Научная статья на тему 'Инновационные технологии в физическом воспитании часто болеющих детей'

Инновационные технологии в физическом воспитании часто болеющих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
293
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нарзулаев Сулейман Батырович, Петухов Николай Александрович, Добрянская Зинаида Ивановна, Бикбова Елена Рашидовна

В последние десятилетия в Российской Федерации на фоне нарастания социально-экономической напряженности в современном обществе, экологического неблагополучия среды обитания, характерной для большинства регионов страны, накопившимися проблемами в здравоохранении, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нарзулаев Сулейман Батырович, Петухов Николай Александрович, Добрянская Зинаида Ивановна, Бикбова Елена Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в физическом воспитании часто болеющих детей»

2. Громцева, А. К. Формирование у щкольников готовности к самообразованию [Текст]/ А. К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

3. Нильсон, О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся [Текст]/ О. А. Нильсон. - Таллин: 1976. - 280 с.

4. Первокурсникам о самостоятельной работе: методические указания [Текст]/ сост. И. О. Котлярова, Г. Н. Серикова, В. А. Худяков; ред. Г. Н. Сериков. - Челябинск: ЧПИ, 1987.- 87 с.

5. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование [Текст]/ П. И. Пидкасистый. -М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

6. Сериков, Г. Н. Самообразование: Совершенствование подгол овки студентов [Текст]/ Г. Н. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1991. - 232 с.

7. Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных умений [Текст]/ А. В. Усова, А. А. Бобров. - М. : Знание, 1987. - 80 с.

УДК: 378.2.3.5

Нарзулаев Сулейман Батырович

Доктор медицинских наук, профессор, Томский государственный педагогический университет, batyr-54@mail.ru, Томск

Петухов Николай Александрович

Кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Томск

Добрянская Зинаида Ивановна

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Томский государственный педагогический университет, Томск

Бикбова Елена Рашидовна

Аспирант, Томскийгосударственныйпедагогическийуниверситет, lena44599@yandex.ru, Томск

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Narzulaev Sulejman Batyrovich

The doctor of medical sciences, the professor, To?nsk state pedagogical university, batyr-54@mail.ru, Tomsk

Petukhov Nikolay Aleksandrovich

Trhe candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Tomsk state pedagogical university, Tomsk

Dobriansky Zinaida Ivanovna

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

230

Bikbova Elena Rashidovna

Graduate student, Tomsk State Pedagogical University, lena44599@yandex.ru, Tomsk

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION

SICKLY CHILDREN

В последние десятилетия в Российской Федерации на фоне нарастания социально-экономической напряженности в современном обществе, экологического неблагополучия среды обитания, характерной для большинства регионов страны, накопившимися проблемами в здравоохранении, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного и не более 5% детей старшего подросткового возраста можно считать здоровыми. У 60% детей выявляются хронические заболевания [А. И. Потапов, 2007]. По данным официальной статистики за последние 5 лет отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста, заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

Состояние здоровья - интегральная характеристика роста и развития ребенка, которая во многом определяется условиями его жизни. Под условиями жизни следует понимать все - от генетической предрасположенности к тем или иным заболеваниям до техногенных катастроф, которые наносят серьезный ущерб физическому и психическому здоровью детей, неблагоприятные социальные условия жизни ребенка, нерациональное питание, а то и просто истощение.

В значительной степени состояние здоровья подростков неразрывно связано с условиями жизни в семье и организацией учебно-воспитательного процесса на всех ступенях обучения через механизм образовательной среды. Помимо этого, специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Различные отрасли коррекционно-развивающего обучения (социальная педагогика, лечебная педагогика, адаптивное образование и др.) призваны организовать педагогический процесс таким образом, чтобы создать для ребенка максимально комфортные условия для обучения и развития, ослабить влияние факторов, неблагоприятных для здоровья, скорректировать педагогические и медицинские аспекты трудностей в обучении [7].

Однако по нашим исследованиям можно констатировать, что в настоящее время выделилась такая категория учащихся, обучение которой необходимо организовывать отлично от всех перечисленных направлений коррекционно-развивающего обучения - это часто болеющие дети.

