Научная статья на тему 'Инновационные учебные наглядные пособия по теоретической механике (раздел «Кинематика»)'

Инновационные учебные наглядные пособия по теоретической механике (раздел «Кинематика») Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА / КИНЕМАТИКА / НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / THEORETICAL MECHANICS / KINEMATICS / VISUAL AIDS / INNOVATION / EDUCATIONAL PROCESS INTENSIFICATION / STUDENT ACADEMIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Маркин Олег Юрьевич, Маркин Юрий Сергеевич

Описаны инновационные учебные наглядные пособия по теоретической механике (раздел «Кинематика»), интенсифицирующие учебный процесс и создающие условия для проведения учебно-исследовательской работы студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL VISUAL AIDS FOR THEORETICAL MECHANICS (SECTION "KINEMATICS")

The article describes innovative educational visual aids (models) for theoretical mechanics (section "Kinematics"), intensifying educational process and creating requirements for student's academic research.

Текст научной работы на тему «Инновационные учебные наглядные пособия по теоретической механике (раздел «Кинематика»)»

Маркин Ю.С., Маркин О.Ю.

ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ (РАЗДЕЛ «КИНЕМАТИКА»)

Описаны инновационные учебные наглядные пособия по теоретической механике (раздел «Кинематика»), интенсифицирующие учебный процесс и создающие условия для проведения учебноисследовательской работы студентами.

Ключевые слова: теоретическая механика, кинематика, наглядные пособия, инновации, интенсификация учебного процесса, учебно-исследовательская работа студентов.

Модели для демонстрации разложения плоскопараллельного движения на переносное и относительное. Модели предназначены для изучения плоскопараллельного движения и могут найти применение в учебных лабораториях по теоретической механике, по теории механизмов и машин и другим учебным дисциплинам.

При изучении различных видов движения студентам приходится иметь дело с поступательным, вращательным и плоскопараллельным движениями тел (звеньев). Из перечисленных видов движения наибольшую трудность представляет плоскопараллельное движение. Это движение можно разложить на два простых движения двумя способами: а)

Переносное Относительное

Плоскопараллельное С) (поступательное) (вращательное)

б)

Переносное Относительное

Плоскопараллельное (вращательное) (вращательное)

Достаточно подробно разложение этими двумя методами плоскопараллельного движения разработано в [1]. Однако мысленно такое разложение сразу сделать достаточно трудно, поэтому профессор Б.В. Шитиков предложил две модели, которые представлены на рис. 1 и 2.

Модели состоят из станин 1, к которым шарнирно закреплены кривошипы 2, балансиры 3, связанные шатунами 4. В каждой модели имеется дополнительная плоскость 5, выполненная из прозрачного материала, например, из органического стекла. В первом случае (рис. 1) плоскость 5 шарнирно прикреплена к трем абсолютно одинаковым кривошипам, поэтому она совершает поступательное (переносное) движение, а шатун 4

на этой плоскости описывает траекторию (дугу) относительного движения. Во втором случае (рис. 2) плоскость 5 жестко прикреплена к кривошипу 2 и совершает вращательное движение. Это движение является переносным. В относительном движении шатун 4 также совершает вращательное движение и описывает дугу, радиус которой равен длине шатуна.

Рис. 1. Схема модели для разложения плоскопараллельного движения на переносное поступательное и относительное вращательное

Рис. 2. Схема модели для разложения плоскопараллельного движения на переносное вращательное и относительное вращательное

В первом случае (рис. 3а) скорость точки В, принадлежащей шатуну, определяется по формуле:

а.

а.

(1)

а во втором случае (рис. 3б):

йг = ар + а

Б/Е

(2)

Рис. 3. Схемы шарнирно-рычажных механизмов, поясняющие определение ускорения точки В

двумя описанными выше способами

Описанные модели весьма эффективно помогают студентам освоить разложение плоского движения на переносное и относительное.

Учебный прибор по механике. Прибор [2] осуществляет поступательное, вращательное и плоскопараллельное движения твердых тел и предназначен для использования в учебных лабораториях по теоретической механике, теории механизмов и машин и другим учебным дисциплинам как средних специальных, так и высших учебных заведений.

Прибор (рис. 4) состоит из станины 1, кривошипа 2, балансира 3, шарнирно связанных с шатуном 4. Звенья 2, 3 и 4 имеют пазы, в которых расположены шарниры 5 и 6, закрепляемые в нужном положении зажимными винтами, которые на схеме не показаны. Вал 7 звена 2 расположен в подшипнике 8, а вал 9 звена 3 - в подшипнике 10. Вал 7 с помощью

сцепной муфты 11 связан с электродвигателем 12, а вал 9 через сцепную муфту 13 связан с механизмом, состоящим из некруглых колес 14, 15 и электродвигателя 16. Звенья 2, 3 и 4 снабжены датчиками скоростей и ускорений 17 и вычерчивающим на бумаге устройством 18.

