет научно-технический прогресс.

Готовность и способность той или иной организации осуществить впервые или воспроизвести (воспринять) нововведение характеризует ее инновационный потенциал, который в любом государстве относят к категории национального достояния.

Формирование новых производств, основанных на отвечающих требованиям научнотехнического прогресса рабочих местах, способствует развитию инновационного бизнеса. Однако реализация этого направления развития экономики предполагает активную инвестиционную деятельность.

Современное же состояние инвестиционной сферы таково, что не позволяет не только создавать новые рабочие места, но и использовать созданный годами производственный потенциал.

Так, загрузка производственных мощностей в настоящее время составляет, по оценкам экспертов, в среднем по промышленности 45-50%. Сокращение объемов производства продукции и услуг не сопровождается соответствующим выводом из эксплуатации устаревших и неэффективных основных фондов, которые остаются на балансе предприятия.

На рис. 2 ярко прослеживается тенденция уменьшения ввода в действие основных фондов по всем отраслям экономики РФ с 1992 г. (3,2%) до 1998 г. (1,1%), затем коэффициент их обновления начинает постепенно расти до 1,7% в 2001 г.

3,

2,

1,

0,

1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

■ Коэффициент ввода основных фондов

□ Коэффициент выбытия основных фондов

Рис. 2. Ввод и выбытие основных фондов в целом по экономике РФ (в % к наличию основных фондов на конец года) [1]

Коэффициент выбытия основных фондов с 1992 по 2001 гг. остается примерно на одном уровне и его среднее значение равно 1,2%.

Нарастающие тенденции старения основных фондов наиболее наглядно представлены на примере конкретной отрасли экономики - транспорта, который выполняет логистическую функцию доставки товара до конечного потребителя (рис. 3).

5-1^

5 5:

5

0-

1,3 1

3

1,1

1,2 1,1 1,1 1,2 0,9

1,4

1,7

Как видно из рис. 3, за анализируемый период коэффициент обновления основных фондов на транспорте снизился в 5,67 раза, а коэффициент выбытия - в 2,17 раза.

■■

г ■■

1,3 1,1 1,2 1 1 1,1 0,9

-Ь/ с 17 Ж 171 У/ ш 0,6 9 0,6 ЗУ

1990

1995

2000

2001

2002

■ Коэффициент ввода основных фондов

□ Коэффициент выбытия основных фондов

Рис. 3. Ввод и выбытие основных фондов организаций транспорта (в % к наличию основных фондов на конец года) [2]

Степень износа основных фондов организаций транспорта варьирует от 20,2% (метрополитены) до 59,8% (железнодорожный транспорт), причем наиболее высокие темпы износа на магистральном виде транспорта - железнодорожном (табл. 1).

Таблица 1

Степень износа основных фондов по крупным и средним организациям транспорта

(на начало года, в %) [2]

Виды транспорта 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Т ранспорт - всего 38,5 47,1 50,7 53,2 57,0

в том числе: - железнодорожный 38,3 50,0 54,1 56,9 59,8

- автомобильный 46,1 54,5 54,0 50,6 48,7

- трамвайный 40,4 59,1 58,8 57,4 57,9

- троллейбусный 39,0 51,0 48,6 45,9 42,0

- морской 48,5 52,6 49,6 48,7 45,3

- внутренний водный 42,4 51,8 56,3 58,1 59,2

- воздушный 58,1 65,0 58,4 53,5 55,9

Старение основных фондов происходит на всех видах транспорта, причем наибольшими темпами на железнодорожном, внутреннем водном, трамвайном. Ввод в действие основных производственных мощностей транспорта за счет нового строительства, расширения и реконструкции сократился за период с 1990 по 2002 гг.: трамвайных путей в 8,45 раза, троллейбусных линий (одиночных) в 4,97 раза, взлетно-посадочных полос с твердым покрытием в 2,11 раза, автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования в 3,2 раза.

Степень износа основных фондов организаций в целом по экономике (табл. 2) с каждым годом все увеличивалась и в 2002 г. составила 47,9%, причем наибольшая степень износа наблюдалась в промышленности (52,9%) и сельском хозяйстве (50,4%). В торговле и общественном питании основные фонды с 1999 г. начинают обновляться, степень их износа снижается с 41,4 до 28,9%. Это объясняется перераспределением в эту отрасль таких основных факторов производства, как труд и капитал, что связано с общей реструктуризацией экономики в результате рыночных преобразований.

