Научная статья на тему 'Инновационный менеджмент в аэропортах'

Инновационный менеджмент в аэропортах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
770
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / INNOVATORY MANAGEMENT / AIRPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сидоров Дмитрий Анатольевич

Рассматриваются вопросы реконструкции и технического перевооружения аэропорта на основе методологии инновационного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATORY MANAGEMENT AT AIRPORTS

The questions of airport's reconstruction and technical re-equipment based on innovatory management methodology are considered.

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджмент в аэропортах»

УДК 629.7

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В АЭРОПОРТАХ

Д.А. СИДОРОВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Рассматриваются вопросы реконструкции и технического перевооружения аэропорта на основе методологии инновационного менеджмента.

Ключевые слова: аэропорт, реконструкция, техническое перевооружение.

Развитие производственной системы аэропортов осуществляется по следующим направлениям:

- совершенствование организации производства, внедрение управленческих нововведений, развитие информационных технологий;

- создание и приобретение объектов интеллектуальной промышленной собственности;

- реализация крупномасштабных форм воспроизводства основных фондов: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение.

Согласно диаграмме (рис.1), в настоящее время наиболее актуальны направления, связанные с реконструкцией аэровокзалов, техническим перевооружением (средства механизации, информационные технологии и др.).

9%

21%

16%

19%

25%

10%

□ Реконструкция аэровокзала

□ Средства механизации

□ Услуги для пассажиров

□ Информационные технологии

□ Аэропортовая безопасность

□ Пр очие

Рис. 1. Направления развития производственной системы аэропортов (процент записей в базе данных инноваций)

Реконструкция предприятия - переустройство существующих объектов основного, вспомогательного и обслуживающего назначения в связи с необходимостью повышения техникоэкономического уровня производства. К реконструкции аэропорта относятся: удлинение и расширение ИВПП; усиление искусственного покрытия аэродрома в связи с изменением расчетного типа самолета; внутренняя перепланировка зданий аэровокзала, оборудование мест стоянок, перрона стационарными средствами обслуживания и др.

Техническое перевооружение - комплекс мероприятий по повышению техникоэкономического уровня предприятия на основе внедрения современной техники и технологий, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более

производительным, а также мероприятий по совершенствованию вспомогательных и обеспечивающих служб. К техническому перевооружению относятся: оснащение аэропорта новыми средствами посадки, радионавигации, связи, УВД; усиление искусственного покрытия аэродромов без изменения расчетного типа самолета; приобретение средств механизации для обслуживания ВС и аэродрома; внедрение автоматизированных систем управления и др.

Реконструкция экономически целесообразна для аэропортов, которые обслуживают крупные транспортные узлы. Характерной тенденцией развития аэропортовой деятельности в России за последние два десятилетия является ориентация на повышение коммерческой отдачи аэропорта, наиболее полную реализацию его рыночного потенциала. Финансовые результаты деятельности аэропортов выходят на первый план наряду с производственными показателями. Таким образом, все чаще аэропортовая деятельность рассматривается в качестве полноценного бизнеса.

В табл. 1 приведен перечень основных мероприятий по реконструкции аэропорта. Мероприятия соответствуют структуре проектного цикла, включающего прединвестиционный и инвестиционный периоды.

Таблица 1

Основные мероприятия по реконструкции аэропорта

№ п.п. Мероприятия Ответственные исполнители

1.1 1. Прединвестиционный период Организация разработки проекта, согласование с органами управления концепции проекта Руководство аэропорта (далее - заказчик)

1.2 Принятие решения об исполнителе предпроектных исследований инвестиционных возможностей Заказчик

1.3 Проведение предпроектных исследований, в т.ч.: - прогнозирование показателей производственнохозяйственной деятельности; - выбор участников проекта; - оценка объема и источников инвестиций; - подготовка бизнес-плана Консалтинговая организация

1.4 Утверждение результатов предпроектных исследований. Формирование предложений потенциальным инвесторам Заказчик

1.5 Принятие решения о финансировании и выборе разработчика технико-экономического обоснования (ТЭО). Заказчик

1.6 Разработка ТЭО Проектная организация

1.7 Экспертиза ТЭО Органы экспертизы

1.8 Принятие решения о дальнейшей реализации проекта Заказчик, инвесторы

1.9 Проведение тендерных торгов на выполнение проектно-изыскательских работ Заказчик, организатор торгов

