Научная статья на тему 'Инновационные технологии в национально ориентированном образовании'

Инновационные технологии в национально ориентированном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЫСЛОСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЛЕВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЗНАНИЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалова Бика Багавдиновна, Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

В статье обоснована необходимость создания и развития национально ориентированного образования. Выявлены специфические особенности социокультурной среды, которые значительно расширяют возможности использования инновационных технологий образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамалова Бика Багавдиновна, Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в национально ориентированном образовании»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2012 Джамалова Б.Б., Нюдюрмагомедов А.Н.

Дагестанский государственный университет

В статье обоснована необходимость создания и развития национально ориентированного образования. Выявлены специфические особенности социокультурной среды, которые значительно расширяют возможности использования инновационных технологий образования.

The authors of the article substantiate the need for creating and developing the ethnically oriented education. They reveal the specific features of the socio-cultural environment, which greatly expand using the innovative educational technologies.

Ключевые слова: национально ориентированное образование, смыслосозидающие технологии, ролевые формы обучения, знаниевые технологии.

Keywords: ethnically oriented education, sense-creating technologies, role forms of training, knowledge technology.

Инновационный подход в образовании предполагает поиск более совершенных технологий, методик и образовательных ресурсов, их творческое переосмысление. Инновации как новообразования, возникнув из установившейся и ставшей традиционной парадигмы, дальше могут развиваться по совершенно иным закономерностям и характеру воздействия на педагогические процессы и развитие обучающихся. Инновации сами могут совершенствоваться, расширяться и даже опровергать уже известные или другие инновации [7. С. 23]. Они могут быть связаны с потребностями нового времени, интуицией и инициативой педагогов, с противоречиями известного опыта с новыми требованиями, случайными находками педагогов, научными исследованиями ученых.

Инновационный подход

ориентирован на использование инициативы, потенциальных

возможностей отдельного педагога или творческих групп, совершенствование существующих систем, средств, методов

обучения и воспитания. В любом случае главным отличием инноваций от традиций является получение качественно более совершенных и продуктивных результатов на основе создания благоприятных

взаимоотношений в педагогической среде.

Наш подход к использованию инновационных педагогических

технологий в образовании заключается в том, чтобы цели, структура и характер педагогического взаимодействия

педагогов и обучающихся обязательно учитывали социокультурный опыт и ментальные особенности учащихся и студентов. Сохранить личностный опыт, этническую идентичность, способы традиционной жизни, общения и культуры в новых стандартах остается приоритетной задачей образования [2]. В этой связи нами ставится проблема создания в образовании условий приобщения молодежи к культуре, истории и традициям своего народа и выработки способности к отстаиванию его интересов и перспектив развития.

Совокупный опыт и потенциал таких представителей разных народов Дагестана и всей России и будет духовно-нравственным капиталом

единой нации нашей страны. Беречь и развивать такой капитал, как потенциал новых поколений, поможет национально ориентированное образование,

являющееся составной частью общего образования, цели, содержание и технологии которого направлены на формирование национального характера, культурной идентичности учащихся и их способности к развитию культуры своего народа [4. С. 32]. Такое образование интегрирует в себе этническую и общенациональную культуру и способность к саморазвитию. Это предположение основано на ряде объективных факторов:

- системообразующая функция

личностной направленности, исходящей из сущностных потенциальных природных возможностей и

энергетических запасов учащихся и студентов, их этнокультурной эрудиции и степени осознания ими сущностной связи судьбы своего народа с их предстоящей успешной

профессиональной деятельностью и благополучной жизнью;

- интегрируемость тройного порядка

в педагогических процессах: на уровне деятельности преподавателя в области ценностей культуры; в области

совместного поиска преподавателем и студентом смысла культуры и в области саморефлексии студента в характере присвоенного опыта или созданного нового образа ценностей культуры;

- взаимодействие стабильных

ценностей национальной культуры и традиционного стиля жизни и неустойчивых состояний педагогической системы, флуктуаций новых смыслов, идей и закономерностей развития регионального образования;

- диалоговый характер познания и

ролевые формы учебных занятий как условия созидания и исследования

резервов развития национальных педагогических систем на основе

ментальных форм культуры и традиций народа;

- актуальность проблемы признания

основным признаком уникальности,

самоценности народа его культуры, а не литературного языка, который не

позволяет многим малочисленным народам без письменности открывать школы на родном языке, сохранить и развивать этническую культуру.

