Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Ю. А., Савельева М. Н., Санникова О. А., Башеров О. И.

Современное образование находится в процессе реформирования, в плоскости которого на особое внимание, по нашему мнению, заслуживают технологический и инновационный подходы к управлению учебным заведением. Технологический подход обеспечивает совокупность методов, форм, моделей управления, которые направлены на достижение определенной цели, при этом управление происходит путем взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, в результате чего существенно улучшается общий результат деятельности и расширяются возможности для внедрения инновационных управленческих технологий. Инновационный подход обеспечивает условия для внесения системных изменений в управлении учебным заведением, которые направлены на его развитие и улучшение работы, способствуют внедрению нового содержания и форм управленческой деятельности на уровне учебного заведения, совершенствуют организационную и профессиональную культуру учебного заведения. Это позволяет проводить психолого-педагогические экспериментальные исследования содержания управленческого процесса, технологий обучения и воспитания учащихся, следствием которых является существенное повышение результативности деятельности учебного заведения. Новые государственные стандарты образования построены на принципах личностно-ориентированного обучения, которое предполагает использование гуманистического подхода в управлении учебным заведением, что под воздействием определенных объективных факторов дает возможность проанализировать социальные и личностные потребности человека как гражданина, субъекта учебной и профессиональной деятельности, обеспечить целесообразную сотрудничество руководителя и членов педагогического коллектива по принципу партнерства, учесть индивидуально-психологические особенности работников в процессе управленческого взаимодействия, создать условия для личностного развития и реализации их творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Ю. А., Савельева М. Н., Санникова О. А., Башеров О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Modern education is in the process of reform, in the plane of which, in our opinion, technological and innovative approaches to the management of an educational institution deserve special attention. The technological approach provides a set of methods, forms, and models of management that are aimed at achieving a certain goal, while management is carried out through the interaction of all participants in the educational process, as a result of which the overall result of activity is significantly improved and opportunities for the introduction of innovative management technologies are expanded. The innovative approach provides conditions for making systemic changes in the management of an educational institution, which are aimed at its development and improvement of work, contribute to the introduction of new content and forms of management activities at the level of the educational institution, improve the organizational and professional culture of the educational institution. This allows us to conduct psychological and pedagogical experimental studies of the content of the management process, technologies of teaching and educating students, the result of which is a significant increase in the effectiveness of the educational institution. The new state standards of education are based on the principles of personality-oriented learning, which involves the use of a humanistic approach in the management of an educational institution, which, under the influence of certain objective factors, makes it possible to analyze the social and personal needs of a person as a citizen, subject of educational and professional activities, to ensure the appropriate cooperation of the head and members of the teaching staff on the principle of partnership, to take into account the individual psychological characteristics of employees in the process of managerial interaction, to create conditions for personal development and the realization of their creative potential.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

Инновационные технологии управления в образовании

Юрий Александрович Волков

старший преподаватель кафедры иностранных языков Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Москва, Россия [email protected] 0000-0002-9179-0786

Марина Никитична Савельева

старший преподаватель кафедры иностранных языков Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Москва, Россия [email protected] 0000-0002-4795-4958

Ольга Александровна Санникова

старший преподаватель кафедры иностранных языков Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Москва, Россия [email protected] 0000-0003-1439-1340

Олег Игоревич Башеров

старший преподаватель кафедры иностранных языков Московский финансово-промышленный университет «Синергия» старший преподаватель кафедры иностранных языков

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Москва, Россия [email protected] 0000-0002-2299-5112

Поступила в редакцию 11.02.2021 Принята 15.03.2021 Опубликована 22.04.2021

< 10.25726/]7572-5050-7483-г

Аннотация

Современное образование находится в процессе реформирования, в плоскости которого на особое внимание, по нашему мнению, заслуживают технологический и инновационный подходы к управлению учебным заведением. Технологический подход обеспечивает совокупность методов, форм, моделей управления, которые направлены на достижение определенной цели, при этом управление происходит путем взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, в результате чего существенно улучшается общий результат деятельности и расширяются возможности для внедрения инновационных управленческих технологий. Инновационный подход обеспечивает условия для внесения системных изменений в управлении учебным заведением, которые направлены на его развитие и улучшение работы, способствуют внедрению нового содержания и форм управленческой деятельности на уровне учебного заведения, совершенствуют организационную и профессиональную культуру учебного заведения. Это позволяет проводить психолого-педагогические экспериментальные

исследования содержания управленческого процесса, технологий обучения и воспитания учащихся, следствием которых является существенное повышение результативности деятельности учебного заведения. Новые государственные стандарты образования построены на принципах личностно-ориентированного обучения, которое предполагает использование гуманистического подхода в управлении учебным заведением, что под воздействием определенных объективных факторов дает возможность проанализировать социальные и личностные потребности человека как гражданина, субъекта учебной и профессиональной деятельности, обеспечить целесообразную сотрудничество руководителя и членов педагогического коллектива по принципу партнерства, учесть индивидуально-психологические особенности работников в процессе управленческого взаимодействия, создать условия для личностного развития и реализации их творческого потенциала.

