ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В ТЕОРИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
А.Г. Шеломенцев, д.э.н., проф., зав. отделом ИЭ УрО РАН
Ю.А. Толченкин, к.т.н., Минпромэнерго РФ, В.Б. Юшков, соискатель ИЭ УрО РАН
Основные подходы к территориальному развитию можно представить в виде концепций, различающихся принципами, кругом учитываемых факторов и акцентами. Большинство из них возникли во второй половине ХХ века как реакция на обострение проблем развития мегаполисов, размещения производства, осознание необходимости государственного вмешательства в развитие территорий и т.п.
Далее мы остановимся на следующих теориях территориального развития:
- теория размещения производства и сферы обращения;
- теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия;
- теория центральных мест.
Теория размещения производства и сферы обращения. Данное направление возникло в первой половине XIX века. Его представителями являются И.Г.фон Тюнен, А.Гротевальд, М.Чисхолм, В.Рошер, В.Лаугардт, А.Вебер, Т.Паландер, А.Леш, Х.Бос, Я.Гамильтон и др. Данную теорию составляют исследования влияния на размещение производства, городов, промышленных зон и рынков самого широкого круга факторов: экономических, географических, природно-климатических, социальных, технологических, транспортных и др.
Так И.Г. фон Тюнен в начале XIX века на основе модели «изолированного государства» формулирует принципы размещения городского хозяйства и региональных рынков. В.Лаунгард дополнил модель Тюнена размещением промышленного производства. Позже А.Гротевальд и М.Чисхолм проанализировали влияние на размещение хозяйства и региональные рынки транспортного фактора. В начале ХХ века А.Вебер проанализировал и обобщил влияние на размещение городов и производства широкого круга факторов, включая транспортый, рабочую силу, агломерацию. В 20-30-е годы ХХ века О.Энглендер, Т.Паландер, Э.Гувер исследовали пространственный аспект, связанный с расположением товарных рынков и источников сырья. В середине ХХ века А.Леш анализирует влияние на размещение населенных пунктов ландшафта, классифицирует экономические районы и товарные рынки, а также выделяет зоны их влияния. В 50-60-е годы У.Изард исследует размещение хозяйства с позиции рынков, выделяет их иерархию (местные, субрегиональные, региональные, национальные), анализирует влияние на них экономических, финансовых, политических и социальных факторов. В 70-80-е годы Я.Гамильтон обобща-
ет предшествующие исследования и, опираясь на предложенную Вебером многоотраслевую модель хозяйства, выявляет в регионе взаимосвязи между различными рыночными зонами и отраслями.
Теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия. Основными представителями этого направления исследований являются А.Шеффле, У.Рейли, Дж.Стюарт, С.Харрис, П.Конверс, Д.Рей, М.Биркин, Ф.Фоулджер, Х.Уильямс и др. Теория опирается на положение о том, что регион представляется в виде определенной совокупности ресурсов (массы, потенциала), при этом межрегиональные связи рассматриваются как форма взаимодействия этих масс, определяющая поведение составляющих их элементов -участников.
А.Шеффле в конце XIX века с помощью гравитационной модели объясняет размещение товарных рынков и их связь с расположением промышленных предприятий. У.Рейли в 30-е годы ХХ века формулирует «закон гравитационной розничной торговли», которым утверждается, что городской рынок региона притягивает покупателей окружающего района пропорционально численности проживающего в городе населения и обратно пропорционально квадрату расстояния между участниками рынка. В середине ХХ века Дж.Стюарт вводит термин «демографический потенциал», содержание которого аналогично «физическому гравитационному потенциалу», а С.Харрис обосновывает понятие рыночного потенциала территориальных образований. При этом в 80-90-е годы в работах М.Биркина, Ф.Фоулджера и др. на основе моделей пространственного взаимодействия разрабатываются подходы к прогнозированию региональных рынков товаров.
Теория центральных мест. Теория центральных мест представлена в работах В.Кристаллера, Б.Берри, Дж.Парра, К.Бивона, С.Уанмали и др. Она обосновала систему иерархии центральных мест и региональных рынков, которая может быть представлена в виде вложенных друг в друга зон влияния рыночных центров разного уровня.
