Научная статья на тему 'Инновационный подход к подготовке специалистов в области охраны труда'

Инновационный подход к подготовке специалистов в области охраны труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ОБУЧЕНИЕ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И АУДИТА УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Е. В., Калатози В. В., Лубенская О. А.

На основе анализа существующей системы обучения охране труда выявлены критические моменты процессов обучения и проверки знаний требований охраны труда. Разработан учебный курс, основанный на прогрессивных методах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к подготовке специалистов в области охраны труда»

Климова Е. В., канд. техн. наук, доц., Калатози В. В., канд. техн. наук, доц., Лубенская О. А., ст. преп.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

[email protected]

На основе анализа существующей системы обучения охране труда выявлены критические моменты процессов обучения и проверки знаний требований охраны труда. Разработан учебный курс, основанный на прогрессивных методах обучения.

Ключевые слова: охрана труда, обучение, культура безопасности жизнедеятельности, учебный центр, система мониторинга и аудита условий и охраны труда.

В настоящее время, в связи с интенсивным развитием промышленности и возрастающими энергетическими потоками в производстве веществ и материалов возрастает количество чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. По оценкам специалистов ежегодный не восполняемый совокупный материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ежегодно может составлять 10-15 % валового внутреннего дохода [1]. Поэтому, особую актуальность приобретают вопросы организации работ по улучшения условий труда и профилактики производственного травматизма.

Основной причиной (80-90 %) возникновения техногенных аварий является человеческий фактор [1], а именно возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причинами такого поведения человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки. Особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения. Чтобы минимизировать данную причину, необходимо повышение культуры безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасного мышления должно осуществляться на общественно-государственном уровне, как система социальных и государственных приоритетов с точки зрения личной и общественной безопасности. Государственная политика в этой области должна осуществляться с учетом природных, политико-экономических и других особенностей регионов.

Составляющими культуры безопасности жизнедеятельности должны являться обучение,

воспитание, морально-психологическая подготовка, пропаганда и информирование населения по вопросам охраны труда, экологии и защиты от чрезвычайных ситуаций. То есть привитие правил безопасного поведения в условиях воздействия спектра всех возможных опасностей, угроз и вызовов современного мира [2]. Основным элементом формирования безопасного мышления является системный подход в обучении специалистов по охране труда.

В настоящее время в соответствии со ст. 212, 225 Трудового Кодекса РФ [3] обучение по охране труда является основным элементом в системе управления охраной труда и обязывает региональные власти организовать на территории субъекта Российской Федерации специализированные центры обучения. Также, в рамках этого документа в Белгородской области принято постановление правительства области от 28 февраля 2011 года №72-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Белгородской области на 2011-2015 годы» [4], согласно которому задачей учебных центров является передача работникам организаций новых, системных знаний в соответствующей отрасли и адаптация этих знаний на практике.

До недавнего времени процесс подготовки специалистов по охране труда практически не контролировался государством, что повлекло создание большого количества обучающих организаций, часто не располагающих необходимой материально-технической базой и квалифицированным педагогическим составом. Процесс обучения в таких организациях осуществлялся формально, то есть путем пассивного изложения преподавателем материала группе слушателей. Проверка качества знаний слушателей зачастую отсутствовала, а значит процесс обучения должного эффекта на достигал [5].

Однако, охрана труда особая дисциплина: ошибки и недоработки по причине некачествен-

ного обучения и недостоверной информации приводят к очень тяжелым последствиям, что подтверждается статистикой [6-7]. Поэтому прежде чем осуществлять какое-либо обучение, необходимо продумать ряд ключевых моментов, которые во многом определяют его эффективность. Любое обучение можно представить в виде циклической самосовершенствующейся модели, которая включает анализ потребностей в обучении, определение его целей, постановку учебных задач, выбор стратегии и средств, реализацию обучения, оценку эффективности обучения. Иными словами, приступая к обучению необходимо четко представлять кого, чему и зачем необходимо обучать и какие методы необходимо использовать, учитывая поставленные задачи. Важно так же заранее разработать систему проверки и оценки эффективности полученных знаний.

Основной целью обучения в области охраны труда является формирование безопасного поведения работника на рабочем месте, воспитание чувства опасности, осознания необходимости использования безопасных приемов работы и элементарных навыков оценки рисков.

Достижение поставленной цели методичным внушением на лекциях положений инструкций и нормативных актов невозможно. На передовых предприятиях эту задачу решают с помощью специальных поведенческих тренингов, моделирования ситуаций, использования различных технологий имитаций, рассмотрения конкретных примеров. Для организации обучения часто привлекаются профессиональные преподаватели, которые работают совместно с техническими специалистами предприятий. Чрезвычайно важную роль играет выбор подходящих методик и средств обучения, направленных на усиление процесса восприятия знаний. В настоящее время существуют современные методы обучения, учитывающие специфику отрасли промышленности и обучаемого персонала [8,

9].