Рис. 4. Схема прибора

Перемещением шарниров 5 и 6 вдоль пазов кривошипа 2, балансира

3, шатуна 4 и закреплением их в нужном положении устанавливают необходимую длину перечисленных звеньев, включают с помощью муфт 11 или 13 один из приводов: 12 или 16. При работе установки датчики 17 воспринимают скорости и ускорения звеньев 2, 3 и 4 и преобразуют их в электрические сигналы, которые передают в регистрирующую аппаратуру, не показанную на схеме. С помощью вычерчивающих устройств 18 записывают траекторию движения интересующей точки звена 2, 3 и 4 на бумаге, закрепленной на станине 1. Возможны следующие случаи функционального использования прибора, представленные на рис. 5.

а) б) в) г) д)

Рис. 5. Случаи функционального использования прибора

Случай 1-й. Звено 2 делают кривошипом, а звено 3 - балансиром, и включают электродвигатель 12, который через включенную муфту 11 и вал 7 приводит в движение шарнирно-рычажный механизм, схема которого представлена на рис. 5а. В этом случае с помощью датчиков 17 и вычерчивающего устройства 18 изучают вращательное движение звена 2, плоско параллельное движение звена 4 и возвратно-вращательное движение звена 3 при равномерном вращении кривошипа 2.

Случай 2-й. Если длина звена 2 равна длине звена 3 (рис. 5б), то при включенной муфте 11 и при работающем электродвигателе 12 изучают вращательное движение звеньев 2 и 3 и поступательное движение звена 4 при равномерном вращении кривошипа 2.

Случай 3-й. Если разъединяют звенья 2 и 4, то при работающем электродвигателе 12 и включенной муфте 11 изучают равномерное вращательное движение звена 2 (рис. 5в).

Случай 4-й. Если разъединяют звенья 3 и 4, то при работающем электродвигателе 16 и включенной муфте 13 изучают неравномерное вращательное движение только звена 3 (рис. 5г).

Случай 5-й. Если размеры звеньев установлены так, как показано на рис. 5б, то при работающем электродвигателе 16 и включенной муфте 13 изучают неравномерное поступательное движение звена 4.

Случай 6-й. Если звено 3 делают кривошипом, а звено 2 - балансиром (рис. 5д), то изучают плоскопараллельное движение звена 4 и возвратно-вращательное движение звена 2 при неравномерном вращении кривошипа 3 от электродвигателя 16 при включенной муфте 13.

Случай 7-й. Все описанные выше варианты использования предложенного прибора можно осуществить при различных размерах звеньев.

Случай 8-й. Если отключить оба привода 12 и 16 с помощью муфт

11 и 16, то все описанные виды движения можно изучить в замедленном темпе от ручного привода.

Описанный прибор, таким образом, обладает широкими техническими возможностями и наряду с другими способствует повышению качества подготовки специалистов для различных отраслей промышленности.

Модель замкнутой зубчатой передачи. Модель замкнутой зубчатой передачи [3] относится к наглядным учебным пособиям и может найти применение в учебных лабораториях по теоретической механике, теории механизмов, деталям машин и другим учебным дисциплинам. На рис. 6 представлена схема модели.

Рис. 6. Схема замкнутой зубчатой передачи

Модель (рис. 6) состоит из зубчатых колес 1, 2, 3, 4, 5 и 6 последо-

вательно кинематически связанных между собой. Оси 7 колес 2, 3 и 4 жестко связаны со станиной 8. Модель снабжена водилом 9, геометрическая ось цилиндрического отверстия которого совмещена с геометрической осью предпоследнего 4 зубчатого колеса, и шарнирно связано с его осью 7. Ось последнего колеса 5 жестко прикреплена к водилу 9, как, например, ось 7 - к станине 8. Водило 9 имеет продольный паз 10, в котором расположена ось 11 дополнительного зубчатого колеса 6 с возможностью жесткого крепления ее в требуемом положении к водилу 9 с помощью резьбовых крепежных элементов 12. Водило, кроме того, снабжено пружинным фиксатором 13 со стержнем, а станина - двумя лунками 14, с возможностью жесткого фиксирования его относительно станины с исходным количеством зубчатых колес (пятью) и с дополнительным зубчатым колесом 6. При этом вал 15 наибольшего зубчатого колеса 1 снабжен рукояткой 16.

