TECHNICAL SCIENCES
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ТЕАТРАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Щербакова М.Л.
ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», студент факультета Технологии изделий легкой промышленности Зарецкая Г.П.
ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий
Усенова С.
ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»,
магистрант Еремычев А.В.
ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»,
магистрант
DEVELOPMENT MILESTONES THEATRE-STAGE COSTUME
Shcherbakova M.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education A.N. Kosygin student of the Faculty of Product Technology light industry
Zaretskaya G.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education A.N. Kosygin
Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Art Modeling,
garment design and technology
Usenova S.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education A.N. Kosygin
undergraduate Eremychev A.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education A.N. Kosygin
undergraduate
Аннотация
Костюм в театре - больше, чем костюм. Он является неотделимым элементом театральной среды. Актёр и костюм единое неразрывное целое, ведь сценический костюм - вторая «кожа» актера, это нечто существующее вместе с его героем, это видимое воплощение его сценического образа. Такой союз есть образ костюма, художественное же воплощение конкретного образа является искусством театрального костюма. Создание театрально-сценического костюма включает в себя несколько этапов создания, которые затрагивают как художественные аспекты, так и технические. В статье авторами рассматривается поэтапное создание театрального костюма, с присущими для ниши особенностями.
Abstract
A costume in the theater is more than a costume. It is an inseparable element of the theatrical environment. The actor and the costume are one inseparable whole, because the stage costume is the second «skin" of the actor, it is something that exists together with his characters; it is the visible embodiment of his stage image. Such a union is the image of a costume, while the artistic embodiment of a specific image is the art of theatrical costume. The creation of a theatrical and stage costume includes several stages of creation, which affect both artistic and technical aspects. In the article, the authors consider the step-by-step creation of a theatrical costume, with the features inherent in the niche.
Ключевые слова: театр, театрально - сценический костюм, исторический костюм, визуальный образ.
Keywords: theatre, theatrical - stage costume, historical costume, visual image.
Во время спектакля, когда весь свет в зале направлен на сцену, а актеры предстают в амплуа героев, мало кто из зрителей задумывается, какая колоссальная работа была проделана, чтобы погрузить их в новый мир. Многими театральная сфера воспринимается как творческий процесс, который
разными, но связанными между собой средствами выразительности добивается от зрителя нужной эмоции. Но на самом деле постановка технический части спектакля не уступает по значимости творческой части.
Возьмем, к примеру, создание сценических костюмов. Разработка театрально-сценического костюма включает в себя комплекс вопросов и задач, которые необходимо решить с помощью художественных, конструктивных и технологических инструментов. Самое творческое в процессе создания театральных костюмов - это отрисовка эскизов художником по костюмам. Эскиз первым отражает духовную информацию о той культурной среде, в которой формировался его автор, характер персонажа, психофизические особенности конкретных актеров. Также художник по костюмам общается с режиссером постановки. Далее режиссер и художник начинают рассуждать о будущем спектакля, его смысле, эстетике и материальной базе они обязательно концентрируются на роли в нем сценического костюма. С этого момента начинает прорисовываться не только эстетическая, но и функциональная сторона театрального костюма, например, как сделать его более удобным в использовании и обеспечить быстрое переодевание актера. Проду-мывается количество костюмов для всех персонажей, оговаривается, какие костюмы должны быть акцентными и, каким образом стилистически объединить костюмы главных героев и массовки, наконец, как будет выглядеть общий ансамбль костюмов. Случается, что к обсуждению идеи костюма приобщаются и актеры, которые могут предложить художнику собственное видение его эстетики, кроя, функциональности. Необходимо помнить -костюм должен быть не только удобным, он должен нравиться актеру [5].
В отличии от бытовой одежды, театрально -сценический костюм видится зрителем на сравнительно большом расстоянии в условиях специфического освещения, рассчитанного на театральные эффекты. Поэтому задача создания визуально-выразительных сценических объектов требует от художника использования в композиционных решениях более активных контрастов. Театральная композиция часто использует основанный на контрасте гротеск как основной художественно-выразительный приём.
Театрально-сценический костюм является элементом стенографического оформления театрального действа. Требования соблюдения закона целостности здесь рассматривается на двух уровнях -уровень композиции костюма как самостоятельного объекта и на уровне композиции сценографии в целом. Костюм является не единственным и элементом сценографии и должен находиться в соподчинённом, а порой и в подчиненном, отношении с декорациями, бутафорией, реквизитом, световым оформлением спектакля. Таким образом, композиция театрального костюма не может быть перегружена деталями и выразительными элементами, если этого не требует художественный замысел и задачи раскрытия образной характеристики персонажа. Чем цельнее, монолитнее она будет построена, тем яснее будет восприниматься замысел.
Согласовывается общее видение костюмов, и только после этого, эскизы костюмов утверждаются для их физического воплощения.
Один из способов создания театрального костюма с историческим кроем - использование графического изображения костюма выбранного исторического периода [4].
После утверждения эскизов и серии дополнительных доработок по уточнению силуэта, основных линий кроя, образцов тканей для костюмов, начинается кропотливая работа художника с театральными цехами, что и есть техническая часть создания спектакля.
На первом этапе необходимо определить конкретные конструктивные и технологические приемы получения нужной формы и зрительного впечатления. Для этого художник по костюмам совместно с технологом пошивочного производства прорабатывают технический эскиз, который отражает и конкретизирует все основные конструктивные и технологические узлы в костюме.