Реализация задач национально

ориентированного образования с учетом таких факторов упирается в рациональное сочетание традиционных, этнорелятивистских и инновационных подходов к педагогическим

технологиям. Началом такой работы

совершенствования образования

является изучение традиционных для культур народов Дагестана ментальных черт характера и способов деятельности. Если взять на уровне территориального (дагестанского) менталитета, то можно выделить такие специфичные для дагестанцев отношения, как:

- рациональный, рассудительный и практичный характер социальной жизни и организации трудовых процессов в сельской жизни;

- состязательность молодежи в

физической выносливости, умственной сообразительности, нравственной

строгости и эмоциональной

сдержанности;

- приспособленность стиля жизни народов в горах к ритмам природы;

- постоянная тяга к знаниям и

традиционное уважение к

образованному, знающему человеку;

- нравственные нормы сельской

жизни, выражающиеся в

неприкосновенности достоинства и чести, обязательности, ответственности, готовности к преодолению трудностей.

Исходя из этих этнокультурных особенностей отличительными

признаками национально

ориентированного образования

являются:

- приоритет в целях школы

моральных норм и отношений, сложившихся у народа в данной

местности;

- выявление уровня и характера

социализации учащихся в

этнокультурной или многокультурной среде;

- учет ментальных характеристик этнического сознания, восприятия и объяснения мира;

- учет особенностей художественного творчества и технологий народнохудожественных ремесел народов, представителями которых являются учащиеся;

- ориентация на дальнейшее

межкультурное взаимодействие

учащихся в многокультурной среде.

Для национально ориентированного образования известные или вновь создаваемые технологии, в отличие от технологий массовой школы, еще должны быть адаптированы к перечисленным условиям ментальности и социокультурной среды школы. Такой социокультурный подход к образованию в национальных регионах требует разработки и реализации адекватных инновационных технологий обучения и воспитания.

В связи с этим целесообразно использовать знаниевые педагогические технологии, которые более продуктивны на этапе понятийно-терминологического и сущностного анализа новых знаний [6. С. 83]. Аналогии или образные представления учащихся, сложившиеся у них в социокультурной, трудовой и бытовой жизни, очень помогают при разъяснении сущности, значения и структурном построении новых, им еще не знакомых знаний, фактов, явлений или процессов. Эти технологии помогают показать роль вспомогательных знаний в учебниках, необходимость рассуждений над знаниями.

Такие технологии способствуют пониманию учащимися значения методологических знаний в учебной деятельности и развитии умственных действий. Следовательно, одним из основных компонентов общего и профессионального образования

является не только усвоение известных знаний, включающих широкий

кругозор, начитанность, но и умение искать, выделять и применять приемы структурирования знаний, установления аналогий и существенных связей, определения их конкретного значения в этнической культуре и самобытной жизни своего народа. В знаниевых технологиях система методов выступает как средство структуризации, которая формально уже осуществлена в учебниках и пособиях.

Спецификой знаниевых технологий в национально ориентированном

образовании является продуктивное решение проблемы понимания через смыслы, обусловленные жизненным опытом учащихся.

В инновационных педагогических технологиях широко применяются ролевые формы взаимодействия учащихся, которые помогают выявлять и развивать умения самопрезентации учащихся [1. С. 40]. В национально ориентированном образовании ролевые формы познания организуются аналогично народным играм или совместным трудовым процессам взаимопомощи, распространенным в культуре и бытовой жизни многих народов Дагестана, чему служат ролевые тренинги и социальные игры. К такому типу педагогических технологий относятся: «Стереотипы народов

Дагестана», «Диалог национальных культур», «Фестиваль этнических культур», «Национальная одежда, ее нравственная, оздоровительная и эстетическая функции»,

«Оздоровительные атрибуты

национальной кухни», «Годекан», «У родника», «Культурная идентичность», «Традиции нашего общения», «Кунацкая» и др.

