Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны в Японии'

Свободные экономические зоны в Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5509
699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны в Японии»

Свободные экономические зоны в Японии

Р.И. Зименков

Доктор экономических наук, профессор (Институт США и Канады РАН)

Япония, одна из ведущих развитых стран мира, создает на своей территории свободные экономические зоны с целью активизации внешнеэкономической деятельности и регионального развития. В отличие от США и других развитых стран, Япония применяет планирование регионального развития в национальном масштабе. Государственное планирование здесь включает общий план развития страны и большое количество разрабатываемых министерствами отдельных планов регионального развития, в рамках которых в стране создаются свободные экономические зоны.

В Японии особое внимание уделялось и уделяется развитию технопарков. Это объясняется следующими причинами. В 50 -70-е годы страна активно прибегала к закупке патентов и лицензий за границей. Массированный приток передовых иностранных технологий позволил государству заново создать ряд современных производств, коренным образом перестроить многие отрасли экономики, выиграть время и сэкономить значительные средства.

Массовое использование иностранных лицензий и патентов имело, однако, и свои отрицательные последствия: во-первых, усилилась зависимость японской экономики

от иностранных, в особенности американских, техники и технологий, во-вторых, начался процесс сворачивания собственных фундаментальных исследований. Поэтому уже в конце 60-х годов, наряду с массовым импортом зарубежных технологий, государством и монополиями был взят курс на активное развитие собственных научных исследований и разработок, на укрепление научно-технического потенциала.

Результатом такой политики явилось создание в стране ряда технопарков. В отличие от США, где подобные техниковнедренческие зоны создавались в основном частным капиталом, технопарки в Японии организовывались по инициативе правительства. В 1970 г. в префектуре Ибараки в 60 км к северо-востоку от Токио был построен первый технопарк - город науки Цукуба, общая площадь которого составляет 28 тыс. га, а население насчитывает около 200 тыс. человек. Небезынтересно отметить, что это был самый крупный инвестиционный проект японского правительства [3].

Причинами успеха технопарка, по мнению японских специалистов, являются:

□ значительная величина первоначальных правительственных инвестиций (1 300 млрд иен);

□ создание правительством всей необходимой инфраструктуры;

□ самоотверженный труд работников (по 12 - 14 часов в сутки при оплате 8часового рабочего дня);

□ приобретение японским правительством передового оборудования для создания соответствующей промышленной базы.

Другой технопарк, созданный в 1974 г., расположен на острове Кюсю в югозападной части Японии. Зона занимает 42 тыс. км2, ее население составляет 1300 тыс. человек. Она специализируется в области электроники, робототехники и в других сферах наукоемкого производства. Для зоны характерен высокий рост выпуска промышленной продукции, который за период с 1977 г. до середины 90-х годов составлял 30 -40% в год.

Такой успех технопарка был обусловлен следующими причинами:

□ благоприятные природно-климатические условия;

□ достаточное количество высококвалифицированной рабочей силы;

□ высоко развитая транспортная сеть, в особенности морской и воздушный транспорт;

□ развитая инфраструктура, хорошо приспособленная для развития электронной промышленности ;

□ наличие соответствующей промышленной базы, служащей основой для развития технопарка.

Созданные города науки внесли свой вклад в развитие научно-технического потенциала Японии, который определял ее промышленную политику. Однако с годами национальная экономика менялась в связи с изменениями внутри страны и в мировой экономике. Появились новые экономические приоритеты, которые требовали изменения в хозяйственном развитии страны и новых методов и средств их осуществления.

В 80-е годы японское правительство приступило к реализации широкомасштабной программы создания технополисов. Эта политика объясняется тем, что в 70-е годы государство столкнулось с серьезными

экономическими потрясениями. Так, два нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпа роста. Были исчерпаны резервы экстенсивного роста путем привлечения новых ресурсов рабочей силы и обновления номенклатуры промышленной продукции. Экологические трудности привели к удорожанию капитального строительства. Поднялся уровень заработной платы, дороже стало оборудование новых рабочих мест. В результате экономика вступила на путь сбережения ресурсов и капитального роста.

В этот период промышленность Японии начала все больше ориентироваться на наукоёмкие отрасли. Лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для их развития была осуществлена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.

В числе этих мер была программа «Технополис», разработанная в 1980 г. Министерством внешней торговли и промышленности Японии. В соответствии с нею предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около 20 научнотехнических зон, получивших название технополисов, что расшифровывалось как город и прилегающая к нему территория, где в органическом единстве размещены предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научные учреждения, вузы, готовящие научные и инженерные кадры, и жилые постройки с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой. Программа рассматривалась правительством как концепция, позволяющая заглянуть в XXI век, и как одна из наиболее эффективных стратегий ускоренного развития научно-технического потенциала страны, определяющего ее успехи в конкурентной борьбе на мировом рынке.