Увеличение количества детей с болезнями органов дыхания, в том числе, группы часто болеющие вызывают у медиков и родителей серьезную озабоченность (таблица 1).

Таблица 1

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 Увеличение 2005-2009 гг. (%)

Количество больных системы дыхания 77682,9 72559,2 80488,2 81180,8 85826,5 + 21

Именно для этой группы населения занятия физическим воспитанием выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности. В оздоровительной физической культуре для лиц с нарушениями здоровья должны широко использоваться все средства физического воспитания. Вместе с тем, они должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами и с учетом контингента занимающихся [6].

У детей с отклонениями здоровья имеются настолько значительные нарушения при включении их в общие движения, в упражнениях на координацию движений и сохранение равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. Поэтому необходимы специальные упражнения для коррекции и компенсации данных нарушений. Особое место отводится оздоровительно-спортивным играм, а также различным физиопроцедурам, в частности, использование у часто болеющих детей спелеокамер (влажной и сухой).

В связи с этим в условиях многопрофильного санатория мы попытались комплексно подойти к этому вопросу, используя весь арсенал оздоровительных мероприятий у часто болеющих детей. Для этого использовали сухую спелеокамеру, физические и дыхательные упражнения и различные элементы спортивных игр.

Спелеотерапия (греч. БреЬоп - пещера) - метод лечения длительным пребыванием в условиях своеобразного микроклимата естественных карстовых пещер, гротов, соляных копей, искусственно пройденных горных выработок металлических, соляных и калийных рудников. История спелеотерапии насчитывает около 2500 лет. Спелеотерапия применяется для лечения больных с бронхиальной астмой, гипертонической болезнью, заболеваниями органов дыхания, суставов и др. Применение спелеотерапии, а также сочетание ее с другими возможными вариантами терапии должно создать больному оптимальные условия для выздоровления, помочь максимально использовать внутренние адаптационные возможности организма, точно и своевременно воздействовать на механизмы патологического процесса. Основным действующим фактором спелеокамеры является мелкодисперсный аэрозоль солей натрия, кальция, калия и магния, а также отрицательные аэроионы [4]. Вдыхание таких аэрозолей и аэроионов приводит к разжижению мокроты и ускоряет ее выведение из воздухоносных путей вплоть до бронхиол. Наряду с улучшением бронхиальной проводимости восстанавливаются мукоцилиарный клиренс мерцательного эпителия бронхов и

кровоток слизистой оболочки дыхательных путей. В результате усиливаются вентиляционно-перфузионная функция легких, диффузия кислорода через альвеолокапиллярный барьер и его утилизация различными тканями организма. Усиление функции внешнего дыхания (повышение минутного объема и жизненной емкости легких) приводит к снижению кровяного давления в системе легочной артерии и способствует повышению сократительной функции сердца. У больных гипертонической болезнью снижается артериальное давление. Аэрозоли солей тормозят размножение микрофлоры дыхательных путей, предотвращая развитие воспалительного процесса. Тишина и необычная обстановка пещеры восстанавливают процессы торможения в коре головного мозга. Создаваемый присутствием аэроионов запах свежего и насыщенного воздуха положительно действует на больных, создает им психоэмоциональный комфорт [8].

Невысокая (6-12°С), но постоянная температура воздуха способствует сужению расширенных: кровеносных сосудов; высокое содержание С02 (0,3-3,0 против 0,03% на поверхности) увеличивает объем дыхания на 1,0-1,5 л/мин. и способствует более глубокой вентиляции легких; высокая ионизация воздуха и наличие аэрозолей разного состава способствуют уменьшению отечности слизистых оболочек; высокая влажность (95—100%) - глубокому проникновению заряженных частиц и аэрозолей в дыхательные пути. К этому следует добавить высокую чистоту воздуха (менее 150 микробов в 1 м3), отсутствие в нем аллергенов и тишину пещер, «снимающую» стрессы и позволяющую лучше воспринимать остальные лечебные факторы [9].

