Научная статья на тему 'Инновационные возможности по развитию ассортиментой политики предприятий пищевой промышленности'

Инновационные возможности по развитию ассортиментой политики предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева И.П.

Рассматриваются направления развития ассортиментной политики предприятий пищевой промышленности на основе исследований рынка готовых продуктов питания; особое внимание уделяется перспективным нововведениям, которые позволяют оценить инновационные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные возможности по развитию ассортиментой политики предприятий пищевой промышленности»

Как уже было описано выше и отражено в модели, внешние и внутренние параметры стимулирующих воздействий, генерируемые целями с одной стороны государства и эксплуатантов, с другой стороны производителя, позволяют сформировать точки инновационного развития. В части их детального описания логично применить матричную структуру, которая позволяет, исходя из определенного состава целей субъектов, получить некоторое абсолютно точно идентифицируемое направление инновационного развития, общая совокупность которых представлена в поле матрицы.

Таким образом, были идентифицированы основные элементы, которые оказывают влияние на инновационную деятельность и активность предприятий, производящих электротранспорт. Их взаимодействие было опосредовано использованием инструментов госзаказа, поскольку только в рамках их применения возможна коммерциализация инновации и эффективность тактического уровня управления инновациями, в частности в аспекте разработки комплекса маркетинга.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 №236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gz.ulgov.ru/news/107.html.

ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ АССОРТИМЕНТОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Николаева И.П.*

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Рассматриваются направления развития ассортиментной политики предприятий пищевой промышленности на основе исследований рынка готовых продуктов питания; особое внимание уделяется перспективным нововведениям, которые позволяют оценить инновационные возможности.

Пищевая промышленность - одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Основной задачей деятельности предприятий пищевой промышленности в рамках товарной

* Доцент кафедры Экономики, кандидат экономических наук.

политики является управление разработкой и предложением потребителям товаров, удовлетворяющих их меняющимся потребностям. Решения производителей в области товарной политики носят стратегический характер, так как их реализация требует много времени, а последствия будут проявляться через определенный период.

Стремление увеличить потребление товаров за счет инновационной деятельности и привлечения новых сегментов рынка определяет важнейшую задачу товарной политики - управление ассортиментом. Система формирования ассортимента на предприятии пищевой промышленности должна включать следующие направления исследований:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

- оценку существующих аналогов продукции конкурентов по тем же направлениям;

- критическую оценку выпускаемых предприятием продуктов в ассортименте с позиций потребностей покупателей.

Инновационная деятельность означает создание новых полезных товаров и технологий, которые придают новшеству новую отличающую ценность и делают его более привлекательным для потребителя. Осуществление инновационной деятельности возможно на основе проведения маркетинговых исследований рынка продуктов питания, которые позволяют оценить инновационные возможности предприятий пищевой отрасли промышленности.

Одним из самых быстрорастущих сегментов рынка продуктов питания в Западной Европе является рынок продуктов высокой степени готовности. Так в 2006 г. в Англии затраты потребителей на такие продукты составили 5 млрд. евро, в Германии - 1,7 млрд. евро, во Франции - 1,5 млрд. евро, в Испании - 0,9 млрд. евро. По прогнозам исследователей, в 2011 г. годовое потребление готовых продуктов вырастет в Англии на 7,1 %, в Германии - на 5,9 %, в Испании - на 25 % [2]. Производители предлагают как традиционные продукты в виде готовых блюд с гарнирами и соусами, так и инновационные по своему составу блюда: экзотические и этнические. Особенно серьезное внимание уделяется упаковке, обеспечивающей красивую сервировку и эстетическое восприятие товара. Покупателями таких блюд являются в основном мужчины, а также пожилые люди.

Как показали исследования маркетинговых агентств, российский рынок готовых блюд находится на стадии формирования. По оценкам специалистов, емкость этого рынка будет увеличиваться на 25 % в год. Российское общество приближается к обществу потребления западного типа, поэтому ожидания российских производителей могут быть обоснованными. Возрастающий интерес к этому сегменту рынка обусловлен повыше-

нием уровня жизни населения, ускорением темпов жизни, появлением крупных производителей, способных повлиять на потребительский спрос.

Типичным потребителем готовых блюд является человек, который не желает тратить время на приготовление пищи и не готов жертвовать качеством потребляемой еды. Для жителей больших городов наиболее важными факторами успешной деятельности становятся: нахождение правильного баланса между работой и отдыхом, поддержание хорошей физической формы, забота о здоровье. Эти тенденции отражаются на формировании требований к продуктам питания: удобство потребления, высокое качество, домашний вкус.

