Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО КОСТЮМА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО КОСТЮМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Ключевые слова
этнокостюмология / театр альный пр оцесс / инновации в пр оектир овании костюма / театр альный костюм / этнический костюм

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М.Е.Жангужинова, Б.Акылбекова

В данной статье р ассматриваются пр облемы инновационные технологии в пр оектировании этнического костюма. Целью исследования является пр оведение теор етико-методологического исследования пр облем этнокостюмологии в контексте совр еменного театр ального пр оцесса. Объектом исследования является совр еменный этап фор мирования методологии этнокостюмологии в театр альном пр оцессе. Пр едметом исследования является совр еменный театр альный пр оцесс. Актуальностью является исследование инновационных напр авлений этнокостюмологии в совр еменном театр альном пр оцессе. Задачами исследования являются выявить и теор етически обосновать методологию этнокостюмологии, исследовать инновационные напр авления пр оектир ования сценического костюма в совр еменном театр альном пр оцессе. Научно-теоретические основы исследования включают инновационные напр авления этнокостюмологии. Научная новизна исследования заключается в изучении и выявлении методических аспектов в инновационных напр авлениях этнокостюмологии в р амках современного театр ального процесса. Практическая значимость исследования заключается в пр именении полученного научнообоснованных методологических основ в методику пр оектирования этнического костюма в пр оизводственном пр оцессе театр а казахской др амы имени С.Сейфуллина города Караганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО КОСТЮМА»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО КОСТЮМА

М.Е.Жангужинова Б.Акылбекова

Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы инновационные технологии в проектировании этнического костюма. Целью исследования является проведение теоретико-методологического исследования проблем этнокостюмологии в контексте современного театрального процесса. Объектом исследования является современный этап формирования методологии этнокостюмологии в театральном процессе. Предметом исследования является современный театральный процесс. Актуальностью является исследование инновационных направлений этнокостюмологии в современном театральном процессе. Задачами исследования являются выявить и теоретически обосновать методологию этнокостюмологии, исследовать инновационные направления проектирования сценического костюма в современном театральном процессе. Научно-теоретические основы исследования включают инновационные направления этнокостюмологии. Научная новизна исследования заключается в изучении и выявлении методических аспектов в инновационных направлениях этнокостюмологии в рамках современного театрального процесса. Практическая значимость исследования заключается в применении полученного научно-обоснованных методологических основ в методику проектирования этнического костюма в производственном процессе театра казахской драмы имени С.Сейфуллина города Караганды.

Ключевые слова: этнокостюмология, театральный процесс, инновации в проектировании костюма, театральный костюм, этнический костюм.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE DESIGN OF ETHNIC COSTUME

M.Ye. Zhanguzhinova B.Akylbekova

T.K.Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts

Abstract: This article discusses the problems of innovative technologies in the design of ethnic costume. The aim of the study is to conduct a theoretical and methodological study of the problems of ethno-costumeology in the context of the modern theatrical process. The object of the research is the current stage of the

formation of the methodology of ethno-costumes in the theatrical process. The subject of research is the modern theatrical process. The relevance is the study of innovative directions of ethno-costumes in the modern theatrical process. The objectives of the research are to identify and theoretically substantiate the methodology of ethnocostemology, to investigate the innovative directions of ethnocostemology in the modern theatrical process. The scientific and theoretical foundations of the research include the innovative directions of ethno-costumes. The scientific novelty of the research lies in the study and identification of methodological aspects in innovative areas of ethno-costumology within the framework of the modern theatrical process. The practical significance of the study lies in the application of the obtained scientifically grounded methodological foundations in the method of designing an ethnic costume in the production process ofthe Kazakh Drama Theater named after S. Seifullin in the city of Karaganda.

Keywords: ethno-costumology, theatrical process, innovations in costume design, theatrical costume, ethnic costume.