Физиотерапия применяется для лечения хронических воспалительных процессов в легких и придаточных пазухах носа, а также для стимуляции функции надпочечников (индуктотермия). Особое место занимает иглореф-лексотерапия, которая в отдельных случаях приводит к длительной устойчивой ремиссии часто болеющих детей, а при обострениях болезни помогает у многих больных добиться улучшения состояния при меньшем объеме фармакотерапии.

Лечебная физическая культура имеет значение и как средство вторичной профилактики, и как элемент терапии часто болеющих детей. Систематические занятия физическими упражнениями и специальной дыхательной гимнастикой (особенно по Стрельниковой и Бутейко) «дисциплинируют» дыхание, помогают больному уменьшить утомляемость дыхательных мышц при бронхиальной обструкции за счет более совершенного распределения на них нагрузки, более эффективного использования движений диафрагмы при рациональном соотношении частоты и глубины дыхания, а также длительности вдоха и выдоха. В периоды ремиссий и при не тяжелом течении болезни у часто болеющих детей, без признаков постнагрузочного бронхоспазма адекватная мышечная работа вызывает расширение просвета бронхов, приводит в процессе тренировок к перестройке регуляции дыхания, делает его экономным и способствует улучшению их здоровья [5].

Целью работы явилось изучение эффективности оздоровления часто болеющих детей с помощью разных технологий использования спелео-климатической камеры комплексов и нетрадиционных физических и дыхательных упражнений.

Под наблюдением находились 59 часто болеющих детей в возрасте от 7 до 9 лет в фазе вне обострения болезни, прошедших реабилитацию в многопрофильном санатории с использованием разных технологий применения спелеоклиматической камеры и комплексов нетрадиционных физических и дыхательных упражнений.

Методика оздоровления включала два этапа и состояла из 14 ежедневных сеансов в спелеоклиматической камере в качестве монотерапии. Второй этап включал комплекс нетрадиционных физических и дыхательных упражнений, плюс фитотерапия. Данное комплексное медико-педагогическое воздействие на ребенка реализовалось в практике работы многопрофильного санатория г. Анжеро-Судженска Кемеровской области в летне-осенний период.

При изучении показателей физического развития и функции респираторной системы обследованных детей полученные после эксперимента данные характеризуют отставание контрольной группы практически по всем показателям от экспериментальной. При первичном обследовании у младших школьников обеих группы, отмечалась общая тенденция к уменьшению от нормы росто- весовых показателей, имелось отчетливое снижение показателей окружности грудной клетки и величины экскурсии грудной клетки. Со стороны функции внешнего дыхания отмечалось некоторое снижение показателей величины жизненной емкости легких (грудной клетки) на вдохе и выдохе (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительная оценка физического развития обследованных детей 7-12 лет (в начале эксперимента)

Показатели Мальчики Девочки

Основная N=5 Контрольная N=5 Основная N=5 Контрольная N=5

Масса тела, кг 20 ± 1,2 21± 0,7 19± 1,1* 21 ± 0,3

Рост, см 119,8 ±2,5 120,5±1,5 117,8 ±2,6 118,1± 2,2

Максимальный вдох (см) Максимальный выдох (см) ЖЕЛ, л 73± 0,7 70,0± 0,6 1,5± 0,15 77± 0,5 74± 0,5 1,6± 0,04 67,0± 0,5 64,0± 0,7 1,4± 0,08 70,0± 0,5 67,0± 0,5 1,5± 0,03

Динамометрия, правая, кг 16,9±0,9* 18,1±1,2 13,7± 1.7 14,9±2,4

Динамометрия, левая, кг 10,8±1,5* 11,7±1,4 8,5±1,2 9,4±1,1

*- достоверность различий с контролем р<0,05

При повторном обследовании после внедрения наших методик у младших школьников экспериментальной и контрольной группы наметилась общая тенденция к увеличению росто- весовых показателей. Достоверных различий не наблюдалось по показателям окружности грудной клетки и величины экскурсии грудной клетки. Факт значительного увеличения показателей экскурсии грудной клетки у испытуемых экспериментальной группы объясняется улучшением осанки и хорошей подвижностью мышц грудной клетки.

