DOI: http://dx.doi.org/10.20534/ELBLS-17-1-84-86
Shek Dmitrii Leonidovich, E-mail: [email protected] Akhuba Liia Georgievna, E-mail: [email protected] Tigai Zhanna Gennadievna, E-mail: [email protected] Kostcova Nadezhda Grigorievna, Peoples' Friendship University of Russia, Simulation Training Centre E-mail: [email protected]
The impact of team training on the quality of emergency care skills
Abstract: the success of the CPR depends on the coordinated work of all medical personnel. During emergency treatment, the positive outcome totally depends from the work of team leader. Education of team interaction skills improves performance of extended cardiopulmonary resuscitation provision.
Keywords: team training, simulation medicine, emergency aid.
Шек Дмитрий Леонидович, E-mail: [email protected] Ахуба Лия Георгиевна, E-mail: [email protected] Тигай Жанна Геннадьевна, E-mail: [email protected] Косцова Надежда Григорьевна, Российский Университет Дружбы народов Центр симуляционного обучения E-mail: [email protected]
Влияние командного тренинга на качество выполнения навыков неотложной помощи
Аннотация: успешное проведение сердечно-легочной реанимации зависит от слаженной работы всего медицинского персонала. Во время оказания неотложной помощи на положительный исход пациента влияют компетенция лидера команды. Обучение навыкам командного взаимодействия способствует улучшению производительности оказания расширенной сердечно-легочной реанимации.
Ключевые слова: командный симуляционный тренинг, реанимационные навыки.
Актуальность: очевидными условиями успеш- не только от конкретных знаний и умений отдельного
ности оказания неотложной помощи в клинической врача, но и от слаженной работы всего медицинского
практике являются ее компетентность, своевремен- персонала [1; 2]. Многочисленные исследования по-
ность и преемственность, а при проведении сердечно- казали, что во время оказания неотложной помощи
легочной реанимации несоблюдение любого из них на положительный исход пациента влияют не только
приводит к фатальным последствиям. Успешное знания и компетенция членов команды, но и компе-
проведение сердечно-легочной реанимации зависит тенция лидера команды [3-5]. Структурный подход
The impact of team training on the quality of emergency care skills
в командном методе работы особо важен при оказании экстренной медицинской помощи, когда нет возможности решать все необходимые задачи одновременно.
Цель исследования: изучение эффективности модуля индивидуального первичного реанимационного обучения и группового у 12 студентов старших курсов медицинского факультета на качество выполнения навыков сердечно-легочной реанимации в соответствии с международно-стандартизованными протоколами.
Материалы и методы: до начала обучения было проведено анонимное анкетирование, затем обучение по модулю внезапная остановка сердца с изучением протокола расширенной сердечно-легочной реанимации (European Resuscitation Council) с последующим обучением командной технологии (Team-based Learning) в симулированных условиях. Сравнивали зачетные результаты обучения на 6-ти часовых тренингах, полученные на симуляционном роботизированном комплексе RODAM (Южная Корея) после обретения индивидуальных и групповых реанимационных навыков. Результаты обучения оценивали по 10-ти бальной системе, включающей критерии скорости и качества достижения целевых параметров жизнедеятельности робота при работе с тематическими клиническими сценариями, предусматривающими оценку возможной «гибели» робота в 0 баллов. Каждый из обучающихся сдавал индивидуальный зачет и принимал участие в командной работе в составе своей подгруппы. Командная работа лидера оценивалась по показателям: затраченное время на выполнение симуляции до достижения результата, выполнение алгоритма ALS (Европейского Совета по реанимации 2010 года), скорости и адекватности команд лидера. Статистический анализ проводили с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 7.0 для Windows. Данные представлены в виде M+SD, где M — среднее значение, SD — стандартное отклонение среднего значения. Для сравнения частот признаков и качественных переменных пользовались критерием хи- квадрат (х2). Оценку достоверности различий между группами проводили при помощи непараметрического критерия Мана-Уитни, различия в одной группе в разных точках — по критерию Вилкок-сона. Результаты считали достоверно значимыми при значениях двустороннего (р < 0,05).