Введение

Проблема этнокостюмологии в контексте современного театрального процесса определяется достоверностью трансляции традиционных образцов этнической культуры c синтезированием современных методических подходов при визуализации культурных особенностей национальной идентичности персонажей. Рассмотрение проблемы обусловлено факторами: социокультурного развития, историко-культурологическими, эстетическими, семиотическими, научно-педагогическими и теоретико-методологическими основами преподавания этно-костюмологии. Актуальностью исследования является раскрытие инновационных тенденций в методических подходах при визуализации культурных особенностей национальной идентичности персонажей в театральном процессе. Целью исследования является в разработке и теоретико-методологическом обосновании этнокостюмологии в контексте современного театрального процесса.

Задачами исследования являются: проанализировать и обобщить имеющийся в трудах по театроведению, искусствоведению, культурологии, костюмологии, этнографии, этнологии и другим смежным искусствоведческими отраслям науки материал о семантике, генезисе, эволюции, статусной иерархии этнических костюмов, их концептуальном содержании, семиотической системе и интеграции в современный театральный процесс; сформулировать и обосновать понятие этнокостюмология; разработать систему теоретических положений о сущности, структуре, функциях этнокостюмологии; исследовать специфику и определить результаты существующих подходов к преподаванию

этнического костюма на всех ступенях профессионально-педагогического сценографического образования; определить роль этнокостюмологии в современном театральном процессе.

Гипотеза исследования заключается в том, что при разработке и теоретико-методологическом обосновании этнокостюмологии возможен синтез инновационных методов в практике визуализации культурных особенностей этнической идентичности костюмов персонажей в контексте современного театрального процесса.

Методологические основы исследования

Инновационные технологии в проектировании этнического костюма: Арнхейм (2012), Паллотта, Сичкарь (2021), Колиева, Гобеева, Гркикян, Гетманцева, (2021), Суслова (2011), Гусейнов, Ермилова (2003), Игнатьев, Никитин, Никитин, Решетникова (2005), Шехтер (2005), Лаврентьев (2006), Холмянский, Щипанов (1985) .

Ниже будут детально раскрыты ключевые аспекты методологии исследования.

Результаты

Исследование работ ученых по инновационным технологиям в проектировании этнического костюма: позволило выявить основные направления в проектировании одежды, в том числе и сценического костюма -сенсорная рефлексия, нейрокоммуникация, технологии 3D моделирования и визуализации [1, c.12]. Внедрение инновационных методик и технологий в проектирование сценического костюма, в частности этнокостюма базируется на исследованиях ученых в области психологии, психофизиологии, маркетинга, менеджмента, искусственного интеллекта и инновационной инженерии, включая аэро и космические исследования [2, c.5]. Исследованиям европейских ученых в области нейрокоммуникации посвящены работы М. Линдстрема, Кришны. Б., Шмитта, которые рассматривали вопрос нейрокоммуникации и сенсорной рефлексии в рамках эмпирического маркетинга. Также в рамках технологии управления эмоциями потребителей изучал сенсорный маркетинг К.Робертс. Адаптацию перехода от традиционных идей проектирования одежды к инновационным технологиям рассматривается в работах Гонзалеса Л., Д.Гилмора и Пайна, Гэда Т., Ламбена Ж-Ж., А.Херрманна, Хирша А., Чебата Д. [3, c.34].

Влияние психологических аспектов бессознательного как фундаментальной самостоятельной сферы психической жизни человека и общества были исследованы в работах Выготского Л.С., Жане П., Каруса К.Г., Леонтьева А.Н., Маккузе Г., Рубинштейна С.Л., Симонова П.В., Узнадзе Д.Н., Фрейда З., Фромма Э. [4, c.23] Вопросы исследования «сенсорики» акцентируют интерес ученых на

влияние психологических аспектов бессознательного на восприятие информации пятью органами чувств, через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание [5, c.57]. Исследования в области психологии и нейробиологии выявили эффективные инструменты для воздействия на зрителя через визуальное восприятие, основываясь на гарвардской модели, соглассно которой более 90 % психической деятельности человека, включая эмоции, происходит в области подсознания [6, c.4]. Исследователи в области визуальных искусств В.П. 3инченко, Арнхейм выявили две категории визуального восприятия: «перцептивный», посредством которого происходит восприятие, и «изобразительный», посредством которого художник воплощает свою мысль в материале искусства [7, c.56]. Таким образом, визуальное восприятие пребывает в формировании «перцептивных понятий», так же как художественное творчество представляет собой «формирование адекватных изобразительных понятий» [8, c.300].

