Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

463
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ ■ ■

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аль Баирмани Али Ганим

Аспирант

«Севастопольский государственный университет», кафедра «Возобновляемые источники энергии и электрические системы и сети»

г. Севастополь, 299015, Россия

На современном этапе развития российского общества в свете реализации «Стандартов второго поколения» в образовании, актуальной задачей становится необходимость оптимизации образования, его совершенствование.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является процесс инновации в образовании, который в первую очередь связан совершенствованием технических средств коммуникаций, что приводит к значительному прогрессу в информационном обмене ученик- учитель. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Итак, что такое инновация? Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями

Педагогические инновации - это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление;

г) новые формы и методы оценки полученных знаний;

д) организация совместной деятельности ученика и учителя.

Педагогические инновации в образовании внедряются с использованием педагогических технологий, главной целью которых является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная система может быть претворена в жизнь. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека с его чувствами и разумом, и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму суще.ствова.ния че.лове.ка.

Целью инновационной деятельности педагога является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, с помощью которых будет преодален кризис в образовании. Развитие умения находить мотивацию своим действиям, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели образовательной инновационной де.яте.льности.

К наиболее известным образовательным инновациям относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы):

1.1.1. -создание профориентированных школ, каковой является Калининградский морской лицей;

- создание профильных классов;

- внедрение в образовательный процесс игровых методик (викторины, диспуты).

2. Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

-внедрение метода проектов, где усвоение знаний происходит на основании вовлечения ученика в проце.сс иссле.дова.ния;

- создание схем сетевого дистанционного взаимодействия ученик-ученик, ученик - учитель, учитель -родитель (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы);

- разработка индивидуальных образовательных траекторий.

3. Представление и передача и усвоение содержания образования:

-овладение универсальными общенаучными методами обучения

- использование опорных сигналов при блочном изучении предмета;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение этого процесса поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации ИКТ;

- внедрение метода погружения;

- выделение профильного, национального, культурного или культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение»», «воспитание»», «образование»», «развитие»». Однако, до того как слово «образование»» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование»», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Но создавать новое - это и есть инновация, а значит образование само по себе уже инновация.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и что еще более важно, проблема внедрения достижений педагогики в практику.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении «феномена сопротивления» изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств, утверждает ученый (А.И.Пригожин) часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему:

- «Да, но...»; «Это у нас уже есть». Затем, как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости ра.зличий.

- «Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

- «Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Новшество в этом случае получает образ чего-то незначительного, а инноватор - черты недостаточно смелого проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

- «Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь, вроде бы, не следует.

- «Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Любой педагог или учёный-инноватор, как правило, встречался с некоторыми, или со всеми вышеприведенным аргументами. Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников.

Однако не всё так просто. В социуме «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приёмы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперёд батьки не лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т.п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется непрерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных.

Природа людей по отношению к нововведениям различна, одни склонены к их принятию, другие -более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

Если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его творческий уровень.

Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций и инновационных технологий, создание условий для их успешной разработки и применения. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Литература

Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. -2004. - № 3. - с. 78.

Бокарев, М.Ю. Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки (лицей-вуз): монография./ М.Ю. Бокарев - Калининград: БГА РФ 2001. 121 стр.

Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 79.

Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. -345с.

Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. - 289с.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. - 456с.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования. Вступительный доклад на У11-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции "Инновации в образовании" Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.