Научная статья на тему 'Инновационные технологии в маркетинговой деятельности'

Инновационные технологии в маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонова Я.И., Забара А.А.

У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное – затраты Питер Друкер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никонова Я.И., Забара А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в маркетинговой деятельности»

ре технологических инноваций, целесообразно объединить в группы согласно их направленности и взаимосвязанности между собой:

1. потребительский фактор, характеризующийся величиной спроса на инновационный товар и отражающий перспективность области инновационной деятельности, эластичность спроса, социальные эффекты инновационной деятельности и т.п.;

2. инфраструктурный фактор раскрывает состояние системы сбыта, возможность предлагать товар в требуемом количестве, наличие собственной системы сбыта и т.п.;

3. производственный фактор обобщает такие аспекты как степень изученности исследуемой проблемы, степень оснащения производства, наличие квалифицированного персонала и т.п.;

4. факторы, препятствующие осуществлению инновационной деятельности: политический фактор, правовой фактор, рыночный фактор и т.п.

Обобщение в группы этих факторов обусловлено их синхронным влиянием на формирование инвестиционного обеспечения НИОКР, что определяет возможность их учета при оценке перспектив инвестирования и разработке механизмов активизации инновационной деятельности в современной экономике.

Список литературы:

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 488 с.

2. www.dist-cons.ru.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Никонова Я.И.*, Забара A.A.4

Бердский филиал Новосибирского государственного технического университета, г. Бердск

У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное - затраты

Питер Друкер

Когда мы говорим об инновациях в бизнесе, мы должны понимать, что инновации - это просто суть любого успешного бизнеса. Необходимость

* Профессор, кандидат экономических наук, доцент.

* Студент.

инноваций в бизнесе происходит из-за изменения потребностей его клиентов. Поэтому понятие «инновация в бизнесе» включает в себя, кроме разработки новой продукции и способов ее производства, инновации в способах доставки, инновации в ценообразовании, инновации в продвижении товара, инновации в способах изучения потребностей клиента. То есть инновация в бизнесе - это, прежде всего инновации в маркетинге.

В настоящее время в инновационном маркетинге появилось такое понятие как, психографическое сегментирование. Психографическое сегментирование - это разделение потребителей на сегменты (группы) по психологическим признакам, характеризующим индивидуальность личности, стиль ее жизни и являющимися комплексными факторами формирования покупательской мотивации. Современный маркетинг признает существование не менее четырех наиболее общих основ для сегментирования рынка: географическую, демографическую, социально-поведенческую и психографическую. Психография как метод исследования потребительского рынка стала применяться сравнительно недавно и сразу же обнаружила свою «продвинутость» относительно стандартных демографических и поведенческих описаний. Психографическое сегментирование - это разделение потребителей на сегменты (группы) по психологическим признакам, характеризующим индивидуальность личности, стиль ее жизни и являющимися комплексными факторами формирования покупательской мотивации. Выявление означенных психологических признаков существенно облегчает для предпринимателя процесс продвижения товара, поскольку позволяет прицельно ориентировать рекламу на групповую систему ценностей выбранного сегмента. Например, американская система классификации VALS («Ценности и стиль жизни») делит потребителей на следующие четыре категории: «движимые потребностью», «экстраверты», «интроверты», «интегрированные личности». В каждой категории выделяются соответствующие подтипы, общим числом девять, которые и образуют сегменты. К числу достоинств данной системы обычно относят возможность установления эмоциональной связи между изделием и его покупателем, а также гибкость рекламной стратегии. Несмотря на достаточную известность методики среди крупных американских компаний, критики VALS говорят об упрощенном толковании ею личности и покупательского поведения, субъективизме, дороговизне и дефиците специалистов, что ограничивает применяемость VALS средними и мелкими компаниями. Поэтому существует спрос на более экономичные и современные методики психографического сегментирования. Методы психографии получили широкое распространение в имиджелогии. Известно, что товары, обладающие положительным имиджем, продаются по ценам на 30-40 % выше, чем те, которые его не имеют. Действительно, имидж является одним из основных средств психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Специалисты

в области иаблик рилейшнз понимают под имиджем «образ потребностей, создаваемый художественными средствами», а значит, имеющий эмоциональную окраску. Таким образом, придание товару имиджа создает эмоциональное отношение потребителя к нему, и чем сильнее и позитивнее эмоция, тем более успешно будет продаваться товар. В случае, если продвигается личность, например, политика, проблема формирования имиджа выходит на передний план. Здесь в качестве маркетинговой технологии продвижения также применяется сегментирование электората по стереотипам в ходе реализации общего требования стереотипной многоплановости имиджа. Кроме того, методы психографии используются при составлении и анализе психограмм (психологических портретов) успешных политиков для выяснения эффективных компонентов имиджа, а также при составлении и анализе психограмм политических конкурентов и соратников для организации успешного взаимодействия с ними [1, с. 16].

