Научная статья на тему 'Инновационные технологии ведения сетевого бизнеса'

Инновационные технологии ведения сетевого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / NETWORK TRADE / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / E-BUSINESS / КРУПНЫЕ СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATION / ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ СЕТЕВОГО БИЗНЕСА / FORMS OF CONDUCTING ONLINE BUSINESS / УРОВЕНЬ ЦЕН / PRICE RANGE / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / CONSUMER BASKET / LARGE-SCALE NETWORK STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каспиров Александр Васильевич

В статье раскрывается сущность электронного бизнеса в сфере торговли, показана роль крупных сетевых структур и предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе организаций потребительской кооперации. На этой основе сделан вывод о наличии ряда конкурентных преимуществ и проблем, связанных с ведением сетевой формы бизнеса. Приводятся основные формы ведения сетевого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF CONDUCTING NETWORK BUSINESS

The paper reveals the essence of the concept of e-commerce, identifies the role of large-scale networks and small and medium-sized businesses including consumer cooperatives. The author concludes that there are certain competitive advantages and challenges associated with conducting online form of business. The main types of doing online business are presented.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии ведения сетевого бизнеса»

УДК 338

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ СЕТЕВОГО БИЗНЕСА

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF CONDUCTING NETWORK BUSINESS

© Каспиров Александр Васильевич

Aleksandr V. Kaspirov

кандидат экономических наук, доцент, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

Cand.Sc. (Economics), associate professor of Volga Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation

e-mail: aleks_kaspirov@mail.ru

В статье раскрывается сущность электронного бизнеса в сфере торговли, показана роль крупных сетевых структур и предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе организаций потребительской кооперации. На этой основе сделан вывод о наличии ряда конкурентных преимуществ и проблем, связанных с ведением сетевой формы бизнеса. Приводятся основные формы ведения сетевого бизнеса.

Ключевые слова: сетевая торговля, электронный бизнес, крупные сетевые структуры, малый бизнес, конкуренция, потребительская кооперация, формы ведения сетевого бизнеса, уровень цен, потребительская корзина.

The paper reveals the essence of the concept of e-commerce, identifies the role of large-scale networks and small and medium-sized businesses including consumer cooperatives. The author concludes that there are certain competitive advantages and challenges associated with conducting online form of business. The main types of doing online business are presented.

Keywords: network trade, e-business, large-scale network structures, small business, competition, consumer cooperation, forms of conducting online business, price range, consumer basket.

В настоящее время инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях, поскольку дают возможность предприятиям отвечать на все более сложные требования заказчиков, опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, повышать производительность. Основу экономики завтрашнего дня составят сетевые технологии.

Широкое применение интернет-технологий создает тенденцию постепенного перехода экономических отношений в электронную форму существования, особенность которой состоит в сетевом характере структуры, низкой себестоимости и достаточно быстрой смены событий. Эти обстоятельства открывают новые экономические перспективы предприятиям.

Сетевые формы организации ведения бизнеса все больше проникают в сферу торговли и становятся одним из современных направлений инновационной экономики, что ведет к

расширению горизонтальных связей между экономическими субъектами [1, с. 6].

Мировой опыт развития организаций торговли показывает, что именно применение инноваций в сетевом бизнесе обеспечивает высокую выживаемость данных предприятий. Необходимость использования сетевых форм ведения бизнеса обусловлена ужесточением конкуренции и значительным увеличением количества организаций, активно использующих в своей управленческой и торговой деятельности современные технологии.

Ориентация на социально-рыночную экономику вынуждает крупных торговых партнеров использовать в своей деятельности цивилизованные формы отношений с малым и средним бизнесом. Это заставляет находить более разумные пути использования сетевых структур ведения бизнеса с другими формами организации торговли, позволяющими обеспечить экономическую выгоду как хозяйствующим субъектам, так и государству.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Торговая отрасль на протяжении последних лет является наиболее развивающейся отраслью экономики России, опережая по темпам роста многие отрасли. Она обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн человек. На нее приходится более 60% оборота малых предприятий [2].

Малые предприятия имеют определенные преимущества по сравнению с крупными компаниями и торговыми сетями, работая в специализированных рыночных нишах, производя узкоспециализированные товары небольшими партиями, востребованные населением. При этом они имеют доступ к локальным географическим рынкам с учетом потребностей и специфики данных рынков.

Международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.

Существенный вклад в развитие предпринимательства и малого бизнеса вносят кооперативные организации. Потребительская кооперация России - важная социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги [2].

В 2013 г. в России функционировало более 7,5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе более 1800 кредитных и более 3100 организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация в России сегодня участвует в жизни и обеспечении 54 тысяч населенных пунктов, в каждом из которых проживают менее 100 человек. Многие кооперативные магазины в этих немноголюдных селах являются убыточными по причине прихода федеральных сетевых структур. В связи с этим назрела необходимость государственной поддержки торгового обслуживания населения в малочисленных населенных пунктах [3, с. 2-3].

Определенным сдерживающим фактором в конкурентной борьбе с торговыми сетями является ограничение доминирования их в регионе на уровне 25% доли рынка, чтобы сохранить право поддержки торговой деятельности для организаций потребительской кооперации [4, с. 2].

Включение потребительской кооперации в рыночную систему ведет к увеличению числа предприятий, борющихся за место на рынке, за получение наибольших выгод, что устраняет возможности монополизма, сохранения диктата одних участников товарных связей над другими. Вступив в конкурентные отношения, потребительская кооперация ориентируется на конкретную группу покупателей, на свою специфическую нишу в системе рынка. Чтобы увеличить покупательский спрос и повысить конкурентоспособность, предприятия потребительской кооперации осуществляют диверсификацию видов деятельности, расширяя ассортимент товаров и предлагая для продажи наиболее рентабельные товары, проводя наиболее гибкую ценовую политику в соответствии с платежеспособным спросом покупателей. Только так данные предприятия смогут обеспечить достаточный объем реализации и получить прибыль.

Показатели уровня цен являются основой для расчета показателей соотношения цен на важнейшие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и платных услуг, оказанных населению. Динамика показателей соотношения цен позволяет оценить состояние конъюнктуры отдельных товарных рынков. В качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость набора основных продуктов питания, который является одной из интегральных характеристик «цены жизни» и регулярно рассчитывается государственной статистикой.

Стоимость минимального набора продуктов питания определяется на основании Федерального закона Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации № 54 от 28 января 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации».

Проведя выборочную сравнительную оценку стоимости данного набора продуктов питания в магазинах потребительской кооперации и сетевых структурах, можно оценить социальную значимость и социальную миссию тех или иных форм организации торговли.

При формировании выборки моментов наблюдения цен должен соблюдаться основной принцип, который состоит в том, чтобы цены регистрировались на данный товар в один и

Информационная безопасность регионов. 2014. № 3(16)

тот же момент времени каждого месяца. Таким образом, одним из важных факторов в оценке деятельности организаций различных форм может быть ценовой фактор. В качестве объекта сравнения могут выступать как ближайшие конкуренты, так и организации соседнего региона.

Растущая популярность сетевых форм организации бизнеса повлекла за собой создание виртуальных торговых площадок, интернет-магазинов, электронных бирж, потребительских аукционов, интернет-услуг по страхованию физических лиц, электронного обслуживания в банках. Началось постепенное внедрение сетевых технологий в производство и маркетинг. Все больше оборотов набирает электронная коммерция, на рынке которой выделяются такие секторы, как: В2В (Business-to -Business) - сектор «бизнес - бизнесу»; B2C (Business-to - Consumer) - сектор «бизнес -потребителю»; С2В (Consumer-to-Business) -сектор «потребитель - бизнесу»; В2А (Business-to-Administration) - сектор «бизнес - администрации»; С2А (Consumer-to-Administration) - сектор «потребитель - администрации»; С2С (Consumer-to-Consumer) - сектор «потребитель - потребителю».

В последнее время достаточно динамичными темпами развивается система интернет-банкинга, предназначенная для управления банковскими счетами через Интернет.

Вместе с тем существуют факторы, препятствующие развитию электронной коммерции. К числу факторов, сдерживающих развитие интернет-коммерции в России, можно отнести недостаточно развитую сетевую и информационную инфраструктуру, в частности телефонной сети, относительно высокую стоимость персональных компьютеров и др.

К социально-экономическим факторам можно отнести недостаточную информационную подготовку и информационную культуру российского бизнеса, слабую осведомленность о возможностях современных информационных технологий.