Результаты: по данным проведенного анкетирования 95% опрошенных считают, что все члены команды имеют единую цель, 67% — команда имеет лидера, который должен в случае необходимости уметь быстро принять решение и распределить обязанности между всеми членами команды, 56% считают необходимым готовность лидера к разным вариантам развития ситуации.
Впоследствии была проанализирована роль человеческого фактора для выполнения высококачественной сердечно-легочной реанимации в соответствии с международно-стандартизованными протоколами. Особое внимание во время командных занятий уделяли спонтанному и специальному разделению ролей в ходе реанимационных мероприятий. По результатам непосредственного тестирования все обучающиеся усвоили индивидуальные реанимационные навыки на уровне 6-8 зачетных баллов. Тестирование командного взаимодействия в подгруппах: с определенным лидером и спонтанно выявленным лидером выявило недостоверное увеличение уровня освоения навыков. При анализе навыков командного реанимационного взаимодействия выявлены следующие результаты: в команде с определенным лидером и спонтанно выявленным лидером отмечаются достоверно значимое уменьшение времени, затраченное на выполнение симуляции до достижения результата 15,7±3,09 минут, 16,9±4,09 минут против 27±5,09 минут в команде без лидера (Р<0,05), строгое выполнение алгоритма ALS отмечалось только в группе с определенным лидером (х2 =11,7, Р<0,01) по сравнению с командой без лидера, и с командой со спонтанным лидером. При анализе скорости и адекватности команд лидера, этот критерий был достоверно выше в подгруппе с определенным лидером (х2 =8,96, Р<0,05) по сравнению с командой со спонтанным лидером и командой без лидера.
Выводы: данные результаты показывают, что обучение модулю по расширенной реанимации необходимо сочетать с отработкой навыков командного взаимодействия, причем обучение командному взаимодействию улучшает производительность оказания реанимационных пособий, за счет строгого соблюдения алгоритма ALS, повышения качества, быстроты, адекватности команд лидера.
1.
2.
Список литературы:
Tschan F., Semmer N.K., Hunziker S., Kolbe M., Jenni N., Marsch S.U. Leadership in different resuscitation situations. Trends Anaesth Crit Care. - 2014. - 4: 32-6.
Fernandez Castelao E., Russo S. G., Riethmüller M., Boos M. Effects ofteam coordination during cardiopulmonary resuscitation: A systematic review of the literature. J. Crit Care. - 2013. - 28: 504-21.
3. Hunziker S., Tschan F., Semmer N.K., Arsch S. M. Importance of leadership in cardiac arrest situations: from simulation to real life and back. Swiss Med Wkly. - 2013. - 143.
4. Hunziker S., Johansson A. C., Tschan F., Semmer N. K., Rock L., Howell M. D., et al. Teamwork and Leadership in Cardiopulmonary Resuscitation. J. Am Coll Cardiol. - 2011. - 57:2381-8.
5. Edwards S., Siassakos D. Training teams and leaders to reduce resuscitation errors and improve patient outcome. Resuscitation. - 2012. - 83:13-5.
6. Tigay Zh. G., Dogotar O. A., Kostsova N. G., Akhuba L. G., Sopetik V. S., Organization of the simulation education in Institute of medicine of the Peoples' Friendship University of Russia.; В сборнике: The tenth European Conference on Biology and Medical Sciences - 2016. - C. 81-83.
7. The effectiveness of the simulation training of basic practical skills in 3rd-year medical students of the peoples' Friendship University of Russia. Kostsova N. G., Dogotar O. A., Tigay Zh. G., Sopetik V. S., Akhuba L. G. В сборнике: The Tenth European Conference on Biology and Medical Sciences - 2016. - С. 79-81.
8. Оценка эффективности симуляционного обучения базовым общемедицинским навыкам студентов 3-го курса медицинского института Российского Университета Дружбы Народов. Доготарь О. А., Тигай Ж. Г., Сопетик В. С., Шек Д. Л., Косцова Н. Г., Ахуба Л. Г. Вестник последипломного медицинского образования. -2015. - № 4. - С. 79.