Итак, мы видим, что имидж товара и сегмент соответствующего рынка, представленный групповым имиджем составляющих его потребителей, образуют динамическую систему с предположительно прогнозируемым результатом эмоционального взаимодействия. Этот результат взаимодействия имиджей не улавливается надежно действующими системами классификации. В качестве системы классификации потребителей по социальным ролям, в основу которых полагаются глубинные психические первообразы, предлагается имагографическое сегментирование (от лат. «imago» -образ) как разновидность психографического сегментирования.

В наше время стал преобладать мобильный маркетинг Мобильный маркетинг - это комплекс маркетинговых мероприятий, направленный на продвижение товаров или услуг с использованием средств сотовой связи. Мобильный маркетинг приобрел большую популярность с развитием технологии SMS (Short Message Service) в 2000 г. в Европе и некоторых частях Азии. Первыми экспериментами мобильного маркетинга были SMS-рассылки (согласованные, а иногда и нет). За последние несколько лет SMS-сообщения стали серьезным рекламным каналом. Этому факту способствовало то, что многие компании имели собственные базы данных с телефонными номерами клиентов, и сделали ставку не на электронные письма, а на мобильные технологии. Первооткрывателями стали две организации - «Интерактивное рекламное бюро» (IAB) и «Ассоциация мобильного маркетинга». Именно они задали основное направление отрасли и продвигали идею о пользе мобильных каналов среди маркетологов. И хотя мобильный маркетинг имел большой успех в Северной Америке, Западной Европе и некоторых других странах, мобильный спам (рассылка SMS-сообщений без согласия адресата) по-прежнему остается значительной проблемой. Обычно он появляется из-за недобросовестности некоторых компаний, которые продают свои базы данных третьим лицам. Мо-

бильный маркетинг с помощью SMS быстро распространился в Европе и Азии как новый канал достижения целевой аудитории. Однако очень скоро SMS-спам и несанкционированные рассылки, связанные с продажей телефонных баз данных, вызвали негативную реакцию абонентов. Тем не менее, после того как мобильные операторы ввели ограничения спама, а позже появились соответствующие законы, SMS-рассылки стали наиболее популярным видом мобильного маркетинга. Только в Европе каждый месяц рассылается более 100 миллионов рекламных SMS.

В Северной Америке первая акция мобильного маркетинга с использованием короткого номера была проведена компанией «Labatt Brewing» в 2002 г. С тех пор использование коротких номеров, на которые следует отсылать SMS-сообщения, стало популярным и эффективным средством общения с потребителями. Многие компании стали использовать короткие номера в качестве своеобразного «мобильного домена» для своего бренда. Использование коротких номеров позволяет потребителям с помощью SMS задавать вопросы, участвовать в событиях, оставаться в курсе новостей компании и многое другое. Одним из ключевых критериев для проведения акций мобильного маркетинга является согласие абонента на получение информации или участие в акции. В Европе мобильные операторы требуют предоставить абоненту возможность отписки от рассылки или прекращения участия в акции в любой момент. Эти требования даже включены в специальный «Свод рекомендаций для проведения акций мобильного маркетинга», которому следуют маркетологи в США.

На сегодняшний день, с одной стороны, маркетологи ищут новые каналы и способы взаимодействия с потребителями, пресыщенными традиционной рекламой. С другой стороны, потребители - особенно молодые -переключают внимание с традиционных СМИ на интерактивные медиа, и в целях поддержания контакта с ними рекламодатели уделяют повышенное внимание новым средам [3].