Модель работает следующим образом. Если зубчатые колеса 1, 2, 3, 4, 5 и 6 соединены между собой так, как показано на рис. 1, то при вращении рукоятки 16 с колесом 1 все колеса будут вращаться в одну или другую стороны. Это подтверждает выражение передаточного отношения передачи, то есть:

где ^ ... числа зубьев шести колес.

Если освободить ось 11 колеса 6 с помощью резьбовых крепежных элементов 12 и отодвинуть ее вместе с колесом вдоль паза 10, а с помощью пружинной рукоятки 13 переместить водило 9 до введения в зацепление зубьев колеса 5 с зубьями колеса 1 (стержень фиксатора 13 займет положение лунки 14), то при попытке вращения рукоятки 16 с колесом 1 все колеса будут оставаться неподвижными. Это подтверждают и теоретические расчеты, т. е.

где ... г- числа зубьев пяти колес.

В этом случае колеса 1 и 5 будут стремиться вращаться в одну и ту же сторону, что невозможно, поскольку колеса связаны между собой зубьями. Все колеса в этом случае будут оставаться неподвижными. На-

1

ступает явление самоторможения.

Таким образом, предлагаемая модель позволяет демонстрировать и, следовательно, подтверждать (обеспечивать) изменением ее технических параметров двух возможных вариантов работы замкнутых зубчатых передач: передач с вращающимися зубчатыми колесами и передач с неподвижными зубчатыми колесами - тупиковый вариант. Последний случай следует рассматривать как предупреждение от ошибок при проектировании подобных передач.

Мотор-редуктор двухскоростной планетарный. Его модель используется в учебных лабораториях по механике, а реальный мотор-редуктор [4] используется в станкостроительной и машиностроительной промышленности и может найти применение при модернизации эксплуатируемых токарных станков.

Мотор-редуктор двухскоростной планетарный (рис. 7) состоит из фланцевого электродвигателя 1, прикрепленного жестко к корпусу редуктора 2 на лапках, в котором центральное зубчатое колесо 3 жестко закреплено на валу электродвигателя и кинематически связано через сателлиты

4, сидящие подвижно на осях водила, с зубчатым венцом с внутренними зубьями 5, а консольный вал водила 6 является выходным валом редуктора. Венец с внутренними зубьями выполнен с возможностью вращения вокруг геометрической оси выходного вала и снабжен тормозным устройством 7 с возможностью его полного торможения.

Ґ 7

г

е

ж

4

5

Рис. 7. Схема планетарного мотор-редуктора

Такой мотор-редуктор наиболее полно отвечает требованиям метал-

лорежущего оборудования, так как обеспечивает переключение передач без его остановки.

Модель для демонстрации построения эвольвенты. Модель [5] (рис. 8) содержит плоскую станину (основание) 1 с жестко закрепленным круглым диском 2, диаметр которого равен диаметру основной окружности зубчатого колеса. В центре диска шарнирно установлено водило 3 с направляющей 4, расположенной вдоль касательной к цилиндрической поверхности диска.

Рис. 8. Схема модели для демонстрации построения эвольвенты

На направляющей находится каретка 5 с пишущей головкой 6, имеющей графитовый стержень 7. К водилу вдоль образующей цилиндрической поверхности диска прикреплена нитенаправляющая пластина 8, которую огибает нить 9. Один конец этой нити крепится к цилиндрической поверхности диска, а другой - к каретке. С противоположной стороны к каретке прикреплена нить 10, которая огибает блок 11, нитенаправляющую пластину и намотана на диск в противоположном направлении огибания нити 9. Второй конец нити 10 жестко прикреплен к диску.

При повороте вручную водила 3 с направляющей 4 вокруг диска 2 против хода часовой стрелки каретка 5 с пишущей головкой 6 и графитовым стержнем 7 начинает совершать движение как относительно направляющей 4, так и относительно основания 1, на котором графитовый стер-

жень 7 оставляет изображение эвольвенты. При этом нить 9 разматывается с цилиндрической поверхности диска 2, а нить 10 наматывается на диск. При возвращении водила 3 в исходное положение описанный процесс совершается в обратном порядке.

Модель для демонстрации эвольвентного зацепления. Модель [6] (рис. 9) состоит из основания 1, на котором шарнирно посредством ступиц 2 и 3 установлены выполненные из прозрачного материала зубчатые шаблоны 4 и 5. Между зубьями шаблонов расположен стержень 6, на конце которого закреплена пластина-индикатор 7. В основании 1 вдоль линии зацепления АВ выполнен направляющий паз 8, в котором установлена каретка 9. Снизу паз 8 закрыт планкой 10. Нижний конец стержня 6 закреплен на каретке 9. К основанию 1 прикреплены ограничители 11 и

12 хода шаблонов 4 и 5.