Визуальным инструментом нейрокоммуникации с применением запатентованного метаморфного метода Зальтмана - ZMET, является качественное исследование в области инновационных технологий, широко распространенное во многих областях зрелищных услуг. Тенденцию к развитию в области костюмированных перфомансов (цирковое шоу, фестивали, карнавалы, театральные постановки) в сценографии театрального костюма также имеет метод Зальтмана - ZMET [9, c. 15].

На ряду с визуальными инструментами нейрокоммуникации также широко распространён метод цветокоррекции, которому посвящены работы Николаса Коро. Цветокоррекция - один из методов качественного исследования, который заключается в том, что по социальным параметрам человека можно предсказать его реакцию на различные цветовые сочетания [10, c.11]. Сенсорные особенности значащих художественных форм образа персонажа на сцене, которые включают в себя - слово, звук, линию, пятно, цвет, находятся в фокусе внимания разделов научного познания как феноменология, онтология, семиотика, семантика и прагматика [4, c.23]. Гносеологическая ориентация в отношении цвета способствует раскрытию многих ответов на вопросы о воздействии цвета через закономерности метафизики [5, c.16]. Проведя исследование по визуальным инструментам нейрокоммуникации была выведена семиотическая система визуализации образа персонажа, представленная на рисунке 1.

пятно г линия >

1 V /

Рисунок 1. Семиотическая система визуализации образа персонажа

Таким образом, изучение визуальных инструментов нейрокоммуникации и сенсорной рефлексии позволило выявить семиотическую систему визуализации образа персонажа для этнокостюмологии в театральном процессе.

Заключение

Внедрение инновационных технологий в проектировании этнического костюма позволило выявить основные направления в проектировании одежды, в том числе и сценического костюма - сенсорная рефлексия, нейрокоммуникация, технологии 3D моделирования и визуализации. На основе проведенного исследования удалось выявить семиотическую систему визуализации образа персонажа, включающую компоненты: слово, звук, линия, пятно, цвет.

Реализация теоретико -методологических основ проведенного исследования позволит эффективно реализовать в практике современного театрального процесса в Казахстане мировой опыт инновационных тенденций этнокостюмологии.

Использованная литература

[1] Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие, М .: Архитектура С, 2012. - 392 с.

[2] Паллотта, В.И., Сичкарь, Т.В. Дизайн, сенсорный брендинг и fashion-ритэйл, Костюмология, 2021. .№1. - C.12.

[3] Паллотта, В.И., Сичкарь, Т.В. Семиотический аспект в дизайне логотипов и товаров знаков. Костюмология. 2019. Т. 4. №2 3. - 12 с.

[4] Колиева, Ф.А., Гобеева, А.В., Гркикян, А.О., Гетманцева, В.В. Перспективы применения 3D печати при проектировании предметов одежды, Костюмология, 2021. .№1. - C.12.

[5] Суслова, С.В. История костюма тюркских народов (этнографическое исследование татарской народной одежды), Астана: Издательство «Сарыарка», 2011. - 286 с.

[6] Гусейнов, Г.М., Ермилова, В.В., Композиция костюма, - М.: «Академия», 2003. - 432а

[7] Игнатьев, М. Б., Никитин, А. А., Никитин, А. В., Решетникова, Н. Н. Архитектура виртуальных миров, СПб., 2005. - 382а

[8] Шехтер, Т. Е. Современное искусство как предмет гуманитарного знания, Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. - 176 с.

[9] Лаврентьев, А.Н. История дизайна. - М.: Гардарики, 2006. - 303а

[10] Холмянский, Л. М., Щипанов, А. С. Дизайн: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 241 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.