IP-телефония, CRM-программы. Крупнейший государственный оператор Тайваня Chunghwa Telecom обвиняет VoIP в снижении доходов от международной телефонной связи. Эта тенденция имеет место быть во всем мире, поскольку пользователи все чаще прибегают к услугам IP-телефонии, которые стоят совсем мало или вообще бесплатны. NetworkWorld. В стратегическом плане IP-телефония является единой технической платформой, которая позволит объединить решения для передачи данных и голоса, а также для обработки и последующего использования этой информации во всех бизнес-процессах. Таким образом, развитие IP-телефонии в определенном смысле является средством повышения производительности труда и развития бизне -са. Исследование, проведенное компанией Sage Research по заказу компании Cisco, подтверждает, что IP-телефония обеспечивает крупным, средним и малым предприятиям значительное сокращение сроков окупаемости инве-

стиций. Исследование также показало, что те, кто использует IPC, в не меньшей степени руководствуются стремлением к повышению производительности труда, чем экономией затрат на сетевую инфраструктуру и снижением производственных расходов. Почти 60 % предприятий, перешедших на IPC, сокращают расходы, уменьшая свою зависимость от внешних поставщиков ИТ. Благодаря более интенсивному использованию функций телефонии сотрудники таких предприятий экономят в среднем по 3,9 часа в неделю. При каждом перемещении пользователя ИТ-персонал экономит около 1,5 часа по сравнению с коммутируемой телефонной системой.

Ещё есть два инновационных метода в маркетинге ON-LINE: Из-за финансового кризиса, российские предприятия столкнулись с проблемами сбыта, многие ищут реализацию сбыта в интернете. Интернет-маркетинг в какой то мере более удачный канал маркетинга. Интернет-маркетинг растет в несколько раз быстрее традиционной.

Интернет-маркетинг (англ. internet marketing) - это практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, затрагивающая основные элементы маркетинг-микса: цена, продукт, место продаж и продвижение. Основная цель - получение максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта [4]. Основные элементы комплекса интернет-маркетинга:

Товар - то, что вы продаете с помощью Интернета, должен иметь достойное качество. Он конкурирует не только с другими сайтами, но и традиционными магазинами.

Цена - принято считать, что цена в Интернете ниже, чем в обычном магазине за счет экономии на издержках. Контролируйте цены и сравнивайте их с конкурентами регулярно.

Продвижение - комплекс мер по продвижению как сайта, так и товара в целом в сети. Включает в себя огромный арсенал инструментов (поисковое продвижение, контекстная реклама, баннерная реклама, e-mail маркетинг, аффилиативный маркетинг, вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, интерактивная реклама, работа с блогами и т.д.).

Место продаж - точка продаж, то есть сайт. Огромную роль играет как графический дизайн, так и юзабилити сайта, и качество обработки заявок с сайта [4 с. 14-18]. Так же стоит обратить внимание на скорость загрузки, работу с платежными системами, условия доставки, работу с клиентами до, во время и после продажи.

Интернет-маркетинг является составляющей электронной коммерции. Его также называют online-маркетингом. Он может включать такие части, как интернет-интеграция, информационный менеджмент, PR, служба работы с покупателями и продажи. Электронная коммерция и интернет-маркетинг стали популярными с расширением доступа к интернету и являют собой неотъемлемую часть любой нормальной маркетинговой кампании. Главное преимущество интернет-маркетинга считаются интерак-

тивность, возможность максимально точного таргетинга, возможность пост-клик-анализа, который ведет к максимальному повышению таких показателей как конверсия сайта и ROI интернет-рекламы.

Список литературы:

1. Лысикова О.В., Лысикова Н.П. Имиджиология и паблик рилейшнз. -М., 2006 - 368 с.

2. Шабловский А.О. BYBANNER.COM: Мобильный маркетинг - верный выход из рекламного загона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bybanner.com/article/3867. html.

3. Севостьянов И.О. Поисковая оптимизация. Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Никонова Я.И.*, Шадрина М.С.4, Дробышева H.A.*

Бердский филиал Новосибирского государственного технического университета, г. Бердск Филиал Московского института предпринимательства и права, г. Новосибирск

В условиях перехода России к Болонскому процессу особое значение приобретает внедрение инновационных приемов и способов в учебный процесс. Статья посвящена новым инновационным методам обучения, получающим развитие в современном образовании

Использования инновационных методов особую значимость приобретает при подготовке студентов. Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [5, с. 12]. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному

* Профессор, кандидат экономических наук, доцент.

* Студент.

" Заведующая учебно-методическим отделом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.