Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ" С ОТРАБОТКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИГРЫ "ПО СЛЕДАМ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ"'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ" С ОТРАБОТКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИГРЫ "ПО СЛЕДАМ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА / ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болотова И.А., Задорожная Н.А., Дубкова Н.В.

Статья посвящена оценке результатов проведения командно-ролевой игры с элементами импровизации, моделированием ситуаций и отработке навыков по оказанию первой помощи при неотложных состояниях. В процессе подготовки бакалавров по направлению 49.03.01 «Физическая культура» одной из формируемых компетенций является ОПК - 7. Актуальный и значимый вопрос, входящий в данную компетенцию - это обучение студентов навыкам оказания первой помощи в экстренной ситуации. Целью исследования являлась разработка варианта игровой технологии с элементами импровизации, моделированием ситуаций, облегчающей изучение дисциплины «Основы Медицинских Знаний» и отработка студентами навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях. В статье отражены результаты исследования, проведенные с участием студентов вузов разных специализаций. Студенты формировались в команды, согласно образовательным организациям и факультетам. В команде было по 6 человек. Для каждой команды были смоделированы соответствующие ситуации, в которых студенты должны были продемонстрировать навыки оказания первой помощи. Выявлены основные типовые ошибки допускаемые студентами при оказании первой помощи. По результатам сделаны выводы, что подобные соревнования дают возможность повысить качество образования, уровень подготовки кадров в области физической культуры и спорта с учетом требований национальной системы квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болотова И.А., Задорожная Н.А., Дубкова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TOWARDS STUDYING OF THE DISCIPLINE "MEDICAL KNOWLEDGE BASIC FOUNDATIONS", WITH THE PROFESSIONAL COMPETITIONS FINE-TUNING BY THE RESULTS OF THE PERFORMED MILITARY-PATRIOTIC GAME "FOLLOWING THE STEPS OF THE PARTISANS DETACHMENTS"

The article is devoted to the estimation of the results of the performed role-playing game, which includes the elements of improvisation, the situation designing and the development of the practical skills to provide the first aid in the urgent state. During the process of the bachelor training in the area 49.03.01 “Physical Training” OPK-7 is one of the developed competences. The most topical problem of today in question is the students teaching to provide the first aid in an emergency. The aim of this investigation is to elaborate the variant of the playing technology with the improvisation elements and the situation designing helping the students to obtain the discipline “Medical Knowledge Basic Foundation” and to make students use their skills providing the initial care in the urgent situation. The article shows the investigation results prosecuted with the students of some higher schools and of different specializations. The participants were organized according to their educational entities and faculties. Every crew contained 6 members. Every group was given the special situation due to which the students had to show their ability to render the first aid. Several typical mistakes made by the students were brought to light. According to the result we’ve come to the conclusion: these competitions give the possibility to improve the education quality and the level of the personnel training in the area of the physical education and spots with a glance at the national education demands.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ" С ОТРАБОТКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИГРЫ "ПО СЛЕДАМ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ"»

4. Platonov, V.N. (2019), Motor qualities and physical training of athletes, Sport, Moscow.

5. Tikhonov, V.F. (2021), "Biomechanical analysis of criteria of kettlebell lifting technique "jerk of two kettlebells on a long cycle", Modern Science-Intensive Technologies, No. 5, pp. 226-231.

Контактная информация: belyaevis92@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.08.2022

УДК 371.384.3

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» С ОТРАБОТКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ПО СЛЕДАМ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ»