Условиями эффективной организации ролевых занятий являются:

- владение преподавателем теорией и технологиями ролевых учебных занятий и аналогичных игр разных народов;

- умение преподавателя

моделировать каждое занятие по новому сценарию, адекватно теме,

взаимоотношениям, интересам и жизненному опыту учащихся;

- стимулирование учащихся к активному выбору и исполнению ролей познавательными тренингами и диалогами;

- создание открытой,

непринужденной и благоприятствующей свободному общению и партнерству атмосферы на занятиях для раскрытия жизненного опыта и возможностей учащихся;

- персонифицированный анализ результатов, показывающий учащимся динамику позитивных сдвигов в их познавательной деятельности и поведении.

Особое место в национально ориентированном образовании занимают инновационные смыслосозидающие образовательные технологии, которые позволяют создавать в учебном процессе благоприятные условия стимулирования, поддержки и развития свободных мыслей, идей, предложений и проектов учащихся на основе известных знаний [4. С. 47]. Такие технологии можно использовать как в обучении, так и в воспитательных целях. Применительно к обучению в нашем исследовании

разработаны: метод ключевых вопросов, ассоциативные размышления над данными ситуациями, диалогические

состязания, ситуации разрешения конфликтных ситуаций способом народной дипломатии и др.

Использование в учебном процессе инновационных смыслосозидающих технологий позволяет преобразовать

учебную деятельность следующими элементами стимулирования

инициативы учащихся и осознания ими значимости образования в жизни человека и культуры народа:

- направленность на

самоактуализацию и самореализацию учащихся;

- расширение содержания учебного предмета разными способами понимания и объяснения мира;

- стимулирование у учащихся

собственных мыслей и смыслов в изучаемых обобщенных знаниях;

- осознание учащимися степени влияния образования на свою

культурную идентичность и способность к сохранению и развитию культуры своего народа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование смыслосозидающих педагогических технологий в

социализации и воспитании учащихся проводилось через проектирование деятельности добровольных детских объединений. В таком ракурсе они отличаются следующими специфичными для национально ориентированного образования особенностями:

- содержание берется из социокультурной жизни и субъективной детской культуры;

- технологии деятельности

предусматривают гибкость,

вариативность и возможность

расширения любого этапа деятельности инициативой учащихся;

- педагогическая цель скрыта в

формах приятного общения и

привлекательности проводимого

мероприятия, а результат обсуждается и оценивается с позиции культурной идентичности;

- средствами влияния педагога на учащихся служат социальные отношения доверия, заботы, взаимной поддержки и ответственности.

Предметом особого внимания в национально ориентированном

образовании становятся учебные трудности учащихся, связанные с языковым барьером, смысловыми различиями в понимании и различиями способов рациональной деятельности в учебных дисциплинах [5. С. 34] и смысловым отношением к миру, свойственному менталитету

традиционной культуры. Исследование, проведенное в целях поиска причин таких затруднений и путей их предупреждения в сельских школах Дагестана, показало, что эти помехи можно использовать как позитивные рычаги мобилизации познавательных усилий учащихся, для чего целесообразны следующие технологии обучения:

- анализ содержания учебного материала на научном, семантическом и смысловом уровнях;

- эстафетное выполнение заданий по группам, выводящее учащихся на привычные методы совместных, командных народных игр;

- установление аналогий социальных и учебных методов преодоления трудностей;

- сочетание приемов решения готовых задач и способов составления задач по жизненным ситуациям.

Организация учебного процесса по таким технологиям будет

способствовать мобилизации

познавательных, эмоциональных и волевых усилий учащихся как накопленный капитал их естественной социализации.