Таблица 2

Степень износа основных фондов организаций по отраслям экономики

(на начало года, в %) [2]

Отрасли 1995 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Все основные фонды 38,6 41,9 42,4 45,8 47,9

Из них: - промышленность 46,2 52,9 52,4 51,5 52,9

- сельское хозяйство 37,6 48,8 50,4 50,8 50,4

- строительство 37,0 40,7 44,6 44,7 43,9

- торговля и общепит 33,6 41,4 38,1 32,2 28,9

Сокращение ввода основных фондов не могло не сказаться на подготовке рабочих кадров по различным профессиям, в том числе и на транспорте. Так, в учебных заведениях начального профессионального образования обучалось на транспорте в целом - 182,6 тыс. чел. в 1990 г., 90,6 тыс. чел. в 2002 г.; на железнодорожном транспорте - 26,1 тыс. чел. в

1990 г., 13,1 тыс. чел. в 2002 г.

Среднегодовая (среднесписочная) численность работников организаций сократилась в целом на транспорте с 4908,2 тыс. чел. в 1990 г. до 3377,5 тыс. чел. в 2002 г., на автомобильном транспорте с 2346,8 тыс. чел. до 1091,1 тыс. чел.

Таким образом, сложившаяся ситуация характеризуется существенными количественными изменениями в рабочей силе на транспорте, а также массе применяемых средств производства. Все это обостряет социально-экономические проблемы и требует рассмотрения теоретических и практических аспектов проблемы совершенствования системы рабочих мест, достижения и поддержания сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов. Такое соответствие между рабочими местами и занятыми на них работниками должно строго соблюдаться на всех уровнях, начиная от единичного рабочего места и конкретного работника на участке, в цехе, на предприятии и кончая совокупностью рабочих мест и совокупной рабочей силой в масштабах отрасли, региона, народного хозяйства в целом. Диспропорции в этом соотношении неизбежно ведут к потерям, связанным с недоиспользованием либо людских ресурсов, либо основных производственных фондов, либо тех и других, вместе взятых.

Изучение опыта предприятий, в том числе и транспортных, позволило выявить ряд направлений работы по устранению сложившегося несоответствия между количеством рабочих мест и трудовыми ресурсами. К числу наиболее важных из них относятся:

- совершенствование методологии делового планирования инвестиций в проекты реструктуризации рабочих мест;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ускоренное обновление производственного аппарата за счет быстрой замены малоэффективного оборудования и ликвидации излишних и малоэффективных рабочих мест;

- вытеснение живого труда овеществленным;

- формирование единой системы планирования, учета, аттестации и рационализации рабочих мест.

Перечисленные направления должны базироваться на инновационном подходе, основой которого в период формирования рыночных отношений является множественность источников финансирования и его программно-целевая ориентация.

Инновация же представляет собой результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, современных технологий, внедрение новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т.д.

Инновационный процесс - это совокупность трех основных стадий:

1. Исследования и первое производственное освоение.

2. Развертывание выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения конкретных потребностей потребителей.

3. Производство новшества и его использование конечными потребителями.

Можно выделить три основных типа инноваций: продуктивные, технико-

технологические и организационно-управленческие.

Самым распространенным типом являются продуктивные инновации, характер которых существенно отличается для каждого предприятия. Для одних - это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других - повышение потребительских качеств продукции традиционного профиля с учетом запросов потребителя. На некоторых предприятиях выпуск новой продукции осуществляется без изменения технологии и на существующих рабочих местах без какой-либо модернизации, иногда освоение новой продукции сопровождается внедрением новой технологии и реорганизацией существующей системы рабочих мест, заменой соответствующего оборудования.

Именно производство новой продукции, способной удовлетворить запросы рынка, является ведущим мотивом технологических нововведений с целью повышения конкурентоспособности предприятия за счет улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий.