В программе «Технополис» ставились следующие цели: перераспределение промышленности из центра на периферию и переориентация ее на развитие наукоёмких и энергосберегающих технологий, интен-

сификация научных исследований на всей территории страны путем активизации деятельности местных университетов, ускорение инновационного процесса и др. Программа опиралась на «мягкую инфраструктуру» - развитие сети научных учреждений, средств обмена информацией и подготовки кадров. Одной из важнейших целей создания технополисов было стимулирование развития экономики территорий, находящихся за пределами Тихоокеанского полиса, т. е. ставилась задача разгрузить перенаселенный мегаполис Токио - Осака и способствовать экономическому развитию новых районов.

Руководство по развитию технополисов определило следующие основные критерии для получения территорией статуса зоны: расположение в 30 минутах езды от «материнского» города с населением не менее 200 тыс. человек и в пределах одного дня езды от Токио, Нагои и Осаки, площадь не более 500 квадратных миль (приблизительная площадь американского технопарка «Силиконовая долина»). Кроме того, такая территория должна включать сбалансированное сочетание научно-промышленных комплексов, университетов, научно-исследовательских центров и жилых кварталов, развитую информационную инфраструктуру, быть удобной для жизни и располагать культурными и рекреационными возможностями, быть расположенной в живописном районе и гармонировать с местными традициями и природными условиями. Наконец, участвовать в планировании деятельности СЭЗ должны все три заинтересованные стороны: бизнес, университеты и местные власти .

На территории технополисов предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, действовавшим в отраслях высокой технологии, разрешалось списывать в первый год 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений, государство оплачивало треть расходов на совместное проведение научных исследований префек-турными лабораториями и малыми фирмами [2].

В процессе планирования и строительства технополисов ведущая роль отво-

дилась местным властям. Функции Министерства внешней торговли и промышленности были ограничены определением основных критериев создания технополисов, обеспечением технической помощи, налоговыми льготами и кредитами Японского банка развития. Залогом успеха создания и функционирования технополисов как основы долговременной стратегии вывода Японии на лидирующие позиции в XXI веке должно было служить естественное качество, присущее японцам - терпение и умение переносить трудности.

В настоящее время в стране насчитывается 19 технополисов. Большинство из них специализируется на разработках в области электроники, создания новых материалов и керамики, робототехники. Некоторые из них ориентированы на научные исследования и производство в области медицинской электроники, биотехнологии, оптических волокон.

Технополисы, специализирующиеся на создании наукоемкой продукции, способствовали повышению конкурентоспособности японского экспорта и более глубокому включению страны в международное разделение труда. Правительство осуществило также либерализацию внешнеэкономических связей, отменив ограничения на пути движения товаров и капитала. Однако традиционная практика долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские отношения между правительством и деловыми кругами воспринимались за рубежом как признаки протекционизма и защиты закрытости японской экономики. В 80-е годы огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и одним из ключевых вопросов межгосударственных экономических отношений для Японии.

Чтобы выровнить торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок, правительство страны приняло в начале 90-х годов меры стимулирования импорта, которые включали, в частности, создание специальных внешнеторговых зон. Они стали создаваться в соответствии с государственной концепцией формирования и развития зон свободного импорта, разработанной в 1991 г. Правовой

базой создания этих зон стали Закон о валютных операциях и внешней торговле и Закон о чрезвычайных мерах по содействию импорту и привлечению прямых иностранных инвестиций в Японию, который был принят парламентом страны в июле 1992 г. (В 1995 г. парламент продлил срок действия этого закона на 10 лет - с 1 996 г. до мая 2006 г.) В соответствии с этим законом в морских портах и международных аэропортах были образованы внешнеторговые зоны, получившие в Японии название зон свободного импорта. Они представляют собой комбинацию (сочетание) зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. Здесь осуществляется складирование импортных товаров, их доработка и переработка, проводятся выставки товаров и их оптовая продажа. На территории зон установлен особый льготный режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.

Финансирование создания зон свободного импорта осуществляется как из бюджета местных органов власти, так и за счет частных компаний. Кроме того, Центральный банк Японии предоставляет кредиты для финансирования их инфраструктурного обустройства. Деятельность зон ориентирована на внутренний рынок [1].

