Научная статья на тему 'Инновационный образовательный процесс в школе: теоретический аспект'

Инновационный образовательный процесс в школе: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1696
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL OBJECTIVES / PEDAGOGICAL INNOVATION THEORY / INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTION / INNOVATIVE EXPERIMENT / THE SCIENTIFIC CLASSIFICATION OF INNOVATIONS / FORMAL EDUCATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирмасов Борис Алексеевич, Жданов Владимир Николаевич

В статье особое внимание уделяется раскрытию возможностей педагогической инноватики в совершенствовании обучения, воспитания и развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Educational Process in School: the Theoretical Aspect

The article focuses on the disclosure of the educational opportunities of pedagogical innovation theory for the improvement of education, upbringing and students’ development.

Текст научной работы на тему «Инновационный образовательный процесс в школе: теоретический аспект»

Инновационный образовательный процесс в школе: теоретический аспект

Б. А. Кирмасов

(Московский гуманитарный педагогический институт),

В. Н. Жданов

(Центр образования № 1472, г. Москва)

В статье особое внимание уделяется раскрытию возможностей педагогической инноватики в совершенствовании обучения, воспитания и развития учащихся.

Ключевые слова: образовательные задачи, педагогическая инноватика, инновационное образовательное учреждение, инновационный эксперимент, научная классификация инноваций, развитие школьного образования.

В современных условиях в целях модернизации российского общества ведущее место занимают вопросы развития инновационных процессов в экономике, культуре и образовании, что является основой реализации современной стратегии по созданию рыночной экономики, демократических ценностей и гражданского общества.

Важным направлением является создание инновационной модели образования, отвечающей вызовам XXI в. и потребностям российского общества, обеспечивающей решение образовательных и воспитательных задач по подготовке молодого поколения к активной, высокопрофессиональной созидательной творческой деятельности (Белозерцев, 2004: 476-478).

Особая роль отводится созданию инновационных общеобразовательных учреждений, которые занимают ведущие позиции в решении таких важнейших образовательных задач, как:

— создание современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся с учетом модернизации общего образования;

— подготовка педагогических кадров высокого профессионального уровня на основе овладения отечественным и зарубежным опытом осуществления инновационной деятельности в учебно-воспитательной работе;

— осуществление информатизации как важного фактора, обеспечивающего создание общеобразовательных учреждений нового типа.

В решении задач модернизации школьного образования существенное место отводится педагогической инноватике, которая получила развитие с конца 1980-х годов.

Одним из важнейших направлений этой науки является обеспечение научно-теоретического и методического обоснования содержания педагогических новшеств, их оценка, использование и применение в образовательной практике.

Первостепенное значение отводится теории управления инновационным процессом в общеобразовательном учреждении, которая понимается как научное и педагогическое взаимодействие, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение качества обучения, воспитания и развития учащихся через внедрение нововведений в обучающую и воспитательную деятельность.

Управленческий инновационный процесс включает разработку и осуществление конкретных преобразований, определение системных, стратегических и проектных изменений, ресурсное обеспечение обновления учебно-воспитательного процесса, подготовку и обучение педагогических кадров к решению современных задач творческого совершенствования образовательной практики.

Конечным результатом является создание модели инновационной школы как общеобразовательного учреждения, проявляющего интерес к научному поиску, последовательно реализующему концепцию и программу качественных преобразований на основе педагогического сотрудничества учителей, родителей и учащихся по обновлению содержания обучения, воспитания и развития через разработку и внедрение новшеств и нововведений, обеспечивающих качественное развитие общего образования.

Для достижения поставленных целей необходимо осуществить следующие задачи:

— разработать и реализовать концепцию и программу долговременного инновационного развития образовательного учреждения;

— осуществить формирование профессионального сообщества педагогов, способного к созданию и внедрению новшеств и нововведений в образовательную практику;

— обеспечить укрепление содружества педагогов, родителей и учащихся в формировании современного подхода в развитии школьного образования;

— получить устойчивые и эффективные результаты качественного развития образовательного учреждения.

В настоящий период в науке сформировались определенные взгляды на содержание и основные этапы инновационного развития общеобразовательной школы. Ставятся задачи, во-первых, осознания важности, необходимости проведения инновационных преобразований руководителями общеобразовательных учреждений, потребности в преобразовательном развитии школы; во-вторых, формирования команды единомышленников, поддерживающих политику изменений, стремящихся к творческой деятельности, овладению методикой и технологиями инновационной работы; в-третьих, определения содержания нововведений, которые отвечают потребностям и запросам конкретной школы и воспринимаются большинством участников образовательного процесса (Горенков, 2002: 68-69).

Основой проведения преобразований в обучении и воспитании является инновационный эксперимент, обеспечивающий проведение исследовательской деятельности для проверки выдвинутой гипотезы, осуществляемой в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является создание новшеств и нововведений, оказывающих существенное влияние на повышение качества общего образования.