Ключевые слова

Инновации, образование, технологии, управление, менеджмент.

Введение

Как в трудах отчественных, так и зарубежных ученых термин «инновация» долгое время рассматривался как экономическая категория, однако впоследствии он вошел в научный оборот других отраслей знаний, в частности педагогической. В 60-е годы прошлого века начинает активно разрабатываться концепция социальной инноватики. Наука же, изучающая инновации в области образования и педагогические инновации, оформилась в отдельную отрасль знания и получила название «педагогическая Инноватика».

«Инновация» в переводе с греческого языка означает «обновление, новизна, изменение». Наряду с этим термином часто употребляются и термины «новация» и «новшества». Сложность данного феномена, его неоднозначность привели отсутствие единого подхода к его определению. Для примера рассмотрим ряд трактовок.

В зарубежной педагогике под инновацией понимают любое нововведение, при этом не отмечается наличия процессов создание нового и его внедрению в практическую деятельность. Ученый видит в новациях что-то принципиально новое в науке и практике, что появляется в результате творческого поиска одного или более лиц, а инновацию считает результатом порождения и воплощения новых идей. Соответственно, ученый разделяет педагогов на новаторов (тех, что открывают что-то новое в науке) и инноваторов (тех, кто внедряет научную идею в жизнь) [7].

Поскольку субъектом инновационной деятельности предстает отдельная личность, соответственно, успешность образовательных инноваций неразрывно связывается с фигурой учителя. Учитывая вышесказанное, растет потребность в учителе, способном к инновациям. Через это современные ученые все больше сосредотачиваются на изучении вопроса о формировании личностных качеств учителя, обеспечивающие его успешность как субъекта инновационной деятельности; на развитие его готовности к реализации инноваций.

Материалы и методы исследования

Инновациям свойственна полифункциональность ее социально-психологического воздействия, которая проявляется в одновременных преобразованиях объектов и субъектов внедрения. В процессе смены объекта происходит и творческое развитие субъектов преобразований. Изменения происходят в стиле мышления и поведении инициаторов и реализаторов инноваций. Поэтому успешность инноваций опосредуется личностным фактором.

Таким образом, обобщая подходы к пониманию сущности инноваций в образовательной сфере, считаем целесообразным выделить следующие ее сущностные признаки:

- наличие признака новизны: внесение в образовательную среду новых стабильных элементов (нововведений);

- для любой инновации свойственны этапы порождения, формирования, реализации и распространения новых идей;

- решающая роль субъективного фактора на всех этапах инновации;

- творческий характер преобразований;

- целенаправленность действий на всех этапах инновации;

- успешность изменений, которая отображается в качественном переходе системы или ее элементов из одного состояния в другое.

На основе анализа литературных источников, исследования широкой управленческой практики можно выделить некоторые главные направления поиска, разработки и применения управленческих нововведений: концептуально-стратегический подход к управлению развитием начальной учебного заведения; управление школой как целостной организацией, открытой социальной системой; комплексный подход к проектному управлению развитием начальной учебного заведения; пути, средства и способы развития начальной учебного заведения на основе общности интересов, общности цели и единства действий школьного коллектива; стратегическое управление как условие ускоренного целеопределенного развития учебного заведения; моделирования в практике управления развитием образовательной организации; технология моделирования управления развитием учебного заведения; сбалансированность вертикального и горизонтального способов управления общеобразовательным учреждением; внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему управления начальной школой; управление инновационным процессом как необходимое условие развития начальной учебного заведения.

Результаты и обсуждение

Активизацию инновационной, а также опытно-экспериментальной деятельности как одной из ее форм предопределяют следующие факторы:

- необходимость удовлетворения социокультурных запросов общественности в создании и внедрении новых эффективных интеллектуальных продуктов;

- потребность в росте престижа и прогрессивном развитии учебных заведений путем обновления структуры и содержания образовательного пространства, использования альтернативных методик, новейших технологий, средств обучения;

- повышение мотивации учащихся, уровня их учебных достижений вследствие реализации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;

- рост профессионального уровня педагогов вследствие работы над научно-исследовательскими проектами, участия в конференциях, семинарах и т. п;

- совершенствование форм и методов обучения путем использования научных и образовательных инноваций, обновление стратегических направлений и содержания образования, оптимизация структуры, форм и методов управления учреждением образования119 (новые учебные предметы вариативной части, модельные структуры и др.).

