Научная статья на тему 'Инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с проблемами в развитии'

Инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с проблемами в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2588
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с проблемами в развитии»

планшет. Дифференциация букв б-д», «легко избавит всех от бед электР-Ронный наш планшет. Автоматизация звука [р]», «Слушайте, мои друзья, говорю красиво Я», «[тра] и [дра], [дра] и [тра] - и учёба, и игра», «Я пишу, пишу, пишу... Аудио-письма моим родным».

У участников нашей «команды» появился собственный слоган: «Слушать и внимать - друг друга понимать, красиво говорить -успешным в жизни быть, правильно писать - всегда преуспевать, полюбить читать - многое узнать». А овладение компетенциями тьютора, наставника стало педагогическим кредо. Тьютор должен чувствовать интересы и образовательные потребности детей, вдохновлять и окрылять, учить слушать себя, планировать свои ближайшие действия, открывать далёкие перспективы и необъятные горизонты.

Литература

1. Ковалёва Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Н. В. Есипова

Инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с проблемами в развитии

На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. В соответствии с этими требованиями, в образовательном и воспитательном процессах все чаще имеет место внедрение новых технологий. В частности, инновации в коррекционноразвивающей работе учителей-логопедов приобретают особое значение. Все эти методики и подходы наряду с традиционными способствуют тому, чтобы максимально успешно преодолевать различного рода нарушения у детей, включая речевые.

Речь, как высшая психическая функция, очень часто нарушается не только сама по себе, но и вместе с другими функциями. Часто нарушение речи сопровождают задержка психического развития, особенности сенсорной сферы, моторики, несформированность эмоционально-волевого регулирования.

Коррекционно-логопедическая работа является сложной комплексной педагогической проблемой, имеет разные подходы, содержание и практику организации. Анализ ситуации позволяет констатировать, что она в том случае является успешной и эффективной, если:

123

- построена на принципе междисциплинарности. Ключевые проблемы специального образования и ее интегративной части -логопедии - сложны и не могут решаться средствами лишь одной науки, поэтому положенный в основу междисциплинарный подход обеспечивает анализ, интерпретацию и интеграцию знаний из разных областей конкретных наук, технологий, терапевтических методик;

- проводится в режиме инновационной деятельности с постоянным поиском новых форм и методов. В настоящее время система специального образования, в частности логопедия, переживает новый этап, который нуждается в изменениях, способствующих всестороннему и гармоничному развитию ребенка;

- базируется на творческих, нестандартных решениях, что дает возможность решать задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей с патологией речи.

Существует множество инновационных технологий, применяемых в коррекционно-логопедической работе с детьми, среди которых: информационно-коммуникационные; дистанционно-

образовательные; психокоррекционные (арт-терапия, библиотерапия и др.); технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия); здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и пр.).

Особое внимание в логопедии уделяется арт-терапии, поскольку ее использование позволяет создавать непринужденные ситуации общения и максимально мотивировать ребенка для совместной деятельности. Арт-терапия, в свою очередь, включает такие отдельные терапевтические технологии, как: изотерапия, сказкотера-пия, музыкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия, хромотерапия. Зачастую эти технологии интегрированы, дополняют друг друга.

Рассмотрим изотерапию. Изобразительное творчество развивает чувственно-двигательную координацию, которая принимает участие в согласовании межполушарного взаимодействия, которое нуждается в участии многих психических функций. В процессе рисования активизируется и конкретно-образное мышление, которое в основном связано с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое отвечает левое полушарие. Поскольку конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление напрямую связаны с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковый мел, пастель. Для создания коллажей, лепки, объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, коробки от кон-

124

фет, текстиль, цветные ленты; кора, листья и семена растений, цветы, перья, ветви, мох, камешки.

