Научная статья на тему 'Инновационные знания как основа эффективного менеджмента'

Инновационные знания как основа эффективного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КРАУДСОРСИНГ / МЕНЕДЖМЕНТ / ОБМЕН ЗНАНИЯМИ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Землякова Мария Сергеевна

В статье обобщается и систематизируется представление о таком виде экономической активности, как обмен знаниями, в частности об его инновационных способах. Современные технологии, интеллектуальная собственность, знания персонала, общая способность организации к обучению превращаются в современных условиях в основную форму активов интеллектуальный капитал. Новые способы обмена знаниями и новые сетевые способы совместной работы трансформируют процедуры обмена знаниями и формируют новые технологии управления знаниями. При этом ключевыми факторами успеха становятся креативность, открытость, обмен идеями, глобальный характер взаимодействия. Автором предлагаются направления по оптимизации и повышению эффективности этих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE KNOWLEDGE AS THE BASIS FOR EFFECTIVE MANAGEMENT

The article compiled and systematized presentation on this type of economic activity as the exchange of knowledge, in particular about their innovative ways. Modern technology, intellectual property, knowledge of the staff, the overall ability of the organization to learn in modern conditions become the main form of assets intellectual capital. New ways of sharing knowledge and new ways of working together network transform procedures for exchange of knowledge and form new knowledge management technology. In this case the key success factors are the creativity, openness, exchange of ideas, the global nature of the interaction. The author offers opportunities to improve and enhance the effectiveness of these processes.

Текст научной работы на тему «Инновационные знания как основа эффективного менеджмента»

УДК 338.24

МС Землякова ИННОВАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА

ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. В статье обобщается и систематизируется представление о таком виде экономической активности, как обмен знаниями, в частности об его инновационных способах. Современные технологии, интеллектуальная собственность, знания персонала, общая способность организации к обучению превращаются в современных условиях в основную форму активов - интеллектуальный капитал. Новые способы обмена знаниями и новые сетевые способы совместной работы трансформируют процедуры обмена знаниями и формируют новые технологии управления знаниями. При этом ключевыми факторами успеха становятся креативность, открытость, обмен идеями, глобальный характер взаимодействия. Автором предлагаются направления по оптимизации и повышению эффективности этих процессов.

Ключевые слова: инновации, интеллектуальный капитал, информационные системы, краудсорсинг, менеджмент, обмен знаниями, технологии управления.

Maria Zemlyakova INNOVATIVE KNOWLEDGE AS THE BASIS FOR

EFFECTIVE MANAGEMENT

Annotation. The article compiled and systematized presentation on this type of economic activity as the exchange of knowledge, in particular about their innovative ways. Modern technology, intellectual property, knowledge of the staff, the overall ability of the organization to learn in modern conditions become the main form of assets - intellectual capital. New ways of sharing knowledge and new ways of working together network transform procedures for exchange of knowledge and form new knowledge management technology. In this case the key success factors are the creativity, openness, exchange of ideas, the global nature of the interaction. The author offers opportunities to improve and enhance the effectiveness of these processes. Keywords: innovation, intellectual capital, information systems, crowdsourcing, management, exchange of knowledge, technology management.

В современных условиях знания становятся экономическим объектом, а обмен знаниями -видом экономической активности, влияющей на отношение субъекта к другим экономическим объектам. В настоящее время финансовые и материальные активы могут оцениваться ниже, чем интеллектуальные. Знания в организациях могут быть определены как распределенный набор принципов, фактов, навыков, правил, которые информационно обеспечивают процессы принятия решений, поведение и действия в организации. Обмен знаниями - это не абстракция, а весьма конкретный процесс, который часто связан с решением многих конкретных задач организации. Знания в организациях проявляются не только в индивидуальных знаниях, навыках и умениях, но и в планах, в специфических ресурсах, в индивидуальных и групповых компетенциях, в практике и, в конечном счете, воплощаются в технологиях.

Как отмечают исследователи, «необходимо обладать способностью к рассуждению и логическому выводу, чтобы уметь извлекать знания из имеющейся информации. Для того чтобы выстроить новое знание, организация должна предпринять определенные действия, направленные на стимулирование приобретения информации и преобразования ее в знание» [4]. Важно, чтобы менеджеры обладали знанием своего бизнеса и области деятельности. Также важно, чтобы они понимали природу самого этого знания с тем, чтобы могли создать обстановку, в которой знания порождаются, накапливаются, распределяются, координируются и, прежде всего, ценятся как источник отличительных способностей и конкурентного преимущества. Если мы хотим, чтобы эффективность бизнеса в целом была повышена, знание должно использоваться в любом месте этого бизнеса. Распределение знания является жизненно важным для организации.