К началу 2004 г. в стране функционировали 23 зоны свободного импорта (в 1 992 г. созданы пять зон, в 1 993 г. - десять, в 1994 г. - восемь). Они находятся в городах или префектурах и подчиняются властям этих административных структур. Примером образования данного типа является зона свободного импорта «Сакаиминато», расположенная в префектуре Тоттори. Отличительной чертой является то, что план ее развития был разработан совместно специалистами префектуры Тоттори и Симане, которые также осуществляют и управление ею. Этот план предусматривает следующие мероприятия:

1) превращение порта Сакаи в ворота дружбы и международного сотрудничества Западной Японии;

2) развитие местной промышленности путем увеличения эффективности импорта и информационной сферы;

3) углубление международных связей посредством развития торговли и индустрии.

Для содействия предпринимателям, обслуживающим импортные грузы, государственной концепцией формирования и развития зон свободного импорта предусмотрен ряд льгот, к числу которых относятся:

□ предоставление Японским банком развития и фондом содействия средним и малым предпринимателям займов под низкий процент;

□ дифференцированное налогообложение доходов с недвижимости и с прибыли предпринимателей, работающих в местах складирования импортных грузов;

□ льготная оплата поставки оборудования предприятий оптовой и розничной торговли и транспорта;

□ освобождение от налога на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта;

□ предоставление предпринимателям гарантии долговых обязательств от фонда формирования производственной базы;

□ льготное страхование средних и мелких предприятий ;

□ бесплатное предоставление Японской ассоциацией развития внешней торговли информации и консультаций по вопросам импорта, а также проведение выставок и ярмарок.

Эффективно действует зона свободного импорта «Хоккайдо», созданная около аэропорта «Нью Титосе» на юге острова Хоккайдо и тесно связанная с расположенным в 5 км от него индустриальным комплексом «Титосе ринку», где на площади в 214 га разместились 82 фирмы и научный парк. Правительство страны оказало значительную помощь в создании и обустройстве зоны, которое включает в себя обеспечение авиационным транспортом для доставки импортных товаров, строительство помещений, готовых к сдаче в аренду под офисы, обеспечение персональными компьютерами, подключенными к интернету, оказание содействия при проведении технико-экономического обоснования при строительстве объектов переработки и транспортировки импортных грузов. Благодаря удачному расположению, хорошей организации и поддержке государства, зона «Хоккайдо» стала наиболее динамично развивающимся

торговым и дистрибьюторным центром региона.

В Японии также действуют такие разновидности зон свободной торговли, как «бондовые зоны» (таможенные склады, на которых хранятся товары, не оплаченные пошлиной), пяти категорий:

1) бондовые зоны, которые находятся в ведении министерства финансов. В этих зонах, расположенных вблизи портов ввоза, иностранные грузы (включая партии грузов, предназначенные для экспорта или импорта либо проходящие транзитом) могут быть выгружены, транспортированы и хранимы в течение месяца. Эти временные территории используются на период заполнения таможенной декларации и оформления таможенных документов. Ими может воспользоваться любой участник ВЭД за установленную плату [4];

2) бондовые ангары, находящиеся в ведении начальника таможни и выполняющие те же функции, что и бондовые зоны;

3) таможенные склады, где иностранные грузы могут храниться в течение двух лет (а при наличии специального разрешения - и дольше). В течение всего времени, пока груз находится на таможенном складе, он не облагается таможенной пошлиной;

4) бондовые предприятия, где разрешено производить товары из иностранных материалов, не уплачивая за них таможенную пошлину;

5) бондовые выставочные зоны - специально отведенные территории для проведения международных выставок. Они находятся в ведении начальника таможни. Эта система была задумана для упрощения координации проведения международных выставок и экспозиций иностранными государствами. Иностранные грузы могут быть использованы или выставлены тут на экспозицию с заполнением таможенной декларации по упрощенной схеме.

Таким образом, свободные экономические зоны, являющиеся эффективным инструментом регионального развития, получили распространение в стране. Однако их формирование и развитие имеет свою специфику. В частности, для Японии характерно активное участие государства в процессе формирования и развития СЭЗ, особенно зон научно-технического типа.

Литература:

1. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. - М.: Владос, 1998.

2. Зименков Р. И. Свободные экономические зоны. - М.: Юнити, 2005.

3. Танцуно Ш. Стратегия - технополисы. - М.: Прогресс, 1989.

4. Японское чудо и советская экономическая реформа / Под ред. Х. Инаба, С. Цуцуми. - М.: Шелковый путь, 1991.

Статья печатается при информационной поддержке журнала “Инвестиции в России”

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.