Инновационный эксперимент может быть 1) локальным (лат. 1осаШ — местный, свойственный данному месту), не выходящим за определенные пределы; его основное назначение — создать образцы нового внутри образовательной системы; 2) формирующим (преобразующим, обучающим) — ставит целью разработку нововведений, обеспечивающих повышение качества и эффективности обучения, воспитания и развития учащихся; 3) широкомасштабным, в процессе которого отрабатываются и проверяются основные це-

2013 - №1 Проблемы педагогики и психологии 183

ли и задачи инновационной модернизации и структуры общего образования. Процессуальная часть технологии инновационного эксперимента. На первом этапе ставится задача и формулируется цель преобразовательной деятельности, на втором осуществляется сбор существующей информации о типе исследуемой задачи, возможных способах ее решения, возможной модели исследуемых педагогических проблем; на третьем — планирование эксперимента, подготовка и реализация исследовательской программы; на четвертом — инновационный поиск с систематической регистрацией фактов различными способами и средствами; на пятом — интерпретация полученных результатов. В настоящее время сложилась следующая научная классификация инноваций в области общего образования: — по сфере применения — перемены в содержании, методах и организации образовательного процесса; — по уровню новизны — перемены в образовании, которые разделяются на базисные (изменение развития общеобразовательных школ); улучшающие (внедрение изменений с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса); развивающие (развитие школы на основе качественной инновационной работы); — по среде распространения — национальные инновации, имеющие значение для развития образования в масштабе одной страны; региональные, имеющие существенное значение для отдельного региона (части страны) в формировании образовательной политики; локальные, применяемые в масштабах одного города, поселения для эффективного развития образования; точечные, используемые только в одном общеобразовательном учреждении (Хомерики, Поташник, Лоренсов, 2004: 6-12). В педагогической науке сложилась система критериев содержания инноваций в образовании (см. таблицу).

Критерии Инновации

Сфера, в которой осуществляется инновация 1. В содержании образования 2. В технологии образования 3. В организации педагогического процесса 4. В системе управления образованием 5. В экономических механизмах образования

Способ возникновения инновации 1. Стихийные, спонтанные, случайные 2. Систематические, плановые, заранее задуманные

Широта и глубина распространения инновации 1. Массовые, глобальные, фундаментальные 2. Частичные, малые, мелкие

Основа возникновения инновации 1. Внешние (извне) 2. Внутренние

Способ распространения инновации 1. Стихийные 2. Целенаправленные 3. Общественные

Масштаб инновации 1. Системные 2. Модульные 3. Частные (локальные)

Инновационный потенциал 1. Модификационные 2. Комбинаторные 3. Радикальные

(Чечель, Новикова, 2003: 90).

Таким образом, инновационный процесс в общеобразовательной школе представляет собой комплекс конкретных научных, педагогических и методических мероприятий, направленных на обновление содержания общего образования через реализацию новых идей и подходов в научном поиске эффективных форм, методов и способов образовательной деятельности.

Общие выводы

1. Инновации в современном образовании России реализуются на основе государственной образовательной политики, которая активно влияет на поддержку прогрессивных инициатив, направленных на создание эффективных моделей общего образования, отвечающих потребностям рыночной экономики, демократизации и запросам гражданского общества.

2. Потребность в проведении инновационных преобразований в общеобразовательных учреждениях вызвана острой необходимостью модернизации общего образования на основе проведения преобразовательных мероприятий по важнейшим направлениям:

— создание современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся;

— повышение качества образовательной и воспитательной работы в учебных заведениях различного типа;

— стандартизация начального, основного и среднего образования;

— разработка современных информационных систем.

3. Осуществление стратегического курса на модернизацию общего образования основывается на применении основных положений педагогической инноватики, которая всесторонне изучает актуальные проблемы общего образования и вырабатывает эффективные решения, обеспечивающие качественные изменения в общеобразовательной школе.

4. Основой обновления содержания обучающей, воспитывающей и развивающей деятельности в образовательном учреждении является инновационный процесс, процесс непрерывный, имеющий конкретный механизм осуществления, решающий задачи создания современных образовательных систем, реали-

зующих педагогические достижения по различным направлениям общего образования.

5. В современных условиях инновационная деятельность в образовательном учреждении основывается на реализации конкретных требований по модернизации общего образования, которая осуществляется на основе:

— создания концепции и программы инноваций, направленной на формирование высокообразованной и творческой личности;

— демократизации управления школой с целью создания коллектива единомышленников, поддерживающих инновационные преобразования;

— формирования креативной модели профессиональной деятельности, основывающейся на научном поиске, разнообразном творчестве, совместной деятельности.

6. Особенно важно отметить, что инновационный процесс в общеобразовательной школе обеспечивает создание и распространение новшеств, которые носят прогрессивный характер и влияют на педагогическую деятельность, стиль мышления, содержание профессиональной компетентности в развитии школьного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белозерцев, Е. П. (2004) Образование: историко-культурный феномен. СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс».

Горенков, Е. М. (2002) Становление развивающей и развивающейся школы. Теория и практика. Астрахань : Изд-во Астрахан. гос. пед. ун-та.

Хомерики, О. Г., Поташник, М. М., Лоренсов, А. В. (1994) Развитие школы как инновационный процесс. М. : Новая школа.

Чечель, И. Д., Новикова, Т. Г. (2003) Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М. : АПК и ПРО.

INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS

IN SCHOOL: THE THEORETICAL ASPECT B. A. Kirmasov (Moscow Pedagogical Institute for the Humanities),

V. N. Zhdanov (Educational Center №1472, Moscow City)

The article focuses on the disclosure of the educational opportunities of pedagogical innovation theory for the improvement of education, upbringing and students’ development.

Keywords: educational objectives, pedagogical innovation theory, innovative educational institution, innovative experiment, the scientific classification of innovations, formal education development.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Belozertsev, E. P. (2004) Obrazovanie: istoriko-kul’turnyi fenomen. SPb. : Izd-vo R. Aslanova «Iuri-dicheskii tsentr Press».

Gorenkov, E. M. (2002) Stanovlenie razvivaiush-chei i razvivaiushcheisia shkoly. Teoriia i praktika. Astrakhan’ : Izd-vo Astrakhan. gos. ped. un-ta.

Khomeriki, O. G., Potashnik, M. M., Loren-sov, A. V. (1994) Razvitie shkoly kak innovatsionnyi protsess. M. : Novaia shkola.

Chechel’, I. D., Novikova, T. G. (2003) Teoriia i praktika organizatsii eksperimental’noi raboty v obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniiakh. M. : APK i PPRO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.