Далее создается конструкция костюмов. Конструирование одежды, как и постановка спектакля, комплексный, сложный процесс, объединяющий в себе решение художественных и технических задач. Процесс конструирования основан на двух равнозначных составляющих - творческой и расчетной. Именно под влиянием этих двух составляющих человеческой активности в увлекательном процессе реального конструирования могут быть созданы эстетически совершенные и технологически грамотные конструкции новых моделей одежды. Знание правильного построения конструкции добавит художественной и эстетического ценности театральному костюму.
Конструирование театральных костюмов отличается от создания одежды для массового потребителя по ряду причин.
Во-первых, в большинстве случаев, театральный костюм - это исторический крой. Исторический крой подразумевает наличие тех элементов одежды, которые не используются в повседневной жизни. Поэтому и необходим специалист, который разбирается в тонкостях исторических костюмов разных эпох. Существуют современные технологии, помогающие осуществить идентификацию объемно-пространственной формы исторического женского костюма по чертежам конструкций для воссоздания исторических костюмов [3].
Во - вторых, костюмы создаются как на индивидуальную фигуру актеров, которые играют главный роли, так и на актеров в массовке. Поэтому необходимо одновременно создавать конструкции моделей как на индивидуальные размеры, так и на типовые.
Также при создании художественного, технического эскизов, конструкции и лекал моделей костюмов важен правильный выбор материалов. Учитывая финансовые возможности театра, подбираются ткани необходимых фактур, уточняется их цветовая гамма. Она должна отвечать требованиям исторической достоверности, полностью соответствовать образу героя, эпохе, нести на себе элементы стиля описываемого времени. Кроме того, необходимо грамотно использовать все свойства ткани с точки зрения зрительного восприятия. То
есть, для каждой ткани костюма необходимо оценить такие ее свойства как фактура, светотень относительно источников освещения, степень насыщенности тона, возможные зрительные иллюзии.
Далее раскраивают материалы по лекалам, сделанными конструктором. При пошиве театральных костюмов почти никогда не создают макеты будущих изделий, даже для костюмов на индивидуальную фигуру. Это объясняется тем, что число костюмов велико, а времени не всегда достаточно, ведь артисты должны перед премьерой отрепетировать спектакль в костюмах, чтобы к ним привыкнуть. Поэтому изменения в конструкцию вносятся во время первых примерок, на детали из основной ткани, выкроенные с большими припусками на обработку.
В пошивочном цехе обычно происходит две-три примерки театрального костюма (если костюм сложный - их может быть и больше). После внесения изменений и уточнения конструкции на фигуре актеров, костюмы отшиваются, затем происходит последняя примерка - уже на сцене. Масштаб
сцены с деталями декораций окончательно подтверждает, действительно ли костюмы гармонично вписываются в общий масштаб сценического пространства будущего спектакля [2].
Окончательное завершение создания костюма осуществляет актер-исполнитель, т.к. ему необходимо привыкнуть к костюму, поэтому необходимо на репетициях использовать данный элемент сценического оформления персонажа, ведь немаловажным является то, как актер будет «жить» на сцене во время спектакля.
Таким образом, особенности театрального костюма характеризуют личность каждого конкретного персонажа, который может быть внешним выражением характера, должен обеспечить визуальное сопровождение рассказа, подчеркнуть атмосферу постановки и сделать работу артиста более комфортной. Главное же условие успешного подбора костюмов - неукоснительное соблюдение единства художественного замысла спектакля и его воплощения [1]. На рисунке 1 представлена схема разработки театральных костюмов, от создания эскиза до премьеры спектакля на сцене.
Рисунок 1. Схема процесса разработки театральных костюмов
Таким образом, можно сделать вывод, что театральный костюм следует рассматривать как один из наиболее важных и выразительных компонентов образной структуры спектакля, создание которого является не только творческим, но и техническим процессом. Костюм - неотъемлемый элемент сценического образа, который способен обогатить выразительность жестов и движений актера, помогая совершать игровые действия, с его помощью можно создать определенное настроение, усилить эмоциональное воздействие на зрителя. Также он является своеобразным символом эпохи, чувств, ассоциируясь с определенными событиями и понятиями, для этого необходимо изучать «жизнь» и «поведение» вещей, подбирать нужные вещи, чтобы их сочетания вызывали определенные ассоциации. И, чтобы до конца осмыслить многочисленные векторы функциональности и глубину смысловых нагрузок театрального костюма, необходим анализ всех этапов его подготовки и материализации - от эскиза до изготовления в материале и последующей презентации на сцене.
Список литературы
1. Канашкина О.С. Исследование особенностей проектирования театрального костюма/ УДК
687.16/ Канашкина О.С., Бутко Т.В., Ерёмкин Д.И.// Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2017). сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции. 2017 - 57-60 с.
2. Ковальчук Л. Н. Основные этапы изготовления театрального костюма: опыт практикующего сценографа/ УДК 792.024: 687.16// Искусство и культура. 2014. № 2 (14) - 62-69 с.
3. Мирончук Л.И Театральный костюм и его функции в театральной постановке/ УДК 37.01// Аллея науки. 2017. Т. 4. № 15 - 715-718 с.
4. Пономарева Т.Ю. Особенности проектирования сценических костюмов по аутентичным схемам кроя/ УДК 687.11/ Пономарева Т.Ю., маг., Кор-нилович А.В., к.т.н., доц., Смирнова М.Р., к.т.н., доц.// Материалы докладов 53-й международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. В двух томах. Витебск, 2020-178-180с.
5. Сахарова Н.А. Методика идентификации объемно-пространственной формы исторического женского костюма по чертежам конструкций/ УДК 687.02/ Сахарова Н.А., доц., Кузьмичев В.Е., проф.// Прогрессивные технологии и оборудование: текстиль, одежда, обувь. Материалы докладов Международного научно-практического симпозиума. Витебск, 2020 - 233-236 с.