- как индивидуальная, так и коллективная опытно-экспериментальная и инновационная деятельность способствует реализации евроинтеграции и, в частности, практическому внедрению идей формирования инновационной цивилизации [2].

Кроме этого, актуализация инновационной деятельности в образовании на рубеже ХХ - ХХ1 веков обуславливается тем обстоятельством, что эпоха научно-технического прогресса и быстрое развитие информационных технологий наложили свой негативный отпечаток на морально-этический аспект существования человеческого общества.

Результатом такого влияния стала искаженная система ценностей и общественного сознания, что, закономерно, негативно сказалось и на образовательной сфере. В исследуемый период сложились такие условия, когда возникла насущная потребность в переосмыслении цели и задач образования, ее социокультурной сущности и истинного назначения [4]. Ценностные приоритеты учебной деятельности возникают фактором надлежащего качества образования, кроме этого, влияют и на развитие и самообразование личности, выступая фундаментом профессиональной деятельности в условиях меняющегося технологического мира.

Впервые после десятилетий идеологизации декларировалась демократизация и гуманизация всей системы образования, сделало возможным появление новых учебных заведений разного типа и форм собственности, состоялся переход государственных вузов на частично платную систему обучения, была введена система образовательных и образовательно-квалификационных уровней высшего образования. Вновь созданным Министерством образования были осуществлены шаги к ликвидации государственной монополии на предоставление образовательных услуг.

В Федеральной доктрине развития образования [5] был сделан акцент на необходимости развития образовательной отрасли России до уровня развитых стран Европы путем ее коренного реформирования; провозглашалась децентрализация и регионализация управления системой образования, интеграция в мировые образовательные структуры.

Однако, вследствие отсутствия четкого плана и механизма ее реализации, политической воли руководства и несовершенного менеджмента в области образования, несовершенства законотворческих процессов, сокращения государственного финансирования многие намерения до сих пор остаются нереализованными.

В отношении каждого отдельного учебного заведения практическое воплощение каждой технологии имеет свои особенности и зависит от целого ряда факторов, таких, как территориальная принадлежность, контингент учащихся и педагогов, уровень материально-технического обеспечения. Результативность процесса управления зависит от умения руководителя определить проблему и проанализировать ситуацию, которая вызывает эту проблему, поставить цель и выбрать средства, с помощью которых эта цель будет достигнута.

К важным условиям эффективного управления относятся определение и ранжирование долгосрочных целей; формирование стратегии и долгосрочного плана развития; постоянное оценивание и критическое рассмотрение возможных путей достижения поставленных целей; выбор и постепенное осуществление управленческих решений [7]. Управленческие решения являются основой любой деятельности.

Задача современного руководителя предусматривают не только принятия оптимальных решений, но и создание благоприятных условий для их воплощения: руководитель должен создать команду единомышленников, наладить действенную систему коммуникации всех звеньев процесса, обеспечить постоянный мониторинг каждого этапа, мотивировать, контролировать, при этом еще выполнять нормы охраны труда и находить пути альтернативного пополнение материально-технической базы.

Прежде чем принять любое решение, руководитель должен четко видеть, в чем сила и слабость школы, какие возможности учащихся и работников, какие угрозы существуют уже сейчас, какие угрозы могут возникнуть в случае непринятия соответствующего решения. Важно, чтобы каждое управленческое решение было шагом в сторону достижения основной цели учебного заведения. При всем разнообразии современных учебных заведений цель, по нашему мнению, должна быть одна -качественное образование.

Выпускник школы должен иметь такой уровень компетентности, который позволит ему реализовать свои планы, мечты, быть успешным, а значит - счастливым. Достижение этой цели зависит от многих факторов, но существенным фактором является контингент учащихся, которые приходят в первые классы. Чтобы привлечь в школу большее число учеников и привлечь родителей, которые настроены на то, чтобы ребенок получил хорошие знания, на помощь руководителям учебных заведений приходят технологии «public relations» (PR).

Цель таких технологий-создание позитивного имиджа заведения. Есть много школ, которые имеют сильный кадровый состав, желание и способность к результативному труду, но теряют контингент учеников из-за того, что не смогли своевременно осветить свои сильные стороны.