Так в 30-е годы ХХ века В.Кристаллер предложил рассматривать города как центральные места, вокруг которых располагаются зависимые поселения, стоящие на ступень ниже. Для адекватного объяснения размещения и развития городов им предлагалось учитывать широкий круг факторов, включая удаленность населенных пунктов, транспортный фактор, существующие административные границы и т.п. Позже, в 70-е годы Б.Берри модифицирует модель В.Кристаллера путем учета гео-графо-экономического фактора, плотности расселения населения и других, что открыло возможности для использования ее при прогнозировании хозяйственного развития территорий. В 80-90-е годы исследования Дж.Парра, К.Бивона и др. показали, что в результате концентрации капитала в крупных мегаполисах, ускорения агломерации и глобализации рынков капитала, товаров, технологий происходят глубокие изменения в размещении и иерархии рыночных центров.
Приведенные теории не исчерпывают все подходы к территориальному развитию, однако в настоящее время являются определяющими.
Основополагающие принципы устойчивого развития Европейского континента1. «Основополагающие принципы» устойчивого развития Европейского континента были приняты на Форуме по устойчивому развитию, организованному Парламентской Ассамблеей и Конгрессом местных и региональных властей Европы 25-26 ноября 1999 г. Их цель заключалась в определении мер политики пространственного развития, с помощью которой люди во всех государствах-членах ЕС могут достигать приемлемого уровня жизни. «Основополагающие принципы» базируются на положениях Европейской Хартии регионального пространственного планирования (Торремолинская Хартия, 1983). Хартия вводит принципы национальных и европейских политик, разработанные в целях совершенствования пространственной организации Европы для входивших в нее в то время 22 государств-членов ЕС, а также для решения проблем, выходящих за рамки границ отдельных государств.
«Основополагающими принципами» утверждается, что Европа обладает потенциалом для реализации модели полицентричного развития, с множеством существенных областей роста, включая периферии, организованные как городские сети, которые могут создавать стимулы и необходимые внешнеэкономические масштабы для привлечения инвестиций. При этом полицентрическое развитие вносит вклад также в понижение влияния на окружающую среду и социальную напряженность. Простое репродуцирование модели "центр-периферия" в Европе является разрушительным как для центра, так и для периферий и не соответствует модели урегулирования исторического развития континента. Интеграция областей урегулирования в пределах больших регионов Европы необходима для стимулирования новых процессов роста в отдаленных частях Европы, что может способствовать долгосрочному укреплению городской структуры и конкурентоспособности.
По мере развития столичных областей и городов-ворот, через которые осуществляется коммуникация и торговля с иными континентальными потоками (например, городами с портами, аэропортами, торговыми ярмарками, культурными центрами), формируются модели полицентрического общеконтинентального роста. В соответствии с этими моделями основные усилия должны быть приложены к улучшению инфраструктуры, раскпытию границ сельских и отсталых областей, и укреплению малых и средних городов.
Особое место в этом программном документе занимает сокращение милитаризированных территорий. Применительно к ним задача политики пространственного развития состоит в реабилитации прежних индустриальных и военных территорий с целью сделать их доступными для других пользователей, а также в ограничении использования ими новых земель, которые являются уязвимыми с экологической точки зрения.
1 Основополагающие принципы устойчивого развития Европейского континента//Европейские документы по пространственному развитию/Европейская конференция министров регионального развития (СЕ-МАТ)/Комитет руководителей Европейской конференции министров регионального планирования (СЕ-МАТ). Ганновер, 7-8 сентября 2000 г.
Реабилитация этих территорий включает в себя решение комплекса социально-экономических проблем, основными из которых являются:
- регенерация окружающей среды областей, поврежденных индустриальным загрязнением;
- восстановление больших и малых городов в индустриальных районах, особенно в части, касающейся предоставления услуг, очистки загрязненных заброшенных промышленных площадей и улучшения качества городской среды;
- переобучение и переквалификация безработных специалистов;
- развитие технополисов и технологических центров в целях продвижения технологического совершенствования и создания новых видов бизнеса, использующих передовые технологии;
- улучшение доступности информации и развитие информационных технологий и телекоммуникации;
- организация межрегионального и межнационального сотрудничества в целях преодоления изоляции и развития новых инициатив и импульсов роста.