© Землякова М.С., 2014

Известно, что знания могут быть явными и неявными, индивидуальными и групповыми. Обмен этими знаниями обладает соответствующими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе управления. Знания в организациях могут быть явными, и тогда они укладываются в инструкции, они могут быть неявными, и тогда они проявляются в устойчивом характере действий членов организации. Явное знание может храниться централизованно и передаваться через информационные системы, а те решения, которые нуждаются в неявно выражаемом знании, должны приниматься там, где такое знание сосредотачивается [2]. Иными словами, принятие подобных решений должно быть делегировано отдельным сотрудникам организации, которые и обладают требуемым неявным знанием, или же все решения, требующие данного знания, должны приниматься с помощью экспертов.

Следует различать процессы обмена данными, информацией и знаниями. В частности, обмен информацией не следует отождествлять с обменом знаниями и наоборот. В то же время такое деление рынков носит относительный характер и провести четкую границу между обменом информацией и обменом знаниями, как, впрочем, между обменом данных и обменом информацией, бывает подчас затруднительно. Дело в том, что данные, информация и знания - понятия близкие. При определенных обстоятельствах знания возникают из информации, а информация, в свою очередь, - из данных. Поэтому в научной литературе термин «знания» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле знания - это совокупность опыта, ценностей, контекстной информации и экспертных оценок, которыми обладают люди. В широком смысле слова знания объединяют в себе информацию, данные, а также знания в узком смысле слова. Поэтому и обмен знаниями может быть определен в узком и широком смысле. В узком смысле - это обмен только непосредственно знаниями, а в широком - это и обмен информацией, и обмен данными.

Следует различать обмен явными и неявными, индивидуальными и групповыми знаниями. Знания в кодифицированном виде (явные знания) могут становиться относительно самостоятельным объектом купли-продажи. Неявные знания могут передаваться в рамках специальных процедур, которые на рынке приобретают форму услуг (образование, наставничество, тренинг и пр.). В данном случае обмен знаниями может принимать рыночную форму. При этом предметом купли-продажи эти знания могут стать, будучи составной частью услуги. Также они могут быть проданы или переданы в аренду вместе со своими носителями (людьми или группами людей). Такие трансакции происходят в случае найма на работу, слияний и поглощений, а также при коллективном переходе структурного подразделения одной компании в другую.

В процессе взаимного обмена знаниями формируются специфические посредники. В частности, учреждения образования, патентные бюро, хранилища информации и пр. выступают преимущественно как посредники между производителями знаний (например, институтами и инновационными фирмами) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями). К посредникам такого рода также относятся юридические фирмы, помогающие оформить права на ту или иную интеллектуальную собственность, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, венчурные фонды, выставки, музеи, библиотеки, центры трансфера технологий, центры переподготовки кадров, консалтинговые фирмы.

Процесс обмена знаниями может быть определен как рынок знаний. В то же время не все процессы обмена знаниями опосредуются товарно-денежными отношениями. Однако термин рынок знаний уже употребляется как в иностранной, так и в отечественной научной литературе для обозначения процессов обмена знаниями. Острота современной мировой конкуренции и возрастающая роль рынков знаний не позволяют полагаться только на стихию. Ведущие страны мира целенаправленно формируют новых эффективных участников рынков знаний, способствующих развитию последних. Речь идет об инновационных центрах, существующих в различных формах. Их основная функция состоит в том, чтобы поддерживать и ускорять обмен знаниями и информацией между коммерчески-

ми фирмами, исследовательскими центрами и другими экономическими субъектами. Важнейшей их функцией является передача знаний и технологий из научно-исследовательского в производственный сектор. Важную роль на рынках знаний играют специализированные компании по предоставлению информационно-технологических услуг предприятиям. Трансферт перспективных технологий включает их поиск и взаимодействие с научно-техническими структурами. Таким образом, первичными элементами системы служат научно-исследовательские структуры, которые посредством инновационных центров и других участников рынка знаний взаимодействуют с предприятиями, реализующими инновации.

Рынки знаний все в большей мере становятся глобальными. В общем объеме международной торговли растет доля передачи знаний. Происходит это в различных формах: растет международная миграция специалистов, развивается международный аутсорсинг в информационной индустрии, в том числе в информационных услугах, увеличивается международная торговля патентами и лицензиями и т.д. Результаты исследовательских и научных работ быстро становятся достоянием мировой экономики. Это ощущается во всех секторах. На базе интернета формируются международные сообщества экспертов, обменивающихся знаниями, при этом специалисты разных стран могут одновременно участвовать в решении задач, стоящих перед той или иной компанией или рабочей группой.