Еще один аспект инновационных технологий национально

ориентированного образования связан с проблемами изучения и развития культуры малочисленных народов, не имеющих письменность и школу на родном языке. Эту помеху на пути к национально ориентированному

образованию для многих народов и этнических групп в Дагестане можно устранить, используя невербальные ценности культуры: естественные

объекты и явления природы, изобразительные средства, музыку, танцы, фольклор, народные песни, обряды, обычаи. Их изучение не требует наличия письменности и может осуществляться на разговорном устном или другом языке, которым владеют ученики. Одной из невербальных технологий изучения этнической культуры в нашем исследовании рассмотрено применение динамических наглядных печатных и электронных средств в общем и профессиональном образовании, где новым является:

- направленность на наглядно-

действенное мышление, в котором мыслительные процессы у учащихся в традиционной культуре идут за конкретными практическими

действиями;

- перевод умений наблюдательности,

свойственной естественной

социализации, на раскрытие внутренних механизмов изучаемых явлений;

- ориентация на возрастающий объем знаково-символической информации в электронных средствах;

- изучение родной природы, объектов культуры своего народа без их письменного описания и объяснения;

- стимулирование образного мышления учащихся по развитию культуры своего народа на основе наблюдения образцов этнической культуры.

Использование таких технологий позволит и сегодня создать условия организованного приобщения молодежи к ценностям своей культуры и традиционной жизни без возможного спонтанного влияния естественной социализации.

На основе обобщения различных аспектов использования инновационных педагогических технологий в

национально ориентированном

образовании можно сформулировать положения:

1. Каждый элемент знаний, учебных или предметных умений имеет свою функцию и степень влияния на формирование сознания и развитие учащихся, который можно использовать как мощный механизм осознания ими значимости образования в жизни каждого человека, в жизни народа, представителями которого они являются.

2. На уровне понятийного и сущностного изучения знаний более предпочтительными и перспективными в образовании можно принять знаниево-мировоззренческие технологии, в которых успешно используются ментальные черты характера, отношений и жизненный опыт учащихся.

3. В подготовке педагогов для

национально ориентированного

образования приоритетным должны быть технологии, мобилизующие учащихся на сопричастность,

самораскрытие, преобразовательские и созидательные умения, инициативу в познавательном поиске, адекватные жизненному опыту детей в социокультурной среде.

4. Использование невербальных технологий изучения ценностей

культуры позволит и сегодня создать национально ориентированное

образование для народов, не имеющих письменность.

Народную мудрость, традиционный самодостаточный образ жизни, готовность к самостоятельному преодолению трудностей и

уважительное отношение к другим народам, которые присущи

менталитету народов Дагестана и которые мы постепенно и безвозвратно теряем, можно сохранить и развивать, если целенаправленно использовать специфические особенности

социокультурной среды в

инновационных педагогических

технологиях в общем и

профессиональном образовании.

Примечания

1. Алимурадова И. Б. Организация совместных ролевых учебных занятий // Педагогика. 2008. №

2. С. 40-43. 2. Государственные образовательные стандарты: Пояснительная записка // иР1_:шшш зс1'юо1е.ес1и.ги./с1ок_ес1и.азр?оЬ_по=14392. 3. Джамалова Б. Б., Нюдюрмагомедов А. Н. Диалог культур в национально ориентированном образовании // Известия Южного федерального университета. 2012. № 6. С. 46-54. 4. Исаев З. И., Нюдюрмагомедов А. Н. Условия реализации смыслосозидающих учебных технологий в основной общеобразовательной школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. 2010. № 2. С. 47-52. 5. Латифов А. С. Формирование у учащихся национальных школ умений преодоления трудностей в обучении // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 1. С.34-39. 6. Омаров О. А., Гасанов М. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Методологическая культура преподавателя вуза. Махачкала : Юпитер, 2008. 192 с. 7. Шевелева С. С. Открытая модель образования. М. : Магистр, 1997. 48 с.

Статья поступила в редакцию 20.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.