1.10 Разработка проектно-сметной документации (мастер-план) Г енеральный проектировщик

Продолжение табл. 1

2. Инвестиционный период

2.1 2.2 2.3 Проведение торгов на выполнение строительномонтажных работ, поставку материалов и оборудования. Выбор подрядчиков и поставщиков Производство строительно-монтажных, пуско-наладочных и сдаточных работ Поставка материалов и оборудования Заказчик, организатор торгов Г енеральный подрядчик (подрядчики) Генеральный поставщик (поставщики)

2.4 Прием в эксплуатацию производственных объектов и оформление документации на их сертификацию Заказчик

2.5 Сертификация новых объектов и технологических процессов Государственные органы сертификации

2.6 Организация начального периода эксплуатации новых объектов Заказчик

Программа реконструкции зависит от планируемой пропускной способности аэропорта, распределения движения между внутренними и международными авиалиниями, принимаемых типов ВС, размеров землеотвода, наземных коммуникаций, источников финансирования. Поскольку реконструкция обычно производится не чаще одного раза в 10 - 20 лет, предыдущий опыт персонала аэропорта в значительной мере забывается или устаревает. По этой причине руководство аэропорта создает специальную группу планирования реконструкции аэропорта, привлекая в нее плановиков, проектировщиков, архитекторов, инженеров, строителей и других специалистов. Данная группа выполняет мероприятия прединвестиционного периода, перечисленные в табл. 1. Для управления проектом реконструкции аэропорта в инвестиционном периоде применяются различные организационные схемы. При этом для крупных аэропортов характерны организационные схемы, в которых функции управления выполняет генеральный подрядчик или специализированная управляющая фирма (рис. 2).

Необходимость разработки программы технического перевооружения (ТП) может быть обусловлена планами реконструкции и расширения аэропорта (рост пропускной способности), физическим и моральным износом авиационной наземной техники (АНТ), требованиями органов госрегулирования к сертификации аэропорта (рис. 3). Содержание стратегии инноваций для АНТ определяется планируемым уровнем прогрессивности технологий и предложением рынка АНТ (первичный или вторичный рынок). Формируется перечень типов и характеристик АНТ для плана приобретения (поставок). При этом учитываются возможности повышения производительности, экономичности, надежности и безопасности выполняемых работ на новой технике. Количественный состав приобретаемой АНТ должен соответствовать бюджетным ограничениям программы ТП и планируемой пропускной способности аэропорта.

Рис. 2. Схема организационной структуры управления проектом

С целью оптимизации количественного состава приобретаемой АНТ может решаться задача математического программирования или проводиться имитационное моделирование производственных процессов. План приобретения (поставок) предусматривает покупку или лизинг АНТ на основе договоров поставки или лизинговых соглашений. В плане указываются сроки, объем и условия поставок, способы и размеры оплаты. Приобретаемая техника должна быть сертифицирована (сертификат типа).

Организация производственных процессов на новой АНТ требует подготовки технологических карт, нормирования технологических операций. При этом должны соблюдаться принципы эффективной организации производственных процессов: пропорциональность, параллельность, специализация и др. Материально-техническое снабжение (МТС) предусматривает закупку, складирование и хранение расходных материалов, запасных частей. Организация МТС обычно согласовывается с фирмами-поставщиками или лизингодателями. Технический персонал (водители, операторы, механики, электрики и т.д.) проходит обучение навыкам работы на новой АНТ и правилам техники безопасности (план обучения персонала). При разработке план-графиков эксплуатации техники и оборудования учитываются среднесуточный объем работ и загрузка для каждого календарного месяца, мероприятия технического регламента (осмотр, перерывы, заправка и т. д.), эксплуатационные расходы.

Рис. 3. Разработка программы технического перевооружения аэропорта INNOVATORY MANAGEMENT AT AIRPORTS

Sidorov D.A.

The questions of airport’s reconstruction and technical re-equipment based on innovatory management methodology are considered.

Key words: innovatory management, airport.

Сведения об авторе

Сидоров Дмитрий Анатольевич, 1960 г.р., окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1982), кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - инновационный менеджмент и теория организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.