Ирина Александровна Болотова, старший преподаватель, Наталья Александровна За-дорожная, доктор медицинских наук, профессор, Надежда Владимировна Дубкова, кандидат медицинских наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена оценке результатов проведения командно-ролевой игры с элементами импровизации, моделированием ситуаций и отработке навыков по оказанию первой помощи при неотложных состояниях. В процессе подготовки бакалавров по направлению 49.03.01 «Физическая культура» одной из формируемых компетенций является ОПК - 7. Актуальный и значимый вопрос, входящий в данную компетенцию - это обучение студентов навыкам оказания первой помощи в экстренной ситуации. Целью исследования являлась разработка варианта игровой технологии с элементами импровизации, моделированием ситуаций, облегчающей изучение дисциплины «Основы Медицинских Знаний» и отработка студентами навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях. В статье отражены результаты исследования, проведенные с участием студентов вузов разных специализаций. Студенты формировались в команды, согласно образовательным организациям и факультетам. В команде было по 6 человек. Для каждой команды были смоделированы соответствующие ситуации, в которых студенты должны были продемонстрировать навыки оказания первой помощи. Выявлены основные типовые ошибки допускаемые студентами при оказании первой помощи. По результатам сделаны выводы, что подобные соревнования дают возможность повысить качество образования, уровень подготовки кадров в области физической культуры и спорта с учетом требований национальной системы квалификаций.

Ключевые слова: неотложные состояния, инновационное образование, военно-патриотическая игра, первая помощь, практические навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p34-37

INNOVATIVE APPROACH TOWARDS STUDYING OF THE DISCIPLINE "MEDICAL KNOWLEDGE BASIC FOUNDATIONS", WITH THE PROFESSIONAL COMPETITIONS FINE-TUNING BY THE RESULTS OF THE PERFORMED MILITARY-PATRIOTIC GAME "FOLLOWING THE STEPS OF THE PARTISANS

DETACHMENTS"

Irina Aleksandrovna Bolotova, the senior teacher, Natalya Aleksandrovna Zadorozhaya, the

doctor of medical sciences, professor, Nadezhda Vladimirovna Dubkova, the candidate of medical sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. Petersburg

Abstract

The article is devoted to the estimation of the results of the performed role-playing game, which includes the elements of improvisation, the situation designing and the development of the practical skills to provide the first aid in the urgent state. During the process of the bachelor training in the area 49.03.01

"Physical Training" OPK-7 is one of the developed competences. The most topical problem of today in question is the students teaching to provide the first aid in an emergency. The aim of this investigation is to elaborate the variant of the playing technology with the improvisation elements and the situation designing helping the students to obtain the discipline "Medical Knowledge Basic Foundation" and to make students use their skills providing the initial care in the urgent situation. The article shows the investigation results prosecuted with the students of some higher schools and of different specializations. The participants were organized according to their educational entities and faculties. Every crew contained 6 members. Every group was given the special situation due to which the students had to show their ability to render the first aid. Several typical mistakes made by the students were brought to light. According to the result we've come to the conclusion: these competitions give the possibility to improve the education quality and the level of the personnel training in the area of the physical education and spots with a glance at the national education demands.

Keywords: medical knowledge basic foundation, urgent state, innovation education, military patriotic game, the first aid (the initial care), practical skills.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» - Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта осуществляется реализация ФГОС ВО (3++). В процессе подготовки специалиста формируется общепрофессиональная компетенция ОПК-7 - способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь.

Первая помощь (I III) - это особый вид помощи пострадавшим при травмах, ранениях, отравлениях и других неотложных состояниях, оказываемый лицами, как правило, не имеющими медицинского образования, без применения лекарств и проведения медицинских манипуляций до прибытия специалистов скорой медицинской помощи [1]. Обучение первой помощи, как правило, сводится к изучению теоретического материала, а зачет к теоретическому тестированию. Для того чтобы человек мог правильно и эффективно действовать в экстренной ситуации, необходимо практиковать определенные навыки и умения, в игровой форме вовлекать обучающихся в моделируемую ситуацию.

Дисциплина - основы медицинских знаний - одна из наиболее важных базовых дисциплин для специалистов по физической культуре и спорту. Знания, умения и навыки по оказанию первой помощи входят в трудовые функции и профессиональные компетенции педагогов, инструкторов и тренеров. Инновационное образование дает возможность получить объем знаний достаточный для формирования ключевых профессиональных компетенций в области медицинских знаний.