Теория конкурентоспособности региона (территории). Формирование теории конкурентоспособности территории началось в конце 90-х годов ХХ века представителями уральской экономической школы2. Данное направление опирается на работы М.Портера, Х.Р.Куадрадо-Рура и др., которые придавали особое значение региональным факторам конкуренции. Данный подход опирается на теорию конкурентных преимуществ, совокупность которых создает особую ситуацию для региона и делает его привлекательным для предпринимателей и инвесторов. Так, по мнению А.И.Татаркина, Л.А.Юргановой, С.Г.Важенина, В.Л.Берсенева, основными факторами, определяющими конкурентоспособность региона, являются: развитость инфраструктурного комплекса региона, состояние окружающей среды, качество рабочей силы, научно-исследовательский потенциал и его реализация, политика региональных властей в сфере регулирования предпринимательской деятельности, отраслевая структура региона3. При этом, по мнению представителей этого подхода, роль государства должна состоять в следующем:
- обеспечивать условия поддержания режима свободной конкуренции;
- предоставлять прямую государственную поддержку новым конкурентоспособным секторам;
- привлекать иностранный капитал на основе благоприятного льготно-налогового климата;
2 Урал на рубеже веков: проблемы и прогнозы социально-экономического развития/ Под ред. чл.-кор. РАН А.И.Татаркина. М.: Экономика, 1999; Нестеренко О.Н., Юрпалов С.Ю. Стратегия наращивания конкурентных преимуществ северных сырьевых провинций: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 1999; Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы/Под ред. Чл.-кор. РАН А.И.Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2003. 260 с.; Интеграция: власть, наука, производство. 2003. №1.
3 Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы/Под ред. чл.-кор. РАН А.И.Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2003. 260 с.; Интеграция: власть, наука, производство. 2003. №1. С.8-17; Берсенев В.Л. Борцы на рынке конкуренции: Семь признаков инвестиционной привлекательности территории//Губернский деловой журнал. 2002. №1. С.10-11.
- обеспечивать конкурентное распределение государственных заказов среди предприятий;
- устанавливать жесткие стандарты сертификации изделий и условий их приемки;
- предоставлять финансовые и налоговые льготы предприятиям, инвестирующим средства в новые технологии.
Концепции развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала. С 60-х годов ХХ века по мере перехода большинства стран к новым технологическим укладам, смене факторов, определяющих конкурентоспособность государств на мировом рынке, значительного повышения роли факторов внедрения новых технологий и создания наукоемких производств появляются новые инновационные подходы к развитию территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом. Здесь можно привести следующие концепции, объединенные спецификой объекта исследования:
- кластерный подход к развитию территорий,
- концепция инновационных программных территорий.
Кластерный подход к развитию территорий. Основой данного подхода является формирование и развитие перспективных сетей и кластеров, определяющих перспективу развития конкретной территории4. При этом под кластерами понимается совокупность различных предприятий, находящихся на одной территории и технологически связанных между собой. Развитие таких структур осуществляется путем согласования поведения их участников в общих интересах, совпадающих с целями устойчивого развития территории. В.Л.Белоусов, П.Брофи, Р.Ветечник и др. выделяют следующие эффекты такого подхода:
- увеличение масштабов и расширение области деятельности;
- разделение издержек и рисков;
- повышение адаптационных возможностей участников кластера и самой территории;
- гибкость и эффективность проводимой политики;
- ускорение темпов и устойчивости развития терриории;
- повышение инвестиционной привлекательности территории.
Кластеры подразделяют по следующим признакам: географическому; характеру структурообразующей организации; отраслевой структуре; масштабам влияния на территориальное развитие; виду связей между предприятиями, относящимися к одному кластеру.
Данный подход основывается на точечной (целевой) поддержке государством конкретного кластера, эффективность деятельности которого должна обеспечить
4 Белоусов В.Л., Брофи П., Ветечник Р. и др. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России//Серия «Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспекти-вы»/Программа ЕС-ТАСИС. М.: СканруС, 2001. С.21.
повышение конкурентоспособности его участников, с одной стороны, и социально-экономическое развитие территории, с другой.
Реализация данного подхода опирается на типологию территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, которая в странах ЕС представляется в виде трех укрупненных групп5:
- столичные мегаполисы и крупные городские агломерации как ведущие центры концентрации национального научно-технического потенциала;
- технологические регионы как территориально распределенные системы;
- центры науки и высшей школы в муниципальных образованиях.
В столичных мегаполисах и крупных городских агломерациях научно-технический потенциал распределяется преимущественно на периферии этих территорий. Так, высокотехнологические производства и университеты, как правило, располагаются в пригородах мегаполисов и городах-спутниках. Примерами этого типа территорий являются: регион Иль-де Франс, располагающийся вокруг Парижа; Венский столичный регион, к которому относится городская агломерация Вены и тяготеющие промышленные округа двух прилегающих земель - Нижней Австрии и Бургенланда; Большой Лион, в состав которого входят городская территория собственно Лиона и прилегающие поселения городского типа; Мюнхен, являющийся столицей германской федеральной земли Бавария.