PR - технологии заимствованы из маркетинговой деятельности и направлены на обеспечение конкурентоспособности той или иной организации. Суть использования этой технологии в школе заключается в том, что даже самые маленькие положительные моменты, даже крошечные достижения учащихся должны быть отмечены и доведены до сведения общественности. С помощью этого

формируется «элита школы», устанавливается планка, до которой хочется дотянуться. Как следствие, повышается самооценка, ребенок чувствует себя комфортно, родители довольны, даже если этот успех не в учебе, а в спорте, творчестве, волонтерской деятельности и тому подобное.

В соответствии с основными принципами коучинга руководитель учебного заведения может использовать два вида коучинга: бизнес-коучинг (индивидуальный или корпоративный (групповой) и коучинг личной эффективности. Бизнес-коучинг - это управленческий (руководящий) коучинг, используется как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей. Он может быть как индивидуальный, так и групповой, который часто используется во время подготовки проектов, мероприятий самого разнообразного содержания, которых в учебных заведениях достаточно (начиная от родительских собраний и экскурсионных поездок к проведению международных конференций).

Еще одна технология, которая, по нашему мнению, является продуктивной для любой современной школы, это управление на основе мониторинга. Использование мониторинговых исследований всегда было актуальным, но введение внешнего независимого оценивания сделало их жизненно необходимыми.

Задача руководства учебным заведением определять уровень учебных достижений от начала пребывания ребенка в школе до выпуска, на каждом этапе обучения. На основании полученных результатов и должен строиться учебно-воспитательный процесс, таким образом, чтобы каждый день в школе был для каждого ребенка шагом вперед, а иначе теряется смысл ее пребывания в стенах школы. Задача руководителя-организовать мониторинговые исследования так, чтобы они были объективными, системными, отражали реальное положение вещей и были фундаментом для анализа и дальнейших действий по улучшению результата.

Современный руководитель учебного заведения должен иметь основательную подготовку по теории управления социально-педагогическими системами, психологии, педагогики, экономики, философии образования и других смежных наук, рассматривать объект управления - учебное заведение - как открытую социально-педагогическую систему, которая взаимодействует с социумом; удовлетворять образовательные запросы различных слоев населения, обеспечивать развитие учреждения в конкурентной среде.

Каким бы компетентным, опытным ни был руководитель, он не имеет права останавливаться в своем развитии, поскольку это будет иметь следствием не только его неадекватность в деловой ситуации, но и снижению конкурентоспособности организации.

Выполненное исследование представляет лишь теоретический обзор проблемы внедрения современных технологий управленческой деятельности в измерения образовательного пространства, что не исчерпывает всех аспектов данного вопроса. Дальнейшие научные исследования могут быть направлены на уточнение данных путем мониторинга производительности указанных технологий в практике управления учебными заведениями.

Заключение

Сущностные признаки инноваций, выделенные в результате анализа ряда имеющихся трактовок этого понятия, выявление факторов развития образовательных инноваций предоставляют обобщенное представление об упомянутом феномене а также будут способствовать дальнейшему обогащению теоретических основ Инноватики в области образования.

Материал статьи не исчерпывает всего спектра проблематики инноваций в сфере образования, выясняя лишь ее отдельные аспекты. К кругу вопросов перспективных исследований относим изучение инновационных технологий обучения, использование инновационных методик и средств в учебном процессе, а также изучение личностных качеств субъектов инновационных процессов.

Список литературы

1. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. Москва: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

2. Дайле А. Практика контроллинга. Москва: Финансы и статистика, 2003.

3. Карминский А.М., Фалько С.Г, Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. Москва: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.

4. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. Москва: Финансы и статистика, 2003.

5. Малышева Л.А. Управление организационными изменениями на основе контроллинга. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.

6. Манн Р, Майер Э. Контроллинг для начинающих. Москва: Финансы и статистика, 2004.

7. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Перевод с немецкого. Москва: Финансы и статистика, 2005.

8. Соловьева В.К. Построение организационных структур как фактор управления качеством образования в регионе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2012.

9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.

10. Потемкин В.К. Социально-профессиональное самоопределение молодежи. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2020. 75 с.

11. Маргулян Я.А., Степанов С.А. Формирование организаторской компетентности как технология развития интеллектуального капитала // Научная мысль. 2016. № 1 (19).

12. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

13. Кулеба О.М. Эмоциональна культура как компонент профессионально-педагогической культуры вузовского преподавателя // Теория и практика физической культуры. 2007. № 2. С. 57-59.

14. Кулеба О.М. Инновационный подход как основа проектирования основных профессиональных образовательных программ. В сборнике: Проектирование и реализация образовательных программ педагогической направленности: итоги проекта модернизации педагогического образования. Сб. материалов. М., 2018. С. 79-87.

