Список литературы:
1. Бухтин М. А. Методы управления стратегическим рисками // Управ -ление финансовыми рисками: научный журнал. - 2005. - № 3.
2. Практика управления финансовыми рисками в компаниях нефинансового сектора: Результаты исследования Декабрь 2008 Бейкер Тилли Ру-саудит [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании Бейкер Тилли Русаудит, 2008. - 15 с.
3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. - М.: Изд-во Олимп-Бизнес, 2003. -304 с.
4. Рыхтикова Н.А. Анализ и управление рисками организации: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 240 с.
ИННОВАЦИОННЫЕ ЗОНЫ:
НОВЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЭЗ
© Зейналов В.З.*
Азербайджанский государственный экономический университет, Республика Азербайджан, г. Баку
В данной статье рассматривается общие вопросы свободных экономических зон и анализируются современное состояние и пути создания региональной инновационной зоны в Азербайджане.
Современный этап мирового развития характеризуется ключевой ролью инноваций и высоких технологий в экономике. Интенсивно формируется глобальный рынок высоких технологий, и каждая развитая или развивающаяся страна стремится занять на нем свое достойное место. Азербайджан здесь не является исключением. Обладая высоким инновационным потенциалом, она, однако, отстает от развитых стран по уровню той инфраструктуры, которая позволяет быстро и выгодно для предпринимателей и инвесторов конвертировать этот потенциал в высокие технологии.
Известно, что на сегодняшний день Азербайджан позиционирует себя как один из самых крупных и перспективных экспортеров важнейших на мировом рынке природных ресурсов нефти и газа. Эти природные ресурсы, безусловно, послужили для Азербайджана стартовой площадкой для экономического роста. Но объективно назрела необходимость структурных изменений в экономике страны, которые позволили бы реализовать выигрыши от обладания природными богатствами путем развития собст-
* Доцент кафедры «Финансы», кандидат экономических наук.
венных высокотехнологичных отраслей производства. Должна измениться и структура экспорта. Мировой опыт свидетельствует, что экспорт промышленных товаров, технологий и услуг обычно стимулирует экономику в гораздо большей степени, чем экспорт товаров сырьевой группы. Несмотря на приемлемость и объективную предопределенность сложившейся структуры экспорта, вектор развития экономики Азербайджана должен смещаться в направлении последовательного и сбалансированного роста не только добывающего, но и перерабатывающего, инновационно-технологического и социального секторов. Необходимо постепенно отходить от доминирования экспорта необработанного сырья и увеличивать предложение товаров с высокой добавленной стоимостью.
И одним из способов повышения конкурентоспособности и более активного включения национальной экономики в международные экономические отношения являются специальные экономические зоны (СЭЗ) [1-3]. В настоящее время СЭЗ получили широкое распространение по всему миру [3-6]. Мировой опыт создания и функционирования специальных экономических зон свидетельствует о том, что они являются одним из эффективных инструментов повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Существуют различные типы СЭЗ: свободные торговые зоны, промышленно-производственные зоны, технико-внедренческие зоны (например, технопарки, технополисы, научные парки и др.), сервисные зоны (например, оффшорные зоны и др.) [2, 3].
В последнее десятилетие широкое распространение получили так называемые технико-внедренческие или научно-технологические зоны. Этот процесс в отдельных странах имеет заметные национальные особенности. Отличительная черта этих зон заключается в том, что на их территории объединяется научная и производственно-технологическая деятельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточенных округ крупного научно-исследовательского центра или университета.
Основные цели создания таких зон:
- содействие созданию инновационной экономики, новых сегментов рынка;
- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
- развитие производства новых видов продукции;
- сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научно-технических и рабочих кадров;
- коммерциализация результатов научно-технической деятельности.
В 60-70-х гг. такие зоны (например, технопарки) создавались около
крупных научных центров с целью внедрения их исследований в производственную деятельность или производственными объединениями с целью решить возникающие в них проблемы путем внедрения современных научных достижений.
Научно-технологические парки впервые появились в США еще в начале 70-х гг., но значительный рост их наблюдался в 80-е года. Научные парки США - это районы с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий, находящихся вблизи крупных научных институтов или университетов. Особенностью развития научных парков США является то, что первоначально они возникли спонтанно благодаря сочетанию ряда факторов - экономического, социального, географического и других. Так, рядом с городом Санта-Клара, около университета, возникла научнотехнологическая зона Кремниевая Долина [3]. Это наиболее крупная в США научно-технологическая зона, которая дает 20 % мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров.
В Японии научно-технические центры получили название технополисов (от греческого, 1есЬле - мастерство + роИБ - город). Под технополисом понимается город и прилегающая к нему территория, где размещены органически взаимодействующие предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научно- исследовательские институты, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерские кадры, и жилая застройка с современной производственной и социальной инфраструктурой.