Со стороны функции внешнего дыхания отмечалось значительное увеличение показателей величины жизненной емкости легких (грудной клетки) на вдохе и выдохе. Достоверные различия наблюдались только у девочек 7-го года жизни и у мальчиков 9-го года жизни экспериментальной группы, относительно контрольной. Однако, тенденция к приближению к норме, по данным показателей здоровых младших школьников, все же наблюдалось. Так, показатели ЖЕЛ у девочек : экспериментальной группы - 1,64± 0,01 л, контрольная группа - 1,55± 0,02 л (р<0,05) (таблица 3).

Таблица 3 - Сравнительная оценка физического развития обследованных детей 7-12 лет (после эксперимента)

Мальчики Х±т Девочки Х±т

Показатели Основная N=5 Контрольная N=5 Основная N=5 Контрольная N=5

Масса тела, кг 22 ± 1,5 22± 0,7 22 ± 1,1 23 ± 0,3

Рост, см 120 ± 1,9 121±1,7 121 ± 1,5 123± 2,0

Максимальный вдох (см) 75±0,7 73±0,5 69±0,5 67±0,5

Максимальный выдох (см) 72±0,5 70±0,6 67±0,6 64±0,7

ЖЕЛ, л 1,78± 0,01 1,65± 0,02 1.64± 0,01 1,55± 0,02

Динамометрия, правая, кг 19,9±1,2* 18,7±0,9 16,4±1,1 15,9 ±2,1

Динамометрия, левая, кг 11,0±1,6 12,6±1,3 11,Ш,2* 10,2 ±0,7

*— достоверность различий с контролем р<0,05

У мальчиков достоверные различия отмечались у детей экспериментальной, относительно контрольной группы: ЖЕЛ у мальчиков экспериментальной группы составила 1,78± 0,01 л и в контрольной 1,65± 0,02 л (р<0.05), соответственно. Однако прирост этих показателей значительно выше у младших школьников экспериментальной группы, относительно первичного исследования.

Таким образом, сравнительная оценка результатов исследования функционального состояния систем организма после эксперимента, на основании предложенной методики: разные технологии применения спелеокамеры в

сочетании с дыхательными упражнениями и элементами нетрадиционных средств оздоровления, проводимые сезонно, оказалась эффективна. Наша программа позволила улучшить физическое развитие, приблизить показатели дыхательной и сердечно-сосудистой системы у часто болеющих ОРЗ детей к величинам здоровых младших школьников сопоставимого пола и возраста, преодолеть явления гиподинамиии и адаптировать респираторную систему ослабленных младших школьников к дозированным физическим нагрузкам.

Библиографический список

1. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука [Текст]/ В. И. Загвязинский. // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 1990. - С. 3-9.

2. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]/ М. В. Кларин. - М., 1994. - 222 с

3. Ляудис, В. Я. Инновационное обучение и наука [Текст]/ В. Я. Ляудис. - М, 1992.-С. 43-44.

4. Маньшина, Н. В. Курортология для всех. За здоровьем на курорт [Текст]/ И. В. Маньшина. - М.: Вече, 2007. - 592 с.

5. Меньшикова, Г. В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья [Текст]/ Г. В. Меньшикова. - М: Сова, 2008. - 61 с.

6. Николайчук, Л. В., Николайчук, Э. В. Лечение заболеваний органов дыхания [Текст]/ Л. В. Николайчук, Э. В. Николайчук. - М: Современное слово, 2004.-288 с.

7. Подымова, Л. С. Введение в инновационную педагогику [Текст]/Л. С. Поды-мова //учебное пособие. - Курск:КГПУ, 1994. - 120 с.

8. Червинская, А. В. Галотерапия в условиях управляемого микроклимата соляных пещер для восстановительной медицины [Текст]/ А. В. Червинская // Физиотерапевт. - 2006. - № 3.

9. Червинская, А. В. Галотерапия - современное развитие метода спелеотерапии [Текст]/ А. В. Червинская // Курортные ведомости - 2004. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.