Во многих корпорациях возникает внутрикорпоративный рынок знаний, участниками которого становятся работники и структурные подразделения корпораций [3]. На внутрикорпоративном рынке знаний возникают специфические отношения, которые нельзя назвать чисто рыночными, хотя они и предполагают обмен благами. На внутрикорпоративном рынке знаний происходят трансакции знаний, которые обмениваются или на деньги (в виде заработной платы мотивационных выплат), или на блага (другие знания, признание, авторитет и пр.). Так, например, на научной конференции или в рамках деловой презентации докладчик отдает свое знание, а в обмен получает признание, авторитет, значимость в научном или профессиональном мире.

Современный обмен знаниями трансформируется и видоизменяется под влиянием современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей компьютеров и интернета. Каждый год возникают все новые и новые средства поиска информации, обработки, обмена и трансформации знаний. Одним из ярких явлений в последние годы стал краудсорсинг, который представляет собой массовый обмен знаниями многих участников.

Краудсорсинг - это неологизм, он соединяет в себе два англоязычных термина: «crowd» -толпа и «source» - источник. Краудсорсинг означает передачу задания, обычно выполняемого персоналом организации или внешним контрактором, неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения. Данное предложение направлено на создание нового знания. Это может быть либо создание новой технологии, нового продукта в виде операционной системы, либо создание энциклопедии (википедия), либо обработка большого количества данных. Другими словами, краудсорсинг - это технология использования ресурсов (как правило, интеллектуальных) большого количества людей в рамках одного проекта. Данный термин возник относительно недавно одновременно с еще одним новым термином «Web 2.0», который означает использование новых функциональных возможностей интернета для обмена знаниями.

Ярким примером новых подходов в духе «Web 2.0» может служить деятельность компании «InnoCentive», осуществляющей так называемые открытые инновации. Данная компания широко использует краудсорсинг для проведения исследований в разнообразных областях - от инженерии до менеджмента. «InnoCentive» предлагает ряд проблем для открытого обсуждения в интернете, а также принимает предлагаемые решения. Существуя с 2002 г., этот центр открытых инноваций объединил большое количество фирм и организаций, проводящих научные исследования, заинтересованных в привлечении со стороны интеллектуальных ресурсов, а также более 125 000 исследователей, предла-

гающих свои решения для конкретных компаний. Для наиболее интересных решений в компании предусмотрены вознаграждения, однако значительная часть идей поступает к ней на бесплатной основе. Членом этого сообщества может стать каждый, у кого есть доступ в Интернет.

Нередко краудсорсинг применяется в сфере, востребованной многими пользователями. Так, например, на сайте фирмы «Emporis GmbH» собрана строительная информация со всего мира. Сведения для этого сайта были собраны с помощью нескольких тысяч участников проекта, при этом банк сведений продолжает непрерывно пополняться. Таким образом, краудсорсинг проявляется не только в социальных проектах, но и в решении коммерческих задач. В настоящее время компании могут осуществлять разработку и производство собственной продукции непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого количества людей.

Новые способы обмена знаниями и новые сетевые способы совместной работы трансформируют процедуры обмена знаниями и формируют новые технологии управления знаниями. При этом ключевыми факторами успеха становятся креативность, открытость, обмен идеями, глобальный характер взаимодействия. Инструментами новых трансакций становятся социальные сети, сайты, блоги, построенные пользователями классификации (так называемые фолксономии) [1]. Некоторые исследователи даже предлагают рассматривать такую модель развития бизнеса, в рамках которой многочисленные потребители, работники, поставщики, бизнес-партнеры и даже конкуренты совместно создают добавленную стоимость в условиях отсутствия прямого управленческого контроля.

Данные тенденции имеют не только микроэкономические, но макроэкономические последствия. В частности, явления обмена знаниями в глобальной экономике ведут к тому, что рабочие места постепенно перетекают из развитых стран в менее развитые, при этом перемещаются не только малоквалифицированные рабочие места, но и те, которые предусматривают значительную квалификацию. Все это имеет далеко идущие последствия в контексте мировой экономики. Эти тенденции могут оказать влияние на развитие российской экономики, серьезно трансформировать наши сегодняшние представления об ее будущем.

Библиографический список

1. Гапоненко А.Л. Управление знаниями / А.Л. Гапоненко [и др.]. - М., 2008.

2. Леванова Н.Е. Разработка методики оценки инновационной активности персонала организации // Молодой ученый. - 2011. - № 5.

3. Макаров В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров [и др.]. - М.: Экономика, 2007.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.