Рис. 9. Схема модели для демонстрации эвольвентного зацепления

При повороте вручную зубчатых шаблонов 4 и 5 стержень 6 с кареткой 9 перемещается по направляющему пазу 8 вдоль линии зацепления АВ, а пластина-индикатор 7, перемещаясь со стержнем 6 под действием профилей зубьев, четко отображает перемещение точки касания профилей зубьев как вдоль линии зацепления АВ, так и вдоль сопряжен-

ных профилей.

Применение описанной модели позволяет повысить эффективность учебного процесса при изучении эвольвентного зацепления.

Модель волновой передачи [7]. К стойке 1 (рис. 10) с помощью резьбовых крепежных элементов 2 жестко прикреплен зубчатый венец 3 с числом внутренних зубьев 2ж. Внутри зубчатого венца 3 находится гибкий зубчатый венец 4 с числом зубьев 2г, который расположен между ребордами нажимных роликов 5. Эти ролики вводят в зацепление зубья гибкого зубчатого венца 4 с зубьями неподвижного зубчатого венца 3 с двух сторон. Числа зубьев венцов 3 и 4 разные, т. е. 2г <2ж. Нажимные ролики 5 закреплены с возможностью вращения на осях 6 водила 7. Водило 7 снабжено рукояткой 8. Вал водила 7 расположен в подшипнике 9 стойки 1. На зубчатых венцах 3 и 4 нанесены метки соответственно 10 и 11.

Рис. 10. Схема модели волновой передачи

При вращении водила 7 с помощью рукоятки 8 нажимные ролики 5 деформируют гибкий зубчатый венец 4 и последовательно вводят в зацепление его зубья с зубьями зубчатого венца 3. Поскольку число зубьев гибкого зубчатого венца 4 2г < 2ж числа зубьев неподвижного зубчатого венца 3, гибкий зубчатый венец 4 совершает вращательное движение. Вращательное движение зубчатого венца 3 легко наблюдать по движению метки 11 относительно метки 10, нанесенных на зубчатые венцы 3 и 4.

Так как волновая передача стала открытой, появилась возможность визуального наблюдения за ее работой и за взаимодействием звеньев в процессе этой работы. Гибкий зубчатый венец 4, располагаясь между ребордами нажимных роликов 5, надежно зафиксирован в своем положении и надежно демонстрирует работу волновой передачи, в отличие от нажимных роликов с овальной формой наружной поверхности в известном устройстве, которые не могут удержать зубчатый венец 4 от осевого перемещения.

Таким образом, в предлагаемой модели увеличилась наглядность демонстрации работы волновой передачи, так как закрытый корпус заменен стойкой, и увеличилась надежность как работы модели вообще, так и надежность демонстрации работы волновой передачи, поскольку гибкий зубчатый венец в предлагаемой модели надежно зафиксирован от осевых перемещений ребордами нажимных роликов.

Использование описанных пособий в учебном процессе показало их большую эффективность как с точки зрения наглядности демонстрируемых явлений, так и с точки зрения интенсификации учебного процесса, его качества и облегчения труда преподавателя, а также привлечения студентов к разработке и изготовлению новых пособий.

Источники

1. Шитиков Б.В. Основы теории механизмов. Выпуск VII. Казань: Казанск. хим.-технол. ин-т, 1971. 80 с.

2. А.с. СССР № 1121699. МКИ О 09 В 23/06. Учебный прибор по механике / Казанский с. х. ин-т им. М. Горького; авт. изобрет. Ю.С. Маркин и О.Ю. Маркин. Опубл. в Б.И., 1984, № 40.

3. Патент РФ № 63888, Е 16 Н 1/02. Модель замкнутой зубчатой передачи / Маркин Ю.С., Петру-шенко Ю.Я., Маркин О.Ю. Опубл. 10.06.2007. Бюл. №16.

4. Патент РФ № 46063. МКИ Е 16 Н 3/00. Мотор-редуктор двухскоростной планетарный / Маркин О.Ю., Маркин Ю.С. и др. Опубл. 10.06.2005. Бюл. №16.

5. Патент РФ № 32034, МКИ В 43 Ь 13/22. Прибор для построения эвольвенты / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. Опубл. 10.09.2003. Бюл. №25.

6. Авт. св. СССР № 1314369, МКИ С 09 23/08. Устройство для демонстрации эвольвентного зацепления / Мухин П.Г., Маркин Ю.С., Сафеев И.И. и др. Опубл. 30.05.1987. Бюл. №20.

7. Патент РФ № 37022, МКИ В 23 Е 1/00, Е 16 Н 1/02. Модель волновой передачи / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. Опубл. 10.04.2004. Бюл. №10.

Зарегистрирована 16.01.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.