Технические инновации, то есть модернизация и реорганизация рабочих мест при помощи введения в эксплуатацию нового оборудования, обусловлены как переходом к выпуску новой продукции, так и обновлением физически и морально устаревших основных производственных фондов (физических рабочих мест).

Под физическим рабочим местом мы понимаем зону, оснащенную необходимыми техническими средствами, предназначенными для осуществления трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей.

Под экономическим рабочим местом - совокупность материально-вещественных, экономических и социальных условий обеспечения занятости для одного работника.

Замена основных производственных фондов, как одна из важнейших предпосылок ускоренного обновления производственного аппарата, должна осуществляться в соответствии с нормативными сроками службы. В то же время надо учитывать, что в сложившейся экономической ситуации проведение таких мероприятий мало вероятно для реализации в силу отсутствия необходимого объема инвестиций. Кроме того, необходимо учесть следующие обстоятельства. С одной стороны, обилие незанятых рабочих мест - это тот самый факт, который объективно свидетельствует о реальном существовании данной проблемы, требующей незамедлительного решения. С другой стороны, при отсутствии дополнительных источников трудовых ресурсов проблему дефицита рабочей силы следует перевести в плоскость рационального использования производства и трудового потенциала. А это уже качественный аспект проблемы соответствия рабочих мест и трудовых ресурсов.

В последние годы на фоне сокращения объемов производства наблюдаются незанятые рабочие места, находящиеся в функциональном состоянии. Часть из них не востребована в

данном производстве, на предприятии, но, в то же время, они могли бы послужить базой для производства продукции для других предприятий, входящих в ВПК, ТПК, АПК, комплексные отрасли.

В большинстве случаев технико-технологические инновации не приводят к уменьшению численности работников предприятий. Это можно объяснить тем, что на предприятиях к началу инновационной деятельности сокращать некого в связи с тем, что уже сформировались коллективы с минимальной численностью из-за снижения объемов производства и высокой текучести кадров. Кроме того, нередко новое оборудование устанавливается параллельно со старым, что ведет даже к росту количества рабочих мест и числа рабочей силы.

Нередко освоение новой продукции сопровождается организационно-управленческими инновациями, целью которых является повышение эффективности и совершенствование методов управления производством и персоналом. Они характеризуются организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях руководства предприятием. В качестве управленческих инноваций можно также рассматривать инновации в социально-трудовой сфере: применение новых форм отбора персонала, новых форм найма и контрактов, новых методов оценки работы персонала, новых схем оплаты труда, создание новых структурных подразделений и т.п.

Примером организационно-управленческих инноваций может служить клиринг рабочих мест.

Клиринг (от англ. clear - очищать, вносить ясность) - система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на учете взаимных финансовых требований и обязательств; одна из форм встречной торговли.

В настоящее время почти каждое предприятие имеет вакантные рабочие места, о которых оно сообщает посредникам на рынке труда в заполнении рабочих мест для работодателя и поиске работы для рабочей силы (служба занятости, фирмы по трудоустройству). Для того, чтобы заполнить имеющуюся вакансию, необходимо время, так как далеко не всегда на рынке рабочей силы имеется требуемый работник. Поэтому, пока подыскивается кандидатура для работодателя, рабочее место простаивает, что в условиях рынка крайне нежелательно.

В сложившейся ситуации мы предлагаем использовать инновационный подход к за-полняемости вакантных рабочих мест, который мы назвали «клиринг рабочих мест».

В данном случае «клиринг» - форма встречной заполняемости вакантных рабочих

мест.

Применительно к рабочим местам можно рассматривать клиринг как систему расчетов между предприятиями, реализуемую на основе соглашений между ними о взаимном зачете встречных требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства оказываемых услуг (выполняемых работ). В соглашениях по поводу клиринга рабочих мест, регламентирующих порядок взаимного предоставления рабочих мест, должны указываться их цены, дата предоставления услуг, подробная характеристика рабочего места. По истечении срока клирингового соглашения по рабочим местам может образоваться взаимная задолженность сторон. В этом случае она компенсируется, например, заранее согласованной суммой сальдо или штрафа на основании наличия в соглашении таких обязательных элементов, как объем клиринга, система выравнивания взаимных обязательств и др.