Рынок готовых продуктов питания можно сегментировать по виду продукта:

- первые блюда;

- вторые готовые блюда, включая консервы и полуфабрикаты с высокой степенью готовности.

Первые блюда. Рынок жидких супов в России начал интенсивно развиваться. В 2006 г. сегмент готовых супов увеличился на одну треть - до 600 млн. руб. Это объясняется тем, что в России супы относятся к продуктам ежедневного потребления. Уровень потребления супа в нашей стране составляет 32 млрд. порций домашнего супа в год, что соответствует 225 порциям на одного человека. Это значительно больше, чем в США и в Европе. Потенциал рынка готового супа в Росси оценивается в 7,7 млн. тонн [2]. По оценкам компании Mars этот сегмент растет на 50 % в год. Отечественные производители выпускают готовые супы в традиционной упаковке -стеклянной или жестяной банке, имидж которых уступает современной упаковке «Гурмании» и «Кнорр». По данным исследователей, потребителям супов по вкусу традиционные русские первые блюда: борщ, рассольник, щи. Наиболее известными отечественными производителями первых блюд являются: Севский овощесушильный завод, «Старорусский мясной двор», «Мясмолпрод».

Усилия маркетологов должны быть направлены на то, чтобы донести до покупателей информацию о качестве готовой продукции. Компания Mars, производящая супы по технологии асептического розлива и упаковки, столкнулась с неприятием потребителями непривычной упаковки. Была проведена рекламная акция в целях информирования потребителей и повышения уровня их знаний о продукте и упаковке, позволяющей сохранять полезные вещества и витамины без использования консервантов.

Вторые готовые блюда. В России сегмент готовых вторых блюд практически не развит: 89,7 % этого рынка приходится на лапшу быстрого приготовления. Развитие рынка идет в трех направлениях: для домашнего потребления, для потребления во время обеденного перерыва на работе и для потребления на отдыхе.

Как отмечают эксперты, основными причинами, по которым потребители отказываются от потребления готовых блюд, являются:

- отсутствие привычки потребления;

- нет доверия к качеству;

- отсутствие продуктов отечественного производства, отвечающих гастрономическим пристрастиям населения.

Для большинства населения регионов готовые продукты недоступны по цене, поэтому основной объем их потребления приходится на крупные города, отличающиеся более высокими доходами населения и дефицитом времени. Также сказываются традиции и привычка приготовления пищи в домашних условиях после рабочего дня.

Вторые готовые блюда распределяют по следующим категориям:

- охлажденные продукты;

- замороженные продукты;

- консервы.

Охлажденные продукты в нашей стране представлены незначительно. На сегодняшний день конкуренцию этим продуктам составляют отделы кулинарии крупных супермаркетов. Однако такая продукция имеет весьма ограниченный срок хранения - два-три дня. Упакованная охлажденная еда с длительным сроком хранения отпугивает потенциального покупателя, поскольку люди не знают о новых современных технологиях сохранения продукции в газовоздушной среде без применения консервантов. Культура потребления упакованных охлажденных готовых блюд в России должна быть сформирована с применением информационных средств воздействия на покупателей.

Темп жизни населения городов ускоряется. Этот рынок является исключительно привлекательным для производителей, а конкуренция на нем незначительна. При грамотном маркетинговом подходе готовая охлажденная продукция будет пользоваться значительным уровнем спроса. По оценке экспертов, рынок охлажденных готовых блюд оценивается в 6,5 млрд. руб. Предполагается, что этот рынок будет расти ежегодно на 40 %, и продукция кулинарии постепенно отойдет на второй план.

На рынке замороженных продуктов в России готовые вторые блюда занимают незначительную долю - около 10 %. Остальные сегменты представлены продукцией, которая требует некоторой доготовки в домашних условиях: замороженные пельмени, котлеты, блинчики, мясной фарш и другие продукты. Продажи готовых замороженных блюд увеличиваются примерно на 20 % в год [3]. Этому способствуют изменение интенсивности жизни россиян и повышение осведомленности потребителей о достоинствах и свойствах замороженных продуктов. Над привлекательностью данного сегмента работают сами производители: разрабатывают новые технологии и оригинальные рецептуры, расширяют ассортимент продукции, разрабатывают вопросы транспортировки и хранения товаров. На

рынок замороженных готовых продуктов существенное влияние оказывает снижение ценового фактора конкуренции, повышение значения брен-динга, расширение товарной линейки за счет новых вкусов. Для категории замороженных мясных полуфабрикатов характерна ярко выраженная регио-нальность. Основными производителями являются крупные и мелкие региональные предприятия, деятельность которых сосредоточена в своем регионе.