Опыт создания инновационных зон в развитых странах показывает, что отсутствуют единый подход к их созданию. Все зависит от наличия исследовательских центров, крупных производственных объединений, трудовых ресурсов, свободных площадей, уровня образования, экономического состояния страны (региона), желанием и возможностью государственных структур способствовать развитию инновационной деятельности и т. п.
В последнее десятилетие довольно много технопарков образуется и на постсоветском пространстве. Большая часть этих структур только формально называется технопарками, по существу являясь лишь арендодателями офисных или производственных площадей и территорий.
В Азербайджане также ведутся активные работы по созданию СЭЗ. Был принят, рамочный закон «О специальных экономических зонах» [9]. Этот закон регулирует правовые и экономические отношения для создания и управления СЭЗ, а также определяет правила организации деятельности предпринимателей в этих зонах. По законопроекту, функции правительства в создании специальных экономических зон ограничены только двумя направлениями: создание приемлемого режима и соответствующей инфраструктуры. В специальных экономических зонах, создаваемых на ограниченной территории, применяется особая налоговая и таможенная политика. Налоговый режим будет зависеть от территории, состояния инфраструктуры и потенциала зоны, сферы деятельности. Льготы могут распространяться на налог на прибыль, НДС, подоходный налог, а в частности, налог на имущество. Азербайджан занимает важную позицию в Каспийском регионе и на Кавказе,
поэтому для создания в стране таких зон имеется большой потенциал. В законопроекте предусмотрено создание производственных, инфраструктурных, инновационных, смешанных зон, зон свободной торговли. Для гибкости системы в документе указано о возможности создания и других СЭЗ.
Одним из перспективных секторов для создания СЭЗ является информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Как известно, на сегодняшний день развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее именуются - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Мировая практика показывает, что ИКТ имеют особое значение в развитии ненефтяного сектора. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
За последние пять лет сектор информационных технологий Азербайджана показывал высокие темпы роста - 32-35 %. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, объем доходов в Азербайджане в 2009 году в секторе ИКТ составил 1,34 миллиард долларов и вырос на 9,3 %.
В Азербайджане предусматривается создание региональной инновационной зоны (РИЗ) в секторе ИКТ. Для обеспечения эффективности функционирования в составе РИЗ предполагается включить пять компонентов:
- технопарки для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
- региональная база по производству и экспорту электронного оборудования и программного обеспечения;
- транзитный информационный центр, между информационными пространствами Запада и Востока
- ИТ - университет, для подготовки и развития людских ресурсов формирующегося информационного общества,
- структуры по внедрению ИКТ в различных отраслях экономики.
Для того чтобы достичь целей, поставленных РИЗ, необходимо претворить в жизнь ряд комплексных мероприятий. Такие мероприятия должны быть связаны с проведением денежной, налоговой и тарифной политик, в число которых, в первую очередь, входит:
- создание специализированного импорт-экспорт банка с целью поощрения экспортирования на международный и региональный рынки оборудования ИТ, компьютерных программ и услуг, производимых на территории страны;
- в отличие от существующего налогового и таможенного законодательств, определение льготной таможенной пошлины и налогообложения на территории РИЗ;
- полное или частичное освобождение компаний, действующих на территории РИЗ, от государственных пошлин, применяемых в Азербайджане;
- применение упрощенной системы деклараций на товары, продукцию или услуги, которые ввозятся напрямую из-за границы на территорию РИЗ;
- применение определенных льгот в использовании электроэнергии с целью поощрения потенциальных инвесторов на территории РИЗ и т.д.
Для претворения в жизнь вышеперечисленных, необходимо, в первую очередь, провести техническо-экономическое обоснование РИЗ и разработать рекомендации по созданию таких зон, анализировать спрос и требования в секторе ИКТ, рекомендации в налоговом и таможенном режиме в РИЗ, оценить эффективность создания транзитного информационного центра и т.д.
Список литературы:
1. Архипов А., Павлов П. Экономические зоны: достоинства и недостатки // Экономист. - 2006. - № 11. - C. 28-34.
2. Специальные экономические зоны: содержание и классификация / Л.В. Синельник. - К.: Грот. - 2001. - 17 с.
3. Зименков Р.И. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны в США // Экономика XXI века. - 2006. - № 5. - C. 11-22.
4. Ашимбаева А. Мировой опыт СЭЗ и технопарков: Состояние и проблемы казахстанских зон // Промышленность Казахстана. - 2007. - № 5. -C. 42-49.
5. Голубкин С.Е. Особые экономические зоны в России: пути совершенствования механизмов функционирования // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 7. - C. 34-36.
6. Малыхин Ю.Г., Костромичева Э.В. Опыт функционирования свободных экономических зон Китая // Белорусский экономический журнал.
- 2007. - № 2. - C. 120-128.
7. Омаров Ф. Экономические зоны Азербайджана // Consulting & Business. - 2006. - № 3. - C.110-113.
8. Алиев Ш. Проблемы организации и перспективы развития особых экономических зон. - Баку: «ЭЛМ», 2008. - 252 с.
9. Закон Азербайджанской Республики от 3 июня 2009 года «О специальных экономических зонах».