Цель исследования - разработка варианта игровой технологии с элементами импровизации, моделированием ситуаций, облегчающей изучение дисциплины «Основы Медицинских Знаний» и отработка студентами навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

31 мая на базе учебно-тренировочного центра «Кавголово» НГУ им. П.Ф. Лесгафта прошли финальные межвузовские соревнования открытого весеннего фестиваля спорта, здоровья и ГТО, посвященного 74 годовщине победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. В спортивно-патриотической игре «По следам партизанских отрядов» среди 9 команд-участников наравне со студентами НГУ им. П.Ф. Лесгафта впервые соревновались представители вузов-гостей фестиваля: РГПУ им. А.И. Герцена, НМИЦ им. В.А. Алмазова и ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.

Командные игры формируют у участников чувство товарищества, взаимовыручки, ответственности, коллективизма. Для отработки навыков оказания первой помощи были организованны две станции.

На первой станции в полевых условиях студентам было необходимо оказать первую помощь при пулевом ранении правого плеча, а на второй - при закрытом переломе правой

голени.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соревновании принимали участие команды из 6 человек, что является наиболее целесообразным для удобства отработки практических и теоретических навыков. Все студенты, участвовавшие в соревновании, заканчивали обучение на втором курсе, за исключением команды ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, которые заканчивали первый курс.

Для представленных команд была смоделирована ситуация по оказанию первой помощи при пулевом ранении правого плеча и при закрытом переломе правой голени состоящая из теоретической и практической части. Суммарная оценка складывалась из 5 баллов за теоретическое и 5 баллов за практическое задание.

На первой станции студенты должны были перечислить признаки пулевого ранения. Акцентировалось внимание на форму и наличие дефекта, размер дефекта, особенности краев дефекта входного и выходного отверстия раны.

А затем оказать первую помощь, для чего было необходимо провести дезинфекцию раны, используя на выбор предложенные препараты - перекись водорода, хлоргексидина биглюканат, йод, зеленку, - наложить циркулярную повязку и провести иммобилизацию правого плеча с помощью повязки-косынки.

На второй же станции студенты были должны оказать первую помощь при закрытом переломе правой голени. Практическое задание предварял теоретический алгоритм, в ходе которого требовалось перечислить признаки закрытого перелома нижних конечностей. Основными признаками закрытого перелома больше- и малоберцовых костей являются:

• интенсивная боль при нагрузке на конечность, при движении;

• деформация ноги в месте перелома и отек;

• наличие раны, часто с кровотечением,

• потеря двигательной и опорной функции конечности,

• укорочение конечности,

• патологическая подвижность кости,

• при надавливании костная крепитация,

• прощупывание под кожей костных отломков.

И в заключение командных состязаний студенты проводили иммобилизацию нижней конечности, используя шину Крамера.

Таблица - Сводная таблица комплексной оценки знаний по оказанию первой помощи при неотложных состояниях (теоретические и практические навыки)_

Команда Кол-во участников Теоретическая часть (балл) Практическая часть (балл) Итоговые баллы

ФЗиР 6 5 5 10

ФЛОВС1 6 5 4 9

ФЛОВС 2 6 3 3 6

ФЗОВС 1 6 4 4 8

ФЗОВС 2 6 3 3 6

РГПУ им. А.И. Герцена 6 4 3 7

НМИЦ им. В.А Алмазова 6 4 3 7

ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова 6 3 4 7

АФК 6 3 4 7

По результатам командных состязаний: 1 место заняла - команда факультета здоровья и реабилитологии (ФЗиР); 2 - команда факультета летних олимпийских видов спорта (ФЛОВС 1); 3 место - команда факультета зимних олимпийских видов спорта (ФЗОВС 1).

При выполнении студентами алгоритма неотложной помощи были допущены следующие ошибки:

1. Не были названы все признаки пулевого ранения и закрытого перелома больше-и малоберцовых костей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.