Для реализации клиринговых соглашений между предприятиями необходимы организационные решения:

- правовые акты, регулирующие отношения по поводу клиринга;

- положения о клиринге рабочих мест;

- порядок ведения переговоров о предоставлении рабочих мест;

- погашение взаимных обязательств;

- требования к безопасности технологических процессов и т.д.

Под клирингом рабочих мест мы понимаем процесс заполнения вакантных рабочих мест и трудоустройства высвобождающихся работников самими предприятиями с помощью банка данных (рис. 4).

I ПРЕДПРИЯТИЕ I ПРЕДПРИЯТИЕ

РМ РС < Договор о клиринге РМ РМ РС

В Д Б Р В Д Б Р

"V

Информация о РМ II предприятия для загрузки РМ

Информация

о РМ II предприятия для формирования банка д;

Информация о РМ I предприятия для формирования банка данных

БАНК РМ, предназначенных для клиринга

Информация о РМ

I предприятия для загрузки РМ

Рис. 4. Клиринг рабочих мест: РМ - рабочие места, В - вакантные, Д - действующие,

РС - рабочая сила, Б - безработные, Р -- работающие

Банк данных должен содержать информацию о состоянии вакантных рабочих мест со всеми характеристиками рабочего места (профессиограмма) и перечень требований к будущему работнику. Организовать банк данных для клиринга вакантных рабочих мест можно на базе федеральной государственной службы занятости населения или в созданной вновь организационной структуре. Доступ к этому банку данных должен быть свободным для предприятий всех форм собственности и видов деятельности.

Каждое предприятие, которое в ближайшем будущем собирается сокращать по каким-либо причинам некоторое количество работников, должно будет внимательно изучить банк существующих вакантных рабочих мест и найти в нем такие вакантные рабочие места, которые подходят высвобождаемым работникам и соответствуют их требованиям. На договорной основе в порядке перевода предприятия сами смогут перемещать высвобождающуюся рабочую силу, минуя рынок труда.

Клиринг рабочих мест сократит время простоя оборудования на предприятии, уменьшит время заполняемости вакантных рабочих мест, снизит напряженность на региональном рынке труда. Применение клиринга позволит не тратить время и денежные средства на обучение или переобучение рабочей силы и ввод рабочих мест в эксплуатацию, так как рабочие места высвобождающимся работникам будут предоставлены с учетом их знаний, опыта, навыков и умений.

Значение клиринга рабочих мест для предприятий зависит от степени использования имеющихся производственных мощностей, их состояния, спроса на продукцию и услуги взаимодействующих по поводу клиринга предприятий. Применение клиринга рабочих мест может сочетаться с арендой помещений, оборудования, транспорта. Однако, с нашей точки зрения, клиринг рабочих мест является инновационным способом повышения эффективности именно экономических рабочих мест, так как позволяет максимально использовать пре-

имущества, которыми отличаются производственные ресурсы специализированного предприятия, и тем самым компенсировать дополнительные затраты на содержание рабочих мест, их модернизацию, получая продукцию, ценную для участников клирингового соглашения и необходимую для удовлетворения потребностей рынка.

Использование производственных мощностей и рабочих мест на основе клиринга как результат дифференциации условий и особенностей функционирования предприятий может стать инновационным подходом, новым явлением на отечественных предприятиях.

Клиринг рабочих мест является одним из инновационных подходов к решению задачи усиления социальной направленности промышленности на региональном уровне, которое достигается триединым путем:

1. Развитие легкой и пищевой промышленности.

2. Расширение выпуска предметов потребления для населения в отраслях тяжелой индустрии.

3. Конверсия военного производства и переориентация ряда оборонных предприятий на выпуск продукции гражданского назначения.

Таким образом, реализация этих направлений позволит использовать производственные мощности, высвобождающиеся в процессе реструктуризации, конверсии предприятий, позволит ориентировать их на выпуск потребительских товаров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия в цифрах, 2002: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. 398 с.

2. Транспорт в России: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2003. 182 с.

3. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2002. 690 с.

Пахомова Алла Викторовна -

кандидат экономических наук,

профессор кафедры «Экономика и управление на автотранспорте»

Саратовского государственного технического университета

Отставнова Лилия Алексеевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и учения» Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.