Традиционная закрытость среднего и крупного бизнеса в России также не способствует развитию электронной коммерции. Следует заметить, что уровень применения сетевых

технологий в России не сравним с западными странами, но темпы растут, дают повод инвесторам все-таки вкладывать деньги в отечественные интернет-проекты.

В ближайшем будущем следует ожидать, что для основной массы населения при доминирующей роли сетевой экономики жизнь станет дешевле и будет давать больше возможностей для самореализации людей. С другой стороны, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания в сетевой экономике.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Использование информационных технологий для организации и ведения бизнеса позволяет повысить эффективность сетевых форм торговли по сравнению с традиционными в силу целого ряда преимуществ, таких как: расширение географии, относительно невысокие затраты, расширение маркетинговых функций и т.д.

2. С расширением сетевых форм ведения бизнеса происходит усиление конкурентной борьбы между крупными сетевыми структурами и предприятиями малого и среднего бизнеса. В связи с этим усиливается роль государственного регулирования этой сферы бизнеса, учитывая социальную миссию, которую выполняет малый бизнес.

3. Сетевые формы ведения бизнеса по своей природе являются инновационными, так как использование современных информационных технологий открывает новые возможности для расширения рынков сбыта товаров и услуг, появляются новые направления бизнеса, расширяются перспективы для организации деятельности в различных сферах и секторах экономики.

4. Электронный бизнес является одним из самых перспективных направлений современной экономики, и его развитие в России будет продолжаться с учетом дальнейшей разработки долгосрочной целевой государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)». В рамках указанного мероприятия будут созданы подпрограммы региональной и ведомственной информатизации.

Библиографический список (References)

1. Бугорский В.Н., Ястребов А.И. Применение методики моделирования денежных потоков виртуальных предприятий // Прикладная информатика. 2013. № 3(45).

1. Bugorskiy V.N., Yastrebov A.I. (2013) Primeneniye metodiki modelirovaniya denezhnykh potokov virtual'nykh predpriyatiy [Methods for modelling cash flows of virtual enterprises] // Prikladnaya informatika. № 3(45).

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

2. Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 -2015 годы и период до 2020 года». URL: http:// www.zakonprost.ru/content/base/part/727658, свободный. - Загл. с экрана.

3. Кооперация на селе: преодолевать разобщенность // Российская кооперация. 2014. № 14 (843).

4. Слово - пустоцвет, когда дела нет // Российская кооперация. 2014. № 15 (844).

2. Prikaz Minpromtorga RF ot 31.03.2011 № 422 «Ob utverzhdenii strategii razvitiya torgovli v Rossiyskoy Federatsii na 2011 - 2015 gody i period do 2020 goda» [Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of 31.03.2011 № 422 "On trade development strategy in the Russian Federation in 2011 - 2015 and the period up to 2020"]. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/ base/part/727658

3. Kooperatsiya na sele: preodolevat' razobshchennost' (2014) [Consumer cooperatives in rural arease: overcoming disunity] // Rossiyskaya kooperatsiya. № 14 (843).

4. Slovo - pustotsvet, kogda dela net (2014) [Words are empty shells when there are no actions] // Rossiyskaya kooperatsiya. № 15(844).

УДК 338.242

ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

ЭКОНОМИКИ

PRINCIPLES AND CRITERIA FOR EVALUATING THE EFFICIENCY OF PUBLIC SECTOR PERFORMANCE

© Максименко Сергей Евгеньевич

Sergey Y Maksymenko

аспирант кафедры общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

postgraduate student of the department of the general theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: maximenko2011@mail.ru

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования эффективности функционирования общественного сектора экономики и оптимизации его расходов. В статье анализируются вопросы, связанные с принципами и критериями оценки эффективности общественного сектора. Автор осуществляет постановку двух проблемных полей: первое проблемное поле связано с оценкой влияния действий государства и государственных институтов на эффективность экономической системы в целом; второе поле

The research is relevant because there is a need for improving the efficiency of the public sector and optimizing public expenditure. The paper analyses the issues related to the principles and criteria for evaluating the efficiency of the public sector. The author establishes two separate fields of concern: first, the issues linked to the assessment of the effects of state actions and public institutions on the efficiency of the economic system as a whole; second, the issues linked to the performance efficiency of the public sector and the optimal cost of its operations. The author concludes

Информационная безопасность регионов. 2014. № 3(16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.