К технологическим регионам как территориально распределенным системам относятся территории, основу которых составляют высокотехнологичные предприятия. Их формирование может быть обусловлено экономическими факторами либо исторически сложившимися традициями развития территории. Примерами таких территорий являются: промышленный и научно-технический комплекс Бремена;
и и т /• и Т"Ч и и
технологический район Карлсруэ, прилегающий к Рейну в исторической области Баден; германская федеральная земля Саарланд, граничащая с Люксембургом и французским регионом Лотарингией; Уэльс, являющийся регионом Великобритании.
Центры науки и высшей школы в рамках отдельных муниципальных образований играют особую роль в региональном развитии. Здесь в качестве примеров можно привести Университетский город Кембридж, город Дельф (Нидерланды), парк высоких технологий София Антиполис (Франция) и другие.
Концепция инновационных программныхтеррито-рий. В середине 90-х годов представителями уральской экономической школы Ю.В.Переваловым, О.Н.Нестеренко, В.А.Ятновым6 на основе анализа теорий конкурентного развития национальных экономик, стратегий развития региональной политики в странах рыночной экономики, особенностей переходной российской экономики и проблем технологического развития разработана концепция формирования в регионах полюсов саморазвития - инновационных программных террито-
5 Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС // Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы / Проект Р1ЫЯиБ 9804. Инновационные центры и наукограды. М.: СканруС, 2001. С.140.
6 Перевалов Ю.В., Нестеренко О.Н., Ятнов В.А. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 166 с.
рий с широким использованием потенциала военно-промышленного комплекса. Авторами этой концепции разработаны организационно-правовые и методические вопросы формирования полюсов саморазвития, механизмы их создания и функционирования.
Указанными авторами доказывается, что при внедрении территориальных форм комплексной поддержки инновационной деятельности (технопарков, технополисов и т.п.) необходимо учитывать существующие особенности ее размещения и организации в России. В частности, несмотря на то, что так называемые «закрытые» и «полузакрытые» города отвечают большинству требований, предъявляющихся к технополисам, для превращения их в полюса саморазвития необходимо прежде всего обеспечить формирование в этих городах инновационной предпринимательской среды. При этом были проанализированы возможности инновационных программных территорий в районах Крайнего Севера, которые можно было бы использовать как полигоны отработки новых производственных, социальных, организационных и прочих технологий освоения северных территорий путем диверсификации моноотраслевой хозяйственной структуры сырьевых городов.
В рамках этого же подхода Ю.В.Переваловым, А.Ф.Суховей, И.М.Головой разрабатываются организационно-правовые проблемы инновационной деятельно-
7
сти в регионах .
Особое место занимают исследования А.И.Татаркиным и А.Ф.Суховей развития форм инновационного предпринимательства и проблем государственного стимулирования инновационной деятельности .
В отечественных публикациях территории с высоким научно-техническим потенциалам обычно рассматриваются как наукограды, технополисы, технопарки. Исследованию этих типов инновационных территорий посвящен достаточно широкий круг работ9.
Понятие «инновационная территория»
7 Перевалов Ю.В., Суховей А.Ф., Голова И.М Инновационная политика в регионе: организационно-правовые аспекты. Екатеринбург, УрО РАН, 1996. 50 с.
8 Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности. М.: ЗАО Изд-во «Экономика» , 2002. 231 с.
9 Перевалов Ю.В., Нестеренко О.Н., Ятнов В.А. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург, УрО РАН, 1998; Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки/РАН. ИНИОН. М., 1992; Бобылов Ю. Наукоемкая промышленность и технологические парки в СССР// Мир науки. 1991. №1; Вахтина Н., Долгова О. Технопарки как форма поддержания малого предпринимательства (опыт Голландии)//Мировая экономика и международные отношения. 1996. №6; Качак В.В. Научно-технические парки как опорные пункты реализации региональной инновационной политики высшей школы// Проблемы развития инфраструктуры технопарков в высшей школе/ Сер. «Научно-технические парки, инновационные бизнес-центры и инкубаторы». Тверь: Тверской ИнноЦентр, 1995; Клейн Е. Научные парки и технологические инкубаторы: состояние отрасли// Теория и практика создания научно-технических парков и инкубаторов бизнеса. М. -Тверь: Тверской ИнноЦентр, 1993; Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002; Перевалов Ю.В., Ятнов В. А. Технополисы как территориальные центры структурной перестройки// Вопросы экономики. 1995. №10 и др.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности понятия территории, обладающей высоким инновационным потенциалом.
