Научная статья на тему 'Инновационный подход к определению новой парадигмы образования в постиндустриальный период развития общества'

Инновационный подход к определению новой парадигмы образования в постиндустриальный период развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисцына Наталья Николаевна

The article considers prerequisites for the society's transition to a new phase of development and substantiates the innovation approach to the role and part of education in the post-industrial period of the society development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к определению новой парадигмы образования в постиндустриальный период развития общества»

УДК 338(470)

АНИСЦЫНА Наталья Николаевна, заместитель директора по дополнительному образованию и внебюджетной деятельности Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор трех научных публикаций, в т.ч. учебно-методического пособия

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Постиндустриальное общество, инновационная экономика, трансферт технологий

Совершив научно-техническую революцию -овладев новыми видами энергии, разработав материалы с программируемыми устройствами, создав сверхскоростной транспорт, завоевав космос - индустриальное общество осознало сложную проблему: развитие стран с мощной техникой и технологиями, сбалансированными энергетическими и природными ресурсами исчерпывает свой потенциал.

В конце XX века стало понятно, что, поскольку запасы полезных ископаемых и экологических ресурсов планеты не безграничны, необходимо изыскивать альтернативные ресурсы, которые можно было бы использовать на постоянно возобновляющейся основе. Поиск новой научной парадигмы устройства мира служит предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с совершенствованием процессов генерации знаний и использования их в качестве основного ресурса экономического развития. Началом становления этой фазы можно условно считать

середину XX века, когда был изобретен первый компьютер.

Новую фазу развития общества называют «постиндустриальной». Ее характеризует стратегическое развитие национального хозяйства, неразрывно связанное с экономикой знаний. Именно знания в форме идей, научных концепций, различных инноваций становятся движущей силой современной экономики.

Став реальным ресурсом постиндустриального общества, знания поляризовали его по ранее неизвестным линиям и кардинально изменили весь механизм воспроизводства. Если в условиях индустриального общества полезные ископаемые, готовая продукция продаются в другие страны, то страну-производителя они покидают навсегда. Субъект же, генерирующий новые знания, напротив, не истощает свои способности, свои ресурсы, а развивает их. Знания, воплощенные в технологии, можно продать сколько угодно раз, и это не уменьшит возможности их создателей и далее пользоваться ими.

Изменение роли информации и знаний в современном экономическом развитии, ключевое их значение для экономики постиндустриального периода нашли отражение, в частности, в развиваемой Д. Беллом и его последователями информационной теории стоимости. Д. Белл отметил, что «в то время как экономисты обычно в качестве основных параметров продолжают использовать землю, труд и капитал и лишь некоторые из них дополняют эту триаду такими переменными, как деловая инициатива, предприимчивость и т.п., социальная реальность принципиально меняется»1. В связи с этим старая парадигма трудовой теории стоимости, которая не учитывает фундаментальной роли информации и знаний в экономике, должна быть заменена новой, основанной на базе информационной теории стоимости.

Постиндустриальное общество является обществом информации и знаний. Знания являются основой любого общества, но в постиндустриальном существенным является изменение характера самих знаний. Д. Белл, в частности, писал об этом так: «Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретений или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знания, а не труд, выступают источником стоимости». Таким образом, информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактом», который лежит в основе экономического развития.

В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основе которых затем формируются новые технологии производства и способы их потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. Таким образом, формируется инновационная экономика, в которой наука превращается в генератор «человеческого потенциала». В свою очередь, образование становится основной формой развития этого потенциала, поскольку благодаря ему осуществляется расширенное воспроизводство этого самого человеческого потенциала.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития общества.

Постепенное выдвижение на первый план общественной жизни сферы образования во второй половине XX века нашло отражение в бурном развитии этой сферы за последние десятилетия. Оно выразилось, в частности, в том, что за три послевоенные десятилетия в системе образования в мире обучалось столько учащихся, сколько их не было за всю предыдущую историю.

Однако отмеченные значительные достижения в развитии образования второй половины XX века не отражают полной картины состояния сферы образования в современном мире. Экспоненциальное ее развитие, принявшее характер «образовательного взрыва», «образовательной революции», сопровождалось обострением различных проблем в этой сфере, которое уже в 60-е годы было осмыслено как мировой кризис образования, проявляющийся:

• в обострении проблем доступа к образованию,

• в эффективности и производительности образовательной системы,

• в эффективности финансирования и управления,

• в эффективности слияния с промышленным сектором и бизнесом.

В современной экономике складываются новые тенденции - формируется новая роль знаний как одного из основных двигателей экономического развития, что способствует «образованию без границ» и появлению новых поставщиков высшего образования, новых методов предоставления услуг и схем организации обучения.

Именно эти предпосылки позволили отразить все нововведения в современном пони-

Анисцына Н.Н. Инновационный подход к определению новой парадигмы образования.

мании смысла образования в определении «инновационное образование».

Часто пользуясь словосочетанием «инновационное образование», мы лишь приблизительно понимаем смысл этого выражения. В чем же суть инновационного процесса в образовании в России? - Осветить полностью этот вопрос не представляется возможным в рамках статьи, так как он охватывает все уровни образования, начиная с начального. Мы же остановимся на роли высших учебных заведений в развитии инновационной экономики в России.

1. Традиционная роль университетов как научно-исследовательских центров, создающих новое знание и разрабатывающих на его основе новые технологии.

2. Роль университетов как инновационных центров, способствующих трансферту новых технологий от стадии научной разработки до, по крайней мере, начальных этапов их технологического оформления и передачи на стадию промышленных испытаний.

3. Подготовка высокопрофессиональных кадров для функционирования всей цепочки создания и трансферта инновационных технологий от разработчиков до специалистов промышленных предприятий.

Первое направление не требует комментариев. Остановимся подробнее на двух последних.

В современном мире в основе богатства и успеха лежит идея, которую при определенных условиях можно воплотить в материальные ценности2. Процветание производства и стран с развитой наукоемкой экономикой зависит не только от высокоразвитой и эффективной науки, но и от быстрого и эффективного трансферта технологий (их передачи, продажи или обмена), то есть от инновационного менеджмента: налаженной системы реализации созданной разработчиками интеллектуальной продукции. Сегодня главный вопрос, связанный с новыми технологиями, не в том, «как это сделать», а в том, «кому это нужно» или «как это продать».

Интеллектуальный продукт служит сырьем для информационного века, так же как энергетический продукт был таковым для индустриального века. В связи с этим эффективная коммерциализация достижений науки и технологии -ключ к политическому и экономическому могуществу и высокому качеству жизни, то есть суть инновационной экономики, экономики, основанной на знаниях.

Примечания

1 Bell D. The Social Framework of Information Society // The Computer Age: A Twenty Year View. L., 1981.

2 См., напр.: Степанова Т.С. Закономерности экономики, основанной на знаниях. М., 2005.

Anistsina Natalia

INNOVATION APPROACH TO DEFINING A NEW EDUCATION PARADIGM IN THE POST-INDUSTRIAL PERIOD OF THE SOCIETY DEVELOPMENT

The article considers prerequisites for the society’s transition to a new phase of development and substantiates the innovation approach to the role and part of education in the post-industrial period of the society development.

Рецензент - Степанова В.В., доктор экономических наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.