Терапевтическое влияние изобразительного творчества на ребенка состоит из многих факторов. Создание приятной и уютной атмосферы доставляет удовлетворение и повышает самооценку. Сам процесс работы требует от ребенка ответственного мышления и действия. Активизируется фантазия, развивается терпение и спокойствие. Ребенок учится производительно использовать, контролировать и руководить своими моторными импульсами; развивается восприятие, моторика, мышление, концентрация. Творческая работа повышает мотивацию, гарантирует признание со стороны окружающих, формирует самоутверждение и самосознание. Первые переживания успеха развивают у ребенка уверенность в себе.

Рассмотрим еще один метод библиотерапии. Сказкотерапия -метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, усовершенствования взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, благодаря сказкам передаются знания о жизни. В сказке между строк хранятся важные для нас послания: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие трудности можно встретить в жизни и как их преодолевать; как завоевать и ценить дружбу и любовь; как строить отношения между людьми; как бороться и прощать.

Один из основных приемов работы со сказкой - анализ, который применяется для детей в возрасте старше 5 лет на материале известной сказки. Например, после чтения каждого эпизода сказки «Колобок» логопед стимулирует ребенка таким образом, что он сам делает жизненные выводы: нужно делать запасы; нельзя есть горячую еду; нельзя оставлять детей, которым хочется показать себя взрослыми и самостоятельными, без присмотра; не пугаться сразу, когда что-то тебе угрожает; не теряться в сложной ситуации, а придумать способ, как справиться с трудностями; быть внимательным, чтобы своевременно разгадать замыслы опасных людей. Последний вывод - у каждого свое предназначение.

В сказках можно найти полный перечень жизненных процессов и образные способы их решения. Следует пробовать, чтобы сказочные задания отвечали следующим требованиям:

1. Задание дает какое-то сказочное существо, лучше кукла. Герои и события должны заинтересовать ребенка, быть ему близкими и понятными.

2. Решение заданий требует оригинального выбора, который учитывает опыт ребенка, его способы взаимодействия с миром.

125

3. Ситуацию и вопрос лучше построить так, чтобы поощрить ребенка самостоятельно проследить причинно-следственные связи (как и отчего это происходит; зачем это нужно; что будет, когда).

Прием, который развивает фантазию, воображение детей, -рассказывание сказки. Детям предлагается рассказать сказку от первого лица или от имени лиц, которые принимают участие в сказке. Рассказы детей создают позитивное настроение. Так, работа в рамках сказкотерапии, особенно с использованием элементов куклотерапии и театральной драматизации, способствует автоматизации произношения звуков и развитию связной речи. Развивается слухоречевое внимание и память. Ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Глубокое образное мышление способствует установлению причинно-следственных связей, развивается эмпатия. На каждом логопедическом занятии реализуется принцип коррекционной направленности, т. е. реализация коррекционных задач: коррекционного воспитания, коррекционного развития и коррекционного обучения.

Эти задачи успешно решаются с помощью технологии развивающего обучения, нового активно-деятельностного типа обучения, которое опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие всей целостной совокупности личности, обучения, содержанием которой является эвристичность: детям не навязывают готовые правила, а дают возможность сделать выводы самим.

Таким образом, использование инновационных методик и терапий в коррекционно-логопедической работе развивает общеучебные умения: умение учиться жить, умение приспосабливаться к переменчивым условиям через взаимоотношения «взрослый - ребенок», в ходе которых нарабатываются необходимые качества; через интеллектуальную сферу: скорость и гибкость мышления логического, критического, креативного, интуитивного; эмоционально-волевую сферу, работоспособность, поведение: ребенок учится руководить собой, своими эмоциями.

О. Г. Ивановская

Семантический резонанс в родительском общении с детьми раннего возраста

Для обозначения субъект-субъектных отношений внутри социальных групп в современной психологии и педагогике используются понятия «событийной общности» (В.И. Слободчиков [9]), «совокупного субъекта воспитания» (Е.Н. Барышников [2]), «коллективного субъекта» (А.Л. Журавлёв [б]), «полисубъекта» (И.В. Вачков [3]). Каж-

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.