В.В.Иванов, Б.И.Петров, К.И.Плетнев и др.10 определяют инновационные территории как «территории с высокой концентрацией научно-технического потенциала». Это определение широко распространено в странах ЕС при оценке модели развития инновационных территорий.
Более широк подход Ю.В.Перевалова, О.Н.Нестеренко, В.А.Ятнова, рассматривающих понятие инновационных программных территорий в рамках концепции «полюсов развития». При этом организационно-экономические основания создания «полюсов развития» состоят «в определении источников инноваций в экономической, технологической, социальной, управленческой сферах и в возможности апробации этих инноваций на ограниченной территории, а не на всем экономическом пространстве»11. Здесь центральное место занимает программный характер управления развитием территории.
Подход А.И.Татаркина и А.Ф.Суховей состоит в том, что они обосновывают понятие научного парка как «гибкой, саморазвивающейся и самообновляющейся формы организации инновационных процессов, представляющей собой полифункциональный научно-технологический комплекс, включающий в себя инновационные предприятия и обслуживающий всю технологическую цепочку от зарождения
научной идеи до использования инновационного продукта и оказывающий стиму-
12
лирующее воздействие на развитие социально-экономических процессов» .
В Основополагающих принципах устойчивого развития Европейского континента понятие инновационной территории отсутствует, при этом создание технополисов и технологических центров в целях продвижения технологического совершенствования и создания новых видов бизнеса, использующих передовые технологии, связано с милитаризированными территориями, а также с реабилитацией прежних индустриальных и военных территорий.
В научной литературе широко распространенным является понимание инновационной территории как территории, находящейся в границах одного или нескольких муниципальных образований, основу которых составляют создание и
13
реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции .
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Приведенные выше представления об инновационных территориях основываются на преимущественно технократическом достаточно узком понимании инноваций как результата научно-технической деятельности. Более того, в отдельных подходах отсутствует логическая связь между научно-техническими новациями, с одной стороны, и социально-
10 Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС // Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы / Проект РГЫ^иБ 9804. Инновационные центры и наукограды. М.: СканруС, 2001.
11 Перевалов Ю.В., Суховей А.Ф., Голова И.М Инновационная политика в регионе: организационно-правовые аспекты. Екатеринбург, УрО РАН, 1996. С.46.
12 Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности. С.50.
13 Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. М.: СканруС, 2001. С.29.
экономическими региональными новациями - с другой. Отсюда закономерно и основные направления государственной политики в отношении инновационных территорий формулируются как модернизация экономики, диверсификация производства и повышение конкурентоспособности продукции, повышение эффективности использования научно-технического потенциала, ускорение процесса разработки и освоения инноваций в сфере производства и т.п. Все они практически не затрагивают собственно территорию и ее социально-экономическое развитие. Поэтому в данной статье предлагается использовать понятие инновационных территорий как более общее по отношению к известным территориальным образованиям: наукоградам, закрытым территориям, технологическим паркам, технополисам и т.п. По нашему мнению, это позволит охватить весь процесс формирования и последующего развития инновационных территорий (включая период, предшествующий официальному получению территорией определенного формального статуса).
Исходя из этого, мы определяем региональные территориальные социально-экономические инновации как нововведения во всех сферах жизнедеятельности территорий различного уровня, включая институты и ценности местного сообщества, обусловленные формированием и наращиванием их научно-технического потенциала.
Тогда под инновационной территорией мы будем понимать локальную социально-экономическую систему, основу которой составляет научно-технический комплекс, направленный на целенаправленное приращение знаний, разработку современных технологий и формирование соответствующих современным условиям новых ценностей, определяющих характер и направления развития территории.
Исходя из определения инновационных территорий, нами предлагаются следующие их характеристики, которые сведены в три группы.
К формальным характеристикам относятся следующие:
- юридический статус территории,
- особенности размещения (находится территория в рамках одного или нескольких смежных муниципальных образований),
- вид органа управления территории;
- наличие четких административных границ;
К количественным характеристикам относятся:
- удельный вес наукоемкой продукции и образовательных услуг в общем объеме производства продукции, работ и услуг;
- удельный вес населения, занятого в сфере науки и образовании, в наукоемком секторе;
- число инновационно-активных предприятий;
- количество малых инновационных предприятий;
- доля экспортируемой инновационной продукции в общем объеме ее производства;
- общий объем инвестиций в науку, образование, инновационные проекты.
К качественным характеристикам относятся:
- количество полученных патентов, наличие изобретений и т.п.;
- отраслевая структура;
- образовательный уровень населения;
- качество жизни населения.