Innovative management technologies in education

Yuri A. Volkov

Senior Lecturer of the Department of foreign languages Moscow Financial and Industrial University «Synergy» Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-9179-0786

Marina N. Savelyeva

Senior Lecturer of the Department of foreign languages Moscow Financial and Industrial University «Synergy» Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-4795-4958

Olga A. Sannikova

Senior Lecturer of the Department of foreign languages Moscow Financial and Industrial University «Synergy» Moscow, Russia [email protected] 0000-0003-1439-1340

Oleg I. Basherov

Senior Lecturer of the Department of foreign languages Moscow Financial and Industrial University «Synergy» Senior Lecturer of the Department of foreign languages A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art) Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-2299-5112

Received 11.02.2021 Accepted 15.03.2021 Published 22.04.2021

i 10.25726/j7572-5050-7483-r

Abstract

Modern education is in the process of reform, in the plane of which, in our opinion, technological and innovative approaches to the management of an educational institution deserve special attention. The technological approach provides a set of methods, forms, and models of management that are aimed at achieving a certain goal, while management is carried out through the interaction of all participants in the educational process, as a result of which the overall result of activity is significantly improved and opportunities for the introduction of innovative management technologies are expanded. The innovative approach provides conditions for making systemic changes in the management of an educational institution, which are aimed at its development and improvement of work, contribute to the introduction of new content and forms of management activities at the level of the educational institution, improve the organizational and professional culture of the educational institution. This allows us to conduct psychological and pedagogical experimental studies of the content of the management process, technologies of teaching and educating students, the result of which is a significant increase in the effectiveness of the educational institution. The new state standards of education are based on the principles of personality-oriented learning, which involves the use of a humanistic approach in the management of an educational institution, which, under the influence of certain objective factors, makes it possible to analyze the social and personal needs of a person as a citizen, subject of educational and professional activities, to ensure the appropriate cooperation of the head and members of the teaching staff on the principle of partnership, to take into account the individual psychological characteristics of employees in the process of managerial interaction, to create conditions for personal development and the realization of their creative potential.

Keywords

Innovation, education, technology, management, management.

References

1. Anan'kina E.A., Danilochkin S.V., Danilochkina N.G. i dr. Kontrolling kak instrument upravlenija predprijatiem. Moskva: Audit, JuNITI, 2001.

2. Dajle A. Praktika kontrollinga. Moskva: Finansy i statistika, 2003.

3. Karminskij A.M., Fal'ko S.G, Zhevaga A.A., Ivanova N.Ju. Kontrolling. Moskva: Finansy i statistika; INFRA-M, 2009.

4. Karminskij A.M., Olenev N.I., Primak A.G., Fal'ko S.G. Kontrolling v biznese. Metodologicheskie i prakticheskie osnovy postroenija kontrollinga v organizacijah. Moskva: Finansy i statistika, 2003.

5. Malysheva L.A. Upravlenie organizacionnymi izmenenijami na osnove kontrollinga. Ekaterinburg: Institut jekonomiki UrO RAN, 2004.

6. Mann R, Majer Je. Kontrolling dlja nachinajushhih. Moskva: Finansy i statistika, 2004.

7. Han D. Planirovanie i kontrol': koncepcija kontrollinga. Perevod s nemeckogo. Moskva: Finansy i statistika, 2005.

8. Solov'eva V.K. Postroenie organizacionnyh struktur kak faktor upravlenija kachestvom obrazovanija v regione. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tjumen', 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Hutorskoj A. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija // Narodnoe obrazovanie. 2003. №2. S. 58-64.

10. Potemkin V.K. Social'no-professional'noe samoopredelenie molodezhi. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGJeU, 2020. 75 s.

11. Marguljan Ja.A., Stepanov S.A. Formirovanie organizatorskoj kompetentnosti kak tehnologija razvitija intellektual'nogo kapitala // Nauchnaja mysl'. 2016. № 1 (19).

12. Karandashev, V.N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncepcija i metodicheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2004. 70 s.

13. Kuleba O.M. Jemocional'na kul'tura kak komponent professional'no-pedagogicheskoj kul'tury vuzovskogo prepodavatelja // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2007. № 2. S. 57-59.

14. Kuleba O.M. Innovacionnyj podhod kak osnova proektirovanija osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm. V sbornike: Proektirovanie i realizacija obrazovatel'nyh programm pedagogicheskoj napravlennosti: itogi proekta modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija. Sb. materialov. M., 2018. S. 79-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.