Рынок консервированных готовых блюд в России представлен мясными консервами, которые занимают до 70 % рынка, и мясорастительными консервами, которые изготавливают с дополнением сырья растительного происхождения к закладке мяса: каши с мясом, фаршированные голубцы и перцы, тефтели, фрикадельки и др. Консервы являются удобным в хранении и употреблении продуктом питания. В последние годы особенно динамично развивается именно сегмент мясорастительных консервов, чему способствуют рост спроса потребителей и активное развитие ассортиментной политики предприятий-производителей. Создаются новые виды консервированной продукции, применяются более совершенные формы упаковки. Перспективным направлением развития этого рынка является расширение премиального сегмента, включающего деликатесы более высокого качества. Объем рынка консервированной продукции увеличивается в регионах более быстрыми темпами, чем в столице. Наиболее известными отечественными производителями на рынке консервированных готовых блюд являются крупные предприятия пищевой индустрии: «ОВА», «Главпродукт», «Рузком», «Мясом олпрод».

В позиционировании этой продукции важную роль играют упаковка и внешний вид. Большинством товаропроизводителей используется традиционная жестяная банка. Такая упаковка скрывает содержимое, и покупатель принимает решение по информации, которая имеется на этикетке. Потребительскую привлекательность таких консервов можно увеличить заменой этикетки на полноцветное литографирование, предоставлением полноценной информации о составе, выкладкой в торговой точке. Производителям необходимо применять новые виды упаковки, удовлетворяющие стандартам консервирования и требованиям удобства для потребителей. К таким нововведениям можно отнести ламистер - упаковку из плотной алюминиевой фольги, которая позволяет разнообразить предложение по объему, например, изготовить баночки весом по 100 г. Новым видом упаковки являются также реторт-пакеты, которые уже давно активно используются за рубежом. Это упаковка, состоящая из многослойных пленок, которые обеспечивают стерилизацию продукции при температуре выше 100 градусов. Перспективным направление является производство консервированных готовых блюд в полимерных лотках.

Учитывая растущий и все более взыскательный спрос потребителей, производителям пищевых продуктов необходимо разрабатывать и внедрять то-

варные стратегии, способствующие расширению ассортимента и повышению конкурентоспособности продукции на рынке готовых продуктов питания.

Список литературы:

1. Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник / М.Н. Григорьев. - Издательство Юрайт, 2010. - 366 с.

2. Семенова Е. Готовые продукты: когда созреет рынок? / Е. Семенова // Партнер: мясопереработка. - 2008. - № 8. - С. 10-19.

3. Сайг Компании «Прорыв»: информ.-аналит материалы [Электронный ресурс]. - Режим дocтyпa:www.proriv.com/research/?view=none&skip=10.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ

© Очередько Е.А.*

Приазовский государственный технический университет, Украина, г. Мариуполь

В статье даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию управления инновационным развитием предприятий на данном этапе развития Украины.

В настоящее время не существует сомнений относительно необходимости перехода Украины на инновационную модель экономического развития. Однако в Украине практически не созданы условия для эффективного осуществления инновационной деятельности. Препятствия финансового, политического, правового, организационного характера возникают на пути массового применения инноваций.

Практика показывает, что именно инновационные сдвиги на современном этапе развития страны способны не только обеспечить высокие показатели экономического роста, но и решить определенные экологические, социальные проблемы, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, повысить экспортный потенциал страны. Поэтому формирование активной инновационной политики государства должно стать первоочередной задачей.

Исследованию этих проблем много внимания уделяют ученые и специалисты во всем мире, в частности: И. Ансофф, Р. Брейли, М. Хаммер, Э. Хар-гадон, Дж. Чампи, Г.Я. Гольдштейн, Д.А. Новиков, B.C. Ефремова, С.Д. Ильенкова, Н.И. Чухрай, Л.И. Федулова и др.

* Аспирант кафедры Управления инновационной деятельностью и интеллектуальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.