Мы считаем эффективной обучающую методику подготовки специалистов по охране труда, позволяющую сформировать мотивированную рефлексию, т.е. тот самый импульс, который заставляет работника осознать, что рабочее место на самом деле не просто набор инструментов и оборудования, а источник широкого спектра опасностей, которые могут создать большие проблемы для его здоровья и жизни и позволит предотвратить развитие чрезвычайной ситуации.

Предлагаемая комплексная методика обучения основана на учете:

- категории (базовой подготовке) обучаемого персонала;

- индивидуализации обучения, т. е. разделении слушателей по типам восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестики, дигиталы);

- степени восприятия информации;

- содержательности преподавателя.

Известно, что, процесс запоминания-

восприятия человеком новой информации выражается как обратно пропорциональная зависимость квадрата логарифма времени, т.е. через 9 часов в памяти остается 1/3 часть информации, а через месяц - всего 10 % [9]. Такая низкая эффективность восприятия для формирования безопасного мышления не допустима. Поэтому эффективность степени восприятия необходимо обеспечивать использованием различных способов подачи материала (лекции с наглядными пособиями, работа с нормативными материалами и инструкциями, упражнения, разбор конкретных ситуаций, тренинги).

Времена бесконечных лекций уходят в прошлое, на смену им приходят методики, ориентированные на мотивацию и вовлеченность всех слушателей, интерактивное взаимодействие обучающегося и преподавателя, активные методы организации работы слушателей. Содержательность преподавателя складывается из показателей отражающих теоретические знания и практические навыки. Практика свидетельствует, что зачастую хорошие учебные материалы становятся неэффективными из-за неадекватного преподавания. А именно от того, как организовано и проводится обучение, как преподаватель работает с аудиторией, насколько он способен поддерживать мотивацию и заинтересованность слушателей, во многом зависят результаты обучения. Его успех определяется не пассивным восприятием информации слушателями, а их интересом к участию в обучении, осознанным использованием полученных навыков на практике.

Для достижения этой цели в рамках реализации проекта «Техносферная безопасность и охрана труда в технологиях высокоэнергетических веществ и материалов» по заданию Министерства образования и науки РФ (номер государственной регистрации НИР 01201256917) в Региональном учебно-методическом центре по охране труда Белгородского государственного технологического университета был разработан специализированный учебный курс, ориентированный на подготовку высококвалифицированных кадров обеспечения охраны труда. Структура используемых в данном учебном курсе методов представлена на рис. 1

Рис. 1. Схема методов, используемых при обучении охране труда в Региональном учебно-методическом центре по охране труда

При обучении активно используется разработанная преподавателями кафедры безопасности жизнедеятельности система мониторинга и аудита условий и охраны труда по предприятиям Белгородской области [6, 7].

Разработка и внедрение прогрессивной системы обучения позволит обучающим организациям значительно повысить качество обучения охране труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Добровольский В. С., Радоуцкий В. Ю. Культура безопасности жизнедеятельности -функциональная основа системы обеспечения безопасности и устойчивого развития Российской Федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. № 2. С. 161-164.

2. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности / Д. Е. Егоров, В. С. Добровольский, Н. Н. Северин, В. Ю. Радоуцкий // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. № 2. С. 175-178.

3. Трудовой кодекс РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (ред. от 29.12.2012 г.).

4. Постановление правительства Белгородской области № 72-пп от 28.02.11 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Белгородской области на 2011 - 2015 годы»».

5. Клесова С. В. Экспертная оценка эффективности методов обучения по охране труда // Молодой ученый. 2012. №4. С. 354-357.

6. Семейкин А. Ю., Хомченко Ю. В. Система мониторинга и аудита состояния условий и охраны труда в Белгородской области // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности» (http://ipb.mos.ru/ttb) Выпуск № 5 (45) - декабрь 2012 г.

7. Семейкин А. Ю., Хомченко Ю. В. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов по направлению «Техносферная безопасность» за счет внедрения в учебный процесс автоматизированных систем мониторинга условий труда // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6; URL: www.science-education.ru/106-7397 (дата обращения: 19.02.2013).

8. Баранов Ю. Н. Использование инновационных разработок для обучения работников требованиям охраны труда с целью снижения травматизма в животноводстве / Ю. Н. Баранов, А. Л. Кузнецов, А. И. Пантюхин // Ученые записки ОГУ. № 3 (33). 2009 г. С. 233-237.

9. Яговкин Г.Н. Автоматизированный комплекс обучения правилам и нормам охраны труда руководителей и специалистов АО, РНУ, НПС и др. Организаций системы транспорта нефти / Г.Н. Яговкин, Н.Г. Яговкин. - Самара: СамГТУ. 1995. 12 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.